ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-27818/15 от 06.06.2016 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2016 года

Дело № А33-27818/2015

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании  06 июня 2016 года.

В полном объёме решение изготовлено 14 июня  2016 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бычковой Л.К. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915, г. Красноярск),

к Государственному предприятию Красноярского края «Красноярское управление лесами» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск),

обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская платина" (ИНН <***> , ОГРН <***>, г. Красноярск),

о признании договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка недействительной сделкой,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН, 1052466191580, г. Красноярск).

- административного управляющего ФИО1 (ИНН <***>, члена некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организации профессиональных арбитражных управляющих»),в присутствии:

от истца: ФИО2, представитель по доверенности от 30.12.2015, (до и после перерыва),

от Государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами»: ФИО3, представитель по доверенности от 09.04.2016 (до перерыва),

от общества с ограниченной ответственностью «Сибирская платина»: ФИО4, представитель по доверенности от 11.05.2016,  (до перерыва),

ФИО5, директор на основании решения от 05.11.2015, (после перерыва),

от административного управляющего: ФИО6, представитель по доверенности от 11.01.2016, (до и после перерыва),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО7

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Государственному предприятию Красноярского края «Красноярское управление лесами», обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская платина" о признании договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 30.12.2009 № 383-з, заключенного между Государственным предприятием Красноярского края «Красноярское управление лесами» и обществом с ограниченной ответственностью "Сибирская платина", недействительной сделкой,

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 11.12.2015 возбуждено производство по делу.

Определением от 13.01.2016 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН, 1052466191580, г. Красноярск).

Определением от 04.02.2016 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- административный управляющий ФИО1 (ИНН <***>, члена некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организации профессиональных арбитражных управляющих»).

Определением от 04.02.2016 принято уточнение исковых требований, согласно которому истец просит суд признать договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 30.12.2009 №383-з заключенного между ГПКК «Красноярсклес» и обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская Платина», недействительной сделкой и применить последствия недействительной сделки.

В судебном заседании 25.04.2016 представитель истца заявил ходатайство о фальсификации доказательств, а именно письма Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 15.07.2015, исх. МПР/5-21134/3, представленного в дело обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская Платина».

Определением от 25.04.2016 в  целях проверки судом  заявленного истцом ходатайства о фальсификации документа, ответчику - обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская платина» судом предложено:

- выразить согласие (несогласие) на исключение из числа доказательств по делу -

письма Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от

15.07.2015 года, исх. № МПР/5-21134/3;

-представить  подлинник спорного письма.

В ходе судебного заседания (25.05.2016) представитель общества с ограниченной ответственностью «Сибирская платина» выразил несогласие на исключение из числа доказательств по делу - письма Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 15.07.2015 года, исх. № МПР/5-21134/3.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

В судебном заседании, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 09 час. 45 мин. 06.06.2016 года в целях представления подлинника письма Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 15.07.2015 года, исх. № МПР/5-21134/3, о чем вынесено протокольное определение. Лицам, участвующим в деле, сообщено, что после перерыва судебное заседание будет продолжено в зале судебного заседания № 440 здания Арбитражного суда Красноярского края по адресу <...> (расписка прилагается).

После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, общества с ограниченной ответственностью "Сибирская платина" и административного управляющего.

В материалы дела от Государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами»  и Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края поступило ходатайство о проведении судебного заседания в их отсутствие.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Сибирская платина" пояснил, что подлинник письма Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 15.07.2015 года, исх. № МПР/5-21134/3 отсутствует.

От Административного управляющего государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами» суду представлен отзыв на иск, в котором определена следующая позиция данного участника процесса:

- Определением Арбитражного суда Красноярского края дело №А33-15324/2014 от 21.10.2014г (резолютивная часть от 14.10.2014 г.) в отношении государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами»  введена процедура наблюдения.  Определением арбитражного суда Красноярского края дело №А33-15324/2014 от 08 апреля 2015 г. (резолютивная часть от 01.04.2015 г.) в отношении государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами»   введено финансовое оздоровление. Административным управляющим утвержден ФИО1.

         В соответствии с требованием Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в средства массой информации для публикации направлены сведения о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления и об утверждении административного управляющего. Объявление опубликовано в газете «Коммерсантъ» №69 от 18 апреля 2015 г. объявление №54030242138 и на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве  15.04.2015 г. сообщение №573552.

      Между  Истцом и КГАУ «Красноярсклес» 30.12.2009 г. был подписан договор аренды № 383-3.

25.10.2011 между Истцом,  КГАУ «Красноярсклес» и ГПКК «Красноярсклес» подписано дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 30.12.2009 № 383-3 по условиям которого Ответчику перешли все права и обязанности по договору аренды от 30.12.2009 №383-з. 

 22.06.2015 с письменного согласия Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (письмо от 15.07.2015г № мпр/5-21134/2) заключен договор между Ответчиком и ООО «Сибирская платина» о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 383-3 от 30.12.2009, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по красноярскому края 12.08.2015.

