Арбитражный суд Липецкой области
пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398066
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк Дело № А36-5336/2023 25 октября 2023 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2023. Решение в полном объеме изготовлено 25.10.2023.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жбановой С.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ГРУПП БП», Московская область, г.Химки (ОГРН <***>)
к заинтересованному лицу – Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, г.Липецк (ОГРН <***>)
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, г.Липецк,
о признании незаконным, необоснованным и подлежащем отмене решения № 48/10/615-123/2023 от 21.03.2023, которым заявитель включен на три года в реестр недобросовестных подрядных организаций,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: ФИО1 – представитель (доверенность от 20.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании);
от третьего лица (до перерыва): ФИО2 – представитель (доверенность от 09.10.2023); после перерыва – не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ГРУПП БП» (далее – заявитель, общество, подрядчик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Липецкое УФАС) о признании незаконным, необоснованным и подлежащем
отмене решения № 48/10/615-123/2023 от 21.03.2023, которым заявитель включен на три года в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Определением от 22.08.2023 арбитражный суд принял заявление, возбудил производство по делу № А36-5336/2023 и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее – ФКР Липецкой области, третье лицо).
Определением от 18.09.2023 дело назначено к рассмотрению в судебном заседании 23.10.2023.
Представитель заявителя в судебное заседание 23.10.2023 не явился. С учетом положений ч.ч.1,6 ст.121, ч.1 ст.123 АПК РФ надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Техническая возможность для участия заявителя в судебном заседании в режиме веб-конференции судом обеспечена. Доводы общества изложены в исковом заявлении от 22.06.2023 (т.1, л.л.2).
В судебном заседании 23.10.2023 представитель Липецкого УФАС России возразил против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве от 29.08.2023 (т.1, л.д.37-45).
В судебном заседании 23.10.2023 представитель ФКР Липецкой обалсти также возразил против удовлетворения заявления.
В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании 23.10.2023 судом объявлялся перерыв до 25.10.2023.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание 25.10.2023 после перерыва не явились, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Техническая возможность для участия заявителя в судебном заседании в режиме веб-конференции судом обеспечена. Дополнительных пояснений и доказательств, а также ходатайств не поступило.
В судебном заседании 25.10.2023 представитель антимонопольного органа поддержал ранее заявленные возражения
Арбитражный суд, выслушав возражения представителя антимонопольного органа, исследовав и оценив, представленные доказательства, установил следующее.
Как видно из представленных доказательств, 14.02.2022 в Липецкое УФАС России в порядке, установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспече-
ние проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Положение № 615), поступили документы и сведения от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о расторжении в одностороннем порядке договора от 19.08.2022 № РТС248А220061 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, г.Липецк, ул.Филипченко, д. 12/2 заключенного с ООО «СТРОЙ ГРУПП БП» (т.1, л.д.118-119; т.2, л.д.35, 36).
По результатам проверки сведений и документов, поступивших от сторон, комиссия Липецкого УФАС России приняла решение № 48/10/615-123/2023 от 21.03.2023 включить сроком на 3 года в реестр недобросовестных подрядных организаций сведения об ООО «СТРОЙ ГРУПП БП», в связи с систематическим (2 раза и более) нарушением подрядной организацией сроков оказания услуг и/или выполнения работ, задержкой подрядной организацией начала оказания услуг и/или выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме, а так же нарушением подрядной организацией сроков оказания услуг и/или выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней в многоквартирных домах по адресу: <...>, <...>, а именно: общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ГРУПП БП» (место нахождения: 141402, <...>, этаж 8 офис 823/2; ИНН <***>; КПП 504701001; ОГРН <***>); генеральный директор: ФИО3 (ИНН <***>); цена договора: 42 150 604,01 рублей; срок исполнения договора: до 03.12.2022 (часть работ до 04.06.2023); дата проведения электронного аукциона – 08.08.2022; предмет электронного аукциона: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Липецка Липецкой области; реестровый номер электронного аукциона в ЕИС: 204600000012200078; идентификационный номер электронного аукциона на электронной площадке: РТС248А220061 (далее – решение № 48/10/615-123/2023 от 21.03.2023; т.1, л.д.48-58).
ООО «СТРОЙ ГРУПП БП», считая необоснованным решение № 48/10/615123/2023 от 21.03.2023, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В силу ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо
обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.255 Положения № 615 в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация об участниках электронных аукционов, уклонившихся от заключения договоров об оказании услуг, а также о подрядных организациях, с которыми договоры об оказании услуг расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора об оказании услуг в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров.
