ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-13429/2021 от 13.05.2022 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-13429/2021

Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 18 мая 2022 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Деревенко Л.А., при ведении протокола  судебного заседания секретарём судебного заседания Петуховой О.И. с использованием до перерыва средств аудиозаписи процесса, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Арника» о взыскании задолженности 

третьи лица:

1.Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Аврора» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

2. Общество с ограниченной ответственностью  «Агро-План45» (ОГРН <***> ИНН <***>);

3.Общество с ограниченной ответственностью
«Агро Альянс» (ОГРН <***> ИНН <***>)

4.Общество с ограниченной ответственностью  «ПАРСЕК» (ОГРН <***> ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от истца: до перерыва- ФИО1, доверенность от 10.01.2022 № ЧГ-2/Д-22, паспорт, диплом; после перерыва явки нет, извещен

от ответчика, явки нет, извещен,

от третьих лиц: явки нет, уведомлены надлежащим образом,

установил:

общество  с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Аврора» (далее – ответчик) о взыскании задолженности по оплате услуг по договору № ЧГ-009010/2020 от 01.01.2020 в размере 26 693 руб. 77 коп. за период с 01.01.2020 по 31.07.2021, неустойки в сумме 3658 руб. 54 коп. за период с 11.02.2020 по 11.08.2021, судебных расходов, связанных с направлением претензии и искового заявления в сумме 187 руб. 20 коп., уплаченной по платежному поручению № 7440 от 16.08.2021 государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Определением от 25.08.2021 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 18.10.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Определением от 09.12.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика – общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Аврора» (ИНН <***>) на надлежащего ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Арника» (ИНН <***>).

 Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Аврора» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора.

Этим же определением в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приняты уточнения истцом предмета спора. Суд перешел к рассмотрению исковых требований о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Арника» (ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН <***>) 48 617 руб. 22 коп. задолженности по оплате стоимости оказанных услуг по договору от 01.01.2020 №ЧГ-010178/2020 за период с 01.01.2020 по 31.10.2021, 2 000 руб. – возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 258 руб. – возмещение почтовых расходов (том 2 л.д. 90-91).

Определением от 12.01.2022 в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью  «Агро-План45» (ОГРН <***> ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Агро Альянс» (ОГРН <***> ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью  «ПАРСЕК» (ОГРН <***> ИНН <***>).

Определением от 14.03.2022 суд удовлетворил ходатайство истца о принятии уточненного искового заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, перешел к рассмотрению исковых требований о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Арника» (ИНН <***> ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН <***> ОГРН <***>) задолженности в размере 56484 руб. 65 коп. по оплате услуг по договору № ЧГ-010178/2020 от 01.01.2020, дополнительное соглашение от 11.11.2021 за период с 01.01.2020 по 31.10.2021, 2000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 258 руб. в возмещение судебных расходов за направление претензии и искового заявления.

Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно расчета задолженности, платежных поручений об оплате, возражений на отзыв ответчика, поступивших через электронную систему «Мой Арбитр».

Ответчик, третьи лица не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом (статьи 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

От ответчика через канцелярию суда поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований в части, полагает необходимым произвести перерасчет суммы задолженности, скорректировав количество сотрудников, поскольку сотрудники не находятся постоянно в офисе арендаторов и не создают в процессе своей работы отходов.

Поступившие документы судом приобщены к материалам дела в порядке статьи 66, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом был объявлен перерыв до 13.05.2022 до 10 часов 10 минут. О перерыве лица, участвующие в деле, извещены путем размещения соответствующего объявления на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет (в деле).

После перерыва 13.05.2022 в 10 час. 10 мин. судебное заседание продолжено.

Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание после перерыва, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом (статьи 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие сторон, третьих лиц.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» в связи с неявкой лиц, участвующих в деле, в  судебном заседании средства аудиозаписи не применяются.

Исследовав письменные материалы дела, судом установлено следующее.

Истец, в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области от 13.09.2019, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области с 01.01.2020.

