АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
24 декабря 2021 года | Дело№ А35-5903/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11.10.2021.
Полный текст решения изготовлен 24.12.2021.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Д.В. Лымаря, при ведении протокола помощником судьи Макаровым Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 04.10.2021 с перерывом до 11.10.2021 дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Малышевское» в лице конкурсного управляющего ФИО1 к
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрация Щигровского района Курской области
Комитет по управлению имуществом Курской области
о признании незаконным решения об отказе в регистрации
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 - адвокат; по пост. доверенности от 28.09.2020;
от ответчика: ФИО3 - по пост. доверенности от 11.01.2021;
от третьего лица (Администрация): не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица (Комитет): не явился, извещен надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью «Малышевское» (далее – ООО «Малышевское», заявитель) в лице конкурсного управляющего ФИО1 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее – Управление Росреестра по Курской области, Управление) от 30.06.2020 № 46/029/001/2020-546 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности ООО «Малышевское» на земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4, расположенный по адресу: Курская область, ФИО7 район, Кривцовский сельсовет;
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области зарегистрировать право собственности ООО «Малышевское» на земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4, расположенный по адресу: Курская область, ФИО7 район, Кривцовский сельсовет.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что отказ Управления в государственной регистрации права собственности ООО «Малышевское» на земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4, расположенный по адресу: Курская область, ФИО7 р-н, Кривцовский сельсовет, является незаконным, поскольку, по мнению заявителя, на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
В частности, Общество ссылалось на то, что представленный на государственную регистрацию Государственный акт серии A-I № 087490 по форме и содержанию соответствует ст.31 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1) и Постановлению Совета Министров СССР от 06.03.1975 № 199, в нем имеется план земель фермерского хозяйства ФИО4 (далее – ФХ ФИО4), в котором очерчены границы фермерского хозяйства с учетом изменений согласно постановлению от 18.04.1994 № 37, которым все ранее отведенные земельные участки объединены в один площадью 81,2 га с закреплением на праве собственности за ФХ ФИО4
При таких обстоятельствах, по мнению заявителя, у Управления отсутствовали предусмотренные ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основания для принятия обжалуемого решения, при этом нарушены права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Ответчик в письменном отзыве заявленные требования отклонил, полагал оспариваемый отказ в регистрации права законным и обоснованным, ссылаясь на то, что заявитель не представил на государственную регистрацию документов, подтверждающих основания возникновения у ООО «Малышевское» права собственности на земельный участок в указанном заявителем размере; часть земельного участка ранее находилась у ФИО4 на праве пожизненного наследуемого владения, в силу чего права на указанную часть земельного участка не могли перейти к Обществу как юридическому лицу ни на каком основании; передавая земельные доли, ФИО5 и ФИО6 не являлись членами Фермерского хозяйства ФИО4 и не были включены в его состав, а Администрация Щигровского района не была наделена компетенцией распоряжения земельными паями, принадлежащими гражданам; также, по мнению Управления, невозможно идентифицировать первоначально предоставленный Фермерскому хозяйству ФИО4 земельный участок с земельным участком, за регистрацией права собственности на который обратился заявитель.
Администрация Щигровского района Курской области, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в письменных мнениях разрешение заявления оставила на усмотрение суда, и ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Комитет по управлению имуществом Курской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в письменном мнении сообщил, что ООО «Малышевское» с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 46:28:080405:4 не обращалось, и просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель заявителя в заседании требования поддержал.
Представитель ответчика в заседании требования отклонил.
Представители третьих лиц в заседание не явились, надлежаще извещены.
Ходатайств об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств лицами, участвующими в деле, не заявлено.
С учетом положений ст.ст.156, 163, 201 АПК РФ, п.13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 99 от 25.12.2013, дело рассмотрено в отсутствие представителей надлежаще извещенных третьих лиц.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Малышевское» (306505, Курская область, ФИО7 район, д. Малая Алексеевка) внесено в единый государственный реестр юридических лиц 08.09.2015 за ОГРН <***>, ИНН <***>.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.01.2016 по делу № А35-10301/2015 ООО «Малышевское» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Курской области от 19.12.2019 по делу № А35-10301/2015 конкурсным управляющим ООО «Малышевское» утверждена ФИО1.
Как следует из заявления, 19.03.2020 конкурсный управляющий ООО «Малышевское» ФИО1 обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности за ООО «Малышевское» на земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4, расположенный по адресу: обл. Курская, р-н ФИО7, Кривцовский сельсовет.
31.03.2020 по результатам проведенной правовой экспертизы представленных заявителем документов государственным регистратором прав было принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации права собственности на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствием формы и (или) содержание документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.
