АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган
Дело № А34-13969/2019
21 мая 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2020 года.
В полном объёме решение изготовлено 21 мая 2020 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Останина Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Собко Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Петуховский лесхоз» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
третье лицо: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 21.05.2019;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность № 49 от 19.03.2020;
от третьего лица: явки нет,
установил:
Открытое акционерное общество "Петуховский лесхоз" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 04.10.2019 №45-03-09-19/163 о привлечении к административной ответственности по статье 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу.
Определением суда от 18.10.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 16.12.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Определением от 16.01.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 640002, <...>), которым с заявителем подписан договор аренды лесного участка №34-ДР от 22.10.2009.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте заседания извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Курганской области.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что позиция по делу прежняя. Осуществление лесопатологического мониторинга не является обязанностью открытого акционерного общества "Петуховский лесхоз" и предметом надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области. Обязанность по проведению фитосанитарных карантинных обследований возложена на лиц, являющихся собственниками (пользователями) подкарантинного объекта, заявитель таковым не является. Лесные участки в составе земель лесного фонда находится в федеральной собственности. Соответственно собственником лесных участков и растущих на них лесных насаждений является Российская Федерация. Заявитель арендует лесной участок на основании договора аренды №34-Др от 22.10.2009, заключенным с третьим лицом. Полномочиями по осуществлению сделок и иных действий от имени собственника заявитель не обладает. Заявитель не является собственником (пользователем) подкарантинного объекта по смыслу пункта 12 Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза. Кроме того, карантинное фитосанитарное обследование – процедура, проводимая должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в целях определения популяций карантинных объектов и обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в установленный период. Организация проведения лабораторных исследований в области карантина растений относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений. Таким образом, проведение карантинных фитосанитарных обследований относится к компетенции органа, обладающего полномочиями в сфере карантина растений, и не является обязанностью заявителя. Обязанность по осуществлению мероприятий по защите лесов от вредителей заявитель выполняет посредством проведения мероприятий, предусмотренных лесным законодательством (в том числе, посредством проведения лесопатологических обследований). Объем выявляемых негативных факторов при лесопатологическом обследовании больше объема, который выявляется при проведении фитосанитарных карантинных обследованиях. Лесные участки и растущие на них лесные насаждения не являются продукцией и не включены в перечни продукции, в отношении которой установлены специальные требования по карантинному контролю. В действиях заявителя отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отзыве третьего лица указано, что заявитель не может быть привлечен к ответственности по статье 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение норм международного права. Ссылался на акты лесопатологических обследований. Так обязанность по проведению лесопатологических обследований в 2019 году была исполнена. На момент проведения проверки заинтересованному лицу были предоставлены договоры на проведение лесопатологического обследования. По окончании работ оформлены соответствующие акты лесопатологического обследования, которые впоследствии были утверждены третьим лицом и размещены на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (http://www.priroda.kurganobl.ru/7696.html). Таким образом, заявителем выполняется возложенная на него законодательством Российской Федерации обязанность по проведению мероприятий, направленных на выявление вредных организмов и предупреждение их распространения на арендуемом лесном участке.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против заявленных требований. Пояснил, что позиция по делу прежняя. Проведение обследований подкарантинных объектов, а также проведение лесопатологических обследований, имеют общий предмет – защита леса от вредных микроорганизмов, однако «лесопатология», по своей сути, включает в себя ту же обязанность по обследованию подкарантинных объектов. В случае предоставления каких-либо документов в рамках проведения проверки, свидетельствующих о проведении заявителем лесопатологических обследований, эти документы могли быть учтены. В ходе проверки был представлен договор №13 от 20.06.2019 на проведение лесопатологического обследования насаждений в лесном фонде на территориях в Макушинском участковом лесничестве Макушинском мастерском участке, в то время как заявитель привлечен к ответственности за непроведение обследований лесных массивов в Петуховском и Частоозерском районах. На данные районы договоры представлены не были. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 №159 «Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза», регламентирующее проведение обследований подкарантинных объектов собственниками (пользователями) подкарантинных объектов, вступило в законную силу 01.07.2017. Однако данный нормативный акт не регулирует порядок проведения таких обследований. Ввиду отсутствия в настоящее время законодательной нормы, регулирующей порядок проведения обследований, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области в этой части требования не выставляет.
