АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
29 августа 2023 года
Дело № А35-2461/2023
Резолютивная часть решения объявлена 25.08.2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29.08.2023 г.
Арбитражный суд Курской области, в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к обществу с ограниченной ответственностью «Сфера»
о взыскании 17743руб. 35коп. денежных средств за товар ненадлежащего качества, а также 2000руб. 00коп. расходов по уплате государственной пошлины,
в судебном заседании приняли участие представители:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом
Изучив материалы дела, арбитражный суд,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сфера» о взыскании 17743руб. 35коп. денежных средств за товар ненадлежащего качества, оплаченного по счету №28-7 от 27.05.2022г., а также 2000руб. 00коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 24 марта 2023года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).
Ответчик письменный отзыв и запрошенные судом документы не представил. Определение о принятии заявления в порядке упрощенного производства возвращено в адрес арбитражного суда с отметкой об истечении срока хранения.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, так как суду необходимо выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательств, в связи с чем суд перешел к рассмотрению по общим правилам и назначил предварительное судебное заседание.
Истец уточнил заявленные требования и просил взыскать с ответчика 17743 руб. 35 коп. денежных средств, уплаченных за товар ненадлежащего качества, 1251 руб. ь27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, 3000 руб. 00 коп. расходов на оплату услуг по проведении оценки согласно договора № 135-К/2023 от 04.07.2023 г., 5000 руб. расходов по оплате информации банка согласно банковского ордера, 3000 руб. 00 коп. расходов на оплату юридических услуг согласно договора от 07.11.2022 г., 15000 руб. 00 коп. расходов по оплате юридических услуг согласно договора от 14.03.2023 г., 1420 руб. 01 коп. оплата транспортных услуг компании ООО «ПЭК», 281 руб. 14 коп. почтовых расходов на отправку копий указанных документов в адрес ответчика, 2000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины, а также истец указал на возможность рассмотрения дела без его участия. Арбитражный суд принял уточнение истца. Представитель истца в заседание не явился. До начала судебного заседания от истца поступили возражения на отзыв ответчика и дополнительные документы, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Арбитражный суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Ответчик в отзыве на исковое заявление требования не признал, ссылаясь на их неосновательность, в частности, на то, что некачественность товара не подтверждена покупателем надлежащим образом и товар не возвращен продавцу, а также на то, что Закон о защите прав потребителей не применим к данным отношениям. До начала судебного заседания от ответчика поступил дополнительный отзыв на исковое заявление, в котором ответчик поддержал доводы своего отзыва и не согласился с доводами истца, полагая требования истца необоснованными и не подтвержденными материалами дела. Представитель ответчика в заседание не явился.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123,156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее. Как указал истец в своем заявлении и следует из материалов дела, 26.05.2022 г. ИП ФИО1 осуществлен заказ на почту отдела продаж ООО «Сфера» (далее должник) sales@astrontex.ru на рулон махры цвет мята.
27.05.2022 г. ответом на данный заказ направлен счет на оплату №28-7 от 27.05.2022 г: Ткань махровая двусторонняя 450 гр./м.кв. Мятный на сумму 17 743,35 руб.
Счет был оплачен платежным поручением № 124 от 29.05.2022 г.
14.06.2022 г. был получен товар махра голубого цвета, т.е. цвет оказался не тот, который заказывали.
Далее после согласования с должником был осуществлен обмен махры, которая прибыла 02.07.2022 г. взыскателю.
По прибытию было установлено что товар цвета ментол, а не мята, которая была заказана и оплачена по счету №28-7 от 27.05.2022 г., отличается цветом от того, который был заказан и оплачен, а также имеет другую длину ворса.
После осмотра с помощью профессиональных раскройщиков и швей ООО «Кроха» (которые осуществляют пошив для ИП ФИО1 готовых текстильных изделий из сырья, закупленных в 000 «Сфера») было выявлено количество брака, превышающее 30%. В связи с тем, что махра второй раз пришла не та, которая была заказана и оплачена, а также с существенным количеством брака в рулоне (более 30%), 02.07.2022 г. направлено письмо на почту отдела продаж ООО «Сфера» sales(o),astrontex.ru с видео доказательствами брака/несоответствия цвета заказанному и просьбой вернуть денежные средства и забрать товар . Данное письмо проигнорировано.
11.07.2022 г. в адрес ответчика направлено повторное письмо на почту с просьбой вернуть денежные средства, на что получен ответ что количество брака до 5% допускается - соединение между полотнами. Ответчиком проигнорирован факт того, что - отправлена ткань другого цвета, доля брака - превышает 30% в рулоне, а также то, что помимо полос в местах соединения между полотнами имеются - значительные загрязнения, желтые пятна, отсутствие ворса на существенной части ткани.
21.07.2022 г. направлено письмо на почту отдела продаж ООО «Сфера» sales(g),astrontex.ru, являющееся еще одной попыткой урегулировать вопрос досудебным путем, с подробной аргументацией. Также указано намерение взыскателя в случае отказа/игнорирования запроса защищать свои права в законном порядке, письмо проигнорировано.
