ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18736/12 от 23.01.2013 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

23 января 2013 года

Дело № А33-18736/2012

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мальцевой А.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Красноярск)

к открытому акционерному обществу «Красноярсклеспроектстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Красноярск)

о взыскании 112 200 рублей,

без вызова сторон,

установил:

Краевое государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Красноярсклеспроектстрой» о взыскании 112 200 рублей пени за период с 21.08.2012 по 13.11.2012 по государственному контракту №009-01.2-12 от 23.01.2012.

Определением от 26.11.2012 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Истец, ответчик, надлежащим образом извещены о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства, о времени и месте совершения отдельных процессуальных действий (в материалах дела имеются почтовые уведомления от 27.11.2012, свидетельствующие о получении сторонами определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства).

В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Сведения о принятии заявления в порядке упрощенного производства размещены на сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации 27.11.2012.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

23.01.2012 на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 11.01.2012 (извещение № 0119200000111007464) между Краевым государственным казенным учреждением «Управление капитального строительства» (заказчик) и открытым акционерным обществом «Красноярсклеспроектстрой» (исполнитель, подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Разработка проектной документации на реконструкцию защитной дамбы на реке Туба в п.Рощинский Курагинского района и декларации безопасности гидротехнического сооружения, получение положительных заключений государственной экспертизы» №009-01.2-12.

Согласно разделу 1 контракта подрядчик обязуется выполнить проектную и рабочую документацию по объекту: «Разработка проектной документации на реконструкцию защитной дамбы на реке Туба в п.Рощинский Курагинского района и декларации безопасности гидротехнического сооружения, получение положительных заключений государственной экспертизы», в т.ч.: Провести инженерные изыскания (инженерно-геодезические, инженерно-экологические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические); Провести обследование гидротехнических сооружений; Природоохранные мероприятия разработать в соответствии с нормативными требованиями для производства работ в водотоке; Разработать мероприятия по предотвращению загрязнения водного объекта в период строительства; Получить согласование технических решений с природоохранными органами и ГО и ЧС; Конструкцию защитных сооружений предусмотреть с использованием местных строительных материалов; Разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения и провести экспертизу декларации безопасности; Получить согласования контрольно-надзорных органов по проектно-сметной документации; Получить рыбохозяйственную характеристику реки в ФГУ «Енисейрыбвод»; Разработать рыбохозяйственный раздел; Получить заключение Среднесибирского УГМС о фоновом состоянии атмосферного воздуха; Получить заключение о наличии (отсутствии) полезных ископаемых на предполагаемом месте строительства; Получить недостающие исходные данные; Выполнить эскизный проект в цветном изображении с ЗБ визуализацией; Раздел инженерно-технических мероприятий ГО и ЧС разработать в соответствии с действующими на территории Российской Федерации нормативами; Разработать проект мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; Получить положительное заключение государственной экспертизы в соответствии с условиями контракта и техническим заданием (приложением №1 к контракту), которое является неотъемлемой частью настоящего контракта.

Подрядчик обязуется сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ в соответствии с условиями контракта.

Пунктом 1.1 контракта установлен срок выполнения работ: 210 календарных дней с момента заключения контракта с учетом получения всех необходимых согласований и прохождения государственной экспертизы. Дата начала выполнения работ – 24.01.2012. Дата завершения выполнения работ – 20.08.2012 с учетом прохождения государственной экспертизы и получения всех необходимых согласований.

Виды работ и сроки их выполнения также указываются в графике выполнения работ (приложение №2 к контракту), являющемся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.2 контракта).

На основании пункта 2.1 контракта стоимость работ по контракту составляет 3 200 000 рублей, в том числе НДС 18%.

В соответствии с пунктами 3.1–3.2 контракта заказчик в течение 15 календарных дней со дня получения результата работ и актов приема-сдачи работ обязан рассмотреть их и вернуть подрядчику два экземпляра подписанных актов приема-сдачи работ или дать мотивированный отказ от приемки работ. Работы по контракту считаются выполненными подрядчиком и принятыми заказчиком в целом, в том числе по комплектности, с момента подписания актов приема-сдачи работ.

В пункте 6.3 стороны предусмотрели, что при нарушении сроков выполнения работ по настоящему контракту, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении иных условий контракта, подрядчик уплачивает заказчику штрафную неустойку в размере одной двухсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от общей стоимости работ по настоящему контракту за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств до дня фактического исполнения обязательств, но не более стоимости работ.