От третьего лица через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании обозревались акты лесопатологических обследований, размещенные на сайте http://www.priroda.kurganobl.ru/7696.html.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие третьего лица.
Заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Открытое акционерное общество "Петуховский лесхоз"28.02.2013 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, поставлено на налоговый учёт с присвоением ИНН <***>.
Основным видом деятельности открытого акционерного общества «Петуховский лесхоз», согласно выписки из ЕГРЮЛ является: предоставление услуг в области лесоводства.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица №250/03 от 22.07.2019 (т.д. 1, л.д. 40-41), распоряжения №267/03 от 31.07.2019 о внесении изменений в распоряжения Управления о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (т.д. 1, л.д. 42), в рамках государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), с целью выявления и предупреждения нарушений действующего законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по заготовке, хранению и реализации древесины в местах ее складирования, а также соблюдение требований действующего законодательства в области карантина растений, проведено внеплановое мероприятие контроля в отношении открытого акционерного общества «Петуховский лесхоз».
Срок проведения проверки: не более 20 рабочих дней (с 23.08.2019 по 19.09.2019).
В результате проведения внеплановой выездной проверки установлено, что открытое акционерное общество "Петуховский лесхоз" арендует лесные участки S – 41045,0662 га в Макушинском районе, S – 69302 га в Петуховском и Частоозерском районах Курганской области на основании договора аренды лесного участка №34-ДР от 22.10.2009 (т.д. 1, л.д. 110-121). На данных лесных участках ведется заготовка древесины. Открытое акционерное общество "Петуховский лесхоз" реализует дрова (березовые, осиновые) на территории Курганской области. Открытое акционерное общество "Петуховский лесхоз" на основании договора №13 от 20.06.2019 проводит лесопатологические обследования насаждений в лесной фонде на арендованных территориях в ГКУ «Петуховское лесничество» - Макушинском участковом лесничестве, площадью 200,1 га, о чем свидетельствует акт об оказании услуг №0000-000011 от 31.07.2019.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: - пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ "О карантине растений"; - пункта 12 части 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 159 "Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза", о чем составлен акт проверки №250/03 от 19.09.2019 (т.д. 1, л.д. 43-44).
В адрес Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области 24.09.2019 (вх.№6269) от заявителя поступили возражения на акт проверки №250/03 от 19.09.2019 (т.д. 1, л.д. 50), в которых заявитель просил исключить из акта проверки №250/03 от 19.09.2019 указание на нарушение пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ "О карантине растений", пункта 12 Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза (утв. Решением Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 159). Приобщить данные возражения к материалам проверки.
Выявлено нарушение требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, а именно: заявитель не проводит карантинные фитосанитарные обследования на арендованных лесных участках площадью 41045,0662 га в Макушинском районе (условный номер в ЕГРП 45-45-01/0183/2008-360) и 69101,9 га в Петуховском и Частоозерском районах (условные номера в ЕГРП 45-01.01-56.2004-0461, 11373536-2) на предмет обнаружения карантинных объектов, о чем свидетельствует отсутствие документов о проведении обследований на указанных лесных участках.
Письмом исх.№45/4141 от 23.09.2019 (т.д. 1, л.д. 45) заявитель был извещен о необходимости явиться 27.09.2019 к 11 час. 00 мин. в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области для составления протокола об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Петуховский лесхоз», ответственность за которое предусмотрена статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственным инспектором ФИО3 27.09.2019 составлен протокол №45-03-09-19/163 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.д. 1, л.д. 39) за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Письмом исх.№45/4322 от 01.10.2019 (т.д. 1, л.д. 46) в адрес заявителя было направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №45-03-09-19/163 от 27.09.2019 (т.д. 1, л.д. 47-48) на 04.10.2019 на 14 час. 00 мин.