18.05.2020 в целях устранения причин приостановления государственной регистрации права собственности заявителем дополнительно представлены письменные пояснения, а также Государственный акт на право пользования землей серии A-I №087490 (далее - Государственный акт), согласно которому за фермером ФИО4 первоначально было закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 39 га для ведения фермерского хозяйства. Кроме того, данный Государственный акт содержал изменения, внесенные, в том числе, на основании Решения №104, Постановления №91, Постановления №37.
Вместе с тем, по мнению Управления, дополнительно представленный заявителем документ (Государственный акт) не устранил причины приостановления осуществления регистрационных действий, о чем государственный регистратор прав 20.05.2020 уведомил заявителя, указав дополнительно к ранее названным причинам приостановления, что идентифицировать земельный участок, указанный в Решении №104, с земельным участком, за государственной регистрацией права на который заявитель обратился, не представляется возможным.
30.06.2020 решением Управления № 46/029/001/2020-546 в связи с истечением срока приостановления и неустранением заявителем причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, на основании ст.27 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) осуществлении государственной регистрации права собственности ООО «Малышевское» на земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4 было отказано.
Полагая, что указанное решение Управления Росреестра по Курской области об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности, является незаконным и нарушает права заявителя, ООО «Малышевское» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя арбитражный суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая положения ч.1 ст.198 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания сообщения Управления Росреестра по Курской области незаконным необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушения указанным ненормативным актом прав и законных интересов лица, в отношении которого он принят.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации, возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
Согласно ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
На основании п.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управление Росреестра по Курской области является территориальным органом Росреестра, осуществляющим его функции на территории Курской области.
Таким образом, Управление Росреестра по Курской области уполномочено на осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курской области, следовательно, оспариваемый отказ принят в рамках полномочий указанного органа.
Как следует из документов, представленных на государственную регистрацию, в соответствии с решением Исполнительного комитета Щигровского районного совета народных депутатов от 15.08.1991 № 104 «Об отводе земельного участка ФИО4 для организации фермерского хозяйства» (далее по тексту — решение от 15.08.1991 № 104, т.1, л.д.52, 133), в частную собственность ФИО4 был выделен земельный участок площадью 39 га пашни для ведения пчеловодства и выращивания семян многолетних трав (п.1).
На основании решения от 15.08.1991 № 104 Исполнительным комитетом Щигровского районного Совета депутатов трудящихся ФИО4 был выдан Государственный акт серии A-I № 087490 (т.1, л.д.36-43, 160-167).
Постановлением главы администрации Щигровского района от 01.04.1992 № 91 «О дополнительном выделении земельного участка фермеру ФИО4» (т.1, л.д.53, 134), ФИО4 дополнительно к имеющимся 39 га предоставлено 25 га пашни для ведения фермерского хозяйства в границах земель колхоза «Дружба» в пожизненно наследуемое владение (п. 1).
На основании постановления от 01.04.1992 № 91 в Государственный акт серии A-I № 087490 внесена запись № 1 в разделе «Изменения в землепользовании»: «1. Постановление главы Администрации № 91 от 1.04.92 г. «О дополнительном выделении земельного участка» - 25,0 га».
18.04.1994 главой администрации Щигровского района и г. Щигры Курской области было принято постановление № 37 «Об утверждении площади земельного участка фермерского хозяйства ФИО4» (т.1, л.д.67, 130), которым глава постановил закрепить за фермерским хозяйством ФИО4 в собственность земельные доли, выделенные ранее ФИО5 и ФИО6, в размере 8,6 га от каждого, общей площадью 17,2 га (п. 1)
Пунктом 2 постановления от 18.04.1994 № 37 глава утвердил размер земельного участка фермерского хозяйства ФИО4 площадью 81,2 га.
На основании постановления от 01.04.1992 № 91 в Государственный акт серии A-I № 087490 внесена запись № 2 в разделе «Изменения в землепользовании»: «2. Постановление главы Администрации Щигровского района № 37 от 18.04.1994 «Об увеличении площади земельного участка» (в собственность) – 17,2 га».
Также в Государственном акте серии A-I № 087490 имеются записи №№ 3 и 4: «3. Договор аренды № 2 от 4.07.94 года из земель ФП. Срок аренды – долгосрочная 50 лет – 40,0 га»; «4. Земельный участок передан в счет земельных долей собственниками – 54,2 га».
В Государственном акте серии A-I № 087490 были также внесены изменения в графическую часть - План землепользования фермерского хозяйства ФИО4; в отношении данных изменений в Госакте имеется запись: «Изменения внесены на основании постановлений главы администрации Щигровского района», заверенная заместителем председателя Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Щигровского района ФИО8, и главным (старшим) инженером-землеустроителем ФИО9.
08.09.2015 Фермерское хозяйство ФИО4 было реорганизовано в форме преобразования в ООО «Малышевское», что подтверждается сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ.