       Договор был зарегистрирован в уполномоченном органе - Росреестре в установленном законом порядке (статьи 8.1 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации). Лесной участок находиться в собственности Красноярского края. Таким   образом,   договор   был   заключен   уполномоченными   лица   и   соответствовал действующему законодательству.

      Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя, в том числе, передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.  Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 16 Информационного письма № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» передача арендатором права аренды другому лицу может осуществляться лишь способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, в порядке перенайма, представляющего частный случай перемены лиц в обязательстве, включающий элементы уступки права требования и перевода долга, когда арендатор передает с согласия арендодателя свои права и обязанности по договору аренды другому лицу.

      На основании статей 382, 384, 388, 389, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации при перенайме происходит замена арендатора в обязательстве по договору аренды. Статьями 389, 391 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что уступка требования, основанного на письменной сделке, подлежащей государственной регистрации, должна быть совершена в письменном виде с последующей регистрацией, с согласия кредитора.  Соответствующее согласие от арендодателя - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края было получено, и соответствующая сделка уступки прав была зарегистрирована в установленном законом порядке, что свидетельствует о действиях участников сделки в рамках действующего законодательства.

       Довод о необходимости согласия административного управляющего в соответствии со ст. 82 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» является не обоснованным, так как согласие на сделки по отчуждению имущества требуются только в том случае, когда сделка превышает пяти процентов балансовой стоимости активов должника. Эта сделка является обычной хозяйственной деятельностью.  В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации, под лесом понимается экологическая система или природный ресурс.

         В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации, Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).  В соответствии с частью 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

      Таким образом, законодательством разграничены арендные отношения, связанные с арендой земельного участка и арендой лесного участка.

 Соответствующий вывод можно сделать исходя из системного толкования общих принципов Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, а именно, что назначение, цели и задачи заключаемого договора аренды земельного участка - использование земли, как материального объекта - части земной поверхности, для строительства, размещения объектов движимого либо недвижимого имущества, осуществления сельскохозяйственной деятельности. Назначение, цели и задачи договора аренды лесного участка - использование (добыча) природного ресурса - леса, расположенного на земельном участке в границах лесничеств, лесопарков.

       Исходя из вышеизложенного, договор аренды лесного участка и договор аренды  земельного участка не тождественные правовые категории, и не могут рассматриваться, как взаимозаменяемые, однородные договора, следовательно, договор аренды лесного участка не является договором аренды земельного участка. Таким образом, довод Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края в части применения запрета, установленного пунктом 2 части 5 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - ФЗ «О ГМП») является несостоятельным.

      В соответствии с частью 3 статьи 18 ФЗ «О ГМП», движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

В соответствии со статьей 11 ФЗ «О ГМП», имущество унитарного предприятия формируется за счет:

- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

       Договор аренды лесного участка не является имуществом предприятия, поскольку договор, заключенный в письменной форме подтверждает наличие определенного сложившегося правоотношения, в которых стороны участники несут свои права и обязанности. Таким образом, довод Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края о применимости к спорным отношениям части 3 статьи 18 ФЗ «О ГМП» несостоятелен, поскольку право аренды лесного участка не относиться к движимому или недвижимому имуществу предприятия, поскольку имущество ГПКК «Красноярское управление лесами» формируется за счет имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, доходов унитарного предприятия от его деятельности и иных, не противоречащих законодательству, источников, а также не закрепляется на балансе предприятия, а также, по своей сути, договор не является имуществом, как гражданско-правовая категория.

 Ответчиком по делу: обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская платина» суду представлен отзыв на иск и дополнения к нему, согласно которым, ответчик исковые требования не признает по следующим основаниям:

 В  соответствии со статьей 4 Лесного кодекса Российской Федерации, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.  В соответствии со статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе относится полномочие владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-П, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет:

1) нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, обращения с отходами производства и потребления, безопасности гидротехнических сооружений, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, экологической  экспертизы,  организации  и  функционирования  особо  охраняемых  природных территорий, охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов, а также в сфере регулирования отношений недропользования;

2)оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, обращения с отходами производства и потребления, безопасности гидротехнических сооружений, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, экологической экспертизы, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов, а также в сферах регулирования отношений недропользования, образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края);

3) надзор (контроль) в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, экологической экспертизы, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также в сфере регулирования отношений недропользования.

      Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края на управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений.

       В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

        В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

      Между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ГПКК «Красноярское управление лесами» был заключен договор аренды лесного участка от 30.12.2009 № 383-з, с учетом совершенного правопреемства в связи с реорганизацией и переименованием участников сделки. Договор был зарегистрирован в уполномоченном органе в установленном законом порядке (статьи 8.1 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, договор был заключен уполномоченными лица и соответствовал действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.  Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

         Таким образом, граждане и юридические лица свободны в осуществлении своих способностей, имущества для предпринимательской деятельности, свободны в заключении договора и совершении иных юридически значимых действиях, при этом, их действия предполагаются, как добросовестные и разумные.

