АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
02 июня 2011 года
Дело № А33-19001/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 июня 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Р.В. Лескова, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью Фирма «СИБТЛ ЛТД», Иркутская область, г. Братск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Красноярскому краю в лице агентства лесной отрасли Красноярского края,
г. Красноярск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежным средствами,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Краевого государственного бюджетного учреждения «Кодинское лесничество», г. Кодинск,
при участии:
от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 25.03.2011 № 23;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО2,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Фирма «СИБТЛ ЛТД» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице агентства лесной отрасли Красноярского края о взыскании 2 480 764 руб. 22 коп. неосновательного обогащения и 380 779 руб. 66 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 31.01.2011 возбуждено производство по делу.
Истцом представлено заявление об увеличении размера исковых требований до 2 905 267 руб. 41 коп., из них: 2 229 191 руб. 60 коп. неосновательное обогащение, 676 075 руб. 81 коп. проценты за пользование чужими денежным средствами. Определением от 19.05.2011 увеличение размера исковых требований принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по следующим основаниям:
-указание в п. 5.1 договора аренды участка лесного фонда на повышающие коэффициенты были признаны обеими сторонами по договору, то есть и истцом и ответчиком;
-размер арендной платы был установлен сторонами, исходя из требований действующего отраслевого законодательства на момент заключения договора;
-договоры аренды участков лесного фонда, заключенные до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, должны быть приведены в соответствие с ним до 01.01.2009. Таким образом, до приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с действующим Лесным кодексом РФ, и в частности в соответствие с его положениями, регулирующими установление размера арендной платы по договорам аренды, действуют условия, определённые сторонами.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание 01.06.2011 не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, третьего лица по имеющимся в деле письменным доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Кодинским лесхозом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) 01.06.1999 подписан договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины № 6, в соответствии с пунктом 2.1 которого арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины:
-вид пользования – заготовка древесины, Ковинское лесничество, №№ квартала 664-670, 672-681, 684-686; площадью 15792 га, ежегодный объект пользования 60,1 тыс. кбм, в том числе 47,7 тыс. кбм.
Характеристика передаваемых в аренду участков лесного фонда и акт передачи приведены в приложении № 1. По акту передачи участков лесного фонда в аренду от 16.05.1996 участки лесного фонда переданы арендатору.
Договор заключен взамен договора на аренду участка лесного фонда от 15.05.1996 № 1 и действует до 11.05.2046 (пункт 8 договора № 6). Согласно отметке регистрационной палаты договор аренды зарегистрирован 05.06.2000.
В соответствии с пунктом 5.1 договора № 6 арендная плата устанавливается исходя из ставок податей за древесину, отпускаемую на корню, утвержденным администрацией края с дополнительным взиманием платежей на воспроизводство лесов в размере 10 % от ставки лесных податей за каждый кубометр расчетной лесосеки. В начальный период освоения участка лесного фонда, предоставленного в арену, оплата производится за фактический объем переданной по лесобилетам древесины при условии освоения: в 1999 году – не менее 50 % от расчетной лесосеки; второй год - не менее 65 % от расчетной лесосеки; третий год - не менее 80 % от расчетной лесосеки. В случае неосвоения установленных нормативов от расчетной лесосеки арендная плата взимается: первый год - за 50 % от расчетной лесосеки; второй год - за 65 % от расчетной лесосеки; третий год - за 80 % от расчетной лесосеки. В последующие годы оплата производится за всю расчетную лесосеку, с дополнительным взиманием платежей на ведение лесного хозяйства в размере от 10 % до 15 % от ставки лесной подати за каждый кубометр расчетной лесосеки.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, в размере минимальных ставок платы, утвержденной постановлением правительства вносится в доход бюджета в том календарном году, на который выписан лесорубочный билет, в следующие сроки: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября – 15%, 15 ноября – 15%, 15 декабря – 15% (пункт 5.2 договора № 6). Арендная плата за древесину, отпускаемую на корню, сверх минимальных ставок платы за древесину отпускаемую на корню, утвержденную постановлением правительства, а также разница между минимальными ставками и ставками, утвержденными администрацией края вносится на счет лесхоза в следующие сроки: 15 июня – 50 %, 15 октября – 50 % и приравниваются к бюджетным средствам (пункт 5.3 договора № 6).
Кодинским лесхозом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) 18.12.2002 подписан договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины № 39, в соответствии с пунктом 2.1 которого арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины сроком на 49 лет со дня государственной регистрации:
-вид пользования – заготовка древесины, Ковинское лесничество, №№ квартала 647 (часть), 659 (часть), 660 (часть), 661 (часть), 662, 663 (часть), площадью 4571 га, ежегодный объект пользования 14,6 тыс. кбм, в том числе по хвойным 11,1 тыс. кбм.