ООО «Чистый город» (региональный оператор) был подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № ЧГ- 009010/2020 от 01.01.2020 с ООО Частная охранная организация «Аврора» (потребитель), согласно которому Региональный оператор обязуется оказывать Потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (далее - «территориальная схема») в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, а именно: объект, расположен по адресу: 640007, Курганская обл., Курган г, пр-кт Машиностроителей, д.32, оф.202 (адрес места накопления ТКО: Курганская обл., Курган г, пр-кт Машиностроителей, 19;  Курганская обл., Курган г, ул.Промышленная, 2), расчет производится по нормативу, исходя из количества сотрудников (25 единиц), а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

Истец направил в адрес ООО Частная охранная организация «Аврора» претензию №906 от 16.02.2021 с требованием оплатить оказанные услуги по вывозу ТКО.

Поскольку ООО Частная охранная организация «Аврора» изложенные в претензии требования не исполнило,  истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что ООО Частная охранная организация «Аврора» является арендатором нежилого помещения, расположенного в здании по адресу: 640027, <...>, общей площадью 20 кв.м. по договору субаренды нежилого помещения (Т.1, л.д.109-110), заключенного 01.01.2020 с ООО «Арника» (арендодатель).

В соответствии с пунктом 3.3 договора субаренды нежилого помещения от 01.01.2020 расчет арендной платы составляет: 20 кв.м. *250 руб. = 5000 руб. Вывоз мусора 1000 руб. в месяц.

Также, 01.01.2020 между ООО «Арника» (арендодатель) и ООО «Агро-План 45» (арендатор) заключен договор субаренды нежилого помещения (Т.1, л.д.105-106), согласно условиям которого арендатору предоставлен в аренду объект нежилого фонда – нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в здании конторы, на 2 этаже, офис 206а.

  В соответствии с пунктом 3.6 договора расчет за ТКО - 400 руб. в месяц.

01.01.2020 между ООО «Арника» (арендодатель) и ООО «АгроАльянс» (арендатор) заключен договор субаренды нежилого помещения (Т.1, л.д.107-108), согласно условиям которого арендатору предоставлен в аренду объект нежилого фонда – нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в здании конторы, на 2 этаже, офис 206.

  В соответствии с пунктом 3.6 договора расчет за ТКО - 900 руб. в месяц.

01.01.2020 между ООО «Арника» (арендодатель) и ООО «Парсек» (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения (Т.1, л.д.112-113), согласно условиям которого арендатору предоставлены в аренду нежилые помещения, расположенное по адресу: 640027, <...>, в здании на 2 этаже, помещение 208, площадью 16 кв.м., помещение 210, площадью 12 кв.м.

  В соответствии с пунктом 3.3 договора вывоз мусора - 400 руб. в месяц.

Таким образом, на арендаторов – ООО Частная охранная организация «Аврора», ООО «Агро-План 45», ООО «АгроАльянс», ООО «Парсек» не была возложена обязанность по заключению с региональным оператором договора на вывоз ТКО.

Учитывая указанные обстоятельства, по соответствующему ходатайству истца, суд произвел замену ненадлежащего ответчика на надлежащего, заменив ООО Частная охранная организация «Аврора» на ООО «Арника».

В ходе судебного разбирательства истцом представлен договор на оказание услуг по обращению с ТКО № ЧГ-010178/2020 от 01.01.2020 с ООО «Арника» (потребитель), согласно которому Региональный оператор обязуется оказывать Потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (далее - «территориальная схема») в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, а именно: объект, расположен по адресу: 640007, Курганская обл., Курган г, пр-кт Машиностроителей, д.32 (адрес места накопления ТКО: Курганская обл., Курган г, пр-кт Машиностроителей, 19), расчет производится по нормативу, исходя из количества сотрудников (1), а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

