ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-37110/18 от 29.05.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2019 года

Дело № А33-37110/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 мая 2019 года.

В полном объёме решение изготовлено 05 июня 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Тимергалеевой О.С. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Кашитского Руслана Ивановича (ИНН 245710569786, ОГРН 304245705600081, г. Красноярск)

к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)

о признании недействительной сделки,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярка,

- муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства»,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2, представителя по доверенности от 11.09.2018 № 1, личность установлена паспортом,

в отсутствие представителей ответчика,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бердыевой Е.Е.,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее – ответчик) о признании сделки по одностороннему расторжению договора № Т/7055 на размещение временного сооружения от 01.07.2014, выраженное в уведомлении № 891-ек от 13.09.2018 недействительной.

Определением от 28.12.2018 исковое заявление принято к производству суда, предварительное судебное заседание и судебное заседание назначены на 07.02.2019, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярка; муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».

В предварительном судебном заседании 07.02.2019 на основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил: окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить предварительное судебное заседание, продолжить рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение.

Определением от 07.02.2019, учитывая необходимость представления дополнительных доказательств в материалы дела,  судебное разбирательство, с учетом отпуска состава суда, командировки судьи и графика назначенных судебных заседаний, отложено на 01.04.2019.

Протокольным определением от 01.04.2019, учитывая ходатайство истца об отложении судебного заседания, мнение ответчика, судебное разбирательство отложено на 07.05.2019.

Протокольным определением от 07.05.2019, с учетом необходимости предоставления дополнительных документов, судебное разбирательство отложено на 29.05.2019.

Ответчик, третьи лица извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в судебном заседании не явился, представителей не направил. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в их отсутствие.

В материалы дела 22.05.2019 от истца поступили дополнительные документы, которые приобщены в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела.

Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно заявленным требованиям и представленным доказательствам.

Суд исследовал письменные материалы по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

01.07.2014 департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и ФИО3 (владелец) заключили договор № Т/7055 на размещение временного сооружения (далее – договору), согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: киоска, в соответствии с номером 998 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595, по адресу: <...> и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (приложение № 2) и являющимся его неотъемлемой частью.

Дополнительным соглашением от 27.11.2014 № К/13260/с по тексту договора слова «ФИО3» заменены словами «ФИО4».

Пунктом 1.2 договора срок действия договора установлен до 01.07.2015.

Дополнительными соглашениями от 10.08.2016 № К/4155/с срок действия договора продлен до 05.08.2019, от 28.04.2018 № К/1680-с – до 01.01.2021.

В соответствии с пунктом 6.2 договора в случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 4.1.2.1 - 4.1.2.6 договор считается расторгнутым.

В силу пункта 4.2.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.08.2016 № К/4155/с) администрация имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 90 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:

Пункт 4.2.2.1 если владелец в течение срока, установленного пунктом 3.2.1 договора, не обратился за заключением договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.

Пункт 4.2.2.2 в случае несоответствия установленного временного сооружения схеме размещения временных сооружений.

Пункт 4.2.2.3 в случае нарушения установленных требований к архитектурному облику временного сооружения.

Пункт 4.2.2.4 если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.

Пункт 4.2.2.5. в случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено договором.

В силу пункта 6.4.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.08.2016 № К/4155/с) основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.

Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора (пункт 6.4.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 10.08.2016 № К/4155/с).

На основании договора на размещение временного сооружения между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 19.01.2015 № 88, согласно условий пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 04 00 125:0459, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой бригады, 5г для использования в целях размещения временного сооружения: киоска в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 115,43 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.

Приложением к договору аренды земельного участка от 19.01.2015 № 88 является план границ земельного участка, предоставленного в аренду для размещения по ул. 78 Добровольческой бригады, 5 г с описанием границ.

Срок договора аренды установлен с 27.11.2014 по 30.06.2015 (пункт 2.1 договора аренды земельного участка от 19.01.2015 № 88). Дополнением от 16.04.2015 № 1574 к договору срок действия договора продлен по 30.05.2016, дополнением от 11.10.2016 № 4637 к договору – по 30.11.2017.

Заявлением от 05.10.2018 (вх. № 18195-ги от 08.10.2018) истец просил департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска продлить срок действия договора аренды земельного участка.

Письмом от 02.11.2018 № 29635ги департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал в продлении договора аренды от 19.01.2015 № 88.

Письмом от 21.03.2019 № 8438 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска просил передать земельный участок по акту приема-передачи.

Распоряжением администрации города Красноярска от 12.09.2018 № 4193-недв  администрация города Красноярска предоставила в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:341572, площадью 65 932 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой бригады.

В отношении указанного земельного участка в материалы дела предоставлены сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Как следует из выписки ЕГРН от 10.04.2018 № 99/2018/92399131 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:341572 – автомобильный транспорт (код 7.2).

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:341572 зарегистрировано в ЕГРН 16.10.2018 за муниципальным образованием город Красноярск, право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УДИБ» зарегистрировано в ЕГРН 02.10.2018 согласно выписке из ЕГРН от 18.03.2019.