25.07.2022 г. заказным письмом с уведомлением направлена досудебная претензия на юридический адрес ООО «Сфера». 01.08.2022 г. Досудебная претензия получена представителем ООО «Сфера» согласно отчета с сайта «Почта России», подтверждающего отправку и получение ответчиком досудебной претензии. Досудебная претензия ООО «Сферой» проигнорирована, попыток связаться с ИП ФИО1 для урегулирования претензии не предпринималось.
В арбитражный суд Курской области было направлено заявление на выдачу судебного приказа о взыскании стоимости поставленной продукции ненадлежащего качества, в ответ на него суд удовлетворил требования взыскателя (Приказ от 25.11.2022г, Дело № А35-10245/2022).
В связи с тем, что должник представил возражения, приказ был отменен.
С учетом изложенного истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец расширил и уточнил заявленные требования и просил . взыскать с ответчика ООО «Сфера» в пользу Истца ИП ФИО1 денежные средства в размере:
17 743,35 руб. (семнадцать тысяч семьсот сорок три) рублей 35 копеек за товар ненадлежащего качества;
1 251,27 (Одна тысяча двести пятьдесят одна целая двадцать семь сотых) рублей, процент за пользование чужими денежными средствами, в порядке ст. 395 ГК РФ;
3 000 (Три тысячи) рублей оплата по платежному поручению №273 от 04.07.2023 г по договору № 135-К/2023 от 04.07.2023 г за проведение оценки;
500 (пятьсот) рублей за предоставление информации из банка (банковский ордер № 337506 от 05.07.2023 года);
3 000 (Три тысячи) рублей оплата по договору об оказании юридический услуг от 07.11.2022 года:
15 000 (пятнадцать тысяч) рублей оплата по договору об оказании юридический услуг от 14.03.2023 года;
1 420 рублей 01 копеек оплата транспортных услуг компании ООО «ПЭК»;
281, 14 рублей почтовые расходы;
2 000 (две тысячи рублей) за уплаченную госпошлину, ВСЕГО 44 195,77 (Сорок четыре тысячи сто девяносто пять целых семьдесят семь сотых) рублей, ссылаясь? в частности, на то, что Истцом была проведена экспертная консультация в рамках заключенного договора № 135-К/2023 от 04.07.2023 г., согласно которой специалистом ООО «Управление экспертизы и оценки» ФИО2 установлено, что «общее число, длина, расположение пороков в кусках, а также длина кусков в рулоне не соответствуют требованиям нормативных документов, что позволяет говорить об общем несоответствии качества исследуемого текстильного материала установленным и обычно предъявляемым требованиям в РФ». Для проведение данной консультации Истцом было оплачено 3 000 (три тысячи) рублей по заключенному договору № 135-К/2023 от 04.07.2023 г. по платежному поручению №273 от 04.07.2023 г.
Также Истец получил из банка ПАО Сбербанк выписку операций по лицевому счету40802810045000025704, в которой отражена операция перевода денежных средств в размере 17 743 рублей 35 копеек на расчетный счет ответчика ООО «Сфера». Перевод денежных средств также подтверждается платежным поручением № 124 от 29.05.2022 года. За предоставление информации из банка Истцом была оплачено 500 рублей по банковскому ордеру № 337506 от 05.07.2023 года.
Помимо этого, Истцом были понесены расходы, связанные с приемом товара на ответственное хранение путем оплаты транспортных услуг компании ООО «ПЭК» в размере 1 420 рублей 01 копеек, что подтверждается чеком онлайн кассы, счет фактурой от 27 июня 2022, отчетом № ОМП06003774 от27 июня 2022 года.
Истец обратился к представителю ФИО3 07 ноября 2022 для консультации, а также оказания помощи составления документов на выдачу судебного приказа, учитывая, что предыдущие попытки вернуть денежные средства за некачественный товар (дело №А35-8759/2022, дело № А35-9548/2022) не увенчались успехом. Однако судебный приказ был отменен Ответчиком, что вынудило прибегнуть Истца к заключению договора об оказании юридических услуг от 14 марта 2023г. для обращения в суд.
Также Истец считает необходимым произвести расчет неустойки в рамках ответственности за несвоевременную уплату (возврат) денежных средств за некачественный товар, в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Данную неустойку Истец рассчитывает за период с 01.08.2022 года по 07.07.2023 года, поскольку 01.08.2022 г. досудебная претензия получена представителем ООО «Сфера» (копии имеются в материалах дела), была проигнорирована Ответчиком.Арбитражный суд принял уточнение истца.
Данное требование истца подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Согласно ст. 457 ГК РФ, срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.
Согласно ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
В соответствии со ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 настоящего Кодекса.
В случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
В случае, когда продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено законом или договором купли-продажи, на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса со дня, когда по договору передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему предварительно уплаченной им суммы. Договором может быть предусмотрена обязанность продавца уплачивать проценты на сумму предварительной оплаты со дня получения этой суммы от покупателя.
В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Согласно ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В соответствии со ст. 474 ГК РФ проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи.
Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.
Если порядок проверки качества товара не установлен в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, то проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.
Если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара.
Согласно ст. 476 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
В соответствии со ст. 477 ГК РФ если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В случае, когда на комплектующее изделие в договоре купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.
Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.
В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Как следует из материалов дела, 27.05.2022 г. ответчик направил истцу счет на оплату №28-7 от 27.05.2022 г: Ткань махровая двусторонняя 450 гр./м.кв. Мятный на сумму 17 743,35 руб.
Срок оплаты счета составляет три рабочих дня с момента выставления. Отгрузка товара производится при 100% предоплате. В случае несвоевременной, частичной оплаты Поставщик оставляет за собой право на изменение цены и сроков поставки в одностороннем порядке. В момент приемки товара Покупатель обязуется проверить количество и качество товара в порядке, предусмотренном инструкциями № П-6 и № П-7, утвержденными постановлениями Госарбитража при СМ СССР соответственно 15.06.1965 и 25.04.1966. Право собственности на товар и все риски, связанные с утратой, порчей или повреждением товара переходят к Покупателю с момента передачи товара первому перевозчику (экспедитору). Покупатель самостоятельно принимает решение о необходимости дополнительной упаковки товара при перевозке товара перевозчиком (экспедитором). Поставщик не несет ответственность за повреждение товара и его упаковки, возникшие после его отгрузки со склада. Доставка рекламационного товара до склада Поставщика осуществляется за счет Покупателя. Дополнительные условия поставки по согласованию сторон указываются в данном счете в примечании.
Счет был оплачен платежным поручением № 124 от 29.05.2022 г.
Факт перечисления предоплаты в сумме 17743 руб. 35 коп. подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Частью 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Оспаривая доводы истца, ответчик указал, в частности, что истец, намереваясь приобрести товар у ответчика, обратился на электронную почту последнего с заявкой на покупку рулона махры цвет: мята. После получения заявки ответчик направил истцу счет на оплату № 28-7 от 27.05.2022г.
Данный счет является офертой для заключения договора поставки товара: ткани махровой двухсторонней 450гр./м кв., цвет мятный, в количестве 30,1 кг. по цене за 589 руб. 48 коп. за 1 кг., на общую стоимость 17743 руб. 35 коп.
Истец, оплачивая данный счет, акцептовал оферту на указанных условиях. Счет оплачен в полном объеме.
«14» июня 2022г. ответчик во исполнение заключенного договора поставки поставил истцу товар, который не соответствовал заявке: товар другого цвета. В связи с чем, «02» июля 2022г. ответчиком была осуществлена замена ранее поставленного товара на товар надлежащего цвета.
По мнению истца, полученный товар по-прежнему не соответствует заявке. В обоснование такого утверждения в материалы дела представлен акт осмотра, составленный работниками ООО «Кроха», в котором указывается, что произведен осмотр некоего полученного материала (махра мята) для пошива изделия маска косметическая.
Акт осмотра материала от 02.07.2022г. не является доказательством, достоверно подтверждающим ненадлежащее качество поставленного ответчиком товара: во-первых, работники ООО «Кроха», которые участвовали в составлении акта - директор швейного производства, начальник производства, менеджер - не обладают специальными познаниями и нужными компетенциями для составления такого рода заключения; во-вторых: в акте отсутствует информация, которая бы позволила определить, что осматриваемый товар был поставлен именно ответчиком; в-третьих, этот акт, не является доказательством несоответствия полученного товара обещанному; в-четвертых, истец не составил акт, в соответствии с требованиями, установленными «Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7.
Кроме того, существует порядок документального оформления операций по возврату бракованного (некачественного) товара поставщику.
В соответствии с нормами ст. 513 ГК РФ установлена обязанность покупателя по принятию товаров. Покупатель (получатель) товаров в соответствии с п. 2 ст. 513 ГК РФ обязан в срок, определенный законом, договором поставки или обычаями делового оборота, проверить количество и качество принятых товаров. Порядок приемки товаров может быть установлен, в частности, договором поставки. О выявленных несоответствиях и недостатках товаров покупатель (получатель) обязан незамедлительно уведомить поставщика.
В соответствии со ст.ст. 469 и 475 ГК РФ в ГК РФ содержится перечень ситуаций, в которых покупатель вправе отказаться от исполнения своих обязательств по договору, вернуть товар поставщику и потребовать возврата денежных средств, если товар был оплачен. К таким ситуациям относится, в частности, поставка товара ненадлежащего качества.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 М402-Ф3 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N402^3) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В силу п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Соответственно, формы первичных документов могут быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно.
При этом на основании п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов должны содержать обязательные установленные реквизиты.
