ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-8359/2021 от 21.09.2021 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А34-8359/2021

27 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2021 года. В полном объёме решение изготовлено 27 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Асямолова В.В.,

при ведении протокола секретарем Смирных С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство» (ИНН 45011557715, ОГРН 1104501001197) к Департаменту финансов и имущества Администрации города Кургана (ИНН 4501030772, ОГРН 1024500523156) о взыскании 61 662 руб. 96 коп.,

при участии:

от истца: явки нет, извещен,

от ответчика: явки нет, извещён,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Департаменту финансов и имущества Администрации города Кургана (далее – ответчик) о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общедомового имущества за 2018,2019,2020 годы, с января по май 2021 года в сумме 61 662 руб. 96 коп., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 467 руб.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, муниципальному образованию город Курган принадлежат квартира № 202, площадью 11,2 кв.м; квартира № 406, площадью 11,8 кв.м.; квартира № 824, площадью 16,8 кв.м.; квартира № 825, площадью 28,0 кв.м.; квартира № 904, площадью 17,5 кв.м., расположенные в многоквартирном доме по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского, д. 33Б, что подтверждается ответом Муниципального казенного учреждения города Кургана «Жилищная политика», согласно которому эти помещения находятся в муниципальной собственности года Курган, договоры социального найма в отношении данного имущества не заключались.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Городское коммунальное жилищное строительство», на основании решений общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом № 1 от 19.07.2017.

На данном собрании приняты, в том числе, следующие решения: избран способ управления домом – управление управляющей организацией; в качестве управляющей организации избрано общество с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство», принято решение о заключении договора управления с обществом с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство»; утвержден размеры платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 18 руб. с 1 кв.м.

Решением общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом № 5 от 18.12.2019 утвержден размеры платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в сумме 17 руб. 40 коп.

Указанные решения не оспорены (иное из материалов дела не усматривается), следовательно, истец правомерно оказывал собственникам помещений услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества указанного многоквартирного дома.

По расчету истца, задолженность ответчика по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома составила 61 662 руб. 96 коп. за период с января 2018 года по май 2021 года.

Письмом от 28.01.2021 исх. № 2 истец обратился к ответчику с предложением погасить образовавшуюся задолженность.

В ответе на претензию, Департамент сообщил, что в МКУ города Кургана «Жилищная политика» направлен запрос о предоставлении информации по заключенным договорам социального найма на спорные жилые помещения. А также сообщил, что после получения ответа от МКУ города Кургана «Жилищная политика» информация об оплате задолженности за содержание и текущий ремонт будет сообщена дополнительно.

Однако, на момент обращения истца в суд с настоящим требованием дополнительного ответа от департамента не поступило, что послужило основанием для обращения Общества с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство» в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Услуги, предоставляемые истцом, имеют специфический характер и отношения по их оказанию регулируются в первую очередь Жилищным кодексом Российской Федерации, поскольку именно жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, внесения платы за коммунальные услуги (статья 4 ЖК РФ) Так, частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 4910/10 по делу № А71-9485/2009-ГЗ, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491. Согласно пункту 31 указанных Правил, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из пункта 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.

Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления с управляющей организацией заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, на условиях, указанных в решении общего собрания.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отсутствие письменного договора заключенного между истцом и собственником помещений в многоквартирном доме не освобождает собственника от обязанности в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Управляющая компания не обязана выяснять, кто является фактическим пользователем помещения (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 № 12АП-12914/2015 по делу № А06-4099/2015). Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 16646/10, от 17.04.2012 № 15222/11, от 21.05.2013 № 13112/2012, от 04.03.2014 № 17462/13, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2014 № 305-ЭС14-1452.

Расчет основного долга, представленный истцом, судом проверен.

Исходя из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства внесения ответчиком платы за содержание общего имущества дома, суд считает, что у ответчика на основании вышеуказанных норм права возникла обязанность по оплате 61 662 руб. 96 коп. за период с января 2018 года по май 2021 года.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно части 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Исходя из определения понятия главного распорядителя бюджетных средств, содержащегося в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о Департаменте финансов, утвержденного Решение Курганской городской Думы от 26.09.2016 № 188 (ред. от 24.02.2021, надлежащим представителем интересов Муниципального образования город Курган является Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана.

Департамент финансов является финансовым органом Администрации города Кургана, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики, имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени Администрации города Кургана. В соответствии с Положением Департамент финансов ведет реестр расходных обязательств города Кургана и реестр источников доходов бюджета города Кургана, выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в пределах средств, ежегодно утверждаемых в бюджете города.

В силу пункта 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает главный распорядитель бюджетных средств.

В данном случае главным Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана. Указанный орган является главным администратором доходов бюджета города Кургана и источников финансирования его дефицитов.

При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что требования истца к Департаменту финансов и имущества Администрации города Кургана являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в размере 61 662 руб. 96 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить.

Взыскать с Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана (ОГРН 1024500523156, ИНН 4501030772)в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство» (ИНН 45011557715, ОГРН 1104501001197) 61 662 руб. 96 коп. основного долга, 2 467 руб. судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

В.В. Асямолов