ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-9755/20 от 10.02.2022 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

17 февраля 2022 года

Дело№ А35-9755/2020

Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2022. В полном объеме решение изготовлено 17.02.2022.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Дрючиной Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хроменко К.П., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

к Администрации Тимского района Курской области

о признании незаконным отказа № 02-55/2961/1 от 15.09.2020 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:24:081015:1 в собственность без проведения торгов,

об обязании Администрации Тимского района Курской области направить в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:24:081015:1 площадью 610390 кв.м. разрешенное использование – для обеспечения комплекса нужд сельского хозяйства, в том числе рыбохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Курская область, Тимский район, Погоженский сельсовет, по цене, равной кадастровой стоимости земельного участка в течение месяца со дня вступления решения в законную силу,

третьи лица - Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского БВУ, Комитет природных ресурсов Курской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего лица Комитета природных ресурсов Курской области: не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего лица Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского БВУ: не явился, извещен надлежащим образом.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Тимского района Курской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа        № 02-55/2961/1 от 15.09.2020 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:24:081015:1 в собственность без проведения торгов, об обязании Администрации Тимского района Курской области направить в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:24:081015:1 площадью 610390 кв.м. разрешенное использование – для обеспечения комплекса нужд сельского хозяйства, в том числе рыбохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Курская область, Тимский район, Погоженский сельсовет, по цене, равной кадастровой стоимости земельного участка в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Определением суда от 23.09.2021 в порядке части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского БВУ.

Определением суда от 14.10.2021 в порядке части 1 статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет природных ресурсов Курской области.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания, надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей лиц, участвующих в деле, на основании ст.ст. 121, 123, 156, 200 АПК РФ.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя  23.03.2004 за ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: 309145, <...>.

15.01.2007 между Администрацией Тимского района Курской области в лице Главы Администрации Тимского района Курской области ФИО2 (Арендодатель) и ИП ФИО1 (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 3 (далее – Договор аренды № 3 от 15.01.2007).

Согласно п. 1.1 договора аренды № 3 от 15.01.2007 Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, временно занятый водой, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:24:081015:0001, имеющий адресные ориентиры: Курская область, Тимский район, с/с Погоженский, установлено относительно ориентира Пруд, расположенного в границах участка, в целях ведения комплекса нужд сельского хозяйства, в том числе рыбохозяйственного назначения, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к Договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 610390 кв.м.

Срок аренды участка установлен с 15.01.2007 по 15.01.2027 (п. 2.1 Договора аренды № 3 от 15.01.2007).

По акту приема-передачи от 15.01.2007 земельный участок с кадастровым номером 46:24:081015:0001 был передан Арендодателем и принят Арендатором.

Договор аренды № 3 от 15.01.2007 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Курской области 22.02.2007 (№ регистрации                     46-46-25/001/2007-054).

ИП ФИО1 обратился в Администрацию Тимского района Курской области с заявлением б/н от 17.08.2020 (вх. № 519 от 19.08.2020) о приобретении арендуемого земельного участка с кадастровым номером 46:24:081015:0001, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Курская область, Тимский район, Погоженский сельсовет, в собственность без проведения торгов на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 15.09.2020 № 02-55/2961/1 Администрация Тимского района Курской области отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, сославшись на положения пп. 3 п. 5 ст. 27, п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду того, что указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

ИП ФИО1 не согласился с действиями Администрации Тимского района Курской области по отказу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и обжаловал их в арбитражном суде в пределах трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В обоснование заявленных требований ИП ФИО1 ссылается на то, что нахождение на земельном участке водного объекта не свидетельствует о том, что этот земельный участок автоматически переходит в категорию земель водного фонда, распоряжение которыми регулируется положениями Водного кодекса Российской Федерации, равно как и само по себе нахождение в границах земельного участка водного объекта (его части) не свидетельствует о невозможности предоставления такого земельного участка в собственность.

Администрация Тимского района Курской области в письменном отзыве возражала против удовлетворения заявленных требований.

Третьи лица представили в материалы дела запрошенные судом документы и письменные мнения по делу.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений пунктов 1, 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Как указано в статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Положения пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ определяют случаи продажи земельных участков без проведения торгов.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.