         В соответствии со статьей 388 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускается уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию).

В соответствии со статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу.

         В соответствии с подпунктом «Г» пункта 12 договора аренды лесного участка от 30.12.2009 № 383-з, арендатор вправе с согласия арендодателя, в том числе передавать свои права и обязанности по указанному договору другим лицам.

         ГПКК «Красноярское управление лесами» обратилось к арендодателю (Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края) по вышеуказанному договору за согласованием передачи прав и обязанностей по договору (исх. от 22.06.2015 №01-1874).

          Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края предоставило соответствующее согласие на передачу прав и обязанностей в полном объеме (исх. от 15.07.15 №МПР/5-21134/3).

          Реализуя свои гражданские права, предусмотренные гражданским законодательством и договором аренды лесного участка, ГПКК «Красноярское управление лесами» заключило с ООО «Сибирская платина» договор о передачи прав и обязанностей (№ 3 от 22.06.2015) по договору аренды лесного участка № 383-з от 30.12.2009  в соответствии с которым передало права и обязанности арендатора, вытекающие из договора аренды лесного участка № 383-з от 30.12.2009.  Договор был зарегистрирован в уполномоченном органе (регистрационная запись уполномоченного органа Росреестр № 24-24/008-24/008/003/2015-1373/1 от 12.08.2015) в установленном законом порядке (статьи 8.1 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации).

          Таким образом, переход прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 383-з от 30.12.2009 был совершен в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - ФЗ «О ГМП»), движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

         В соответствии со статьей 11 ФЗ «О ГМП», имущество унитарного предприятия формируется за счет:

-  имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

        Таким образом, довод Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о применимости к спорным отношениям части 3 статьи 18 ФЗ «О ГМП» несостоятелен, поскольку право аренды лесного участка не относиться к движимому или недвижимому имуществу предприятия, поскольку имущество ГПКК «Красноярское управление лесами» формируется за счет имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, доходов унитарного предприятия от его деятельности и иных, не противоречащих законодательству, источников, а также не закрепляется на балансе предприятия.

        В соответствии пунктом 2 части 5 статьи 18 ФЗ «О ГМП», государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 18 ФЗ «О ГМП» (концессионное соглашение).

        Таким образом, государственное предприятие не вправе передавать свои права и обязанности другим лицам, только по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

          Вместе с тем, правовая природа земельных и лесных участков, как объектов гражданского оборота и государственно-правового регулирования не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными объектами, имеющими специальный правовой режим, регулируемый лесным законодательством, в том числе Лесным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации, под лесом понимается экологическая система или природный ресурс.

       В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации, Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Исходя из вышеуказанного, объектом договора аренды лесного участка является природный ресурс - лес, расположенный на земельном участке в границах лесничеств, лесопарков, предоставляемый в целях, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

      В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

       Вместе с тем, поскольку объектом аренды является природный ресурс - лес, к договору аренды лесного участка применяются только общие положения об арендных отношениях, и не связаны с договорными отношениями аренды земельного участка.

          Таким образом, довод Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о применимости к спорным отношениям пункта 2 части 5 статьи 18 ФЗ «О ГМП» несостоятелен, поскольку запрет на совершение передачи прав и обязанностей государственным предприятиям установлен только в отношении права аренды земельного участка, и не связан с отношениями по договору аренды лесного участка.

        В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации, под лесом понимается экологическая система или природный ресурс.  В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации, Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и  другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В соответствии с частью 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

      Таким образом, законодательством разграничены арендные отношения, связанные с арендой земельного участка и арендой лесного участка.

       Соответствующий вывод можно сделать исходя из системного толкования общих принципов Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, а именно, что назначение, цели и задачи заключаемого договора аренды земельного участка - использование земли, как материального объекта - части земной поверхности, для строительства, размещения объектов движимого либо недвижимого имущества, осуществления сельскохозяйственной деятельности. Назначение, цели и задачи договора аренды лесного участка - использование (добыча) природного ресурса - леса, расположенного на земельном участке в границах лесничеств, лесопарков.  Исходя из вышеизложенного, договор аренды лесного участка и договор аренды земельного участка не тождественные правовые категории, и не могут рассматриваться, как взаимозаменяемые, однородные договора, следовательно, договор аренды лесного участка не является договором аренды земельного участка.

        Таким образом, довод Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края в части применения запрета, установленного пунктом 2 части 5 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - ФЗ «О ГМП») является несостоятельным.

        Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя, в том числе, передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 16 Информационного письма № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» передача арендатором права аренды другому лицу может осуществляться лишь способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, в порядке перенайма, представляющего частный случай перемены лиц в обязательстве, включающий элементы уступки права требования и перевода долга, когда арендатор передает с согласия арендодателя свои права и обязанности по договору аренды другому лицу.