Согласно п.227 Положения № 615 заказчик принимает решение об одностороннем расторжении договора о проведении капитального ремонта и в письменной форме уведомляет об этом подрядную организацию. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении договора о проведении капитального ремонта не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты расторжения договора о проведении капитального ремонта с подрядной организацией. Уведомление должно содержать наименование сторон, реквизиты договора о проведении капитального ремонта, причины, послужившие основанием для расторжения договора о проведении капитального ремонта, и документы, их подтверждающие.
В силу п.258 Положения № 615 в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных настоящим Положением, заказчик в течение 3 рабочих дней со дня расторжения договора о проведении капитального ремонта направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами «в» - «ж» пункта 256 настоящего Положения, а также в письменной форме обоснование причин расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке.
Пунктом 263 Положения № 615 предусмотрено, что по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных под-
рядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. В ином случае орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение об отказе во включении информации о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций. Копия решения, вынесенного органом, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, направляется заказчику и лицу, в отношении которого принято решение о включении информации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций.
В соответствии с п.226 Положения № 615 заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков, в случаях, предусмотренных пунктом 226 Положения и (или) Гражданским кодексом Российской Федерации.
Арбитражным судом установлены и заявителем не оспариваются полномочия Липецкого УФАС России на принятие решения № 48/10/615-123/2023 от 21.03.2023.
Судом также не установлено нарушение требований закона при проведении проверки по факту поступившей от заказчика информации в отношении подрядчика. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Пунктом 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1.1 ст.180 ЖК РФ).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утверждено «Положение о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных
домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение № 615).
Согласно п.1 Положения № 615 данное положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее -подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор о проведении капитального ремонта).
В соответствии с п.2 Положения № 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные п.8 Положения № 165, а также случаев, предусмотренных п.193 Положения № 615.
Из представленных доказательств следует, что по результатам электронного аукциона, между ФКР Липецкой области (заказчик) и ООО «СТРОЙ ГРУПП БП» (подрядчик) 19.08.2022 был заключен договор РТС248А220061 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее – Договор, д; т.1, л.д.120-152; т.2, л.д.1-5)
Согласно пункту 1.1. Договора Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (далее - работы) многоквартирного (-ых) дома (-ах) (далее - Объект (-ы)), указанного (-ых) в Приложении № 2 Адресный перечень объектов и стоимость по видам работ к настоящему Договору, которое является неотъемлемой частью Договора. Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с технической документацией, определяющей вид, объём, содержание работ и требо-
ваниями, предъявляемыми действующим законодательством РФ к данным видам работ, а также условиями Договора, определяющими, в том числе, стоимость работ и сроки их выполнения. В состав технической документации входит: Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющееся неотъемлемой частью Договора (Приложение № 1 к Договору), рабочая документация, проектная документация и её разделы, локальный сметный расчёт.
Согласно приложению № 2 к Договору адресный перечень и расчет стоимости выполнения работ по Договору включает:
№ | Вид работ | Стоимость, руб | ||
<...> | ||||
Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения | ||||
Ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения | ||||
Ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения | ||||
Ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения | ||||
Ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения | ||||
Ремонт крыши | ||||
Общая стоимость по объекту | ||||
<...> | ||||
Ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения | ||||
Ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения | ||||
Ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения | ||||
Ремонт крыши | ||||
Ремонт фасада | ||||
Ремонт подвальных помещений | ||||
Ремонт фундамента | ||||
Общая стоимость по объекту | ||||
Общая стоимость ВСЕГО | ||||
Согласно п.4.1 Договора срок начала выполнения работ по Договору05.09.2022. Срок окончания выполнения всех работ по Договору - 03.12.2022.
Сроки выполнения отдельных видов работ определены Сторонами в Графике выполнения работ (Приложение № 3 к настоящему Договору).
Согласно графику выполнения работ, работы общедомового имущества, расположенного по адресу: <...> включают следующие сроки:
- ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения: с 36 по 41 годовую неделю (с 05.09.2022 по 16.10.2022);
- ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения: с 36 по 41 годовую неделю (с 05.09.2022 по 16.10.2022);
- ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения: с 36 по 41 годовую неделю (с 05.09.2022 по 16.10.2022);
- ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения: с 36 по 38 годовую неделю (с 05.09,2022 по 25.09.2022);
- ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения: с 39 по 41 годовую неделю (с 05.09.2022 по 16.10.2022);
- ремонт крыши: с 36 по 43 годовую неделю (с 05.09.2022 по 30.10.2022).
Согласно графику выполнения работ, работы общедомового имущества в д.12/2, расположенного ул.Филипченко, г.Липецк, включают следующие сроки:
- ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения: с 42 по47 годовую неделю (с 17.10.2022 по 27.11.2022);
- ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения: с 42 по 47 годовую неделю (с 17.10.2022 по 27.11.2022);
- ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения: с 42 по 44 годовую неделю (с 17.10.2022 по 06.11.2022);
- ремонт крыши: с 41 по 48 годовую неделю (с 10.10.2022 по 04.12.2022); - ремонт фасада: с 37 по 44 годовую неделю (с 12.09.2022 по 06.11.2022);
- ремонт подвальных помещений: с 38 по 44 годовую неделю (с 19.09.2022 по 06.11.2022);
- ремонт фундамента: с 36 по 42 годовую неделю (с 05.09.2022 по 23.10.2022).
Согласно п.4.2 Договора сроки выполнения видов работ по настоящему Договору по соглашению Сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств, при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
a) изменение объема выполняемых работ по настоящему Договору при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
b) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме Подрядчика к выполнению работ по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением настоящего Договора, установленный в порядке, утвержденном постановлением Администрации Липецкой области от 27.12.2017 № 620 «Об утверждении Порядка определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме», оформленный по форме Акта об установлении фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) проведению работ по капитальному ремонту (Приложение № 10 к настоящему Договору);
c) приостановка выполнения работ в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
В соответствии с Соглашением № 1 от 30.11.2022 к Договору Заказчик и Подрядчик пришли к соглашению внести изменения договор:
- изменить срок окончания выполнения всех работ по договору — 04.06.2023 (в соответствии с Приложением № 3);
- изменить сроки выполнения работ по объекту <...>, а именно ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения. При этом в остальной части Приложение № 3 «График выполнения работ» остаётся без изменений и сохраняет юридическую силу.
Таким образом, как правильно указывает антимонопольный орган, сроки окончания выполнения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения и ремонта крыши остались неизменными.
Согласно пояснениям Подрядчика, срок исполнения работ по Договору был перенесён им в связи с началом отопительного сезона, о чём был уведомлен Заказчик и организация, осуществляющая строительный контроль. Акты о надлежащем исполнении обязательств и расторжении договора в одностороннем порядке в адрес Подрядчика не поступали. Так же Подрядчик ссылался на условия Договора, согласно которым работы должны были проводиться светлое время суток в тёплое время года при температуре не ниже +5 С, при этом в сентябре, октябре и ноябре 2022 года температура опускалась ниже этой отметки.
Однако, документы, подтверждающие приостановку выполнения работ в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий не представлены сторонами в рамках рассматриваемого дела, в связи с чем довод ООО «СТРОИ ГРУПП БП» о том, что сроки работ были перенесены в связи с погодными условиями и ранним началом отопительного сезона, является необоснованным.
Как правильно указал антимонопольный орган, наступление отопительного сезона не могло повлиять на окончание выполнения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, а ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в принципе не включал ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.
Кроме того, Липецким УФАС установлено, что в аналогичный период ООО «СТРОЙ ГРУПП БП» были фактически исполнены обязательства по другим договорам с аналогичными работами: 1) договор № РТС248А220060 от 15.08.2022 (срок выполнения: 01.09.2022 - 29.11.2022); 2) договор № РТС248А220041 от 0.07.2022 (срок выполнения: 18.07.2022 - 09.12.2022); 3) договор № РТС248А220058 от 02.08.2022 (срок выполнения: 19.08.202206.11.2022).
В связи с нарушением условий Договора, в том числе сроков начала выполнения работ на объектах, ФКР Липецкой области в адрес Подрядчика были направлены требования о надлежащем исполнении обязательств по договору исх. № 1/265/22 от 22.09.2022, исх. № 11/322/22 от 18.11.2022, исх. № 4/353/22 от 19.12.2022, исх. № 27/16/23 от 16.01.2023, исх. № 28/16/23 от 6.01.2023, исх. № 24/17/23 от 17.01.2023, однако указанные требования Заказчика не были исполнены.
ши и на объекте г. Липецк, ул. Филипченко, д. 12/2 работы по ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения, ремонту фасада, ремонту подвальных помещений, ремонту фундамента.
Согласно Акту осмотра от 09.02.2023, по состоянию на 09.02.2023 работы по капитальному ремонту крыши и внутридомовых инженерных систем электроснабжения дома 15/2, расположенного по ул. Звездная, г. Липецка начаты, но не ведутся, рабочий персонал Подрядчика на объекте отсутствует.
Согласно Акту осмотра от 09.02.2023, по состоянию на 09.02.2023 работы по капитальному ремонту крыши и фасада дома 12/2, расположенного по ул. Филипченко, г. Липецка начаты, но не ведутся. Работы по капитальному ремонту фундамента, подвальных помещений, внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения не начаты, не завершены и не ведутся. Рабочий персонал Подрядчика на объекте отсутствует.
В соответствии с п.16.1 Договора расторжение настоящего Договора допускается:
- по соглашению Сторон (подп. 16.1.1 Договора);
- по инициативе Заказчика, в том числе путем одностороннего расторжения настоящего Договора (подп. 16.1.2 Договора);
- по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (подп. 16.1.3 Договора).
Согласно п.16.2 Договора Заказчик вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков в следующих случаях:
- систематическое (2 раза и более) нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ (подп. 16.2.1 Договора);
- задержка Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 (десять) календарных дней по причинам, не зависящим от Заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме по любому из многоквартирных домов (подп. 16.2.2 Договора);
- нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 30 (тридцати) календарных дней по любому из многоквартирных домов, являющийся предметом настоящего Договора (подп. 16.2,6 Договора).
Согласно п.227 Положения № 615 заказчик принимает решение об одностороннем расторжении договора о проведении капитального ремонта и в письменной форме уведомляет об этом подрядную организацию. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении договора о проведении капитального ремонта не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты расторжения договора о проведении капитального ремонта с подрядной организацией.
В связи с тем, что требования Заказчика Подрядчиком исполнены не были, а также учитывая то, что работы по капитальному ремонту на объектах не завершены в установленные договором сроки, ФКР Липецкой области в адрес Подрядчика правомерно было направлено уведомление о расторжении Договора (исх. № 28/23/23 от 23.01.2023), на основании пп. 16.2.1, 16.2.2., 16.2,6 Договора, пп. «а», «б», «е» п. 226 Положения № 615. И с 14.02,2023 в связи с систематическим (2 раза и более) нарушением Подрядчиком сроков оказания услуг и (или) выполнения работ, с задержкой подрядчиком начала оказания услуг и (или) выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от Заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме, а также нарушением Подрядчиком сроков оказания услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней в указанных многоквартирных домах.
Согласно п.8.1 Договора по завершении работ по Объекту (виду работ) Подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания работ письменно извещает Заказчика о готовности сдачи выполненных работ. Одновременно с уведомлением Подрядчик обязан передать Заказчику в полном объеме по описи в количестве, предусмотренном Техническим заданием, оформленные надлежащим образом Акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, оформленные в соответствии с приложение к Договору Акты приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома, техническую и исполнительную документацию по Объекту, при этом состав технической и исполнительной документации определяется в соответствии с действующими в РФ правовыми и техническими нормами в строительстве (РД-11-02-2006) и Перечнем технической и исполнительной документации в соответствии с Приложением № 12 к настоящему Договору.
Как установлено Липецким УФАС России и не опровергнуто заявтелем, ни на момент расторжения Договора, ни в ходе рассмотрения обращения ФКР Липецкой области, подрядчиком не были представлены документы, подтверждающие факт готовности сдачи выполненных работ, указанные в п.8.1 Договора. Также не представлены какие-либо документы и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, которые по объективным, не зависящим от него причинам, не позволили исполнить обязательства по ремонту объектов по адресу <...>
Такие доказательства не представлены и в ходе судебного разбирательства.
Как правильно указал антимонопольный орган, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов собственников), что требует от него заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Обществом не представлено доказательства проявлений должной заботливости и осмотрительности для исполнения Договора. Действия (бездействия) Подрядчика привели к тому, что ремонтные работы на объектах по адресу: <...> оказались не выполнены в полном объеме.
При таких обстоятельствах комиссия Липецкого УФАС России, правомерно усмотрела в действиях родрядчика признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Договора. В действиях подрядчика имеются признаки существенного нарушения исполнения условий Договора.
Доказательств обратного обществом в материалы проверки антимонопольному органу не представлено.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По общему правилу, установленному п.1 ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (п.2 ст.310 ГК РФ).
В силу п.1 ст.450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п.2 ст.450.1 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с п.1 ст.715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п.2 ст.715 ГК РФ).
Исходя из имеющихся доказательств суд приходит к выводу о том, что решение ФКР Липецкой области об одностороннем расторжении Договора
принято в установленном законом порядке и при наличии для этого необходимых условий и достаточных оснований.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнить обязательства по Договору надлежащим образом, либо о наличии обстоятельств непреодолимой силы заявителем не представлено.
В соответствии с п.3 ст.401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не- предотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
ООО «СТРОЙ ГРУПП БП», приняв участие в закупке, было заранее ознакомлено с условиями Договора, в том числе его сметой, видами и стоимостью работ, а также сроками его исполнения.
Полагая невозможным исполнить Договор в соответствии с предложенными условиями, приступить к работе в установленный срок и в установленный срок выполнить ее, общество могло не участвовать в этом торгах. Однако, приняв участие в них, и подписав Договор, ООО «СТРОЙ ГРУПП БП» согласилось со всеми его условиями, а, следовательно, должно было его исполнить (начать исполнение) надлежащим образом.
Такое бездействие подрядчика в отсутствие объективных причин и обстоятельств непреодолимой силы свидетельствует о его недобросовестном поведении после заключения Договора, их которого не следует намерение подрядчика на фактическое исполнение Договора
С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что у заказчика имелись предусмотренные Договром и Положением № 615, законные основания для принятия решения об одностороннем расторжении Договора
С учетом анализа положений ФЗ «О контрактной системе», Положения № 615 арбитражный суд считает, что включение хозяйствующего субъекта (участника размещения заказа) в реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией.
При этом арбитражный суд считает, что такое включение в реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований ФЗ «О контрактной системе». Данная санкция влечет для участника размещения определенные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов.
С учетом разъяснений Конституционного Суда Российской федерации, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры
государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу п.1 ч.1 ст.1 ФЗ «О контрактной системе» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ «О контрактной системе», а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.
С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреп-
лено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.
В силу п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что вне зависимости от вида юридической ответственности, общим критерием при определении вины юридического лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Вместе с тем, оценив доводы общества и представленные им документы, арбитражный суд не может прийти к выводу о том, что ООО «СТРОЙ ГРУПП БП» проявило такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения Договора .
В рамках данного дела, исходя из представленных доводов и доказательств, арбитражным судом не установлено добросовестного поведения заявителя при исполнении Договора.
При этом включение в данном случае общества в реестр недобросовестных подрядчиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества
Включение общества в реестр недобросовестных подрядчиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных
контрактов. Каким-либо иным образом, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком) не ограничивает его предпринимательскую деятельность.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В пункте 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что по смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения «заданных результатов», является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.
Антимонопольным органом правильно применены нормы ФЗ «О контрактной системе» и Положения № 615.
В оспариваемом решении № 48/10/615-123/2023 от 21.03.2023 комиссия Липецкого УФАС России дала надлежащую оценку всем доводам и документам, представленным и заказчиком, и подрядчиком.
В силу ч.ч.1,2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы ФЗ «О контрактной системе», Положения № 615 арбитражный суд приходит к выводу о том, что у комиссии Липецкого УФАС России имелись законные основания
для принятия решения № 48/10/615-123/2023 от 21.03.2023 о включении сведений об ООО «СТРОЙ ГРУПП БП» в реестр недобросовестных подрядчика.
Из системного толкования норм ч.1 ст.198, ч.4 ст.200, ч.ч.2,3 ст.201 АПК РФ следует, что основанием для удовлетворения требований о признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными является одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вместе с тем в рамках данного дела указанной совокупности условий арбитражным судом не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд считает оспариваемое решение Липецкого УФАС России № 48/10/615-123/2023 от 21.03.2023 законным и обоснованным.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В этой связи заявление ООО «СТРОЙ ГРУПП БП» не подлежит удовлетворению.
В силу ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Материалами дела подтверждается несение обществом судебных расходов в связи с оплатой государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 3 000 руб., размере которой соответствует требованиям подп.3 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ (т.1. л.д.20).
В связи с отказом в удовлетворении заявления судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя и не подлежат возмещению за счет антимонопольного органа.
Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ГРУПП БП» (ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.
Судья А.А. Хорошилов