Уведомлением от 13.09.2018 № 891-ек администрация города Красноярска сообщила ФИО1 об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 01.07.2014  № Т/7055 с 15.12.2018, в соответствии с пунктом 6.4.1 договора. В обоснование одностороннего отказа от исполнения договора администрация города Красноярска ссылается на предоставление земельного участка, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» на основании распоряжения администрации города Красноярска от 12.09.2018 № 4193-недв.

Индивидуальный предприниматель ФИО1, считая свои права нарушенными, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании сделки по одностороннему расторжению договора № Т/7055 на размещение временного сооружения от 01.07.2014, выраженной в уведомлении № 891-ек от 13.09.2018, недействительной.

Ответчик, обосновывая законность оспариваемой сделки, ссылается на муниципальную нужду, в подтверждении наличия которой представил титульный список объектов капитального ремонта, ремонта улиц, дорог города Красноярска и искусственных сооружений на них, финансируемых за счет федерального и краевого бюджетов в рамках реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2017 год, утвержденный 15.06.2017, согласно которому на 2017 год по ул. 9 Мая – ул. 78 Добровольческой бригады была запланирована оптимизация транспортных потоков и снижение мест концентрации ДТП.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Основной задачей судопроизводства в арбитражных судах в силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Истец свободен в выборе способа защиты, однако избранный истцом способ должен вести к восстановлению принадлежащих ему имущественных прав и интересов, на что неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации в Определениях по конкретным делам (Определение от 12.03.2015 № 308-ЭС15-231, от 28.07.2016 № 301-ЭС16-3758, от 13.10.2016 № 304-ЭС16-12759, от 14.10.2016 № 306-ЭС16-13059, от 05.04.2017              № 305-ЭС16-17597, от 17.07.2017 № 307-КГ17-8679).

Статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В силу положений статей 153, 154, 156 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.

Согласно положениям пункта 6 Федерального закона от 07.05.2013 № 100 «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута», положения которой вступили в силу с 01.03.2015.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95 «Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края» (далее – Порядок № 05-95).

Согласно пунктам 4, 6 Порядка № 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.

Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка № 05-95).

Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 45 Устава города Красноярска установлено, что администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 7, 45, 58, 59 Устава города Красноярска, порядок выдачи разрешения на размещение временных сооружений был урегулирован в постановлении администрации г. Красноярска от 09.02.2010 № 55 «Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска».

С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 № 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение № 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения № 809).

Статьей 10 Положения № 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.

Постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 № 595 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, согласно которой под № 998 включен спорный павильон по адресу <...> г на срок до 01.01.2021.

Предметом спора в рамках настоящего дела является установление законности уведомления администрации города Красноярска от 13.09.2018 № 891-ек об отказе от договора на размещение временного сооружения от 01.07.2014 № Т/7055.

Из материалов дела следует, что 01.07.2014 департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и ФИО3 (владелец) заключили договор № Т/7055 на размещение временного сооружения (далее – договору), согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: киоска, в соответствии с номером 998 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595, по адресу: <...> и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (приложение № 2) и являющимся его неотъемлемой частью.

Дополнительным соглашением от 27.11.2014 № К/13260/с по тексту договора слова «ФИО3» заменены словами «ФИО4».

Пунктом 1.2 договора срок действия договора установлен до 01.07.2015.

Дополнительными соглашениями от 10.08.2016 № К/4155/с срок действия договора продлен до 05.08.2019, от 28.04.2018 № К/1680-с – до 01.01.2021.

В соответствии с пунктом 6.2 договора в случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 4.1.2.1 - 4.1.2.6 договор считается расторгнутым.

В силу пункта 4.2.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.08.2016 № К/4155/с) администрация имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 90 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:

Пункт 4.2.2.1 если владелец в течение срока, установленного пунктом 3.2.1 договора, не обратился за заключением договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.

Пункт 4.2.2.2 в случае несоответствия установленного временного сооружения схеме размещения временных сооружений.

Пункт 4.2.2.3 в случае нарушения установленных требований к архитектурному облику временного сооружения.

Пункт 4.2.2.4 если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.

Пункт 4.2.2.5. в случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено договором.

В силу пункта 6.4.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.08.2016 № К/4155/с) основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.

Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора (пункт 6.4.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 10.08.2016 № К/4155/с).

Дополнительным соглашением от 28.04.2018 № К/1680/с к договору срок действия договора продлен до 01.01.2021.

Таким образом, на момент отказа от договора срок его действия не истек.

Распоряжением администрации города Красноярска от 12.09.2018 № 4193-недв  администрация города Красноярска предоставила в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:341572, площадью 65 932 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой бригады.

В отношении указанного земельного участка в материалах дела предоставлены сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Как следует из выписки ЕГРН от 10.04.2018 № 99/2018/92399131 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:341572 – автомобильный транспорт (код 7.2).

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:341572 зарегистрировано в ЕГРН 16.10.2018 за муниципальным образованием город Красноярск, право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УДИБ» зарегистрировано в ЕГРН 02.10.2018 согласно выписке из ЕГРН от 18.03.2019.