      На основании статей 382, 384, 388, 389, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации при перенайме происходит замена арендатора в обязательстве по договору аренды. Статьями 389, 391 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что уступка требования, основанного на письменной сделке, подлежащей государственной регистрации, должна быть совершена в письменном виде с последующей регистрацией, с согласия кредитора.

         Соответствующее согласие от арендодателя - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края было получено, и соответствующая сделка уступки прав была зарегистрирована в установленном законом порядке, что свидетельствует о действиях участников сделки в рамках действующего законодательства.

         В соответствии с пунктом 3.7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-П, в области лесных отношений министерство, в том числе обладает правом владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе: выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности края, или права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края реализующим полномочия собственника в отношении лесных участков, находящихся в собственности края.

В соответствии с частью 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск собственника о признании недействительной сделки, совершенной унитарным предприятием с нарушениями требований закона или устава о необходимости получения согласия собственника на совершение сделки, не подлежит удовлетворению, если в деле имеются доказательства одобрения, в том числе последующего, такой сделки собственником.

      Таким образом, требование Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, в силу наличия одобрения совершения оспариваемой сделки, не подлежат удовлетворению.

        В соответствии с частью 3 статьи 18 ФЗ «О ГМП», движимым и недвижимьм имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

       В соответствии со статьей 11 ФЗ «О ГМП», имущество унитарного предприятия формируется за счет:

-  имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

      Договор аренды лесного участка не является имуществом предприятия, поскольку договор, заключенный в письменной форме подтверждает наличие определенного сложившегося правоотношения, в которых стороны участники несут свои права и обязанности.

        Таким образом, довод Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края о применимости к спорным отношениям части 3 статьи 18 ФЗ «О ГМП» несостоятелен, поскольку право аренды лесного участка не относиться к движимому или недвижимому имуществу предприятия, поскольку имущество ГПКК «Красноярское управление лесами» формируется за счет имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, доходов унитарного предприятия от его деятельности и иных, не противоречащих законодательству, источников, а также не закрепляется на балансе предприятия, а также, по своей сути, договор не является имуществом, как гражданско-правовая категория

        Вышеуказанная позиция, о возможности переуступки права аренды лесного участка с согласия арендодателя была рассмотрено в деле № А33-12454/2014. Позиция суда в решении от 08.04.2015, о законности передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка государственным предприятием, была подтверждена Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 и Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.11.2015.

      В целях исполнения обязанностей по договору аренды лесного участка ООО «Сибирская платина» заключило договор № 49/16 на оказание услуг по создании системы средств предупреждения и тушения лесных пожаров от 14.03.2016, по которому оплатило 22.03.2016 156566,01 руб. Оплачивает арендные платежи по договору аренды лесного участка, в то время, как финансовое состояние ГПКК «Красноярское управление лесами», находящегося в банкротстве, не позволит исполнять принятые на себя обязанности по договору.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что затраты которые будет нести ГПКК «Красноярское управление лесами» связанные с добычей лесного ресурса будут превышать стоимость реализации древесины на корню, в связи с чем, такая деятельность ГПКК «Красноярское управление лесами» будет не рентабельной.

         Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярском крае представил суду отзыв на иск, в котором поддержал требования истца, на основании следующего:

         Согласно представленным в материалы дела договору аренды лесного участка от 30.12.2009 № 383-3 (далее - договор № 366-з), дополнительному соглашению к нему от 25.10.2011 ГПКК «Красноярсклес» являлось арендатором по договору № 383-з. В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим кодексом, другими федеральными законами.

       При этом согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим кодексом.  В соответствии с пунктом 7 статьи 113 ГК РФ правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим кодексом и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ).

          В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 18 Закона № 161-ФЗ государственное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем).

          Поскольку переданные ГПКК «Красноярсклес» по договору № 383-з лесные участки: находятся в государственной собственности, то в силу вышеуказанных правовых норм предприятие не вправе было передавать свои права и обязанности по договору № 383-з ООО «Сибирская Платина».

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

       Учитывая вышеизложенное, агентство полагает, что исковые требования министерства являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

       ГПКК «Красноярсклес» представило суду отзыв на иск, в соответствии с которым, исковые требования поддержало по следующим основаниям:

       Согласно статье 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государствен­ных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуще­ством государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в преде­лах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды ко­торой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожны­ми.  Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собст­венника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получе­нием банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имуще­ства такого предприятия.

      Государственное или муниципальное предприятие, являю­щееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муници­пальной собственности, не вправе:

- передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перена­ем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи (в соответст­вие с концессионным соглашением). Аналогичные ограничения установлены и в п.5.3 Ус­тава ГПКК «Красноярсклес».

