Арбитражный суд Липецкой области
пл. Петра Великого, 7, г. Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: arbsud@lipetsk.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«18» февраля 2014года Дело №А36-5039/2013
г. Липецк
Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2014 года, в полном объеме решение изготовлено 18 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе:
Председательствующего судьи Бессоновой Е.В., судей Тонких Л.С., Никоновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиной С.М.,
рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества «ИКС 5 Недвижимость»
к органу, принявшему оспариваемый нормативный правовой акт, - Совету депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области
о признании недействующим Решения Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области №169-рс «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области», Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района, утвержденных Решением Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области №169-рс от 24.05.2013
при участии Администрации Добровского муниципального района Липецкой области,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился (извещен)
от Совета депутатов: не явился (извещен),
от Администрации: не явился (извещен),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «ИКС 5 Недвижимость» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением в порядке Главы 23 АПК РФ о признании недействующим Решения Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области №169-рс «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области», Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района, утвержденных Решением Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области №169-рс от 24.05.2013.
При этом заявитель полагает, что принятые нормативные правовые акты нарушают его права и законные интересы в области предпринимательской деятельности и не соответствует нормативному акту, имеющему большую юридическую силу - Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных актов, а также указывал на отсутствие доказательств их официального опубликования.
Представитель Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области ранее письменным отзывом возразил против заявленных требований (см. л.д. 84), ссылаясь на факт публикации Проекта генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет на страницах Интернет на сайте Минрегионразвития РФ 26.11.2012 и 15.12.2012. Экспозиции, демонстрационные и ознакомительные материалы, карты к Проекту, а также Постановление №7 от 18.02.2013 администрации сельского поселения Доброский сельсовет, по его утверждению, были размещены на официальном стенде администрации поселения, доме культуры, досуговом центре и т.п.; Решение №169-рс «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Доровского муниципального района Липецкой области» размещено на официальном стенде администрации и официальном сайте поселения, что подтверждается представленными в материалы дела справками. В настоящее время все оспариваемые нормативные правовые акты размещены на официальном сайте сельского поселения Добровский сельсовет Доровского муниципального района Липецкой области.
В данное судебное заседание представители сторон, надлежащим образом уведомленные о дне и месте судебного разбирательства, не явились. От представителя заявителя заблаговременно поступило письменное ходатайство о рассмотрении спора в его отсутствие. В силу положений ч.3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает спор в отсутствие представителей сторон.
Изучив и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с ч.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан – индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Одним из способов защиты гражданских прав, установленных ст. 12 ГК РФ и ст. 192 АПК РФ, является право лица обратиться в суд с заявлением о признании недействительным либо недействующим акта государственного органа и органа местного самоуправления. Так, ч. 1 ст.192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.1.1 ч.1 ст.29 и ч.4 ст.191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с положениями ст.78 Федерального закона N 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58
содержит разъяснение о том, что по правилам главы 23 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения. В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания, принимая во внимание также следующее: акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
В силу Раздела 1 Генерального плана, статьи 1.2. Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области, данные акты являются нормативными правовыми актами территориального планирования муниципального образования, устанавливающими порядок осуществления градостроительной деятельности и землепользования на территории поселения.
По мнению заявителя, при принятии с нарушением положений Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ оспариваемых нормативных актов, законодательный орган сельского поселения фактически лишил Общество возможности использовать земельный участок с кадастровым номером 48:05:0400236:13, ранее предоставленный под строительство магазина самообслуживания, по целевому назначению.
С учетом изложенного рассмотрение данного спора в арбитражном суде отвечает всем требованиям, установленным действующим процессуальным законодательством: 1) арбитражный суд в качестве органа, полномочного рассматривать такой спор, назван ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.78); 2) спор связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный спор подведомственен арбитражному суду и по субъектному составу, и по характеру спора.
Рассмотрение данного дела производится судом по правилам Главы 23 АПК РФ.
В соответствии с ч.4 ст.194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В пункте 6.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 указано, что по смыслу положений ч.ч.4,5 ст.194 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, в том числе и при отсутствии указания на это в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.
Положения статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ закона относят к вопросам местного значения поселения в числе прочего: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Часть 1 ст.24, Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) установлено, что генеральный план поселения, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения.