Таким образом, учитывая вышеперечисленные события, ООО «Малышевское» полагало, что с момента завершения процедуры реорганизации принадлежавшие Фермерскому хозяйству ФИО4 права на земельный участок площадью 81,2 га (39,90 + 25,00 + 17,2) перешли к ООО «Малышевское», и данный земельный участок принадлежит ООО «Малышевское» на праве собственности.
Как следует из материалов дела, 19.03.2020 при обращении в Управление конкурсным управляющим ООО «Малышевское» ФИО1 с заявлением о государственной регистрации права собственности за ООО «Малышевское» на земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4, расположенный по адресу: обл. Курская, р-н ФИО7, Кривцовский сельсовет, были представлены следующие документы:
- межевой план земельного участка от 28.02.2013;
- решение Исполнительного комитета Щигровского районного совета народных депутатов от 15.08.1991 №104 о выделении ФИО4 в собственность земельного участка площадью 39 га пашни для организации фермерского хозяйства (далее - Решение №104),
- постановление главы администрации Щигровского района от 01.04.1992 №91 о дополнительном выделении земельного участка в границах колхоза «Дружба» площадью 25 га фермеру ФИО4 в пожизненное наследуемое владение (далее - Постановление №91),
- архивная выписка из постановления главы администрации Щигровского района и города Щигры Курской области от 18.04.1994 №37 о закреплении за фермерским хозяйством ФИО4 в собственность земельных долей, выделенных ФИО5 и ФИО6 сельхозкооперативом «Дружба» в размере 8,6 га от каждого, общей площадью 17,2 га пашни, а также об утверждении размера земельного участка фермерского хозяйства ФИО4 в количестве 81,2га (далее -Постановление №37),
- протокол внеочередного общего собрания фермерского хозяйства ФИО4 от 25.08.2015, согласно которому принято решение о реорганизации фермерского хозяйства ФИО4 в форме преобразования в ООО «Малышевское» (далее - Протокол от 25.08.2015).
18.05.2020 заявителем в Управление дополнительно были представлены письменные пояснения, а также Государственный акт на право пользования землей серии A-I №087490.
Отказывая в государственной регистрации права собственности ООО «Малышевское» на земельный участок, Управление в качестве оснований в решении от 30.06.2020 № 46/029/001/2020-546 указало на то, что идентифицировать земельный участок, указанный в Решении Исполнительного комитета Щигровского районного совета народных депутатов от 15.08.1991 №104, с земельным участком, за государственной регистрацией права собственности на который обратился заявитель, не предоставляется возможным; что 25 га в составе площади спорного земельного участка было предоставлено ФИО4 как гражданину в пожизненно наследуемое владение, в силу чего невозможно возникновение права собственности ООО «Малышевское» из данного основания; что ФИО5 и ФИО6 не являлись членами фермерского хозяйства ФИО4 и имущество в порядке, предусмотренном абзацами 39-41 постановления Производства РФ № 96 от 01.02.1995 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» в состав ООО «Малышевское» не вносили; следовательно, документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, соответствующие требованиям статей 14, 18, 21 Закона № 218-ФЗ, не представлены.
Оценивая доводы сторон относительно наличия или отсутствия оснований к отказу в регистрации права собственности на спорный земельный участок, суд принимает во внимание следующее.
Согласно сведениям в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:28:080405:4 содержатся следующие сведения:
Тип объекта | Земельный участок | ||
Наименование | Многоконтурный участок (2 контура) | ||
Статус | Ранее учтенный | ||
Дата постановки на кадастровый учет | 17.05.2004 | ||
Категория земель | Земли сельскохозяйственного назначения | ||
Вид разрешенного использования | Для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства | ||
Уточненная площадь | 812 000 кв.м | ||
Границы | Установлены | ||
Адрес (местоположение) | обл. Курская, р-н ФИО7, Кривцовский сельсовет | ||
В качестве одного из оснований заявленных требований заявитель ссылался на то, что его право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4 подтверждается государственным актом серии A-I № 087490, который выдан уполномоченным органом, надлежащим образом оформлен и является, по мнению заявителя, единственным и достаточным доказательством существования права собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4 площадью 81,2 га. Заявитель полагал, что данный госакт содержит сведения о предоставлении всей площади спорного земельного участка (81,2 га) фермерскому хозяйству ФИО4 на праве собственности, в силу чего не подлежит переоценке регистрирующим органом.
Данный довод заявителя не может быть принят судом ввиду следующего.
Действительно, ст.31 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного постановлением Верховного Совета РСФСР № 1103-1 от 25.04.1991 (далее – ЗК РСФСР 1991 года, в редакции, действовавшей на дату первоначального предоставления заявителю земельного участка и выдачи госакта), называет государственный акт документом, удостоверяющим право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Советом Министров РСФСР.