Пункт 1 данной статьи определяет требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно пункту 5 статьей 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В статье 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В силу п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (пп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ) земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со статьей 4 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным Кодексом.

В силу статьи 1 Водного кодекса РФ водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 Водного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица.

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29.10.1973 № 2394 введен в действие Государственный Стандарт Союза ССР «Гидрология суши. Термины и определения» ГОСТ 19179-73, который устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области гидрологии суши.

В соответствии с указанным ГОСТ 19179-73 пруд-копань определен как небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

Таким образом, фактически пруд и обводненный карьер представляют собой замкнутые водоемы, ограниченные со всех сторон береговой линией.

Пруд определен как мелководное водохранилище площадью не более 1 кв.м.

Исходя из совокупного толкования статей 1, 5, 8 Водного кодекса РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.

Таким образом, если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, расположен на водном объекте и ограничен с одной из сторон плотиной, является частью данного водотока, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.

Таким образом, в случае если водный объект, вне зависимости от его наименования, расположен на водотоке (реке, ручье, канале), находящемся в федеральной собственности, образован посредством постройки гидротехнического сооружения на таком водотоке, то есть не является обособленным либо включает в себя в качестве составной части такой водоток и покрытые им земли, такой водный объект в силу положений Водного кодекса Российской Федерации может находиться только в федеральной собственности.

Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 46:24:081015:0001, имеющий адресные ориентиры: Курская область, Тимский район, с/с Погоженский, установлено относительно ориентира Пруд, общей площадью 610390 кв.м., был предоставлен в аренду ИП ФИО1 на основании Договора аренды № 3 от 15.01.2007, срок аренды участка установлен с 15.01.2007 по 15.01.2027.

Как следует из письменного отзыва Администрации с приложением землеустройтельной документации на CD-R диске (т. 2 л.д. 39-42) материалов дела в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 46:24:081015:0001 находится водный объект - пруд.

Так, согласно карте передачи земель и земельных угодий в ведение сельского Совета народных депутатов Погоженского сельсовета Тимского района Курской области 1989 г. в месте расположения испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 46:24:081015:1. находился «рыбхоз» (рыбное хозяйство, рыбоводство (в соответствии с большой советской энциклопедией) - это отрасль народного хозяйства, занимающаяся рыборазведением, увеличением и улучшением качества рыбных запасов в естественных и искусственных (прудовое рыбоводство) водоёмах.

Согласно проекту территориального землеустройства (перераспределение сельскохозяйственных угодий) ПCXK «Дружба» 2007 г. в месте расположения испрашиваемого земельного участка расположены земли иных землепользователей с наименованием «Пруд». Согласно карте градостроительного зонирования территории муниципального образования «Погоженский сельсовет» Тимского района Курской области, определенной правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Представительного собрания Римского района Курской области (в редакции Решения от 29.09.2020 № 44), месторасположение испрашиваемого земельного участка входит в состав территориальной зоны Р 1- зона водных объектов (т. 2 л.д. 42).

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в соответствии с данными публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru), предоставленными комитетом природных ресурсов Курской области, а также сведениям, представленным в материалы дела Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского БВУ, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 46:24:081015:1 расположен на водном объекте - пруду, искусственно созданном водном объекте, образованном путем строительства подпорного гидротехнического сооружения (ГТС) на р. Оскол в д. Погожее Погоженского сельсовета Тимского района Курской области (т. 2 л.д. 107-111).

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что пруд, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 46:24:081015:1,  образован путем строительства подпорного гидротехнического сооружения (ГТС), является искусственно созданным водным объектом. Данный пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов, расположен в естественном русле р. Оскол, имеет гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами - рекой Оскол. Река Оскол внесена в государственный водный реестр, код водного объекта 05010400212107000011685. Река Оскол, пруды, расположенные на ней, являются звеньями одной гидрографической сети (р. Оскол - р. Северский Донец - р. Дон) и находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц пространственными данными в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, или на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовая компания обеспечивает создание и обновление единой электронной картографической основы.

Единая электронная картографическая основа не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и является систематизированной совокупностью пространственных данных о территории Российской Федерации.