Постановлением начальника отдела надзора в области карантина растений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области ФИО4 от 04.10.2019 №45-03-09-19/163 (т.д. 1, л.д. 37-38) заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьёй, являются общественные отношения в области обращения подкарантинных продукции, грузов и материалов.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения включает в себя действие или бездействие, состоящее в нарушении правил обращения подкарантинной продукции, грузов и материалов. Наступления последствий не требуется; правонарушение считается оконченным с момента нарушения правил на любом этапе обращения подкарантинных продукции, грузов, материалов.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинных продукции, материалов и грузов.
Статьёй 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О карантине растений" установлено, что целями настоящего Федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О карантине растений" организация и осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Установленный частью 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О карантине растений" государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется путем проведения должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе мероприятий, включающих в себя проведении карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О карантине растений").
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О карантине растений" требованиями об осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за подкарантинными объектами должны устанавливаться методики, способы проведения карантинного фитосанитарного обследования и в зависимости от биологических особенностей карантинного объекта периодичность проведения данного обследования. При этом определяются периоды осуществления данного обследования с учетом факторов сезонного характера, влияющих на распространение по территории Российской Федерации карантинных объектов.
Затраты на осуществление карантинных фитосанитарных мер несут граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде (в том числе лизинге) подкарантинные объекты (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О карантине растений").
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 №159 утверждены Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Правила №159).
Согласно положениям раздела второго Правил №159 карантинные фитосанитарные обследования проводятся уполномоченным органом по карантину растений государства – члена Евразийского экономического союза в соответствии с планом утвержденным уполномоченным органом, по методикам проведения карантинных фитосанитарных обследований.
В силу Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2013 №69 государственный карантинный фитосанитарный надзор осуществляется федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 206-ФЗ органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81, 82, 83, 84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ "О карантине растений" граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования.
В соответствии с пунктом 12 части 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 159 "Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза" собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить обследование подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов и в случае их выявления информировать об этом уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся такие подкарантинные объекты.
Вместе с тем, карантинное фитосанитарное обследование - процедура, проводимая должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в целях определения популяций карантинных объектов и обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в установленный период (пункт 21 статьи 2 Закона № 206-ФЗ).
Таким образом ссылка административного органа на пункт 12 Единых правил, согласно которому собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить обследование подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов и в случае их выявления информировать об этом уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся такие подкарантинные объекты, судом не может быть принята, поскольку в данном случае такие лица проводят обычные обследования в рамках статьи 32 Закона № 206-ФЗ, порядок и периодичность которых устанавливает сам собственник (пользователь) подкарантинного объекта и в зависимости от результатов таких обследований немедленно извещает уполномоченный орган. При этом действующим законодательством не установлена безусловная обязанность владельца подкарантинного объекта разрабатывать и утверждать план обычных обследований, издавать документ о назначении ответственных за проведение таких обследований лиц, а равно отчитываться перед уполномоченным органом о порядке проведения, сроках и принимаемых документах по проведению таких обследований.
Цели, которые преследует установленное пунктом 12 части 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 159 требование, могут достигаться, в том числе, проводимыми лесопатологическим обследованиями.
Оспариваемое же постановление в основе выводов о наличии действиях заявителя состава правонарушения исходит из того, заявитель обязан проводить конкретные мероприятия - систематические карантинные фитосанитарные обследования, что выходит за пределы его как обязанностей, так и полномочий.
Учитывая изложенное, заявленное открытым акционерным обществом «Петуховский лесхоз» требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес - 640014, <...>) от 04.10.2019 № 45-03-09-19/163 об административном правонарушении в области карантина растений о назначении открытому акционерному обществу «Петуховский лесхоз» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес - 641642, область Курганская, <...>) административного наказания по статье 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Курганской области.
Судья
Я.А. Останин