Возврат бракованного товара осуществляется в соответствии с порядком, установленным договором поставки (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 N 17АП-17424/16 и Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2015 N Ф09-7183/15 по делу N А60-267/2014).
При отсутствии в договоре условий возврата бракованной продукции следует исходить из положений ГК РФ о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ).
В соответствии с п. 2.1.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации), в случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
Таким образом, в случае выявления некачественного товара организация-покупатель должна оформить соответствующие документы.
Если товар несоответствующего качества выявлен в момент приемки товара на склад, то покупатель должен оформить претензию поставщику, а также акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ (форма ТОРГ-2).
Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
На основании соответствующего акта покупателем составляется претензия поставщику.
В п. 2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, указано, что покупатель при возврате продавцу некачественных товаров оформляет в его адрес расходную накладную.
Соответственно, возврат некачественного товара поставщику организация может оформлять в том числе расходной накладной.
Форма расходной накладной на сегодняшний день законодательно не установлена, поэтому для оформления возврата товаров покупатель может использовать самостоятельно утвержденную форму (при соблюдении требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Кроме того, при закреплении в учетной политике использования унифицированных форм первичных учетных документов при возврате товара может оформляться накладная на отпуск материалов на сторону (по форме М-15) или товарная накладная (по форме N ТОРГ-12).
Таким образом, в случае обнаружения покупателем при приемке товаров несоответствия поставляемых товаров условиям договора по качеству (при обнаружении бракованных товаров) покупатель оформляет:
акт об установленном расхождении по количеству и качеству (покупатель вправе применить формы N ТОРГ-2 (для российских товаров), N ТОРГ-3 (для импортных товаров), подписанный специально созданной комиссией;
претензионное письмо с приложением акта об установленном расхождении по количеству и качеству;
письмо-согласие с претензией поставщика или согласие, подтвержденное иным образом (согласно условиям конкретного договора);
товарную накладную с пометкой "на возврат" (может быть применена форма N ТОРГ-12, если данная форма утверждена в организации в качестве первичного документа (письмо УФНС России по г.Москве от 21.09.2012 N 16-15/089421@). Или, например, накладная по форме М-15, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 N 16-15/089421@).
Таким образом, в случае обнаружения покупателем несоответствия поставляемых товаров условиям договора по качеству (при обнаружении бракованных товаров) после принятия их к учету покупатель оформляет:
акт о выявленных недостатках (браке) (покупатель вправе применить формы N ТОРГ-2 (для российских товаров), N ТОРГ-3 (для импортных товаров), подписанный специально созданной комиссией;
претензионное письмо с приложением акта о выявленных недостатках (брака);
письмо-согласие с претензией поставщика или согласие, подтвержденное иным образом (согласно условиям конкретного договора);
товарную накладную (форма N ТОРГ-12) или иной документ, в соответствии с учетной политикой покупателя применяемый им для реализации товаров.
Кроме того, при указанных обстоятельствах, истец оставил у себя товар, использовал его, теперь за него же просит взыскать денежные средства, что полагаю является обогащением со стороны истца и нарушением законных прав ответчика.
ООО «Сфера» поставило в адрес ИП ФИО1 товар надлежащего качества - ткань махровая двухсторонняя 450 гр/м.кв, мятный. До сегодняшнего дня истец не предоставил доказательств, что цвет поставленного товара не является мятным, а как утверждает истец - ментол. Вместе с тем, мятный цвет - это симбиоз зеленого и голубого цвета. Существует несколько оттенков мятного: нежная мята, ментол, светлая бирюза, мятное мороженое и морская пена. При поставке товара никто не обговаривал какой именно тон или оттенок мятного должен быть поставлен, т.к. у продавца был цвет один, он же и поставлен - цвет мятный.
Дополняя свои возражении ответчик указал также, что Истец, в доказательство своих утверждений о некачественном товаре представил «Консультацию специалиста № 13 5-КУ23», выполненную привлеченным ООО «Управление экспертизы и оценки» специалистом ФИО2, и, естественно, так как по делу не назначалась судебная экспертиза, отсутствует подписка этого специалиста об известности уголовно-правовых последствий за дачу заведомо ложного заключения.
Вопрос перед специалистом ставился: «Соответствует ли качество ткани установленным и обычно предъявляемым требованиям в РФ?».
Сомнение вызывает - чью ткань предъявлял истец на осмотр специалисту? Почему истец решил, что эта ткань поставлена именно ответчиком? То есть, заказанная и оплаченная истцом консультация специалиста не может являться надлежащим доказательством по делу и не является обосновывающим довод ответчика о правомерности исковых требований.
Иначе говоря, чтобы требовать взыскания с ответчика денежных средств за некачественный товар, поставка некачественного товара должна была быть оформлена надлежащим способом, товар не должен был быть использован истцом, товар должен был быть возвращен ответчику. Возврат товара осуществляется за счет истца. Данное условие указано в счете: «...Доставка рекламационного товара до склада Поставщика осуществляется за счет Покупателя...». Оплатив счет, истец принял данное условие.