        Статьей 128 ГК РФ имущественные права, к которым относится и права аренды, отне­сены к иному имуществу как объекту гражданских прав, отличному от вещей. Следова­тельно, право аренды спорного земельного участка является имуществом ГПКК «Красно­ярсклес» и правила распоряжения имуществом госпредприятия, установленные ст.18 Фе­дерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, распространяются и на него в полной мере.

       Согласно п.2.1 Устава ГПКК «Красноярсклес» целью его деятельности является охра­на, защита и воспроизводство лесов, улучшение породного состава и качества лесов, по­вышение их продуктивности, включая и такой вид деятельности как заготовка древесины(п.2.2.4). Как следует из договора аренды от 30.12.09 г. №366-з, земельный участок предназначен для заготовки древесины (п.2 договора). Кроме того, указанным договором на   арендатора возложены дополнительные обязанности по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановления и ухода за лесом (п.п. «ж» п. 13 дого­вора, приложение №6 к договору). Таким образом, передача прав и обязанностей по ука­занному договору иному лицу фактически лишает ГПКК «Красноярсклес» возможности осуществления его хозяйственной деятельности, при этом нужно иметь ввиду, что одно­временно с договором аренды №383-з от 30.12.2009 года, ГПКК «Красноярсклес» передал ООО «Сибирская платина» права и обязанности еще по трем таким же договорам аренды лесных участков: №342-з от 30.12.09 г., № 365-з от 30.12.09 г. и №383-з от 30.12.09 г., ко­торые также сегодня оспариваются в судебном порядке (дела № А33-27750/2015, А33-27803/2015,
А33-27818/2015).

          Собственником ГПКК «Красноярсклес» является Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (п. 1.4 Устава). Собствен­ник также не давал согласия на уступку прав по указанному договору аренды. Это все свидетельствует о ничтожности сделки по переуступке прав и обязанностей от 22.06.15 года по договору аренды лесного участка №383-з от 30.12.09 года.

       Согласно ст.3,7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный уча­сток, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Имущественные от­ношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Зе­мельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодек­сом, другими федеральными законами. Согласно п.п. «г» п. 12 договора аренды №383-з от 30.12.09 г. арендатор вправе передавать свои права и обязанности по договору только с согласия Арендодателя, то есть истца. Насколько  известно, такого согласия Мини­стерство не давало. В ст.391 ГК РФ установлено, что перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным. В ст.615 аналогичные требования сформулированы по отношению к догово­ру аренды: Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). Иных правил Лесной кодекс применительно к аренде лесных участков не устанавливает. В связи с чем, позиция ООО «Сибирская платина» о не тождественности лесного и земельного участка существенного значения не имеет.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

         30.12.2009  между арендатором - агентством лесного отрасли Красноярского края (правопредшественником истца по делу) и арендатором - краевым государственным автономным учреждением «Красноярское управление лесами»  подписан договор аренды лесного участка №383-з.

        В соответствии с данным договором п.1, арендодатель предоставлял арендатору во временное пользование лесные участи, находящиеся в государственной собственности, определенные пунктом 2 настоящего договора.

В пункте 2 договора определены лесные участки, передаваемые в аренды, а именно, лесные участки общей площадью 3519 га, отнесенные к защитным эксплуатационным лесам, расположенным:

-лесной    участок           площадью    1132    га    отнесенный эксплуатационным   лесам,   расположенный:   Красноярский   край, район. Дзержинское лесничество, Орловское сельское участковое СПК «Красный  Маяк»,  в  кварталах №№ 53-57. с  номером  учетным государственном лесном реестре 24-0963-2009-10-33 14-1.

-лесной участок           площадью 244 га  отнесенный к защитным, эксплуатационным лесам, расположенный: Красноярски  край, Дзержинский район. Дзержинское лесничество. Орловское сельское участковое лесничество. СПК «Красный Маяк», в квартале № 58 с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-0964-2009-10-33 14-1.

-лесной участок   площадью 1075 га. отнесенный к эксплуатационным лесам, расположенный: Красноярский край. Дзержинский район. Дзержинское лесничество. Дзержинское сельское участковое лесничество. СПК «Дзержинское». в кварталах №№ 7-11, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-0965-2009-10-3314-1.

-лесной участок   площадью 1068 га. отнесенный к защитным, эксплуатационным   лесам,   расположенный:   Красноярский   края  Дзержинский район, Дзержинское лесничество, Дзержинское сельское участковое лесничество, СПК «Дзержинское» в кварталах №№57-59 с номером учетной записи  в государственном реестре 24-0966-2009-10-3314-1. Предназначенных  для следующих видов использования лесов:  заготовка древесины.

       Согласно п.3 договора, схема расположения лесных участков и характеристика приводятся в приложениях № 1 и 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте /плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора).

      Как следует из п.4 договора,  Арендатору передаются лесные участки для использования в целях и объемах согласно приложению № 3.

     Договором определен размер арендной платы и сроки ее оплаты. В разделе 3 договора определены права и обязанности сторон.

