ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-2071/20 от 03.12.2020 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

10 декабря 2020 года

                    Дело № А35-2071/2020

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Захаровой В. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобрышевой Н.В.,  рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Комитета архитектуры и градостроительства Курской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Белгородское землеустроительное  проектно-изыскательское предприятие»

о взыскании неустойки в размере 132 979 руб. 00 коп.

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца: Сиделева С.П.  – по доверенности от 22.06.2020 № 2,

от ответчика: не явился, уведомлен.

Комитет архитектуры и градостроительства Курской области (ОГРН 1174632021189,  ИНН 4632238140, г. Курск, далее – истец,  комитет) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Белгородское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» (ОГРН 1053107060181, ИНН 3123120737, г. Белгород,  далее – ответчик,  ООО «Белгородземпроект»)  о взыскании неустойки в размере 132 979 руб. 00 коп., в том числе,  130 000 руб. штрафа и 2979 руб. 17 коп. пени за период с 21.12.2019 по 31.12.2019. 

Определением арбитражного суда от 10.04.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

07.05.2020 от ответчика  через систему подачи документов в электронном виде «Мой Арбитр» поступил письменный отзыв на иск,  в котором  ООО «Белгородземпроект» возразило относительно начисления неустойки, считая, что  основания её начисления отсутствуют.

Определением от 10.06.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, направил в суд письменные пояснения к судебному заседанию 03.12.2020, в которых просил провести судебное заседание в отсутствие  представителя по причине невозможности явки. Возражений не последовало. Ходатайство удовлетворено.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Между Комитетом архитектуры и градостроительства Курской области и ООО «Белгородземпроект» заключен государственный контракт № 01442000024190006010001 от 10 июля 2019 г. (далее - контракт).

Согласно п.  1.1. контракта заказчик поручает выполнить работу, а исполнитель обязуется выполнить в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к контракту) землеустроительные работы по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации Курской и Белгородской областями с последующей подготовкой Карты (плана) на устанавливаемую часть границы для внесений сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - работы) и передать их Заказчику.

Идентификационный код закупки: 192463223814046320100100080017112244.

Технические и другие требования к выполняемой работе, содержатся в техническом задании на выполнение работ, которое является неотъемлемой частью контракта (Приложение № 1 к контракту) (п. 1.2 контракта).

В соответствии с п. 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3, 2.1.7. контракта,  к окончанию установленного срока передать заказчику результат выполненных работ; обеспечить соответствие результата выполненных работ предъявляемым к ним требованиям, указанным в техническом задании, а также требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе положению о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2016 года №1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности»; устранить недостатки выполненных работ в течение 10 (десяти) календарных дней с даты заявления о них заказчиком, нести расходы, связанные с устранением данных недостатков; в случае отказа о внесении в Единый государственный реестр недвижимости представленного XML-документа карты (плана) объекта землеустройства исполнитель обязуется за свой счет устранить недостатки XML-документа в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Пунктом 2.3.1. контракта предусмотрена обязанность заказчика принять результат выполненных работ по документу о приемке выполненных работ, провести их экспертизу. Принять работу и при отсутствии претензий относительно качества и других характеристик работ, указанных в техническом задании, подписать документ о приемке выполненных работ.

Как  указано в п. 3.1. контракта, общий срок выполнения работ с даты заключения контракта до 20 декабря 2019 года. Контракт вступает в силу со дня его подписания уполномоченными представителями сторон и действует до «31» декабря 2019 г. (п. 3.2 договора).

Согласно  п. 4.1. контракта, цена настоящего контракта составляет 1 300 000 (один миллион триста тысяч) руб., без НДС.

В соответствии с п. 5.2 договора по завершении выполнения работ, предусмотренных в техническом задании (Приложение № 1 к контракту) настоящего контракта, исполнитель передает заказчику для проверки и согласования:

-           землеустроительное дело по описанию местоположения части границы между Курской и Белгородской областями для проведения государственной экспертизы землеустроительной документации, согласно алгоритму, рекомендуемому Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии письмом от 16.01.2019 года №19-00343-ВС/19.

-           копии документов, в соответствии с которыми результаты землеустроительных работ по описанию местоположения границ между Курской и Белгородской областями приняты в государственный фонд данных;

-           акт сдачи-приемки выполненных работ.

В п. 5.3. контракта стороны предусмотрели, что заказчик обязан рассмотреть полученную документацию в течение 10 (десяти) дней. По истечении этого срока заказчик сообщает исполнителю о принятии результата выполненной работы с одновременным подписанием акта приемки выполненных работ, либо заявляет в письменной форме мотивированный отказ от их принятия, с указанием требования об устранении недоработок, неточностей и иных недостатков, допущенных по вине исполнителя.