Факт нахождения павильона истца в границах предоставленного МКУ города Красноярска «УДИБ» земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:341572 подтверждён материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Уведомлением от 13.09.2018 № 891-ек администрация города Красноярска сообщила истцу о том, что земельный участок, на котором расположено временное сооружение, распоряжением администрации города Красноярска предоставлен в постоянное бессрочное пользование МКУ города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке.

На момент рассмотрения дела распоряжение администрации города Красноярска от 12.09.2018 № 4193-недв незаконным или недействительным не признано.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3).

По правилам указанной нормы права стороны сделки могут предусмотреть право одностороннего отказа от договора.

В силу пункта 6.4.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.08.2016 № К/4155/с) основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.

Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора (пункт 6.4.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 10.08.2016 № К/4155/с).

Согласно пункту 20 Положения № 809, действовавшего на дату заключения дополнительного соглашения к договору от 16.06.2015 № Е/6473/с, администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее, чем за 90 календарных дней до даты его расторжения в случае наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.

В пункте 6.4.4 договора после перечисления оснований для его расторжения в пунктах 4.2.2.1-4.2.2.5 указано на то, что администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за 90 календарных дней до даты его расторжения (норма аналогичного содержания изложена в пункте 20 Положения). Данное условие свидетельствует о наличии у администрации права на односторонний отказ от исполнения договора.

Данный правовой подход соответствует правовой позиции Арбитражного суда Восточного-Сибирского округа при рассмотрении аналогичного дела № А33-17468/2017.

Таким образом, право уполномоченного органа на досрочное расторжение договора на размещение временного сооружения предусмотрено как указанным правовым актом, так и договором.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточного-Сибирского округа от 28.03.2019 по делу № А33-32949/2017, суды должны помимо проверки наличия самой возможности такого расторжения выяснять обстоятельства относительно разумности и добросовестности действий соответствующей стороны при реализации ею права на одностороннее расторжение договора и соблюдения при этом прав и законных интересов другой стороны.

Исходя из изложенного выше, при реализации предусмотренного пунктом 6.4.1 договора права на односторонний отказ от его исполнения администрация должна действовать добросовестно и разумно, учитывая права и законные интересы владельца временного сооружения. Применительно к спорной ситуации это означает, что при рассмотрении дела администрация должна подтвердить, для каких целей названный выше земельный участок, в пределах которого расположено место размещения временного сооружения истца, был предоставлен МКУ «УДИБ», связано ли его предоставление с реализацией каких-либо муниципальных нужд и препятствует ли нахождение на этом земельном участке временного сооружения истца его использованию по назначению и реализации этих муниципальных нужд (в том числе исключено ли в связи с этим место размещения временного сооружения из схемы размещения временных сооружений).

Иной подход будет свидетельствовать о возможности администрации в произвольном порядке лишать владельцев временных сооружений, рассчитывающих на определенные и заранее согласованные условия ведения бизнеса, оснований для размещения этих сооружений на конкретном месте путем передачи соответствующего земельного участка после заключения договора с владельцем временного сооружения другому лицу.

Ответчик, обосновывая законность оспариваемой сделки, ссылается на муниципальную нужду, в подтверждение наличия которой представил титульный список объектов капитального ремонта, ремонта улиц, дорог города Красноярска и искусственных сооружений на них, финансируемых за счет федерального и краевого бюджетов в рамках реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2017 год, утвержденный 15.06.2017, согласно которому на 2017 год по ул. 9 Мая – ул. 78 Добровольческой бригады была запланирована оптимизация транспортных потоков и снижение мест концентрации ДТП.

При этом оспариваемая в рамках настоящего дела сделка по одностороннему расторжению договора № Т/7055 на размещение временного сооружения от 01.07.2014 совершена департаментом градостроительства администрации города Красноярска в сентябре 2018 года путем направления в адрес истца уведомления № 891-ек от 13.09.2018.

Согласно выписке из Единого государственного реестра надвижимости от 18.03.2019, право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УДИБ» зарегистрировано в ЕГРН 02.10.2018.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик не представил суду каких-либо доказательств в подтверждение того, что сохранение временного сооружения истца на предоставленном МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» земельном участке препятствует использованию этого участка по назначению. Ответчиком не доказано и то, что предоставление земельного участка МКУ               г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», в пределах которого расположено место размещения нестационарного торгового объекта истца, направлено на удовлетворение муниципальных нужд.

При этом судом установлено, что на дату принятия решения по настоящему делу место размещения спорного временного сооружения № 998 не исключено из Схемы размещения временных сооружений на территории города Красноярска (дополнительным соглашением от 28.04.2018 № К/1680/с срок действия договора от 01.07.2014 № Т/7055 на размещение временного сооружения продлен до 01.01.2021).

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для одностороннего отказа от исполнения договора на размещения временного сооружения по указанным в оспариваемой сделке основаниям, в связи с чем, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению

При обращении в суд с настоящим иском истец оплатил государственную пошлину по чеку-ордеру в размере 6 000 руб.

Согласно правил статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Признать сделку по одностороннему расторжению договора № Т/7055 на размещение временного сооружения от 01.07.2014, выраженную в уведомлении № 891-ек от 13.09.2018, недействительной.

Взыскать с департамента градостроительства администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) 6 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.С. Тимергалеева