Согласно пункта 12 договора  арендатору предоставлено право  с согласия Арендодателя сдавать лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по настоящему Договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив;  выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии с разделом 7 договора, срок действия договора определен в 49 лет, с момента государственной регистрации.

25.10.2011 между   Агентством лесной отрасли Красноярского края, («Арендодатель»), с одной стороны, Краевым государственным автономным учреждением  «Красноярское управление лесами» («Сторона-1»), и государственным предприятием Красноярского края «Красноярское управление лесами»  («Сторона-2») подписано дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 30.12.2009г. №383-з.

    В соответствии с данным соглашением,   Сторона-1 с согласия Арендодателя уступает все свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от 30.12.2009г. № 383-з Стороне-2.     Все права и обязанности по настоящему соглашению передаются Стороной-1 Стороне-2 в полном объеме, существующем на момент заключения настоящего дополнительного соглашения.

       Данное дополнительное соглашение прошло процедуру государственной регистрации 12.05.2012.  

      22.06.2015 государственное предприятие Красноярского края «Красноярское управление лесами» направило в адрес начальника отдела охраны, защиты и вопроизводства природных ресурсов и экологии Красноярского края  ФИО8 письмо (Исх. №01-1874) «О выдаче согласия на совершение сделки», в котором попросило согласовать (в соответствии с п.12 договора аренды лесных участков) сделку по передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 30.12.2009 №342-з, от 30.12.2009 №383-з, от 30.12.2009 №365-з, от 30.12.2009 №366-з, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирская платина». В качестве приложения к данному письму были указаны проекты сделок о передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков и копии самих договоров аренды.

 22.06.2015 между государственным предприятием Красноярского края «Красноярское управление лесами» («Арендатор»), с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская Платина» («Приобретатель прав и обязанностей» - пользоватьель)  с другой стороны,   подписан договор №4 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка №383-з от 30.12.2009.

       В соответствии с п.1.1. данного договора   «Арендатор» передает (уступает право   аренды),   а   Пользователь   принимает   на   себя   права   и   обязанности «Арендатора», вытекающие из Договора аренды лесного участка № 583-3 от  30.12.2009, номер государственной регистрации № 24-24-08\001\2010-493 от  09.04.2010  года, заключенного с агентством лесной отрасли Красноярского края ("Арендодатель"). Согласно п.2.1. данного договора все права и обязанности по настоящему договору передаются Арендатором Пользователю в полном объеме, существующем на момент заключения настоящего договора.

       В соответствии с п.3.1. договора, за уступку прав Правопреемник обязуется оплатить Арендатору суму в размере 50 000 рублей, включая НДС 18 %. Согласно п.4.1. договора на Пользователя возложена обязанность по передаче Арендатору второго экземпляра настоящего договора, зарегистрированного в органах государственной регистрации в течение 10 рабочих дней со дня его получения в органах государственной регистрации.

        Согласно п. 5.1. договора, он вступает в силу   с   даты   его   государственной регистрации.

В материалы дела представлена копия письма министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 15.07.2015г. №МПР/5-21134/3 в качестве ответа на обращение ГПКК «Красноярсклес» исх. №01-1874 от 22.06.2015.

Согласно данного ответа – министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, на основании п.2 ст.615 Гражданского кодекса Российской Федерации, дает согласие на передачу прав и обязанностей в полном объеме, включая долговые обязательства, по договору аренды лесного участка от 30.12.2009 №383-з обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская платина», при условии предоставления в министерство зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярская края договора о передачи прав и обязанностей в течении 30 календарных дней со дня регистрации.

Договор №4 о передаче прав и обязанностей прошел процедуру государственной регистрации 12.08.2015     

25.12.2015 общество с ограниченной ответственностью «Сибирская платина» по платежному поручению №000063 произвела оплату государственному предприятию Красноярского края «Красноярское управление лесами» суммы в 50 000 руб.  за переуступку права про договору №4 от 22.06.2015г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка №383-з от 30.12.2009г. в т.ч. НДС.

       Указывая на факт отсутствия согласования сделки по переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка  №383-з от 30.12.2009, и указывая на факт фальсификации письма от 15.07.2015г. №МПР/5-21134/3, министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края  обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к  обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская платина», к государственному предприятию Красноярского края «Красноярское управление о признании договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 30.12.2009 №383-з, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская плотина» и государственным предприятием Красноярского края «Красноярское управление лесами» недействительной сделкой и применении последствий недействительности сделки.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации,  сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

         Статья 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяет следующее правило, что  если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие.

 В предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие.

При последующем согласии (одобрении) должна быть указана сделка, на совершение которой дано согласие.

 Молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом.

         По настоящему иску – министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края оспаривается сделка совершенная между ответчиками в виде  договора №3 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка №383-з от 30.12.2009г.   