Ранее единая для Союза ССР форма государственного акта на право пользования землей была утверждена постановлением Совета Министров СССР № 199 от 06.03.1975. Последующая форма государственных актов на право пользования землей, применяемых в РСФСР, была утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР № 493 от 17.09.1991.
Вместе с тем, представленный заявителем Государственный акт серии A-I № 087490 содержит существенные недостатки его оформления, а также противоречия в отраженных в нем сведениях относительно правоустанавливающих документов, на основании которых такие сведения были внесены в госакт.
Так, Государственный акт серии A-I № 087490 не имеет даты его создания (выдачи). В качестве даты выдачи Государственного акта серии A-I № 087490 указано следующее: «___» августа 1991 года» (т.1, л.д.38).
Дата создания документа, наряду с его номером, если таковой предусмотрен обязательными правилами создания документа, является важнейшим реквизитом, индивидуализирующим документ, а также фиксирующим время его создания. Отсутствие даты документа не позволяет не только определить действительное время его создания, но и, отталкиваясь от даты документа, определить применимое к правовой оценке юридической действительности документа законодательство, действовавшее в момент создания документа, определить круг полномочий лиц, выдавших документ, и, следовательно, ставит под сомнение юридическую действительность такого документа.
Отсутствие этого реквизита не позволяет признать Государственный акт серии A-I № 087490 соответствующим требованиям к его форме и содержанию.
Помимо этого, Государственный акт серии A-I № 087490 не содержит сведений об одном из лиц, подписавших его. В акте (т.1, л.д.38) имеется заверяющая запись «Председатель исполнительного комитета Щигровского районного (городского) Совета депутатов трудящихся» и подпись неустановленного лица, однако расшифровка данной подписи (Ф.И.О. данного лица) отсутствует, что не позволяет установить, обладало ли лицо, подписавшее госакт, надлежащими полномочиями. При этом, с учетом отсутствия даты данного документа, невозможно установить и момент проставления данной подписи для проверки полномочий подписавшего лица.
Наряду с этим, в отношении первоначально предоставленного земельного участка площадью 39,0 га в Государственном акте серии A-I № 087490 указано, что он предоставлен фермеру ФИО4 в бессрочное и бесплатное пользование, тогда как в действительности решением Исполнительного комитета Щигровского районного совета народных депутатов от 15.08.1991 № 104 «Об отводе земельного участка ФИО4 для организации фермерского хозяйства» (т.1, л.д.52, 133) земельный участок площадью 39 га был предоставлен ФИО4 в частную собственность.
Постановлением главы администрации Щигровского района от 01.04.1992 № 91 «О дополнительном выделении земельного участка фермеру ФИО4» ФИО4 дополнительно к имеющимся 39 га для ведения фермерского хозяйства в границах земель колхоза «Дружба» было предоставлено 25 га пашни в пожизненно наследуемое владение (т.1, л.д.53, 134), однако в Государственном акте серии A-I № 087490 отсутствуют сведения о том, что данная часть земельного участка находится на праве пожизненно наследуемого владения.
Эта и все последующие записи об изменениях в землепользовании (т.1, л.д.41), в нарушение требований к форме государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма № 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма № 2), утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР № 493 от 17.09.1991, не содержат сведений о должностном лице, зарегистрировавшем изменение.
С учетом этого, ссылки заявителя на то, что Государственный акт серии A-I № 087490 соответствует требованиям к его форме и содержанию и соответствует всем критериям правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности на спорный земельный участок площадью 81,2 га, нельзя признать состоятельными.
Помимо этого, Государственный акт серии A-I № 087490, с учетом указанных обстоятельств, как доказательство по делу нельзя признать отвечающим критериям допустимости доказательств.
В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Часть 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
С учетом указанного, а также принимая во внимание перечисленные выше недостатки и противоречия в представленном заявителем Государственном акте серии A-I № 087490 и других документах, регистрационный орган был вправе и имел необходимость проводить правовую экспертизу не только госакта как правоподтверждающего документа, но и оценивать основания возникновения заявленных к регистрации прав на основании правоустанавливающих документов – то есть документов, на основании которых возникали, изменялись или прекращались права заявителя на спорный земельный участок.
При указанных выше обстоятельствах регистратор верно пришел к выводу о наличии оснований как для приостановления регистрации, так и – по результатам правовой экспертизы документов – для отказа в регистрации права собственности заявителя на спорный земельный участок.
Суд учитывает, что в составе представленного на регистрацию Государственного акта серии A-I № 087490 имеется план земель фермерского хозяйства ФИО4, в котором очерчены границы земель фермерского хозяйства с учетом изменений, согласно принятым дополнительно постановлениям, при этом в плане указаны ориентиры, относительно которых располагается спорный участок, а также указаны иные ориентиры местности, позволяющие идентифицировать земельный участок; при этом имеющиеся в распоряжении регистрационного органа документы позволяют также в цифровом виде сопоставить площади земельного участка, за регистрацией права собственности на который обратился заявитель, с суммой площадей всех земельных участков, предоставленных ФИО4 по тем или иным основаниям.