Как следует из письменного мнения третьего лица - Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского БВУ, поступившим в арбитражный суд 11.01.2022, согласно единой электронной картографической основе (ЕЭКО), размещенной на портале публичной кадастровой карты (hhh://pkk5. rosreestr.ru) пруд, располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 46:24:081015:1.

Согласно п. 1 ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, на которых находятся поверхностные водные объекты.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Водного кодекса РФ  государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 10 ст. 31 Водного кодекса РФ).

На территории Курской области территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) является отдел водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского БВУ.

Согласно представленным отделом водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского БВУ в материалы дела письменным пояснениям от 14.10.2021, ширина береговой полосы реки Оскол и пруда на р. Оскол составляет двадцать метров от береговой линии. Береговая линия для пруда определяется по нормальному подпорному уровню воды.

Определение местоположения береговой линии и установление на местности границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Оскол относится к компетенции органа власти субъекта Российской федерации – Комитета природных ресурсов Курской области.

Как следует из пояснений третьего лица – отдела водных ресурсов по Курской и Белгородской областям Донского БВУ, в настоящее время проведена работа по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Оскол, на территории Курской области. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы внесены в государственный водный реестр. Сведения о местоположении береговой линии р. Оскол не внесены в ГВР, ввиду наличия замечаний к материалам, ведется работа по их устранению с целью направления для внесения в ГВР и ЕГРН.

Отдел письменно сообщил, что ширина водоохранной зоны р. Оскол и пруда на р. Оскол составляет 200 м., как и ширина прибрежной защитной полосы (форма 2.13) (т. 2 л.д. 95-98). На представленном в рамках работ по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Оскол на территории Курской области картографическом материале отчетливо видны непрерывные границы береговой линии р. Оскол, включая территорию пруда на р. Оскол у д. Погожее Погоженского сельсовета Тимского района Курской области, что подтверждает исключение вероятности изолированности данного пруда.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что пруд, расположенный на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 46:24:081015:1, является искусственно созданным водным объектом, расположенном в естественном русле реки Оскол. Принимая во внимание, что река Оскол, которая внесена в государственный водный реестр (код водного объекта 05010400212107000011685), и пруды, расположенные на ней, являются звеньями одной гидрографической сети (р. Оскол - р. Северский Донец - р. Дон), соответственно данные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Как отмечалось ранее, в соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Принимая во внимание, что пруд, расположенный на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 46:24:081015:1, не обособлен и не изолирован от других поверхностных вод и имеет с рекой Оскол единую гидравлическую связь, данный пруд относится к собственности Российской Федерации, поскольку он образован в естественном русле реки Оскол. Соответственно земельный участок с кадастровым номером 46:24:081015:1 является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у Администрации Тимского района Курской области отсутствовали правовые основания для предоставления ИП ФИО1 испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 46:24:081015:1 на праве собственности, в связи с наличием оснований, предусмотренных п.п. 3 п. 5 ст. 27 и п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, наличия иных правовых оснований для удовлетворения требований заявителя судом не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания в рассматриваемом случае отказа Администрации Тимского района Курской области № 02-55/2961/1 от 15.09.2020 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:24:081015:1 площадью 610390 кв.м. разрешенное использование – для обеспечения комплекса нужд сельского хозяйства, в том числе рыбохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Курская область, Тимский район, Погоженский сельсовет, в собственность без проведения торгов, незаконным необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствие оспариваемого отказа закону и нарушение указанным отказом прав и законных интересов лица, в отношении которого они совершены.

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что оспариваемый отказ Администрации Тимского района Курской области № 02-55/2961/1 от 15.09.2020 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:24:081015:1 соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Водного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу положений части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Статьей 104 АПК РФ определено, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым арбитражными судами, размер государственной пошлины при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, для физических лиц составляет 300 руб.

При подаче настоящего заявления ИП ФИО1 по платежному поручению № 374 от 03.12.2020 была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.

С учетом вышеуказанных норм права, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2700 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета. В оставшейся части, исходя из результатов рассмотрения дела, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.

Выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 справку на возврат из федерального бюджета 2700 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 374 от 03.12.2020.

Оспариваемый отказ проверен на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                                                     Л.В. Дрючина