Как указано в п. 5.4. контракта в случае предъявления письменного требования, исполнитель обязан безвозмездно устранить выявленные недостатки в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения такого требования, и передать заказчику, приведенный в соответствие с предъявленными замечаниями повторно подписанный исполнителем акт приемки выполненных работ.

Кроме того, в п. 7.1. контракта стороны предусмотрели, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему контракту, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7.3 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Ответчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Ответчиком.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

В п. 7.11. контракта стороны установили, что исполнитель освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

В разделе 3 Технического задания указано, что целью работ является проведение землеустроительных работ по описанию прохождения части границы Курской области сопредельной с Белгородской областью длиной 167,5 км, подготовка землеустроительного дела и карты (плана) для внесения сведений о местоположении части границы в Единый государственный реестр недвижимости.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- получить из федерального фонда пространственных данных ключи для пересчета координат характерных точек границ муниципальных образований и земельных участков из МСК31 (местная система координат Белгородской области) в МСК46 (местная система координат Курской области);

- провести анализ границ земельных участков и муниципальных образований с пересчитанными координатами на предмет пересечения с устанавливаемой частью границы между Белгородской и Курской областями, а также на предмет взаимного пересечения земельных участков Курской и Белгородской областей;

- подготовить описание местоположения части границы между Курской и Белгородской областями в текстовом и графическом виде и передать Заказчику для согласования местоположения и подготовки «Соглашения об установлении (изменении) границы между субъектами Российской Федерации (Курская и Белгородская области)»;

- подготовить карту (план) по описанию прохождения части границы Курской области сопредельной с Белгородской областью и передать Заказчику для направления её для согласования описания местоположения границы между Курской и Белгородской областями уполномоченным представителям органов государственной власти Курской и Белгородской областей;

- подготовить землеустроительную документацию по описанию прохождения части границы Курской области сопредельной с Белгородской областью и передать в двух экземплярах с обязательным приложением карты (плана) объекта землеустройства, составленной в виде электронного документа в формате XML, для передачи в Управление Росреестра по Курской области и в Управление по Белгородской области для проведения предварительной экспертизы;

- обеспечить устранение замечаний по результатам государственной экспертизы и формирование документов согласно п. 3.2.5. настоящего технического задания.

Согласно  разделу 6 Технического задания (приложение № 1 к контракту) работы по исполнению контракта включали в себя:

подготовительные работы;

подготовка описания местоположения границы и карты (плана) между Курской и Белгородской областями;

формирование землеустроительной документации, составленной в отношении границ между субъектами Российской Федерации;

проведение государственной экспертизы землеустроительной документации по описанию местоположения границы между Курской и Белгородской областями и утверждение «Соглашения об установлении (изменении) границы между субъектами Российской Федерации (Курская и Белгородская области)»;

внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с разделом 6.4 Технического задания землеустроительное дело по описанию местоположения части границы между Курской и Белгородской областями для проведения Экспертизы направляется в Управление Росреестра по Курской области Истцом.

Как указано в п. 6.4.3. технического задания, исполнитель устраняет замечания к представленным материалам.  В результате проведенных работ должны быть получены предварительные положительные заключения со стороны Курской и Белгородской областей на материалы по описанию местоположения части границы между Курской и Белгородской областями (п. 6.4.4).

Во исполнение условий контракта и технического задания, ООО «Белгородземпроект» выполнило следующие работы:

1)         подготовило текстовое и графическое описание границы между субъектами Российской Федерации — Белгородской областью и Курской областью. Указанное текстовое и графическое описание явилось основой для «Соглашения об описании границы между субъектами Российской Федерации - Белгородской областью и Курской областью», которое было подписано губернаторами Курской и Белгородской областей и, следовательно, юридически установило границу между Курской и Белгородской областями.

2)         изготовило карту (план) части участка границы между Курской и Белгородской областями и оформлена в виде бумажного документа согласно Требованиям к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 621, а также в электронном виде в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.08.2014 г. №11/369.

3)         изготовило землеустроительное дело, содержащее карту (план) объекта землеустройства. Следует отметить, что карта (план) изготовлена в двух системах координат: МСК-46, принятой для ведения государственного кадастрового учета в Курской области и СК-31, принятой для ведения государственного кадастрового учета в Белгородской области.

Письмом от 21.11.2019 № 10-1/1227 землеустроительное дело в трех экземплярах, электронный носитель в трех экземплярах, содержащий файл обмена для осуществления государственного кадастрового учета участка границы в системе координат МСК-46, электронный носитель в трех экземплярах, содержащий файл обмена для осуществления государственного кадастрового учета участка границы в системе координат СК-31 и электронный образ землеустроительного дела переданы Исполнителем Заказчику для проведения государственной экспертизы.