Дополнительным соглашением №2 от 11.11.2021 стороны изменили Приложение № 1 к вышеуказанному договору, включив дополнительно в качестве объектов нежилые помещения, расположенные по адресам: 640007, Курганская обл., Курган г, пр-кт Машиностроителей, д.32, 640007, Курганская обл., Курган г, пр-кт Машиностроителей, д.32, оф.206А, 640007, Курганская обл., Курган г, пр-кт Машиностроителей, д.32, оф.206, 640007, Курганская обл., Курган г, пр-кт Машиностроителей, д.32, оф.208, 640007, Курганская обл., Курган г, пр-кт Машиностроителей, д.32, кв.202, собственником которых является ООО «Арника» (арендаторы: ООО Частная охранная организация «Аврора», ООО «Агро-План 45», ООО «АгроАльянс», ООО «Парсек»), указав наименование объектов, адреса объектов, способ расчета объема, единицу расчета норматива, количество расчетных единиц, объем контейнеров, норматив ТКО на одну единицу в год, массу принимаемых ТКО в год, объем принимаемых ТКО в год, стоимость услуг, места (площадки) накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО. В сиу п. 4 дополнительного соглашения №2 от 11.11.2021 к договору, данное соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон с 01.01.2020.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) Правил. 

Согласно пункту 8(8) Правил заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

В силу пункта 8(10) Правил в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (пункт 8(11) Правил).

В соответствии с пунктом 8(12) Правил) в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Согласно абзацу 4 пункта 8 (17) Правил в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В настоящем споре отношения сторон в спорный период регулируются типовым договором.

Кроме того, согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 2 информационного письма от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 типового договора).

Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору (пункт 2 типового договора).

 Под  расчетным  периодом  по  настоящему  договору  понимается один календарный  месяц.  Оплата  услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 5 типового договора).

Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 типового договора).

Как указывает истец, ответчику оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.10.2021 общей стоимостью 56 484 руб. 65 коп.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Потребителем согласно пункту 2 Правил № 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

По общему правилу, презюмируется, что у собственника помещения должен быть договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором либо такой договор должен иметь место между арендатором и региональным оператором.

Учитывая, что по условиям договоров субаренды от 01.01.2020, заключенного между ООО Частная охранная организация «Аврора», ООО «Агро-План 45», ООО «АгроАльянс», ООО «Парсек» ( арендаторы) и ООО «Арника» (арендодатель), в арендную плату включена стоимость услуг по вывозу ТКО, следовательно, в рассматриваемом случае услуги по обращению с ТКО подлежат оплате арендодателем (собственником помещения, либо лицом, не являющимся собственником помещения, но добровольно принявшим на себя соответствующие обязанности, что не противоречит положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, требования к ООО «Арника» заявлены правомерно.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны должны исполнять обязательства в соответствии с условиями договора и закона, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по своей правовой природе относится к договорам возмездного оказания услуг, отношения по которым регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Положениями статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 Гражданского кодекса Российской Федерации) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами, при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

В качестве подтверждения факта оказания услуг истцом в материалы дела представлены односторонние универсальные передаточные документы, а также доказательства их направления в адрес ответчика для подписания (в деле).

Пунктом 7 (1) типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ЧГ-011735/2020 от 01.01.2020 предусмотрено, что региональный оператор выставляет потребителю первичный документ (счет, универсальный передаточный документ – далее УПД) за соответствующий расчетный период. Потребитель обязан получить УПД у регионального оператора ежемесячно собственными силами (абзац «ж» пункта 10 договора). Потребитель возвращает региональному оператору один экземпляр подписанного УПД в срок до 3 дней с даты его получения. В случае, если потребитель не получил УПД от регионального оператора в установленном порядке и в установленный срок, а также в случае непредставления потребителем региональному оператору подписанного экземпляра УПД в установленный срок, УПД считается признанным (согласованным) обеими сторонами.

При изложенных обстоятельствах, отсутствие подписанных универсальных передаточных документов, не освобождает ответчика от оплаты услуг по вывозу отходов, которые были оказаны фактически.

Кроме того, факт оказания услуг региональным оператором по вывозу ТКО, также подтвержден отчетом о прохождении каждой точки из спутниковой системы навигации ГЛОНАСС с учетом места размещения контейнера (в деле).

В силу подпункта «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Курганской области №47-8 от 30.12.2019 «Об установлении предельных единых тарифов на услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» на 2020 год» установлен и введен в действие тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 561 руб. 77 коп. за 1 куб.м.