Указанные обстоятельства также соотносятся с данными, содержащимися в проекте землеустройства (перераспределения) земель ПСХК «Дружба», исследованного в ходе рассмотрения спора в суде.
С учетом этого, ссылки регистрационного органа на то, что невозможно идентифицировать первоначально предоставленный ФИО4 и предоставленные в последующем земельные участки с земельным участком с кадастровым номером 46:28:080405:4 площадью 81,2 га, за регистрацией права собственности на который обратился заявитель, суд находит несостоятельными.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влечет признания оспариваемого решения об отказе в регистрации права собственности недействительным, поскольку иные доводы регистрационного органа суд находит обоснованными.
Исследуя доказательства, устанавливающие правовые основания возникновения, изменения, прекращения прав заявителя на спорный земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4, суд принимает во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Щигровского районного совета народных депутатов от 15.08.1991 № 104 «Об отводе земельного участка ФИО4 для организации фермерского хозяйства» (далее по тексту — решение от 15.08.1991 № 104, т.1, л.д.52, 133),. первоначально был выделен земельный участок площадью 39 га пашни в частную собственность ФИО4 (п.1).
На основании решения от 15.08.1991 № 104 Исполнительным комитетом Щигровского районного Совета депутатов трудящихся в августе 1991 года ФИО4 выдан Государственный акт серии A-I № 087490 (т.1, л.д.36-43, 160-167).
Как указано выше, постановлением главы администрации Щигровского района от 01.04.1992 № 91 «О дополнительном выделении земельного участка фермеру ФИО4» (т.1, л.д.53, 134), ФИО4 дополнительно к имеющимся 39 га было предоставлено 25 га пашни для ведения фермерского хозяйства в границах земель колхоза «Дружба» в пожизненно наследуемое владение. На основании постановления от 01.04.1992 № 91 в Государственный акт серии A-I № 087490 была внесена запись № 1 в разделе «Изменения в землепользовании»: «1. Постановление главы Администрации № 91 от 1.04.92 г. «О дополнительном выделении земельного участка» - 25,0 га», при этом суд отмечает, что сведения о том, что 25,0 га были предоставлены на праве пожизненно наследуемого владения, в госакте отсутствуют, что может указывать также и на иные, помимо описанных выше, нарушения, допущенные при выдаче и внесении дальнейших изменений в госакт – в частности, на то, что данная запись могла вноситься в госакт «задним числом», одновременно с последующими записями на основании постановления № 37 от 18.04.1994.
Согласно утверждениям заявителя, впоследствии право пожизненного наследуемого владения ФИО4 данной частью земельного участка постановлением главы администрации Щигровского района и г. Щигры Курской области № 37 от 18.04.1994 было прекращено, а данная часть земельного участка площадью 25 га была передана фермерскому хозяйству ФИО4 на праве собственности.
Вместе с тем, данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора.
В силу статьи 11 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 (действовавшего до принятия Земельного кодекса РСФСР 1991 г.) земля предприятиям предоставлялась как в бессрочное, так и во временное пользование. Бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока. Согласно статьям 12, 14 названного Кодекса предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода, который производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, установленном законодательством.
При этом в постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков должна была указываться цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производилось только после изъятия данного земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 33 - 35 этого Кодекса.
По смыслу указанных норм оформление прав на землю предусматривало в качестве обязательных этапов отвод земельного участка в натуре посредством установления его границ на месте и отражение их в графической форме, а также получение документов, удостоверяющих право пользования землей.
Согласно ч.1 ст.1 Закона РСФСР № 348-1 от 22.11.1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о КФХ № 348-1 от 22.11.1990, в редакции на дату первоначального предоставления земельного участка, 18.08.1991), крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам на праве собственности и на праве пожизненно наследуемого владения, на момент предоставления заявителю земельного участка площадью 25 га (01.04.1992) регламентировался статьями 7, 39, 42, 58, 61, 63 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., ст.ст.1, 5, 8, 10, 26 Закона РСФСР № 348-1 от 22.11.1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», предусматривавшими передачу Советами народных депутатов земельных участков для ведения крестьянского хозяйства в собственность в пределах установленных государством норм – бесплатно, а свыше установленных норм - за плату.
При этом в силу норм ст.ст.10, 26 Закона о КФХ № 348-1 от 22.11.1990, ст.ст.39, 42, 58, 61, 63 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. земельные участки на праве пожизненно наследуемого владения могли быть предоставлены только гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам как отдельному гражданину, семье или группе лиц, то есть право пожизненно наследуемого владения неразрывно связано с целевым назначением использования земельного участка – сельхозпроизводством и с владением такими земельными участками только физическими лицами (в том числе – фермерами и главами крестьянских (фермерских) хозяйств.