23.01.2912 истец передал ответчику проектно-сметную документацию по объекту «Восстановление водозащитных дамб на реке Туба в Курагинском районе, пострадавших от паводка 2011 года».

Как следует из иска, в адрес заказчика ответчиком не представлены документы или иные доказательства, подтверждающие выполнение предусмотренных контрактом работ.

В связи с невыполнением предусмотренных контрактом работ в установленные сроки заказчиком направлена претензия исх.№01-2739 от 27.08.2012, которой подрядчику предложено уплатить 8 960 рублей договорной неустойки за нарушение сроков выполнения работ. Претензией подрядчику сообщено, что в случае неудовлетворения настоящей претензии в указанные сроки заказчик намерен обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с иском о расторжении государственного контракта, взыскании убытков и штрафных санкций за неисполнение обязательств по контракту.

Ответчик обязательства по уплате неустойки не выполнил, претензию оставил без ответа.

В соответствии с пунктом 6.3 контракта за просрочку исполнения обязательств ответчику начислена неустойка в размере 112 200 рублей за период с 21.08.2012 по 13.11.2012 (8,25 (ставка рефинансирования)/200 х 3 200 000 руб. х 85 дней).

Неисполнение подрядчиком обязательств в рамках государственного контракта от 23.01.2012 №009-01.2-12 явилось основанием для обращения Краевого государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» в арбитражный суд с заявлением о взыскании 112 200 рублей пени.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. По статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких - условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как следует из материалов дела, 23.01.2012 между сторонами заключен государственный контракт №009-01.2-12 на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Разработка проектной документации на реконструкцию защитной дамбы на реке Туба в п.Рощинский Курагинского района и декларации безопасности гидротехнического сооружения, получение положительных заключений государственной экспертизы», являющийся по своей правовой природе разновидностью договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, правоотношения по которому регулируются положениями параграфов 4, 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ).

В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или)выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Согласно статье 762 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ, участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.

Статьей 760 ГК РФ предусмотрены обязанности подрядчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ выполнять работы в соответствии с зада­нием и иными исходными данными на проектирование и договором, согласовывать гото­вую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления и пе­редать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон №94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Частью 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что датой начала выполнения работ является 24.01.2012. Срок выполнения работ – 210 дней с момента заключения контракта с учетом получения всех необходимых согласований и прохождения экспертизы. Дата завершения выполнения работ – 20.08.2012 с учетом прохождения государственной экспертизы и получения всех необходимых согласований.

Доказательств выполнения подрядчиком предусмотренных контрактом работ в установленные сроки ответчиком в материалы дела не представлено. Факт нарушения сроков выполнения работ по контракту ответчиком не оспаривается.

Исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (статья 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, при этом по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (часть 10 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Таким образом, в соответствии с указанной нормой, закрепленной в Федеральном законе от 21.07.2005 №94-ФЗ, государственный контракт в обязательном порядке подлежит включению условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Соблюдение нормативных требований к содержанию договорных условий означает, что при выработке соответствующих условий стороны обязаны избрать именно ту комбинацию взаимных прав и обязанностей, которая предписана нормативными установлениями.

Пунктом 6.3 контракта установлено, что при нарушении сроков выполнения работ по настоящему контракту, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении иных условий контракта, подрядчик уплачивает заказчику штрафную неустойку в размере одной двухсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от общей стоимости работ по настоящему контракту за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств до дня фактического исполнения обязательств, но не более стоимости работ.

В соответствии с пунктом 6.3 контракта истцом исчислена неустойка за нарушение сроков выполнения работ в размере 112 200 рублей, исходя из следующего расчета:

(3 200 000 рублей (сумма государственного контракта) х 8,25%/200) х 85 дней просрочки.

Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд пришел к выводу, что расчет произведен верно, не противоречит положениям статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиям договора и фактическим обстоятельствам дела.

Учитывая изложенное, требование истца о взыскании 112 200 рублей пени за период с 21.08.2012 по 13.11.2012 по государственному контракту №009-01.2-12 от 23.01.2012 обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Государственная пошлина.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Платежным поручением от 14.11.2012 №2032 истец уплатил 4 366 рублей государственной пошлины.

Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, а именно удовлетворение заявленных исковых требований, 151 190 рублей 13 копеек государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

иск удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества «Красноярсклеспроектстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Красноярск) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Красноярск) 112 200 рублей пени, а также 4 366 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Исполнительный лист на настоящее решение выдается только по заявлению взыскателя.

Судья

А.Н. Мальцева