Указанным нормам корреспондируют и положения статей 11, 25 Устава сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области (принят решением Совета депутатов от 22 июня 2007 N 95 с изменениями и дополнениями, внесенными решением Совета депутатов от 29 июля 2008 см. л.д.113-126 – т.4).
Исходя из понятия, содержащегося в ст. 1 ГрК РФ (в ред. Федерального закона N 337-ФЗ), градостроительная деятельность представляет собой деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Одним из центральных принципов, установленных ГрК РФ (пункт 1 статьи 2), является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. При этом территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий; устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В соответствии со ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (пункт 4 статьи 3).
В силу положений статьи 4 кодекса законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 18 ГрК РФ относит к документам территориального планирования муниципальных образований 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как установлено материалами дела, Решением Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области N169-рс от 24.05.2013 были утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области (см.л.д. 1-133 т.2, 1-76 т.3).
Подготовка генеральных планов поселений осуществляется применительно ко всем территориям поселений (п.1 ст. 23 ГрК РФ). В соответствии со ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в него, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1).
Согласно ч. 11 и ч.12 ст. 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов должны утверждаться на срок не менее чем двадцать лет. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В ч. 3 ст. 23 Кодекса установлено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, в том числе, параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (ч. 4 ст. 23 ГрК РФ).
Подготовка и утверждение генерального плана поселения осуществляется в соответствии с положениями ст. 24 Кодекса.
Решение о подготовке проекта генерального плана принимаются соответственно главой местной администрации поселения. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях; протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения.
Представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов проводятся в соответствии со ст. 28 Кодекса.
Частью 1 ст. 28 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
В соответствии с ч. 2 данной статьи порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.
На территории сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области 27.02.2006 решением Совета депутатов было принято Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний» (см. л.д. 85-88 т.1).
Согласно ч. 6 ст. 28 Кодекса участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
В ч. 7 ст. 28 ГрК РФ определено, что заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (ч. 9 ст. 28 Кодекса).
Порядок разработки и утверждения Правил землепользования и застройки установлен статьями 30-33 ГрК РФ.
В соответствии с ч.3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно положениям части 9 данной статьи при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 ст. 31 ГрК РФ предусмотрено, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Как видно из материалов дела, решением Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области от 24.05.2013 N 169-рс был утвержден генеральный план поселения в границах, предусмотренных Законом Липецкой области от 23.09.2004 «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области».
Предварительно, 18.02.2013 Постановлением Администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области были назначены публичные слушания по проекту «Генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области» (см. л.д. 90 -95 т.1) на 26.04.2013 в 11-00 в здании межпоселенческого Дома культуры с. Доброе, 27.04.2013 в 10-00 в пос. Зарницы – в здании клуба. В установленном порядке была сформирована комиссия по проведению публичных слушаний.
В соответствии со статьей 7 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний» информацию о дате, месте, времени, повестке дня и содержании вопроса или темы публичных слушаний инициаторы их проведения сообщают населению не позднее, чем за 10 дней до проведения слушаний, используя для этого средства массовой информации, объявления и иные возможные средства.
23.04.2013 Администрация сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области разместила в районной газете «Знамя Октября» (выпуск №47 9846) сообщение о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Кроме того, согласно представленной в материалы дела информации, сообщения о проведении публичных слушаний были также размещены на информационном щите администрации поселения, в населенных пунктах за 10 дней до их проведения.
Кроме того, ООО «Группа компаний ТВИМ», которая занимается разработкой и сопровождений официального сайта Администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района, сообщила о факте размещения 09.04.2013 на официальном сайте Постановления Администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области от 18.02.2013 (см. л.д. 108 т.1).
Оценивая в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения 10-дневого срока публикации сообщения о проведении публичных слушаний в районной газете, при размещении соответствующей информации на информационных стендах, сам по себе не свидетельствует о создании препятствий для заинтересованных лиц в участии в публичных слушаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Положениями статьи 47 Закона N 131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со ст. 39 Устава сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района принятые Советом депутатов сельского поселения нормативные правовоые акты направляются главе сельского поселения для подписания и обнародования. Обнародование документов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, осуществляется путем самостоятельного издания нормативных актов в количестве не более 50 штук и размещения для открытого доступа с 8-00 до 16-00 часов в сельской, школьной библиотеках, сельских домах культуры, в помещении администрации, почты, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается соблюдение указанных требований к обнародованию нормативных актов.
Кроме того, в ходе рассмотрения спора стороны и суд располагали данными о размещении полных текстов нормативных актов на официальном сайте в сети Интернет, а также включении их в Регистр нормативных правовых актов в соответствии с положениями Закона Липецкой области от 24.12.2008 №228-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области» (см. ответ правового управления Администрации Липецкой области от 24.01.2014 №06/42).
Таким образом, суд установил соответствие оспариваемых нормативных актов требованиям об их официальном опубликовании (обнародовании).
Проверяя соответствие принятых нормативных актов положениям п. ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 34,36 ГрК РФ, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО «ИКС 5 НЕДВИЖИМОСТЬ» владеет на праве аренды земельным участком общей площадью 2720 кв.м., расположенным по адресу: <...> кадастровый номер 48:05:0400236:13 (см. л.д. 19-38 т.1). Согласно кадастровому паспорту от 05.02.2009, а также п.1 договора аренды определено разрешенное использование данного земельного участка – для размещения объектов торговли.
В результате утверждения оспариваемых нормативных актов, земельный участок заявителя отнесен к территориальной зоне П-1 – «Зона промышленных, сельскохозяйственных , коммунальных предприятий и транспортных средств».
Статьей 13.5. Правил землепользования и застройки определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (см. л.д. 46-47 т.3).
Основными разрешенными видами использования земельных участков являются промышленные, сельскохозяйственные и коммунальные объекты с санитарно-защитной зоной 50-300м, вспомогательными и условно разрешенными: гаражи, гостевые стоянки, объекты оптовой торговли по продаже товаров собственного производства, административные организации, офисы, спортплощадки, площадки для отдыха персонала, предприятия общественного питания, связанные с непосредственным обслуживанием предприятий, АЗС, объекты придорожного сервиса и т.п.
По мнению заявителя, принятые нормативные акты не обеспечивают права и законные интересы Общества как правообладателя земельного участка, что противоречит целям разработки данных нормативных актов. Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты без учета фактического использования заявителем земельного участка, что указывает на нарушение прав Общества, связанных с использованием данного земельного участка.
В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.п.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с положениями статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; 7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения (ст. 34 ГСК РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (ч.2 ст. 36 ГрК РФ).
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство. По смыслу статей 44, 51 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
Из материалов дела усматривается, что первоначально земельный участок заявителю предоставлялся для строительства здания магазина самообслуживания.
Оспариваемые нормативные правовые акты были приняты уже после предоставления земельного участка заявителю.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии нормативных актов, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник (правообладатель) вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов.
Изложенное означает, что данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Следовательно, принятие оспариваемых нормативных актов не исключает возможность использования заявителем спорного земельного участка по целевому назначению, что указывает на отсутствие нарушенного права.
Аналогичная позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.06.2013 N 136/13 по делу N А55-23145/2010.
Суд при рассмотрении спора данной категории не дает оценку конкретным обстоятельствам сложившихся взаимоотношений сторон по поводу использования конкретного земельного участка, поскольку в силу универсальности воли законодателя, положения действующих нормативных правовых актов распространяются на неопределенный круг лиц.
Поскольку приведенные судом положения Земельного кодекса Российской Федерации связаны с оценкой правоотношений в связи с владением, пользованием конкретным земельным участком, суд не усматривает противоречие положений оспариваемых нормативных актов положениям статьи 36, статьи 45 Земельного кодекса РФ к правам и законным интересам неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах заявление не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В этой связи оснований для возврата уплаченной при подаче заявления государственной пошлины – не имеется.
Руководствуясь статьями 100-110, 167-170, 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать Решение Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области №169-рс от 24.05.2013 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Доровского муниципального района Липецкой области», Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Доровского муниципального района Липецкой области, утвержденные Решением Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области №169-рс от 24.05.2013 соответствующими положениям пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса, части 1 статьи 30, статьям 34,36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отказать закрытому акционерному обществу «ИКС 5 Недвижимость» в удовлетворении требования о признании недействующим Решения Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области №169-рс от 24.05.2013 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Доровского муниципального района Липецкой области», Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Доровского муниципального района Липецкой области.
Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, расположенный в г.Калуге, через Арбитражный суд Липецкой области.
Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.
Председательствующий
судья: Е.В. Бессонова
судья: Л.С. Тонких
судья: Н.В. Никонова