При этом данные нормы, действовавшие в указанный период, предусматривали, что право пожизненно наследуемого владения земельными участками не может быть произвольно отчуждено лицом, за которым земельный участок закреплен на таком праве.
Так, право пожизненно наследуемого владения могло передаваться только по наследству (ст.ст.10, 26 Закона о КФХ № 348-1 от 22.11.1990, ст.61 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.).
Порядок наследования земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении гражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, был предусмотрен ст.26 Закона о КФХ № 348-1 от 22.11.1990, ст.61 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., согласно которой земельный участок гражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства, а при отсутствии таковых - одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство.
Таким образом, с учетом указанных положений законодательства, в связи с предоставлением земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства наследственные права, связанные с переходом прав на данный земельный участок, возникают непосредственно у гражданина, а не у крестьянского (фермерского) хозяйства. Суд также отмечает, что институт наследования в гражданском праве для юридических лиц не предусмотрен и установлен только для физических лиц.
Помимо этого, земельный участок на праве пожизненно наследуемого владения мог быть отчужден только через соответствующий Совет народных депутатов: обменян через Совет (пп. «д» п.1 ст.10 Закона о КФХ № 348-1 от 22.11.1990), отчужден по добровольным основаниям в результате добровольного отказа от земельного участка (п.1 ст.39, ст.42 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.), либо в принудительном порядке (п.п.3-4, 7-9, 12 ст.39 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.).
При этом, в соответствии со ст.39 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. в указанной редакции, решение о прекращении права собственности, пожизненно наследуемого владения, пользования, аренды земельным участком у местных Советов народных депутатов независимо от площади и видов угодий в случаях, предусмотренных настоящей статьей (кроме пункта 5), принимают Советы народных депутатов, обладающие в соответствии со ст.23 настоящего Кодекса правом изъятия земельных участков.
Таким образом, действовавшие в указанный период нормы законодательства не предусматривали возможности предоставления либо последующей передачи земельных участков на праве пожизненно наследуемого владения юридическим лицам, неразрывно связывая его с физическим лицом, самостоятельно обрабатывающим земельный участок, либо с физическим лицом – фермером или членом крестьянского хозяйства.
С учетом указанного, ссылки заявителя на то, что действующими нормами переход права пожизненно наследуемого владения к юридическому лицу был не запрещен, следовательно, по мнению заявителя, данный переход являлся законным, отклоняются судом как неосновательные.
Указом Президента Российской Федерации № 1767 от 27.10.1993 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было установлено, что граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством (абзац 6 п.3).
При этом п.2 Указа о праве продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, касался только собственников земельного участка – и, следовательно, на лиц, обладавших земельными участками на праве пожизненно наследуемого владения, не распространялся.
Указ Президента Российской Федерации № 2287 от 24.12.1993 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», на который ссылается заявитель, признал недействующими:
статьи 2 - 23, 30 - 32, часть вторую статьи 34, части третью и четвертую статьи 37, статьи 39, 40, часть вторую статьи 41, статьи 42, 44, часть вторую статьи 47, статью 48, пункт 8 части первой статьи 52, статьи 63, 65, 67, 69, 82, часть третью статьи 83, часть третью статьи 88, статьи 97 - 99, 115 - 124 Земельного кодекса РСФСР;
статьи 5 - 7, подпункт «б» части второй пункта 1 статьи 10 и статью 26 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
установил, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями;
исключил по тексту Земельного кодекса РСФСР слова «пожизненное наследуемое владение» в соответствующем падеже.
С учетом указанного, право пожизненно наследуемого владения земельными участками для физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств подлежало переоформлению путем предоставления этих земельных участков в собственность бесплатно или за плату (выкуп земельных участков) в соответствии с действующим законодательством.
Разграничение или иное регулирование случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно и за плату названными указами не производилось, следовательно, подлежали применению не утратившие силу нормы ранее действовавшего законодательства – ст.7 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. о бесплатном предоставлении в собственность граждан для крестьянского (фермерского) хозяйства – в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе в расчета на одного работающего в сельском хозяйстве; за плату – сверх средней земельной доли до норм, устанавливаемых в соответствии со ст.36 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются краевыми, областными, автономных областей, автономных округов Советами народных депутатов, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, бесплатно по указанным нормативам ФИО4 уже был первоначально предоставлен в собственность земельный участок площадью 39 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на основании решения Щигровского исполкома Райсовета народных депутатов № 104 от 18.08.1991.
При этом оснований для дополнительного предоставления земельных участков в собственность бесплатно из представленных регистратору документов не усматривалось и заявителем не было доказано, а за выкупом земельного участка в части дополнительно предоставленных 25 га ФИО4 в Администрацию Щигровского района не обращался. При таких условиях суд в представленных на регистрацию документах не усматривает оснований для подтверждения возникновения права собственности фермерского хозяйства ФИО4 на земельный участок площадью 25 га на безвозмездной основе.