В соответствии с пунктом 1.1. данного договора   «Арендатор» передает (уступает право   аренды),   а   Пользователь   принимает   на   себя   права   и   обязанности «Арендатора», вытекающие из Договора аренды лесного участка № 383-3 от  30.12.2009.

Согласно представленного в дело Устава государственного предприятия Красноярского края «Красноярске управление лесами» - данная организация создана в организационно-правовой форме государственного предприятия. Учредителем предприятия является Красноярский край. От имени Красноярского края права собственника имущества предприятия осуществляют агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края и агентство лесной отрасли Красноярского края в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов, а также настоящим уставом.

         В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункта  2 стати 2 Федерального закона «О государственным и муниципальных унитарных предприятиях» №161-ФЗ от 14.11.2002  в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие.

        Согласно статье 11 вышеуказанного Федерального закона, имущество унитарного предприятия формируется за счет:

- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

        Как следует из ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

 Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

         К объектам гражданским прав ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации относит вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

         В соответствии со ст.2  Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

            В соответствии со ст.18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

 В соответствии с п.3.4. положения об Агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края (утв.Постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008г. №70-п) к компетенции агентства отнесено принятие решений в случаях, установленных федеральным законом и (или) уставом краевого унитарного предприятия, о даче согласия (согласования) на совершение краевым унитарным предприятием отдельных сделок (условий сделок), за исключением случаев, когда дача такого согласия (согласование) отнесена к полномочиям Правительства края.

        В соответствии со ст.103 Устава Красноярского края к полномочиям Правительства Красноярского края  предоставление согласия, в порядке определенном в ст.18 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятий»,  не отнесена.

         Договором аренды  лесного участка №383-з от 30.12.2009 в п.12 раздела 3 договора   арендатору предоставлено право только с согласия арендодателя (министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края) сдавать лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по настоящему Договору другим лицам.

        В ст.18 п. 5 подп.2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» предусмотрено, что государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе  передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.

        Согласно статье 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. 

В силу статей 71 - 73, пункта 2 части статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду  лесных участков осуществляется в соответствии с Лесным кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским Кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

 Полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов, переданы субъектам Российской Федерации.

Таким образом, согласование передачи прав и обязанностей по договору аренды другому арендатору, являясь по своей юридической природе формой перенайма,  в силу вышеуказанных норм является обязательным. Аналогичные выводы приведены в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2014г. №75-АПГ14-5.

        22.06.2015 государственное предприятие Красноярского края «Красноярское управление лесами» направило в адрес начальника отдела охраны, защиты и вопроизводства природных ресурсов и экологии Красноярского края  ФИО8 письмо (Исх. №01-1874) «О выдаче согласия на совершение сделки», в котором попросило согласовать (в соответствии с п.12 договора аренды лесных участков) сделку по передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 30.12.2009 №342-з, от 30.12.2009 №383-з, от 30.12.2009 №365-з, от 30.12.2009 №366-з, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирская платина». В качестве приложения к данному письму были указаны проекты сделок о передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков и копии самих договоров аренды.

22.06.2015 между государственным предприятием Красноярского края «Красноярское управление лесами» («Арендатор»), с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская Платина» («Приобретатель прав и обязанностей» - пользоватьель)  с другой стороны, подписан договор №4 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка №383-з от 30.12.2009г.

         В дело представлена копия письма министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 15.07.2015г. №МПР/5-21134/3 в качестве ответа на обращение ГПКК «Красноярсклес» исх. №01-1874 от 22.06.2015г.

Согласно данного ответа – министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, на основании п.2 ст.615 Гражданского кодекса Российской Федерации, дает согласие на передачу прав и обязанностей в полном объеме, включая долговые обязательства, по договору аренды лесного участка от 30.12.2009 №383-з обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская платина», при условии предоставления в министерство зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярская края договора о передачи прав и обязанностей в течении 30 календарных дней со дня регистрации.

Факт подписания и выдачи вышеуказанного письма за указанным номером и за подписью указанного должностного лица оспаривается истцом.

В соответствии со статьей 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Определением от 25.04.2016 в  целях проверки судом  заявленного истцом ходатайства о фальсификации документа, ответчику - обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская платина» судом предложено:

- выразить согласие (несогласие) на исключение из числа доказательств по делу -

письма Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от

15.07.2015 года, исх. № МПР/5-21134/3;

-представить  подлинник спорного письма.

Требование суда, о предоставлении в дело  подлинника вышеуказанного письма,  не исполнено. Факт отсутствия  подлинника письма отрицает  государственное предприятие Красноярского края «Красноярское управление лесами», а также сам истец. Ответчику – обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская платина» суду, в рамках проверки заявления истца о фальсификации данного документа было предложено представить оригинал данного письма, либо исключить его из числа доказательств по делу.

Оригинал письма на момент принятия настоящего решения представлен не был, заявление об исключении письма из числа доказательств суду также не представлено.