Постановлением Правительства Курганской области № 60-1 от 30.12.2020 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ОГРН <***>) на 2021 год с 01.01.2021 по 30.06.2021 тариф составляет 561 рубль 77 копеек за 1 куб.м. твердых коммунальных отходов, с 01.07.2021 по 31.12.2021 (с учетом Постановления Правительства Курганской области №19-2 от 28.05.2021) тариф составляет 565 рублей 61 копеек за 1 куб.м твердых коммунальных отходов.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 925 от 30.10.2017 года, согласно которому для административных зданий, учреждений, контор, расположенных на территории Курганской области составляет 1.2 куб. м. в год.

Таким образом, стоимость оказанных услуг по вывозу ТКО, указанная в УПД и в счетах, соответствует установленным нормативам и тарифам, а также условиям согласованным сторонами в договоре, и за период с 01.01.2020 по 31.10.2021 составляет 56 484 руб. 65 коп. (с учетом частичной оплаты).

Расчет стоимости оказанных услуг правомерно произведен исходя из количества сотрудников, норматива накопления ТКО, а также установленных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Количество сотрудников ответчика подтверждено сведениями из ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области.

Согласно положениям ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под термином "рабочее место" понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Действующим законодательством Российской Федерации императивно не закреплено требование, осуществлять деятельность в конкретно указанном месте, согласно трудовому законодательству предусматривается различный характер работы, в том числе разъездной.

Учитывая изложенное, судом отклоняется довод ответчика о необходимости исключить из расчета платы за оказание услуг сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность вне офиса как неоснованный на нормах действующего законодательства. Само по себе указание на разъездной характер работы не обосновывает необходимость учета лишь 1 сотрудника.

Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что рабочее место сотрудников ответчика находится вне нежилого административного здания (офиса), ответчиком не представлено.

Ссылка ответчика на приказ Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 9 сентября 2021 года № 400 «О внесении изменения в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 года № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области», об использовании в схеме расчета объемов накопленных для вывоза твердых коммунальных отходов единицы расчета норматива - 1 сотрудник, когда как Приложением №1 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации говорится о вариантах применения единицы измерения накоплений - «1 сотрудник или 1 кв. метр общей площади» не принимается судом во внимание, поскольку Приложением № 1 к договору стороны согласовали порядок определения объема, вывозимого ТКО с объекта ответчика, а именно объем ТКО определяется в соответствии с нормативом, утвержденным Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 925 от 30.10.2017 года, исходя из единицы расчета - сотрудники.

Ответчику недостаточно заявить о несогласии с представленными истцом доказательствами и обозначить свои замечания к ним, поскольку таковые подлежат опровержению путем предоставления иных относимых и допустимых доказательств, заявления ходатайств, нацеленных на проверку достоверности доказательств, представленных истцом.

До настоящего времени задолженность в указанном размере ответчиком не погашена.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Факт оказания услуг ответчиком документально не опровергнут, доказательств оплаты не представлено.

При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика суммы задолженности в размере 56 484 руб. 65 коп., обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., что подтверждается платежным поручением №7440 от 16.08.2021 (Т.1, л.д.9).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет при увеличении цены иска, составил 2259 руб.

Поскольку истцом при увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачена не была, с ответчика в возмещение расходов на уплату государственной пошлины в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в сумме 2000 руб., в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 259 руб.

В силу положений статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Истцом заявлено о возмещении почтовых расходов за направление претензии и искового заявления в размере 258 руб.

Вместе с тем, в силу пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» в случае замены ненадлежащего ответчика надлежащим соблюдение досудебного порядка не требуется.

Таким образом, отнесение на надлежащего ответчика почтовых расходов истца, понесенных им в связи с направлением претензии неправомерно.

В части возмещения почтовых расходов за направление искового заявления  также следует отказать, так как они не подтверждены документально.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Арника» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 56484 руб. 65 коп. основного долга, 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требования о взыскании судебных расходов отказать.

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью «Арника» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 259 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Л.А. Деревенко