Кроме того, как следует из постановления Главы администрации Щигровского района № 37 от 18.04.1994 (т.1, л.д.67, 130), указанным ненормативным актом Глава постановил закрепить за ФХ ФИО4 земельные доли, выделенные ФИО5 и ФИО6 в размере 8,6 га от каждого, общей площадью 17,2 га, в собственность (п.1), а также утвердил размер земельного участка ФХ ФИО4 в количестве 81,2 га (п.2), обязав Комитет по земельным ресурсам и землеустройству внести изменения в землеучетные документы (п.3).
В указанном постановлении отсутствуют какие-либо указания на: 1) прекращение ранее существовавшего у ФХ ФИО4 права пожизненно наследуемого владения на земельный участок площадью 25 га, который был предоставлен постановлением № 91 от 01.04.1992 именно на данном праве, либо на его переоформление на какое-либо иное право; 2) распорядительные решения относительно предоставления этого земельного участка площадью 25 га ФХ ФИО4 на праве собственности безвозмездно или за плату.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, постановлением № 37 от 18.04.1994 Администрация Щигровского района Курской области не прекращала право пожизненно наследуемого владения на земельный участок площадью 25 га и не предоставляла его заявителю на праве собственности, не отразив в постановлении никаких распорядительных актов относительно земельного участка площадью 25 га.
Помимо этого, в представленных заявителем на регистрацию документах, включая указанные постановления № 91 от 01.04.1992 и № 37 от 18.04.1994, отсутствуют сведения, из которых регистратор мог бы установить наличие оснований для предоставления земельных участков на праве собственности на безвозмездной основе, а не за плату, с учетом действовавших в период принятия указанных постановлений правил о размерах безвозмездно предоставляемых земельных участков (ст.ст.7, 36 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.).
Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, действовавший до принятия Гражданского кодекса Российской Федерации, такого вида гражданских прав, как пожизненно наследуемое владение, не предусматривал. С 01.01.1995 вступил в действие Гражданский кодекс Российской Федерации, в соответствии со ст.265 которого право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству (ч.1 ст.266 ГК РФ). Согласно ст. 267 ГК РФ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
В силу п.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон № 137-ФЗ) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. При этом п.1 содержит условие, что право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Таким образом, сохранение права пожизненно наследуемого владения предусмотрено только для граждан, но не для юридических лиц, обладание которыми земельными участками на праве пожизненно наследуемого владения в принципе не являлось возможным.
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
В соответствии с п.3.1 указанного Вводного закона № 137-ФЗ в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
В соответствии с п.7 ст.10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, ни законодательством, действовавшим в период предоставления ФИО4, земельного участка в размере 25 га (01.04.1992), в период принятия постановления № 37 от 18.04.1994, а также в период реорганизации Фермерского хозяйства ФИО4 путем преобразования в 2015 году в ООО «Малышевское», ни ныне действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи права пожизненного наследуемого владения на земельный участок иному лицу помимо его наследования либо отчуждения земельного участка у первоначального владельца, а равно и обладание таким правом ООО «Малышевское» на каком бы то ни было основании.
Судом установлено, что в орган регистрации прав ФИО4 с заявлением о государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения, равно как права собственности в порядке переоформления названного права, на земельный участок площадью 25 га не обращался.
С учетом указанного, отказ регистратора в регистрации права собственности на спорный земельный участок площадью 81,2 га по данному основанию суд находит обоснованным.
В отношении доводов сторон относительно оснований возникновения права собственности на спорный земельный участок вследствие включения в его состав земельных долей ФИО5 и ФИО6, суд принимает во внимание следующее.
Суд отмечает, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о КФХ № 348-1 от 22.11.1990, действовавшего на момент выделения земли ФИО4), крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
В силу п. 3 ст. 1 Закона РСФСР №348-1 членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности (ст. 15 Закона РСФСР №348-1).
Как указано выше, пунктом 1 постановления Главы администрации Щигровского района и города Щигры Курской области № 37 от 18.04.1994 за фермерским хозяйством ФИО4 были закреплены в собственность земельные доли, выделенные ФИО5 и ФИО6 сельхозкооперативом «Дружба» в размере 8,6 га от каждого, общей площадью 17,2 га пашни.
В соответствии с п.10 постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» владелец пая имел возможность распорядиться своим паем следующим образом:
- получить на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий;
- передать пай в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество;
- передать пай в качестве вступительного взноса в кооператив;
- продать пай другим работникам хозяйства или хозяйству (в данном случае имеется в виду коллективное хозяйство – колхоз, совхоз, в котором имеет пай работник).