Характеристика передаваемых в аренду участков лесного фонда и акт передачи приведены в приложении № 1. По акту передачи участков лесного фонда в аренду от 18.12.2002 участки лесного фонда переданы арендатору.
Срок действия договора на аренду участков лесного фонда 49 лет с момента регистрации в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 8 договора № 39). Согласно отметке учреждения юстиции договор аренды зарегистрирован 06.03.2003.
В соответствии с пунктом 5.1 договора № 39 арендная плата исчисляется за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда (с учетом предоставленных льгот), независимо от фактического ее использования исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 № 127. С индексацией 4,8 % ставки лесной подати и с дополнительным взиманием платежей на ведение лесного хозяйства в размере 40 % от ставок лесных податей за каждый кубометр расчетной лесосеки. Процент взимания платежей на ведение лесного хозяйства может изменяться в зависимости от увеличения соответствующих затрат. Оплата за пользование участком лесного фонда производится независимо от выписки лесорубочных билетов.
Год освоения
Подлежит освоению
Арендная плата, тыс.руб
%
Тыс.кбм.
По минимальным ставкам
Сверх
минимальных ставок
2003
100
14,6
176,26
70,50
2004
100
14,6
176,26
70,50
2005
100
14,6
176,26
70,50
Согласно пункту 5.2 договора № 39 размер арендной платы, исчисленный по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденной Правительством с индексацией 4,8 %, вносится в доход краевого бюджета в следующие сроки: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября – 15%, 15 ноября – 15%, 15 декабря – 15%. Размер арендной платы, исчисленный по ставкам сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, вносится в доход федерального бюджета в следующие сроки: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября – 15%, 15 ноября – 15%, 15 декабря – 15% (пункт 5.3 договора № 39). В силу пункта 5.4 договора № 39 в случае принятия иных нормативных правовых актов, ставок лесных податей и арендной платы или изменения в установленном порядке разрядов такс арендатор обязуется проиндексировать арендную плату по тем же коэффициентам.
Федеральным государственным учреждением Кодинский лесхоз (арендодатель) и ответчиком (арендатор) 27.04.2005 подписан договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины № 60, в соответствии с пунктом 2.1 которого арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины сроком на 49 лет:
-вид пользования – заготовка древесины, Ковинское лесничество, №№ квартала 619 ч., 622 ч.-626 ч., 631-640, 648, 649, 650 ч., 651-656, площадью 17944 га, ежегодный объект пользования 61,9 тыс. кбм, в том числе по хвойным 46,6 тыс. кбм.
Характеристика передаваемых в аренду участков лесного фонда и акт передачи приведены в приложении № 6. По акту передачи участков лесного фонда в аренду от 27.04.2005 участки лесного фонда переданы арендатору.
Срок действия договора на аренду участков лесного фонда 49 лет со дня государственной регистрации в регистрационном органе (пункт 8 договора № 60). Согласно отметке учреждения юстиции договор аренды зарегистрирован 25.05.2005.
В соответствии с пунктом 5.1 договора № 60 расчет размера арендной платы осуществляется за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда (с учетом предоставленных льгот), независимо от фактического ее использования исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 № 127, с учетом корректирующих коэффициентов, установленных Федеральным законом, и законами субъектов РФ, с индексацией 10 %, Протокол № 13 от 14.03.2005. Оплата за пользование участком лесного фонда производится независимо от выписки лесорубочных билетов.
Год освоения
Подлежит освоению
Арендная плата, тыс.руб
%
Тыс.кбм.
Минимальные ставки
Сверхминимальные ставки
2005
100
61,9
Согласно ежегодно предоставляемых расчетов
2006
100
61,9
2007
100
61,9
Согласно пункту 5.2 договора № 60 размер арендной платы, исчисленный по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденной Правительством, вносится в доход федерального бюджета в следующие сроки: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября – 15%, 15 ноября – 15%, 15 декабря – 15%. Размер арендной платы, исчисленный по ставкам сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, вносится в доход краевого бюджета в следующие сроки: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября – 15%, 15 ноября – 15%, 15 декабря – 15% (пункт 5.3 договора № 60). В силу пункта 5.4 договора № 60 в случае принятия иных нормативных правовых актов, ставок лесных податей и арендной платы или изменения в установленном порядке разрядов такс арендатор обязуется проиндексировать арендную плату по тем же коэффициентам.