В соответствии со статье 68 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

         В качестве доказательства наличия согласования истца на оспариваемую им сделку представлено только один документ – незаверенная копия письма министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 15.07.2015г. №МПР/5-21134/3.

         Согласно ст.71 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

      В письме Управления Росрееестра по Красноярскому краю от 12.04.2016 №50/9665 указано, что согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию  (от 12.08.2015) соглашения об уступки требований по договору №383-з от 30.12.2009 был представлен подлинник и копия письма от 15.07.2015г. №МПР/5-21134/3. При этом, подлинник указанного письма  14.08.2015 был получен представителем заявителя общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Платина» ФИО9 

Иных доказательств, подтверждающих факт согласования оспариваемой сделки со стороны министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края суду не представлено.

С учетом вышеуказанных положений Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации, суд, оценивая письмо министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом  принципов  относимости, допустимости, достоверности  каждого доказательства в отдельности и достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии согласия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на совершение ответчиками оспариваемой сделки, в виду признания судом письма министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 15.07.2015г. №МПР/5-21134/3  недостоверным доказательством.

         Суду также не представлено доказательств, что при заключении оспариваемой сделки,  были исполнены императивные положения ст.18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» предусматривающие обязательное согласование собственником государственного предприятия сделок, связанных с  уступкой требований, переводом долга.

         Оспариваемая сделка по своей правовой сути направлена на перемену лица  - арендатора в обязательстве – договоре аренды лесного участка №383-з от 30.12.2009г. и следовательно для ее совершения необходимо получение согласия собственника государственного предприятия, функции, которого возложены на Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. Учитывая, что к новому арендатору переходят не только права, но и обязанности его правопредшественника по отношению к арендодателю, в т.ч. по оплате арендной платы и тп., суд  считает, что к оспариваемой  сделке применимы положения п. 2 ст.391 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие  последствия отсутствия согласия кредитора на перевод должником долга на другое лицо в виде признания такой сделки ничтожной.

      Таким образом, судом установлен факт совершения оспариваемой сделки без получения согласия на ее совершения со стороны собственника государственного предприятия и стороны по сделке – министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.

      Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации  сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).           

       Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 173.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.

Законом или в предусмотренных им случаях соглашением с лицом, согласие которого необходимо на совершение сделки, могут быть установлены иные последствия отсутствия необходимого согласия на совершение сделки, чем ее недействительность.

Поскольку законом не установлено иное, оспоримая сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, может быть признана недействительной, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения сделки необходимого согласия такого лица или такого органа.

Сделка может быть признана недействительной по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, только тогда, когда получение согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления (далее в этом пункте - третье лицо) на ее совершение необходимо в силу указания закона (пункт 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

        Согласно Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015г. №25  «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» не требуется доказывания наступления указанных последствий в случаях оспаривания сделки по основаниям, указанным в статье 173.1  Гражданского кодекса Российской Федерации, когда нарушение прав и охраняемых законом интересов лица заключается соответственно в отсутствии согласия, предусмотренного законом, или нарушении ограничения полномочий представителя или лица, действующего от имени юридического лица без доверенности.

         Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).

В тоже время, согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации,   сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

        Учитывая, что оспариваемая сделка, напрямую нарушает права  публичного образования - собственника государственного предприятия – Красноярского края, закрепленные в ст.18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также противоречит положениям ст.391 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд  считает, что сделка -  договор №4 от 22.06.2015г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка №383-з от 30.12.2009г., заключенный между государственным предприятием Красноярского края «Красноярское управление лесами» и обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская Платина», является недействительной ничтожной сделкой.

          Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации  иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

         Поскольку иные способы восстановить права арендодателя – министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края  в отношении арендатора – государственного предприятия Красноярского края по договору аренды лесного участка от 30.12.2009г. №383-з,  отсутствуют, суд с учетом положений п. 2 ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве применения последствий совершения недействительной сделки считает необходимым  - восстановить государственное предприятие Красноярского края «Красноярское управление лесами» в статусе арендатора по договору аренды лесного участка №383-з от 30.12.2009г. и  обязать государственное предприятие Красноярского края «Красноярское управление лесами» г. Красноярска возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская Платина» г. Красноярск денежные средства в размере 50 000 руб., полученные во исполнение договора №4 от 22.06.2015г.

        Доводы ответчиков изложенные в отзывах на иск, не могут быть приняты судом на основании мотивов, изложенных в настоящем решении.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на  ответчиков по делу в равных долях.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать недействительным договор от 22.06.2015 переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 30.12.2009 № 383-з, заключенного между Государственным предприятием Красноярского края «Красноярское управление лесами» и обществом с ограниченной ответственностью "Сибирская платина".

Взыскать с Государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами», г. Красноярск, общества с ограниченной ответственностью "Сибирская платина", г. Красноярск, в доход федерального бюджета Российской Федерации по 3 000 руб. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Л.К. Бычкова