По мнению ответчика, неправомерно требовать уплаченные за товар денежные средства и оставлять у себя этот товар. При удовлетворении таких требований не может быть соблюден баланс интересов сторон.
Кроме того, все имеющиеся доказательства/документы у ответчика, ответчиком представлены в суд.
Возражая против требований истца о взыскании расходов, ответчик также подавал свои письменные возражения суду, которые поддерживает в полном объеме (в том числе не подлежат взысканию расходы, понесенные на выдачу судебного приказа, первоначально истец не просил проценты по ст. 395 ГК РФ и оно должно рассматриваться как самостоятельное требование - отдельным иском).
Между тем, ответчиком не было учтено следующее.
Как указывалось выше и следует из материалов дела, как указано в счете № 28-7 от 27.05.2022 г., в момент приемки товара Покупатель обязуется проверить количество и качество товара в порядке, предусмотренном инструкциями № П-6 и № П-7, утвержденными постановлениями Госарбитража при СМ СССР соответственно 15.06.1965 и 25.04.1966.
В соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 г. № П-7, настоящая Инструкция применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству и комплектности, а также тары под продукцией или товарами.
В целях сохранности качества поставляемой продукции, создания условий для своевременной и правильной приемки ее по качеству объединение и его производственная единица, предприятие, организация - изготовитель (отправитель) обязаны обеспечить:
а) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
б) отгрузку (сдачу) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталонами).
Продукция, не прошедшая в установленном порядке проверку по качеству, а также продукция, отгрузка которой была запрещена органами, осуществляющими контроль за качеством продукции, и другими уполномоченными на то органами, поставляться не должна;
в) четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве и т.п.), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности ее;
г) своевременную отсылку документов, удостоверяющих качество и комплектность продукции, получателю. Эти документы высылаются вместе с продукцией, если иное не предусмотрено Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
В случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами и договором, изготовитель (отправитель) обязан при отгрузке (сдаче) продукции в упакованных или затаренных местах вложить в каждое тарное место документ, свидетельствующий о наименовании и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте;
д) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями.
Между тем, из материалов дела не следует, что поставщиком были надлежащим образом соблюдены указанные условия, никакой документации, подтверждающей качество поставленной продукции ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено.
Соответственно, истец и не мог проверить наличие пломб и прочее при их отсутствии.
Продукция, поступившая в исправной таре, принимается по качеству и комплектности, как правило, на складе конечного получателя.
Приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя в следующие сроки:
а) при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 час. после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;
б) при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции - 24 час. после поступления продукции на склад получателя.
Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.
Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.
Когда скрытые недостатки продукции могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями, акт о скрытых недостатках должен быть составлен не позднее четырех месяцев со дня получения продукции предприятием, обнаружившим недостатки.
Как следует из материалов дела, указанные сроки покупателем нарушены не были.
Приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности продукции окончена в установленные сроки (п.10 Инструкции).
Приемка продукции производится уполномоченными на то руководителем предприятия-получателя или его заместителем компетентными лицами. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.
Предприятие-получатель обязано:
а) создать условия для правильной и своевременной приемки продукции, при которых обеспечивалась бы ее сохранность и предотвращалась порча продукции, а также смешение с другой однородной продукцией;
б) следить за исправностью средств испытания и измерения, которыми определяется качество продукции, а также за своевременностью проверки их в установленном порядке;
в) обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции по качеству и комплектности, хорошо знали и строго соблюдали настоящую Инструкцию, а также правила приемки продукции по качеству и комплектности, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами;
г) систематически осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству и комплектности, и предупреждать нарушения правил приемки продукции (п.13 Инструкции).
Приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т.п.). Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют (п.14 Инструкции).
Как следует из материалов дела, истцом 14.06.2022 г. был получен товар махра голубого цвета, т.е. цвет оказался не тот, который заказывали.
После согласования с должником был осуществлен обмен махры, которая прибыла истцу 02.07.2022 г.
По прибытию было установлено что товар цвета ментол, а не мята, которая была заказана и оплачена по счету №28-7 от 27.05.2022 г., отличается цветом от того, который был заказан и оплачен, а также имеет другую длину ворса.
После осмотра с помощью профессиональных раскройщиков и швей ООО «Кроха» (которые осуществляют пошив для ИП ФИО1 готовых текстильных изделий из сырья, закупленных в 000 «Сфера») было выявлено количество брака, превышающее 30%. В связи с тем, что махра второй раз пришла не та, которая была заказана и оплачена, а также с существенным количеством брака в рулоне (более 30%), о чем был составлен в одностороннем порядке акт 02.07.2022 г. комиссией в составе председателя – директора швейного производства ФИО4 и членов комиссии: начальника производства ФИО5 и менеджера ФИО6
Истец 02.07.2022 г. направил письмо на почту отдела продаж ООО «Сфера» sales(o),astrontex.ru с видео доказательствами брака/несоответствия цвета заказанному и просьбой вернуть денежные средства и забрать товар . Ответ на данное письмо представлен не был.