В качестве доказательств, подтверждающих внесение в бюджет Красноярского края в счет уплаты арендной платы в части, превышающей минимальный размер (краевой бюджет), истцом представлены платежные поручения от 06.02.2007 № 30; от 06.03.2007 № 47; от 06.03.2007 № 49; от 09.04.2007 № 84; от 05.06.2007 № 159; от 05.07.2007 № 201; от 26.09.2007 № 398; от 06.11.2007 № 483; от 06.12.2007 № 565; от 31.01.2008 № 26; от 06.02.2008 № 54; от 28.02.2008 № 108; от 03.03.2008 № 118; от 07.04.2008 № 205; от 09.06.2008 № 301; от 02.07.2008 № 367; от 08.07.2008 № 377; от 18.07.2008 № 400; от 04.09.2008 № 506; от 05.09.2008 № 513; от 07.11.2008 № 649; от 10.11.2008 № 643; от 28.11.2008 № 696; от 28.11.2008 № 698; от 09.03.2007 № 58; от 14.03.2007 № 62; от 09.04.2007 № 85; от 06.02.2007 № 32; от 03.07.2007 № 199; от 26.09.2007 № 397; от 06.11.2007 № 482; от 07.12.2007 № 577; от 31.01.2008 № 24; от 02.04.2008 № 196; от 19.05.2008 № 274; от 28.05.2007 № 152 на общую сумму 3 461 929 руб.
Истцом и ответчиком подписаны акты взаимных расчетов, согласно которым задолженность истца перед ответчиком по состоянию на 01.04.2011 отсутствует.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчиком в нарушение обязательства и требований закона не учтены при расчете арендной платы по договорам на 2007-2008 годы изменения действующего законодательства, в связи с чем истцу незаконно предъявлена к оплате арендная плата, начисленная с учетом применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4.
Согласно представленного истцом расчета арендная плата по сверхминимальным ставкам, без применения коэффициента 1,4, должна была составлять: по договору от 01.06.1999 № 6 – 0 руб.; по договору от 18.12.2002 № 39: в 2007 году 13 000 руб., в 2008 года – 14 920 руб.; по договору от 27.04.2005 № 60: в 2007 году – 145 600 руб., в 2008 году – 457 756 руб. 40 коп.
Истец указывает на то, что им излишне уплачена в краевой бюджет сумма в размере 2 229 191 руб. 60 коп., в том числе: по договору от 01.06.1999 № 6 – 675 651 руб., по договору от 18.12.2002 № 39 – 158 897 руб., по договору от 27.04.2005 № 60 – 1 394 643 руб. 60 коп.
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания истец начислил ответчику 676 075 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2009 по 27.04.2011, в том числе: 390 438 руб.
01 коп. начислены на денежные средства, излишне оплаченные по договору от 27.04.2005
№ 60, 222 864 руб. 34 коп. начислены на денежные средства, излишне оплаченные по договору от 01.06.1999 № 6, 62 773 руб. 46 коп. начислены на денежные средства, излишне оплаченные по договору от 18.12.2002 № 39.
Ссылаясь на положения статей 1102, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит взыскать с ответчика 2 229 191 руб. 60 коп. неосновательного обогащения, 676 075 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
С 01.01.2007 на территории Российской Федерации введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008
№ 18-п, Агентство лесной отрасли Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.
Согласно пункту 1 абзаца 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 3.3 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, Агентство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе выступает продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков.
Более того, согласно пункту 3.4 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, Агентство осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда в аренду лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе выступает продавцом права на заключение договора аренды.
Согласно Приказам Министерства природных ресурсов Российской Федерации, федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2007 № 509 «Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 году», от 16.01.2008 № 8 «Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году», Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 05.11.2008 № 337 «Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации на период 2009 и 2010 годов» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя переданные им полномочия в области лесных отношений, имеют полномочия по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Таким образом, Агентство лесной отрасли Красноярского края вправе требовать взыскания с ответчика задолженности по арендным платежам за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года, как арендодатель имущества и уполномоченный государством орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Подписанные договоры от 01.06.1999 № 6, от 18.12.2002 № 39, от 27.04.2005 № 60 являются договорами аренды, отношения по которым регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.
Факт передачи арендованного имущества в пользование истцу подтверждается актами приема-передачи от 16.05.1996, от 18.12.2002, от 27.04.2005.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007.
Статьей 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Вместе с тем, статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» утверждены ставки арендной платы. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
Таким образом, при расчете арендной платы в 2007-2008 годах подлежали применению минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 127 от 19.02.2001 и ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.2007, не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства, установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.
При этом внесение изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства в области лесных отношений в части исключения полномочий по установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 314 не может свидетельствовать о наличии таких полномочий до даты принятия данного нормативного акта, так как оно осуществлено с целью приведения Положения в соответствии с Лесным кодексом, как противоречащим его нормам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки арендной платы, тем самым были реализованы соответствующие полномочия, представленные Лесным кодексом.