Письмом  от 22.11.2019 № 01.3-01-57/2559 комитет направил в адрес Управления Росреестра по Курской области материалы,  представленные ООО «Белгородземпроект», для внесения соответствующих сведений в ЕГРН, в соответствии  с  6.4 технического задания.

Истец в исковом заявлении указывает, что в целях соблюдения установленного контрактом срока выполнения работ Истец направил в адрес Росреестра письмо за подписью первого заместителя Губернатора Курской области С.Ю. Набоко от 16.12.2019 № 05-14/3456 о рассмотрении представленных материалов на Экспертизу до 31 декабря 2019 года.

Согласно ответу Росреестра № 18-00243-ВС/20 от 16.01.2020, срок проведения Экспертизы устанавливается с учетом объема и вида представленной на Экспертизу документации и при необходимости может быть продлен до 3 месяцев, в то время как согласно алгоритму проведения государственной экспертизы землеустроительной документации, составленной в отношении границ между субъектами Российской Федерации, рекомендованного письмом заместителя руководителя Росреестра В.А. Спиренковым от 16.01.2019 № 19-00343-130/19, срок такой экспертизы составляет 19 рабочих дней.

По состоянию на 31.12.2019 положительное заключение по осуществлению экспертизы отсутствовало.

Истец полагая, что ответчиком не исполнены обязательства по контракту в срок до 20.12.2019, направил в адрес ООО «Белгородземпроект» требование (претензию) об уплате неустойки (штрафов, пени) 29 января 2020 года № 01.4-01-30/184. Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения со ссылкой на отсутствие его вины в нарушении обязательства (копия ответа на требование имеется в деле).

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком принятых обязательств по контракту, истец обратился в суд с настоящим иском.

Требования истца арбитражный суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из спорного договора, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о договоре подряда, а также положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В силу пункта 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ).

В силу статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ.

По смыслу статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). Приемка работ оформляется актом, который подписывается обеими сторонами.

 Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Таким образом, надлежащим доказательством выполнения работ является двусторонний акт выполненных работ.

На основании статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Частью 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что сторона контракта освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылался на то, что исполнителем работы по контракту выполнены в полном объеме и в требуемый срок, а экспертиза землеустроительной документации является обязанностью заказчика и последним не проведена в установленный срок,  в связи с чем, оснований  для применения к ответчику санкций, предусмотренных разделом 7 контракта, нет.

Как следует из материалов дела, в рамках государственного контракта № 01442000024190006010001 от 10 июля 2019 г., исполнитель - ООО «Белгородземпроект» обязался выполнить в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к контракту) землеустроительные работы по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации Курской и Белгородской областями с последующей подготовкой Карты (плана) на устанавливаемую часть границы для внесений сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Во исполнение условий контракта и технического задания, ООО «Белгородземпроект» выполнило следующие работы:

1)         подготовило текстовое и графическое описание границы между субъектами Российской Федерации — Белгородской областью и Курской областью. Указанное текстовое и графическое описание явилось основой для «Соглашения об описании границы между субъектами Российской Федерации - Белгородской областью и Курской областью», которое было подписано губернаторами Курской и Белгородской областей и, следовательно, юридически установило границу между Курской и Белгородской областями.

2)         изготовило карту (план) части участка границы между Курской и Белгородской областями и оформлена в виде бумажного документа согласно Требованиям к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 621, а также в электронном виде в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.08.2014 г. №11/369.

3)         изготовило землеустроительное дело, содержащее карту (план) объекта землеустройства. Следует отметить, что карта (план) изготовлена в двух системах координат: МСК-46, принятой для ведения государственного кадастрового учета в Курской области и СК-31, принятой для ведения государственного кадастрового учета в Белгородской области.

Письмом от 21.11.2019 № 10-1/1227 землеустроительное дело в трех экземплярах, электронный носитель в трех экземплярах, содержащий файл обмена для осуществления государственного кадастрового учета участка границы в системе координат МСК-46, электронный носитель в трех экземплярах, содержащий файл обмена для осуществления государственного кадастрового учета участка границы в системе координат СК-31 и электронный образ землеустроительного дела переданы Исполнителем Заказчику для проведения государственной экспертизы.

Обязанность по направлению в Управление Росреестра по Курской области землеустроительного дела по описанию местоположения части границы между Курской и Белгородской областями в силу п. 6.4.1 технического задания лежит на заказчике.

Согласно условиям п. 6.4.1. технического задания заказчик направляет в Управление Росреестра по Курской области землеустроительное дело по описанию местоположения части границы между Курской и Белгородской областями, согласно требований к такой документации.

Письмом  от 22.11.2019 № 01..3-01-57/2559 комитет направил в адрес Управления Росреестра по Курской области материалы,  представленные ООО «Белгородземпроект», для внесения соответствующих сведений в ЕГРН, в соответствии  с  6.4 технического задания.

Из пояснений истца следует, что в целях соблюдения установленного контрактом срока выполнения работ Истец направил в адрес Росреестра письмо за подписью первого заместителя Губернатора Курской области С. Ю. Набоко от 16.12.2019 № 05-14/3456 о рассмотрении представленных материалов на Экспертизу до 31 декабря 2019 года.

Согласно ответу Росреестра № 18-00243-ВС/20 от 16.01.2020 срок проведения Экспертизы устанавливается с учетом объема и вида представленной на Экспертизу документации и при необходимости может быть продлен до 3 месяцев, в то время как согласно алгоритму проведения государственной экспертизы землеустроительной документации, составленной в отношении границ между субъектами Российской Федерации, рекомендованного письмом заместителя руководителя Росреестра В.А. Спиренковым от 16.01.2019 № 19-00343-130/19, срок такой экспертизы составляет 19 рабочих дней.

При этом,  суд принимает во внимание, что согласно  п. 5.1., 5.2 контракта, выполнение работ по контракту оформляется актом приемки выполненных работ в соответствии с требованиями технического задания.

По завершении выполнения работ, предусмотренных техническим заданием, исполнитель передает заказчику для проверки и согласования:

-           землеустроительное дело по описанию местоположения части границы между Курской и Белгородской областями для проведения государственной экспертизы землеустроительной документации, согласно алгоритму, рекомендуемому Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии письмом от 16.01.2019 года №19-00343-ВС/19.

-           копии документов, в соответствии с которыми результаты землеустроительных работ по описанию местоположения границ между Курской и Белгородской областями приняты в государственный фонд данных;

-           акт сдачи-приемки выполненных работ.

Как следует из представленных в дело документов и пояснений сторон, акт приема передачи документов сторонами не подписан по причине отсутствия результатов экспертизы землеустроительного дела по описанию местоположения части границы между Курской и Белгородской областями,  проводимой Управлением Росреестра по Курской области.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит взыскать с ответчика неустойку в виде штрафа, в связи с неисполнением последним обязательств по контракту, так как отсутствует подписанный сторонами акт выполненных работ, а также неустойки в виде пени ввиду просрочки ответчиком исполнения обязательств за период с 21.12.2019 по 31.12.2019. 

Исходя из вышеприведенных условий контракта и Технического задания, обязанностью ответчика являлось представление истцу в установленный контрактом срок документов, предусмотренных в п. п. 2.1.1, 5.2, раздела 6, п. 11.1  Технического задания, в том числе, подтверждающих получение положительного заключения государственной экспертизы землеустроительной документации.

Судом установлено,  что в установленный контрактом срок выполнения работ – 20.12.2019, а также до истечения срока его действия – 31.12.2019 экспертиза  землеустроительного дела Управлением Росреестра по Курской области проведена не была.

Из представленных в дело доказательств и пояснений сторон следует, что исполнителем проведены работы, предшествующие проведению экспертизы  землеустроительного дела Управлением Росреестра по Курской области и переданы заказчику в установленный в контракте срок письмом от 21.11.2019 № 10-1/1227, то есть  предусмотренные контрактом в указанной части действия выполнены ответчиком за месяц до истечения сроков выполнения работ по контракту.

Между тем, вопросы сроков рассмотрения землеустроительной документации Управлением Росреестра по Курской области находится вне компетенции ответчика, и он не может нести ответственности за данные обстоятельства. Более того, условиями контракта не предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы землеустроительной документации, поскольку пунктами 7.2 и 7.4 контракта, положенных в основу иска,  была предусмотрена ответственность ответчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.

Таким образом, в спорной ситуации факт приемки выполненных ответчиком работ был поставлен в зависимости от действий заказчика и третьих лиц и обусловлен наличием обстоятельства, не обладающего признаками неизбежности наступления.

Так, исполнение спорного контракта было поставлено в зависимость от ряда обстоятельств, в том числе, подписания между двумя субъектами (Курской и Белгородской областями) соглашения  об установлении (изменении)  границы, для чего по рекомендации Росреестра были созданы две совместные рабочие группы, заседания которых состоялись 10.10.2020 и 15.10.2020. Соответствующее соглашение об описании границы между двумя субъектами было подписано 20.11.2019.

В пункте 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Доказательств наличия недостатков в подготовленных ответчиком во исполнение спорного контракта документах из материалов дела не усматривается.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полному объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, оценив представленные в дело доказательства  в совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что в настоящем случае отсутствуют основания для привлечения ответчика - ООО «Белгородземпроект» к ответственности в виде штрафа и пени за предъявленный период.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

С учетом положений ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и  результатов рассмотрения настоящего дела, расходы по оплате государственной пошлины  подлежат отнесению на истца, который освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 17, 110, 1 67-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

       Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, в Арбитражный суд Центрального округа, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                               В. А. Захарова