11.07.2022 г. в адрес ответчика направлено повторное письмо на почту с просьбой вернуть денежные средства, на что получен ответ что количество брака до 5% допускается - соединение между полотнами.
21.07.2022 г. направлено письмо на почту отдела продаж ООО «Сфера» sales(g),astrontex.ru. Также указано намерение истца в случае отказа/игнорирования запроса защищать свои права в законном порядке, письмо проигнорировано.
25.07.2022 г. заказным письмом с уведомлением направлена досудебная претензия на юридический адрес ООО «Сфера». 01.08.2022 г. Досудебная претензия получена представителем ООО «Сфера» согласно отчета с сайта «Почта России», подтверждающего отправку и получение ответчиком досудебной претензии.
При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции (п. 14 настоящей Инструкции), получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.
В соответствии с п. 16 Инструкции №П-7 получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
В данном случае в договоре такое условие предусмотрено не было, в счете имеется только отсылка к Инструкции №П-7.
Кроме того, истец неоднократно своевременно извещал ответчика о сложившейся ситуации, однако надлежащей реакции ответчика, в том числе приезда полномочного представителя к истцу не последовало.
В уведомлении о вызове, направленном изготовителю (отправителю), должно быть указано:
а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
б) основные недостатки, обнаруженные в продукции;
в) время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока);
г) количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции.
Из материалов дела следует, что по электронной почте в адрес ответчика было направлено письмо 02.07.2022 г., содержащее необходимые сведения, тем более, что иных поставок от ответчика в адрес истца в том периоде не было.
В соответствии с п. 20 Инструкции №П-7 при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя), при отказе их выделить представителя или неявке его по вызову получателя (покупателя) проверка производится:
а) с участием компетентного представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо
б) с участием компетентного представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
в) односторонне предприятием-получателем, если изготовитель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
Для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные (по роду работы, по образованию, по опыту трудовой деятельности) в вопросах определения качества и комплектности подлежащей приемке продукции.
Согласно п. 25 Инструкции № П-7, лица, осуществляющие приемку продукции по качеству и комплектности, обязаны строго соблюдать правила приемки продукции и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.
Согласно п. 29 Инструкции № П-7 по результатам приемки продукции по качеству и комплектности с участием представителей, указанных в пп.19 и 20 настоящей Инструкции, составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции.
Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности.
В этом акте должно быть указано:
а) наименование получателя продукции и его адрес;
б) номер и дата акта, место приемки продукции, время начала и окончания приемки продукции; в случаях, когда приемка продукции с участием представителей, указанных в пп.19 и 20 настоящей Инструкции, произведена с нарушением установленных сроков приемки, в акте должны быть указаны причины задержки приемки, время их возникновения и устранения;
в) фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке продукции по качеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке продукции по качеству и комплектности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по качеству;
г) наименования и адреса изготовителя (отправителя) и поставщика;
д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметка о том, что вызов изготовителя (отправителя) Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором не предусмотрен;
е) номера и даты договора на поставку продукции, счета-фактуры, транспортной накладной (коносамента) и документа, удостоверяющего качество продукции;
ж) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;
з) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;
и) условия хранения продукции на складе получателя до составления акта;
к) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - изготовителя или отправителя, дата вскрытия тары и упаковки. Недостатки маркировки, тары и упаковки, а также количество продукции, к которому относится каждый из установленных недостатков;
л) при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием основания выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, другие обязательные правила и договор);
м) за чьими пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена и получена продукция, исправность пломб, оттиски на них; транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
н) количество (вес), полное наименование и перечисление предъявленной к осмотру и фактически проверенной продукции с выделением продукции забракованной, подлежащей исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных деталей, а также продукции, сорт которой не соответствует сорту, указанному в документе, удостоверяющем ее качество. Подробное описание выявленных недостатков и их характер;
о) основания, по которым продукция переводится в более низкий сорт, со ссылкой на стандарт, технические условия, другие обязательные правила;
п) количество некомплектной продукции и перечень недостающих частей, узлов и деталей и стоимость их;
р) номера стандартов, технические условия, чертежи, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества продукции;
с) номер браковщика предприятия - изготовителя продукции, если на продукции такой номер указан;
т) произведен ли отбор образцов (проб) и куда они направлены;
у) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения ненадлежащего качества или некомплектности продукции;
ф) заключение о характере выявленных дефектов в продукции и причина их возникновения.
Указанные условия не были в полном объеме соблюдены истцом при составлении указанного акта.
Согласно п. 30 Инструкции № П-7 акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение.
Представленный истцом акт подписан участвующими в осмотре материала лицами без замечаний и возражений.