Таким образом, передача пая была возможна только в качестве вступительного взноса в кооператив (когда передающее пай лицо становилось членом кооператива) либо учредительного взноса в товарищество или акционерное общество.
Вместе с тем, документы о передаче земельных долей ФИО5 и ФИО6 крестьянскому хозяйству ФИО4 в орган регистрации прав не представлены; в ходе рассмотрения спора Администрация Щигровского района и заявитель ссылались на наличие заявлений ФИО5 и ФИО6 с просьбой передать выделенные им сельхозкооперативом «Дружба» земельные доли для расширения фермерскому хозяйству ФИО4, однако документальных доказательств наличия таких заявлений, помимо ссылок на их наличие в постановлении № 37 от 18.04.1994, установлено не было. Администрация Щигровского района сообщила, что данные заявления у нее отсутствуют, архивные фонды также таких заявлений не содержат.
При этом Администрация Щигровского района в письменном мнении от 31.08.2021 не отрицала, что полномочиями по распоряжению земельными долями, принадлежащими ФИО5 и ФИО6, обладала не Администрация, а сами собственники долей. Вместе с тем, документальных доказательств наличия волеизъявления собственников, распорядившихся земельными долями, ни в ходе правовой экспертизы регистратором представленных на регистрацию документов, ни в ходе рассмотрения спора судом не было обнаружено, в связи с чем данный факт суд полагает не доказанным.
При этом суд принимает во внимание, что ФИО5 и ФИО6 не являлись членами ФХ ФИО4 и не были приняты в него после включения их земельных долей в общей сумме 17,2 га в состав спорного земельного участка, что также является косвенным доказательством позиции регистрирующего органа.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон №14-ФЗ) уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
При реорганизации фермерского хозяйства ФИО4 в ООО «Малышевское» согласно Протоколу от 25.08.2015 ФИО5 и ФИО6 членами фермерского хозяйства не являлись, документы, подтверждающие передачу земельных долей ФИО5 и ФИО6 в ООО «Малышевское», не представлены.
С учетом указанного, представленные на регистрацию заявителем документы также не подтверждали оснований возникновения права собственности заявителя на спорный земельный участок в части вошедшего в его состав земельного участка площадью 17,2 га.
С учетом указанного, отказ регистратора в регистрации права собственности на спорный земельный участок площадью 81,2 га по данному основанию суд также находит обоснованным.
С учетом того, что представленные заявителем на регистрацию документы не подтверждают оснований возникновения права собственности заявителя на спорный земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4, расположенный по адресу: Курская область, ФИО7 район, Кривцовский сельсовет, площадью 81,2 га, ссылки заявителя на то, что спорный земельный участок был фактически объединен в один земельный участок на едином правовом режиме права собственности, а также поставлен на кадастровый учет, а также на то, что при реорганизации ФХ ФИО4 к ООО «Малышевское» перешли существовавшие права, как на доказательства законности возникновения права собственности, отклоняются судом как необоснованные, поскольку не подтверждены сами основания возникновения этих прав. С учетом этого также отклоняются судом и иные доводы заявителя как не имеющие правового значения и основанные на неверной интерпретации заявителем фактических обстоятельств дела и подлежащих применению норм права.
Исследовав и оценив с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ представленные Управлению и суду доказательства, суд приходит к выводу, Управлением Росреестра по Курской области в оспариваемом решении правомерно сделан вывод об отсутствии документов, подтверждающих возникновение права собственности ООО «Малышевское» на земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4 площадью 81,2 га, следовательно, принятое им решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности является законным.
Учитывая, что основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности, в числе прочих приведенных оснований, послужило непредставление заявителем в регистрирующий орган документов, подтверждающих возникновение права собственности ООО «Малышевское» на спорный земельный участок, суд полагает отказ Управления совершить регистрационные действия в отношении указанного земельного участка законным и обоснованным.
При таких условиях, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра по Курской области правомерно отказало ООО «Малышевское» в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:28:080405:4, расположенный по адресу: обл. Курская, р-н ФИО7, Кривцовский сельсовет.
С учетом вышеизложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Определением от 04.08.2020 заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 рублей до рассмотрения дела по существу.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, учитывая итог рассмотрения дела и то, что заявителю при обращении в суд была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, госпошлина в сумме 3000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с заявителя в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Малышевское» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области отказать.
Оспариваемое решение проверено на соответствие Указу Президента Российской Федерации № 323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлению Правительства Российской Федерации № 86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Закону РСФСР № 348-1 от 22.11.1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», постановлению Правительства Российской Федерации № 96 от 01.02.1995 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», Земельному кодексу РСФСР, Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действе Земельного кодекса РФ», Федеральному закону № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Малышевское» (306505, Курская область, ФИО7 район, д. Малая Алексеевка, зарегистрировано в качестве юридического лица 08.09.2015 за ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. госпошлины.
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь