АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган
Дело № А34-16988/2019
20 июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2020 года.
В полном объёме решение изготовлено 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Останина Я.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Собко Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВВЕДЕНСКОЕ ДОРОЖНОЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ «АВТОДОРСТРОЙ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Юргамышского района (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 556022 руб. 83 коп.,
третьи лица: 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРГАНГАЗСЕТЬ»; 2. Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области,
при участии в судебном заседании:
от истца: явки нет, после перерыва - ФИО1, доверенность от 28.01.2020;
от ответчика: явки нет;
от третьих лиц: 1. явки нет; 2. ФИО2, доверенность № М-19 от 09.01.2020,
установил:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВВЕДЕНСКОЕ ДОРОЖНОЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "АВТОДОРСТРОЙ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации Юргамышского района (далее - ответчик) о взыскании суммы основного долга по муниципальному контракту №8/2019 от 26.08.2019 в размере 556022 руб. 83 коп., ссылаясь на статьи 309,310,314,702,720,711,781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В доказательство уплаты государственной пошлины в сумме 14120 руб. представлено платежное поручение №3399 от 06.12.2019.
Определением от 04.02.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КУРГАНГАЗСЕТЬ".
Определением от 12.03.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области.
Истец, ответчик, третье лицо №1 в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Курганской области.
От истца через канцелярию суда 06.07.2020 поступили дополнительные пояснения по доводам искового заявления, ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя (доказательства занятости представителя в судебных заседаниях 06.07.2020). В пояснениях указано, что 27.12.2019 между ответчиком и третьим лицом №2 было заключено дополнительное соглашение об увеличении субсидии в рамках программы «Формирование комфортной городской среды», что позволяло ответчику выделить и оплатить выполненные дополнительные работы по муниципальному контракту №8/2019 от 26.08.2019. Отказ ответчика в принятии документально работ на сумму 556022 руб. 83 коп. путем подписания КС-2, КС-3, а также дальнейший отказ от проведения работ является неправомерным, противоречит целям программы. В целом работы по муниципальному контракту №8/2019 от 26.08.2019 ответчиком были приняты без замечаний и претензий, с учетом выполненных дополнительных работ осуществленных истцом в сумме 556022 руб.83 коп. Возражений, либо несогласия по выполненным объемам (сверх согласованных объемов) заказчиком в адрес истца не поступало. Переписка между сторонами, а также третьим лицом №1, которое осуществляло строительный контроль на объекте, действия сторон по исполнению муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, принятой Правительством Курганской области в соответствии с Постановлением от 28.08.2017 №320 «О государственной Программе Курганской области «Формирование комфортной городской среды» свидетельствует о надлежащем исполнении истцом принятых на себя обязательств и принятию их со стороны ответчика. В пункте 12 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное необходимость применения норм статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с положениями Закона о контрактной системе (которые не позволяют увеличивать цену контракта более чем на 10%, признавая данное увеличение ничтожным условием). Истец был вынужден во избежание срыва выполнения муниципальной программы выполнить дополнительные работы на сумму 556022 руб. 83 коп. с учетом специфики своей деятельности для завершения в целом объекта по муниципальному контракту №8/2019 от 26.08.2019 – выполнение работ по благоустройству общественной территории – <...> площадь перед зданием Администрации Юргамышского района. Таким образом, истец полагает, что дополнительные работы, выполненные им, являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности результата работ. Доказательств того, что подрядчиком фактически выполнены самостоятельные по отношению к заключенному контракту работы, в материалы дела не представлено. Ответчик не представил доказательств того, что у истца отсутствовали основания полагать, что выполнение работ в сложившейся ситуации иным лицом было бы возможно без увеличения их стоимости. Действия ответчика по отказу от произведения оплаты выполненных работ являются злоупотреблением правом, что недопустимо в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
От ответчика через канцелярию суда 0.07.2020 поступили исполнительная документация (счета на оплату №310 от 09.10.2019, №323 от 09.10.2019, №348 от 31.10.2019, счета-фактуры №421 от 09.10.2019, №428 от 09.10.2019, №465 от 31.10.2019, справки о стоимости выполненных работ и затрат №421 от 09.10.2019, №428 от 09.10.2019, №465 от 31.10.2019, акты о приемке выполненных работ №421 от 09.10.2019, №428 от 09.10.2019, №465 от 31.10.2019, локальный сметный расчет, общий журнал работ), ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Представитель третьего лица №2 в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление, доказательства направления документов в адрес лиц, участвующих в деле (скриншот). Исковые требования считает обоснованными. Пояснил, что техническое задание разрабатывалось непосредственно заказчиком (ответчиком). Постановлением Правительства Курганской области от 28.08.2017 №320 «О государственной Программе Курганской области «Формирование комфортной городской среды» утверждена государственная Программа Курганской области «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2024 годы, согласно которой Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области является ее ответственным исполнителем. Постановлением Администрации Юргамышского района Курганской области от 15.12.2017 №562 «Об утверждении муниципальной программы Юргамышского района «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы» утверждена муниципальная программа Юргамыского района «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы», согласно которой координацию деятельности и контроль за исполнением программы осуществляется отделом строительства и ЖКХ Администрации Юргамышского района, общественной комиссией по вопросам разработки и реализации муниципальной программы. В соответствии с требованиями Программы между Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области и Администрацией Юргамышского района Курганской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Юргамышского района Курганской области на реализацию программ формирования современной городской среды от 16.04.2019 №37646000-1-2019-004. Размер субсидии, предоставляемой из бюджета Курганской области бюджету Юргамышского муниципального района составляет не более 2474400 руб. В рамках реализации указанной муниципальной программы ответчиком с истцом 26.08.2019 заключен муниципальный контракт №8/2019, а с третьим лицом №1 02.09.2019 ответчиком заключен договор №32/19-СК. Исследуя локально-сметный расчет, третье лицо №1 пришло к выводу, что дефицит для благоустройства асфальтобетонного покрытия на объекте в соответствии с техническим заданием составляет 225 тонн смесей сероасфальтобетонных для мелкозернистого плотного сероасфальтобетонного типа Б. Действуя в интересах ответчика и неопределенного круга лиц из числа граждан р.п. Юргамыш, а также во избежание срыва выполнения муниципальной программы и допущения нарушений части 1 статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» истец вынужден был выполнить дополнительные работы по муниципальному контракту на сумму 556022 руб. 83 коп., включающие в себя укладку смесей сероасфальтобетонных для мелкозернистого плотного сероасфальтобетонного типа Б в количестве 186,167 тонн. По факту выполненных работ истцом в адрес ответчика были направлены на согласование и подпись экземпляры КС-2 №473 от 08.11.2019, КС-3 №473 от 08.11.2019, счет и счет-фактура на оплату. Однако ответчиком не были приняты и оплачены указанные работы. Во второй половине 2019 года в рамках Программы Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области было осуществлено перераспределение нереализованных денежных средств, выделенных отдельным муниципальным образованиям Курганской области в качестве субсидии для реализации муниципальных программ «Формирование комфортной городской среды». В связи с чем с ответчиком было заключено дополнительное соглашение от 27.12.2019 №37646000-1-2019-004/4 к соглашению от 16.04.2019 №37646000-1-2019-04, согласно которого размер субсидии был увеличен до 3782572 руб. 20 коп. Следовательно, у ответчика была возможность в рамках целевой реализации дополнительных средств субсидии оплатить истцу дополнительный объем работ, исключающий вероятность срыва выполнения муниципальной программы.
Документы приобщены к материалам дела в порядке статей 66, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09.07.2020 до 09 час. 30 мин.
Лицам, участвующим в деле разъяснено право на ознакомление с материалами дела (статья 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области было предложено представить документы, на основании которых увеличилась сумма субсидии.
Лица, участвующие в деле, извещены об объявлении судом перерыва, что подтверждается объявлением о перерыве в судебном заседании (в материалах дела), которое было размещено в графике судьи, а также на Интернет-сайте Арбитражного суда Курганской области: http://kurgan.arbitr.ru.
Судебное заседание продолжено 09.07.2020 в 09-32 час.
Ответчик, третье лицо №1 в судебное заседание после перерыва не явились, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Курганской области.
Представитель истца в судебном заседании после перерыва исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что позиция по делу прежняя.
Представитель третьего лица №2 в судебном заседании после перерыва представил соглашение №37646000-1-2019-004 от 16.04.2019, дополнительные соглашения №37646000-1-2019-004/1 от 03.07.2019, №37646000-1-2019-004/2 от 12.08.2019, №37646000-1-2019-004/3 от 26.12.2019, №37646000-1-2019-004/4 от 27.12.2019, заявки на финансирование от 25.11.2019, от 23.12.2019, письмо исх.№3020 от 18.11.2019, акты о приемке выполненных работ №428 от 09.10.2019, №421 от 09.10.2019, справки о стоимости выполненных работ и затрат №48 от 09.10.2019, №421 от 09.10.2019, выписку №50 от 19.03.2019, дополнительное соглашение от 09.09.2019 к муниципальному контракту №8/2019 об увеличении цены контракта в связи с увеличением объема работ, счет-фактуру №465 от 31.10.2019, письмо исх.№3201 от 05.12.2019, локальный сметный расчет, письма исх.№3336 от 18.12.2019, исх.№67 от 15.01.2020, платежные поручения №724187 от 09.12.2019 на сумму 2554000 руб. 16 коп., №724188 от 09.12.2019 на сумму 116969 руб. 84 коп., №77041 от 27.12.2019 на сумму 50870 руб., №101983 от 28.12.2019 на сумму 216227 руб., №101984 от 28.12.2019 на сумму 241000 руб., №101985 от 28.12.2019 на сумму 163000 руб., №101986 от 28.12.2019 на сумму 288000 руб., отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия на 01.01.2020.
Документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13.07.2020 до 16 час. 00 мин.
Ответчику было предложено представить сведения о получении ответа на своё письмо исх.№3336 от 18.12.2019.
Лица, участвующие в деле, извещены об объявлении судом перерыва, что подтверждается объявлением о перерыве в судебном заседании (в материалах дела), которое было размещено в графике судьи, а также на Интернет-сайте Арбитражного суда Курганской области: http://kurgan.arbitr.ru.
Судебное заседание продолжено 09.07.2020 в 09-32 час.
Ответчик, третье лицо №1 в судебное заседание после перерыва не явились, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Курганской области.
Представитель истца в судебном заседании после перерыва исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что позиция по делу прежняя. Возражений по актам от ответчика не поступало. Работы считаются принятыми, несмотря на то, что акты ответчик не подписал. Объект в целом сдан.
Представитель третьего лица №2 в судебном заседании представил письмо исх.№3364 от 20.12.2019, заявки на финансирование от 26.12.2019, от 23.12.2019. Пояснил, что позиция по делу прежняя.
Документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании результатов аукциона в электронной форме (протокол от 15.08.2019 №1) стороны 26.08.2019 заключили муниципальный контракт №8/2019 (далее – контракт, л.д. 8-13), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по благоустройству общественной территории – <...> площадь перед зданием Администрации Юргамышского района в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к контракту), календарным планом (приложение №2 к контракту) и условиями контракта. Подрядчик (истец) обязался выполнить все работы, указанные в пункте 1.1 контракта, и сдать результаты работ заказчику (ответчику). Заказчик обязался в соответствии с условиями контракта принять у подрядчика результаты работ и оплатить обусловленную контрактом цену (раздел 1 контракта).
Цена контракта составляет 2670970 руб., в том числе НДС – 445161 руб. 67 коп. (пункт 2.1 контракта).
Срок выполнения работ по контракту: с даты подписания контракта по 10.09.2019. В указанный срок включается выполнение работ в полном объеме, в том числе подготовка, проверка и подписание акта о приемке выполненных работ, счета и (или) счета-фактуры. По письменному согласованию с заказчиком работы могут выполняться подрядчиком досрочно. Место выполнения работ: Россия, <...> площадь перед зданием Администрации Юргамышского района. Контракт действует с момента его подписания по 31.12.2019. Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств по контракту до окончания исполнения сторонами обязательств по нему (раздел 3 контракта).
Заказчик осуществляет финансирование работ по контракту за счет средств федерального бюджета, средств областного бюджета, средств местного бюджета. Расчет заказчика с подрядчиком производится на основании акта о приемке выполненных работ, счета и (или) счета-фактуры, представленных подрядчиком, в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ, счета и (или) счета-фактуры согласно бюджетной росписи. Расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся за выполненные подрядчиком и принятые заказчиком объемы работ в российских рублях путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика (раздел 7 контракта).
Приемка выполненных работ согласована сторонами в разделе 8 контракта.
Спорные вопросы по условиям контракта и его исполнению стороны стремятся решать путем переговоров, разногласия решаются в Арбитражном суде Курганской области (пункт 13.6 контракта).
Сторонами 09.09.2019 было подписано дополнительное соглашение к муниципальному контракту №8/2019 об увеличении цены контракта в связи с увеличением объема работ (л.д. 76), в соответствии с которым установлена доплата к общей стоимости муниципального контракта в размере 267097 руб. (пункт 2 дополнительного соглашения).
В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В контракте стороны согласовали все существенные условия, в частности его предмет, сроки, стоимость работ, порядок принятия выполненных работ и порядок их оплаты, что позволяет сделать вывод о заключённости данного контракта (пункт 1.1 и пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сторонами не заявлялось о несогласованности предмета контракта, о различном понимании сроков выполнения работ.
Истцом в адрес ответчика было направлено письмо исх.№687 от 20.09.2019 (л.д. 122), в котором указывал, что в рамках реализации муниципального контракта по смете предусмотрено: «Устройство покрытия толщиной 4,5 см. из горячих сероасфальтобетонных смесй для мелкозернистого сероасфальтобетона тип Б (такая смесь и ГОСТ, указанный в значениях к требованиям материалов, не относится к асфальтобетонным смесям)», а также указывал на допущенную ошибку в смете, 200 тн асфальтобетона хватит для устройства покрытия на площади 1600 м?, а по смете предусмотрено устройство покрытия на площади 3400 м?, для этого необходимо еще 225 тн асфальтобетонной смеси. В связи календарными погодными условиями (так как аукцион был проведен в конце лета), просил согласовать замену на холодную асфальтобетонную смесь. Тиб Бх марки II и решить вопрос о приобретении доставке недостоющего количества асфальтобетонной смеси. Просил в кратчайшие сроки предоставить письменный ответ и продлить сроки выполнения работ по контракту.
Ответчиком в адрес ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КУРГАНГАЗСЕТЬ» было направлено письмо исх.№2573 от 30.09.2019 (л.д. 121), в котором просил в рамках проведения строительного контроля на выполнение работ по благоустройству общественной территории – в <...> площадь перед зданием Администрации Юргамышскогорайона согласно муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, провести расчеты выполненных работ и замененных позиций по сметному расчету без увеличения стоимости контракта, уточнить целесообразность замены горячей асфальтобетонной смеси на холодную и объем необходимый на устройство покрытия на площади для завершения работ в кротчайшие сроки.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРГАНГАЗСЕТЬ» в своем ответе исх.№01-10/1385 от 01.10.2019 (л.д. 81) на письмо исх.№2573 от 30.09.2019 указало, что замена горячего асфальтобетона тип Б на холодный тип Бх марки II не согласована. По количеству асфальтобетона сообщило, что в смете допущена ошибка. Для устройства асфальтобетонного покрытия толщиной 4,5 см. на площади 3400 м? необходимо 425 тонн асфальтобетона. В смете заложено 200 тонн асфальтобетона, дефицит составляет 225 тонн. В соответствии с заключенным договором на проведение строительного контроля в функции ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КУРГАНГАЗСЕТЬ» не входит решение вопроса по увеличению стоимости контракта.
Действуя в интересах ответчика и неопределенного круга лиц из числа граждан р.п. Юргамыш, а также во избежание срыва выполнения муниципальной программы и допущения нарушений части 1 статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» истец вынужден был выполнить дополнительные работы по муниципальному контракту на сумму 556022 руб. 83 коп., включающие в себя укладку смесей сероасфальтобетонных для мелкозернистого плотного сероасфальтобетонного типа Б в количестве 186,167 тонн.
В материалы дела представлен акт освидетельствования ответственных конструкций №8 от 08.10.2019 (л.д. 129).
В материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ №421 от 09.10.2019 на сумму 2554000 руб., №428 от 09.10.2019 ан сумму 116969 руб. 84 коп., №465 от 31.10.2019 на сумму 267097 руб. (л.д. 21-24), подписаны и скреплены печатью со стороны ответчика без возражений.
В материалы дела также представлены акт о приемке выполненных работ №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., справка о стоимости выполненных работ и затрат №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., которые со стороны ответчика не подписаны (л.д. 25-26).
Истцом в адрес ответчика были выставлены счет-фактура №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., счет на оплату №355 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп. (л.д. 27-28).
Истец письмом исх.№873 от 11.11.2019 (л.д. 80) направил в адрес ответчика для подписания акт №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., справку о стоимости выполненных работ и затрат №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., а также счет-фактуру №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., счет на оплату №355 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп.
Истец письмом исх.№874 от 12.11.2019 (л.д. 79) направлял в адрес ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КУРГАНГАЗСЕТЬ» для подписания акт о приемке выполненных работ №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., справку о стоимости выполненных работ и затрат №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия об оплате выполненных работ исх.№869 от 08.11.2019 (л.д. 7), в которой истец просил в течение 10 календарных дней возвратить ответчика подписанные с его стороны акт выполненных работ №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., справку о стоимости выполненных работ и затрат №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., перечислить сумму задолженности в размере 556022 руб. 83 коп.
Ответчик в письме исх.№3020 от 18.11.2019 (в деле) просил заместителя Губернатора Курганской области – директора Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области предоставить средства субсидии за выполненные работы по муниципальному контракту от 26.08.2019 №8/2019, объект благоустройства расположен по адресу: <...> площадь перед зданием Администрации Юргамышского района, в размере 2428154 руб. 55 коп.
Ответчик в письме исх.№3201 от 05.12.2019 (в деле) просил заместителя Губернатора Курганской области – директора Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области предоставить средства субсидии за выполненные работы по муниципальному контракту от 26.08.2019 №8/2019, объект благоустройства расположен по адресу: <...> площадь перед зданием Администрации Юргамышского района, в размере 267097 руб.
Ответчик в письме исх.№3336 от 18.12.2019 (в деле) просил заместителя Губернатора Курганской области выделить денежные средства в сумме 556022 руб. 83 коп. за выполненные работы по благоустройству общественной территории в р.п. Юргамыш в 2019 году, финансируемых в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды», в связи с судебным разбирательством об увеличении фактически выполненных объемов работ АО «Введенское ДРСУ».
Ответчиком произведена оплата в размере 2938067 руб., что подтверждается платежными поручениями №101983 от 28.12.2019 на сумму 216227 руб., №77041 от 27.12.2019 на сумму 50870 руб., №724187 от 09.12.2019 на сумму 2554000 руб. 16 коп., №724188 от 09.12.2019 на сумму 116969 руб. 84 коп. (л.д. 63-66).
Ответчиком не произведена оплата задолженности в размере 556022 руб. 83 коп.
Ссылаясь на то, что ответчик свои обязательства не выполнил, на претензию не ответил, истец обратился в суд с настоящим иском (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны должны исполнять обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями договора и закона, в соответствующий день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения сторон регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьёй 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Таким образом, приёмка ответчиком выполненных работ влечёт возникновение у последнего обязанности по их оплате (статьи 309, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 12 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона. Вместе с тем, следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетную необходимость применения норм статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика.
В силу пункта 5 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Истец, доказательства выполнения работ в материалы дела представил.
В материалы дела представлены акт о приемке выполненных работ №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., справка о стоимости выполненных работ и затрат №473 от 08.11.2019 на сумму 556022 руб. 83 коп., которые со стороны ответчика не подписаны (л.д. 25-26).
Вместе с тем возражений от ответчика в адрес истца не поступало по акту о приемке выполненных работ №473 от 08.11.2019, справке о стоимости выполненных работ и затрат №473 от 08.11.2019. Наоборот, ответчик в своем письме исх.№3336 от 18.12.2019 (в деле) просил заместителя Губернатора Курганской области выделить денежные средства в сумме 556022 руб. 83 коп. за выполненные работы по благоустройству общественной территории в р.п. Юргамыш в 2019 году, финансируемых в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды», в связи с судебным разбирательством об увеличении фактически выполненных объемов работ АО «Введенское ДРСУ».
Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области в рамках соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Юргамышского муниципального района на реализацию программ формирования современной городской среды от 16.04.2019 №37646000-1-2019-004 (в деле). Размер субсидии, предоставляемой из бюджета Курганской области бюджету Юргамышского муниципального района составляет не более 2474400 руб. Во второй половине 2019 года в рамках Программы Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области было осуществлено перераспределение нереализованных денежных средств, выделенных отдельным муниципальным образованиям Курганской области в качестве субсидии для реализации муниципальных программ «Формирование комфортной городской среды». В связи с чем с ответчиком было заключено дополнительное соглашение от 27.12.2019 №37646000-1-2019-004/4 к соглашению от 16.04.2019 №37646000-1-2019-04, согласно которого размер субсидии был увеличен до 3782572 руб. 20 коп.
Также суд учитывает пояснения представителя третьего лица о том, что у ответчика была возможность в рамках целевой реализации за счет дополнительных средств субсидии оплатить истцу дополнительный объем работ, исключающий вероятность срыва выполнения муниципальной программы.
Основания полагать, что выполнение работ в сложившейся ситуации иным лицом было бы возможно без увеличения их стоимости, отсутствуют.
Также нет оснований предполагать, что спорные работы имели самостоятельный характер, допускающий возможность применения установленных законодательством о контрактной системе процедур, при этом без ущерба для обеспечения выполнения муниципальной программы. Истец при этом действовал добросовестно, признаков злоупотребления правом в его поведении суд не усматривает.
Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 556022 руб. 83 коп. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 14120 руб. (платёжное поручение № 3399 от 06.12.2019 – л.д. 6), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Администрации Юргамышского района (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВВЕДЕНСКОЕ ДОРОЖНОЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ «АВТОДОРСТРОЙ» (ОГРН <***>, ИНН <***>):
- денежные средства в размере 556022 руб. 83 коп.;
- судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 14120 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.
Судья
Я.А. Останин