Если между изготовителем (отправителем) и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз, представителя соответствующей инспекции по качеству или другой компетентной организации.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения настоящего дела, получив отзыв и возражения ответчика на заявленные требования истец 04.07.2023 г. заключил договор с Обществом с ограниченной ответственностью «УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ» по консультации и составлению письменной консультации специалиста по ткани махровой двусторонней 450 гр./м.кв., цвет мятный. Ксерокопия договора приобщена к материалам дела. В материалы дела представлена Консультация специалиста № 135-К/23, дата проведения исследования – 05.07.2023 г., дата составления заключения – 07.07.2023 г. Согласно указанного заключения Объект исследования - ткань махровая двусторонняя плотностью 450 гр/ м.кв., цвет - мятный, код ОМЖДНБ-1/2106. Рулон представлен в полиэтиленовой транспортировочной упаковке, код нанесён на бумажный ярлык на клеевой основе печатным способом.
Ширина рулона 180 см. Общая длина ткани в рулоне 33,13 м, состоит из трёх кусков: 9,39 м, 4, 62 м, 19,12 м. Между тем, согласно ГОСТ 8737-77, длина ткани в куске при ширине ткани свыше 100 см должна быть не менее 25 м. По согласованию с потребителем допускается формировать короткомерные куски, но их длина не должна быть менее 12 м. налицо прямое несоответствие длины кусков требованиям нормативного документа.
Каждый кусок имеет пороки, классифицирующиеся согласно ГОСТ 161-86 «Ткани хлопчатобумажные, смешанные и из пряжи химических волокон. Определение сортности.» как недопустимые, а именно дыры, пробоины, ворсовые плешины более 1 см и др. Согласно требованиям того же гост, указанные пороки должны быть вырезаны. При этом расстояние между условными вырезами должно быть не менее 150 см. В исследованном случае расстояние между пороками (не вырезами) составляет от 86 см до 200 см, что не соответствует требованиям ГОСТ.
Таким образом, общее число, длина, расположение пороков в кусках, а так же длина кусков в рулоне не соответствуют требованиям нормативных документов, что позволяет говорить об общем несоответствии качества исследуемого текстильного материала установленным и обычно предъявляемым требованиям в РФ.
В данном заключении, в частности, указан код объекта исследования, потому возражения ответчика о том, что неизвестно, какая ткань исследовалась не принимаются судом.
Проведение указанной консультации специалистом не противоречит указанным положениям Инструкции № П-7.
Все возражения ответчика носят формальный характер, направленный на акцентирование внимания на формальном соблюдении указанных им требований предлагаемых нормативных актов.
Однако предложенные истцом документы также не противоречат условиям заключенной сторонами сделки на поставку товара.
Предложений о проведении экспертизы от ответчика в ходе рассмотрения настоящего дела не поступало.
Что касается возражений ответчика о том, что товар находится у истца, то товар истцом принят на ответственное хранение и согласно материалам дела неоднократно предлагал ответчику забрать указанный товар, однако мер по распоряжению товаром ответчиком предпринято не было.
В соответствии со ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.
Согласно ст. 520 ГК РФ если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.
Исчисление расходов покупателя на приобретение товаров у других лиц в случаях их недопоставки поставщиком или невыполнения требований покупателя об устранении недостатков товаров либо о доукомплектовании товаров производится по правилам, предусмотренным пунктом 1 статьи 524настоящего Кодекса.
Покупатель (получатель) вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.
Таким образом, требования истца о взыскании 17743 руб. 35 коп. стоимости товара, оплаченного по счету № 28-7 от 27.05.2022 г. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Ввиду невозврата ответчиком полученной оплаты, суд считает обоснованным начисление в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами, сумма которых, рассчитанная истцом согласно представленного расчета, исходя из соответствующих ставок рефинансирования ЦБ РФ за период с 02.08.2022 г. по 07.07.2023 г., составляет 1251 руб. 27 коп.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В данной сумме требования истца также обоснованны и подлежат удовлетворению.
Обоснованны и подлежат удовлетворении и требования истца о возмещении расходов по оплате транспортных услуг компании ООО «ПЭК», связанных с доставкой товара, в сумме 1420 руб. 01 коп., что подтверждается материалами дела, в частности, счетом-фактурой от 27.06.2022 г. и кассовым чеком от 27.06.2022 г. (л.д. 72), в силу положений ст. 520 ГК РФ, поскольку поставленный товар оказался ненадлежащего качества.
Также подлежат удовлетворения требования истца о возмещении ему судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 руб. 00 коп., расходы по получении выписки банка в сумме 500 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг по консультации по качеству товара в сумме 3000 руб. 00 коп. и почтовые расходы в сумме 281 руб. 14 коп. по направлению в адрес ответчика уточненных требований и прилагаемых к ним документов.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении (п.1).
Заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривающий дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом (п.2).