С введением Лесного кодекса Российской Федерации с 01.01.2007 упразднено понятие "ставки лесных податей", поэтому исчисление арендной платы с применением коэффициента 1.4, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005
N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» является необоснованным.
Принятие Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации Приказа от 29.02.2008 N 60, прямо отменяющего действие Приказа от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", не может являться достаточным законным основанием его применения после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, отмены акта, в совокупности с которым он подлежал применению (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 N 127), а также после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (01.01.2007). Следовательно применение коэффициента 1.4, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 № 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» в 2007-2008 годах, не основано на нормах материального права и их толкованию во взаимной совокупности.
Факт перечисления истцом в бюджет Красноярского края 3 461 929 руб. арендных платежей за 2007-2008 года подтвержден материалами дела (платежными поручениями). Данный факт сторонами не оспаривается.
В качестве основания возникновения переплаты по арендным платежам по договорам истец указывает платежные поручения от 06.02.2007 № 30; от 06.03.2007 № 47; от 06.03.2007 № 49; от 09.04.2007 № 84; от 05.06.2007 № 159; от 05.07.2007 № 201; от 26.09.2007 № 398; от 06.11.2007 № 483; от 06.12.2007 № 565; от 31.01.2008 № 26; от 06.02.2008 № 54; от 28.02.2008 № 108; от 03.03.2008 № 118; от 07.04.2008 № 205; от 09.06.2008 № 301; от 02.07.2008 № 367; от 08.07.2008 № 377; от 18.07.2008 № 400; от 04.09.2008 № 506; от 05.09.2008 № 513; от 07.11.2008 № 649; от 10.11.2008 № 643; от 28.11.2008 № 696; от 28.11.2008 № 698; от 09.03.2007 № 58; от 14.03.2007 № 62; от 09.04.2007 № 85; от 06.02.2007 № 32; от 03.07.2007 № 199; от 26.09.2007 № 397; от 06.11.2007 № 482; от 07.12.2007 № 577; от 31.01.2008 № 24; от 02.04.2008 № 196; от 19.05.2008 № 274; от 28.05.2007 № 152.
Согласно представленного истцом расчета арендная плата по сверхминимальным ставкам, без применения коэффициента 1,4, должна была составлять: по договору от 01.06.1999 № 6 – 0 руб.; по договору от 18.12.2002 № 39: в 2007 году 13 000 руб., в 2008 года – 14 920 руб.; по договору от 27.04.2005 № 60: в 2007 году – 145 600 руб., в 2008 году – 457 756 руб. 40 коп.
Следовательно, сумма излишне уплаченной за 2007-2008 годы в краевой бюджет арендной платы, начисленной вследствие необоснованного применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4, составляет
2 229 191 руб. 60 коп., в том числе: по договору от 01.06.1999 № 6 – 675 651 руб., по договору от 18.12.2002 № 39 – 158 897 руб., по договору от 27.04.2005 № 60 – 1 394 643 руб. 60 коп. Указанная сумма является суммой неосновательно полученных ответчиком денежных средств.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению, в том числе, к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Учитывая необоснованность применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4, правовые основания удержания суммы излишне перечисленной истцом за 2007, 2008 годы арендной платы в размере 2 229 191 руб. 60 коп. отсутствуют.
Поскольку доказательств возврата истцу указанной суммы либо осуществления зачета ее в счет оплаты последующих периодов аренды в материалы дела не представлено, требование о взыскании данной суммы является правомерным.
Таким образом, требования истца о взыскании 2 229 191 руб. 60 коп. неосновательного обогащения подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
На основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания согласно представленному истцом расчету составляет
676 075 руб. 81 коп. (в том числе: 390 438 руб. 01 коп. начислены на денежные средства, излишне оплаченные по договору от 27.04.2005 № 60, 222 864 руб. 34 коп. начислены на денежные средства, излишне оплаченные по договору от 01.06.1999 № 6, 62 773 руб. 46 коп. начислены на денежные средства, излишне оплаченные по договору от 18.12.2002 № 39), начисленных на сумму неосновательного обогащения по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8 % годовых за период с 01.01.2009 по 27.04.2011.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что требования истца законны, расчет процентов осуществлен верно, в связи с чем требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению в размере
676 075 руб. 81 коп.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
На основании части 1 статьи 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Освобождение государственного органа от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167–170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Красноярского края в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «СИБТЛ ЛТД» Иркутская область г.Братск 2 942 575 руб. 12 коп., из них: 2 229 191 руб. 60 коп. неосновательное обогащение, 676 075 руб. 81 коп. проценты за пользование чужими денежным средствами, а также 37 307 руб. 71 коп. судебных расходов в виде оплаченной по платежному поручению № 677 от 24.12.2010 государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Р.В. Лесков