В данном случае вопрос о судебных расходах не был разрешен в указанном решении арбитражного суда и потому подлежит разрешению в порядке, установленном ст. 112 АПК РФ.
Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21.01.201 6г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связных с рассмотрением дела», судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7consultantplus://offline/ref=6524D7A5121C6D224A46217C20790BABF7C135403375CE90B85AB44D1A605AC0006C819593B7B1AAAECD4D4511D2E127E8414452C78DC025w5BEM Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).
К судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ).
Перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также - истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены расходы, связанные с легализацией иностранных официальных документов, обеспечением нотариусом до возбуждения дела в суде судебных доказательств (в частности, доказательств, подтверждающих размещение определенной информации в сети "Интернет"), расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска, его подсудность.(п.2)
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.(п.10.)
Из материалов дела следует, что истцом заявлено требование о возмещении расходов по оплате транспортных услуг компании ООО «ПЭК», связанных с доставкой товара, в сумме 1420 руб. 01 коп., что подтверждается материалами дела, в частности, счетом-фактурой от 27.06.2022 г. и кассовым чеком от 27.06.2022 г. (л.д. 72), в силу положений ст. 520 ГК РФ, поскольку поставленный товар оказался ненадлежащего качества и соответственно, имеется связь с рассматриваемым делом; судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 руб. 00 коп., подтверждаемые договором об оказании юридических услуг от 14.03.2023 г., согласно которому, в частности, исполнитель обязался оказать заказчику услуги по составлению претензии, отправке корреспонденции и подготовке документов для подачи искового заявления и распиской в получении денежных средств в сумме 15000 руб. (л.д. 75,76);
расходы по получении выписки банка в сумме 500 руб. 00 коп. подтверждаемые банковским ордером № 337506 от 05.07.2023 г. (л.д.61,62), поскольку судом в рамках рассмотрения настоящего дела запрашивалась указанная выписка у истца;
расходы по оплате услуг по консультации по качеству товара в сумме 3000 руб. 00 коп., подтверждаемые договором № 135-К/2023 от 04.07.2023 г.Актом выполненных работ к данному договору, платежным поручением № 273 от 04.07.2023, Консультацией специалиста № 135-К/23 (л.д.64-70);
и почтовые расходы в сумме 281 руб. 14 коп. по направлению в адрес ответчика уточненных требований и прилагаемых к ним документов (опись почтового отправления и почтовая квитанция – л.д. 85,86).
Также истцом заявлялось требование о возмещении судебных расходов в сумме 3000 руб. за оказание юридических услуг по подготовке документации на выдачу судебного приказа, подтверждаемых договором об оказании юридических услуг от 07.11.2022 г. и распиской в получении и денежных средств в сумме 3000 руб. 00 коп. (л.д. 73,74).
Данное требование заявителя подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Указанные расходы по оплате транспортных услуг компании ООО «ПЭК», связанных с доставкой товара, в сумме 1420 руб. 01 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб. 00 коп., расходы по получении выписки банка в сумме 500 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг по консультации по качеству товара в сумме 3000 руб. 00 коп., и почтовые расходы в сумме 281 руб. 14 коп. по направлению в адрес ответчика уточненных требований и прилагаемых к ним документов подтверждены документально и соответствуют вышеуказанным критериям, потому в данной части требования истца подлежат удовлетворению.
Требования в части расходов в сумме 3000 руб. подлежат отклонению, поскольку возмещение расходов в приказном производстве не предусмотрено, что отражено, в частности, в Определении Конституционного Суда российской Федерации от 28.02.2017 № 378-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шабанова Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные доказательства и изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что требования истца обоснованны, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению в сумме 17743 руб. 35 коп. задолженности, 1251 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, 1420 руб. 01 коп. оплата транспортных услуг компании ООО «ПЭК», 3000 руб. 00 коп. расходов на оплату услуг по проведении оценки согласно договора № 135-К/2023 от 04.07.2023 г., 500 руб. расходов по оплате информации банка согласно банковского ордера, 15000 руб. 00 коп. расходов по оплате юридических услуг согласно договора от 14.03.2023 г., 281 руб. 14 коп. почтовых расходов на отправку копий указанных документов в адрес ответчика, 2000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части требования истца подлежат отклонению.
В судебном заседании 25.08.2023 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 101,110,123,124,156,167-171,177,226 - 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования Индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сфера» в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 17743 руб. 35 коп. задолженности, 1251 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, 1420 руб. 01 коп. оплата транспортных услуг компании ООО «ПЭК», 3000 руб. 00 коп. расходов на оплату услуг по проведении оценки согласно договора № 135-К/2023 от 04.07.2023 г., 500 руб. расходов по оплате информации банка согласно банковского ордера, 15000 руб. 00 коп. расходов по оплате юридических услуг согласно договора от 14.03.2023 г., 281 руб. 14 коп. почтовых расходов на отправку копий указанных документов в адрес ответчика, 2000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Данное решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.А. Горевой