Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. МагаданДело № А37-242/2019
17 апреля 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11.04.2019
Решение в полном объёме изготовлено 17.04.2019
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Адаркиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бажутиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, зал № 307,
дело по заявлению Прокуратуры города Магадана
к обществу с ограниченной ответственностью «Худжах» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24. КоАП РФ,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Магаданский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, помощник прокурора, доверенность от 10.04.2019 № 346н-19;
от ответчика – не явился;
от третьего лица – ФИО2, главный экономист, доверенность от 10.04.2019 № 63.
в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 10.04.2019 до 11 час. 30 мин. 11.04.2019.
УСТАНОВИЛ:
заявитель, прокурор города Магадана, 08.02.2019 обратился в арбитражный суд с заявлением № 1-1835в-2018 от 07.02.2019 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Худжах» (далее – ООО «Худжах», Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявления указано на использование Обществом без надлежаще оформленных документов находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда – нежилого помещения – ком. № 8 на 3 этаже здания лабораторного корпуса, расположенного по адресу: <...> (офис 306), переданного в оперативное управление ФГБНУ «Магаданский НИИСХ».
Определением суда от 12.02.2019 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Этим же определением суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлек к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Магаданский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (далее - ФГБНУ «Магаданский НИИСХ»).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 227 АПК РФ суд пришел к выводу о том, что рассмотрение данного дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия. В связи с чем, определением от 28.03.2019 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, устно обосновал правомерность привлечения ответчика к административной ответственности.
Ответчик не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, о месте и времени проведения которого извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.
Третье лицо в письменном мнении полагает, что заявление Прокуратуры о привлечении ООО «Худжах» к административной ответственности подлежит удовлетворению. Кроме того представитель третьего лица в предварительном судебном заседании устно пояснила, что спорное помещение освобождено ответчиком, однако акт приема-передачи помещения до настоящего времени не подписан.
Суд, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, считает дело подготовленным, и с учетом мнения представителей сторон, а также отсутствия возражений со стороны представителей заявителя и третьего лица, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в суде первой инстанции.
Установив фактические обстоятельства по настоящему делу, выслушав представителей заявителя и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как установлено статьей 206 АПК РФ, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; полномочия административного органа, составившего протокол; предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
По материалам дела, прокуратурой города Магадана по поручению прокуратуры Магаданской области в рамках анализа состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением требований антикоррупционного законодательства в сфере экологии и природопользования при осуществлении организациями хозяйственной деятельности, в том числе при проведении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд; при использовании и отчуждении находящегося в федеральной собственности имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, оказания платных услуг, проведена проверка в отношении ФГБНУ «Магаданское НИИСХ».
Прокурорской проверкой установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права № 49-АА 151394 от 14.05.2015 за ФГБНУ «Магаданское НИИСХ» закреплено на праве оперативного управления федеральное имущество - главный лабораторный корпус (нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, площадью 5 773,2 кв.м, инв. № 6028, лит А, кадастровый номер 49:09:030104:62, реестровый номер федерального имущества П12500000239, далее по тексту - лабораторный корпус).
31.08.2017 ФГБНУ «Магаданский НИИСХ» заключило с ООО «Худжах» договор аренды № А-3/2017, по условиям которого Учреждение предоставило в аренду ООО «Худжах» нежилое помещение - ком. № 8 площадью 32,3 кв.м. на 3-м этаже здания лабораторного корпуса для использования в целях офисных помещений.
Согласно пунктам 4.1.1, 4.6 договора аренды № А-3/2017 от 31.08.2017 размер арендной платы составляет 10 518 руб. 17 коп. в месяц с учетом НДС. В стоимость арендной платы не входят расходы арендодателя за содержание переданного в аренду государственного имущества (эксплуатационные, административные и хозяйственные услуги). Арендатор обязан вносить арендные платежи в течение 10-ти банковских дней с момента выставления арендодателем счетов-фактур.
Указанный договор аренды заключен на срок с 01.09.2017 по 30.09.2017. Помещение передано арендатору по акту приема-передачи от 31.08.2017. По истечении срока действия договора нежилое помещение арендодателю не возвращено и по настоящее время продолжает использоваться арендатором в отсутствие соглашения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно актам сверки взаимных расчетов ФГБНУ «Магаданский НИИСХ» и ООО «Худжах» по договору аренды № А-3/2017 от 31.08.2017 за 2017, 2018 г.г. размер задолженности ООО «Худжах» по арендной плате по состоянию на 27.12.2018 составляет 126 218 руб. 04 коп.
Намерения заключить договор аренды на новый срок у ФГБНУ «НИИСХ» не имеется. Учреждением ежемесячно составляются акты о невозвращении арендатором арендодателю помещения в нарушение условий пункта 1.4 договора аренды № А-3-2017.
Таким образом, проверкой установлено, что ООО «Худжах» фактически пользуется федеральным имуществом: нежилое помещение - ком. № 8 на 3-м этаже здания лабораторного корпуса, расположенного по адресу: <...> (офис 306), переданное в оперативное управление ФГБНУ «Магаданское НИИСХ», в отсутствие правовых оснований, установленных договором аренды и согласием собственника федерального имущества, кроме того в нарушение вышеприведенных требований законодательства не вносит арендную плату за фактическое использование федерального имущества.
По указанному факту 07.02.2019 прокурором города Магадана вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
В ходе производства по делу об административном правонарушении было установлено, что вышеназванный объект является федеральной собственностью и используется ООО «Худжах» без законных оснований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Объективная сторона части 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусматривает использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда. Объектом указанного правонарушения являются объекты нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Согласно статье 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Спорное помещение входит в перечень нежилых помещений, согласованных учредителем ФАНО России (№ 007-18.1.-14/АС-1919 от 17.09.2015) и ТУ Росимущества в Магаданской области (№ ОЯ-03/2926 от 21.08.2015) для передачи в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Статьей 615 ГК РФ определено, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Пунктом 2 статьи 621 ГК РФ предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Ввиду возражений Учреждения относительно дальнейшего использования ООО «Худжах» федерального имущества по истечении срока действия договора аренды от 31.08.2017, положения пункта 2 статьи 621 ГК РФ к правоотношениям между ФГБУ «Магаданский НИИСХ» и ООО «Худжах» к рассматриваемому случаю не применяются.
Таким образом, проведенной проверкой выявлен факт использования ООО «Худжах» недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, без заключения договора на право пользования указанным имуществом и без получения согласования собственника.
Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет административную ответственность по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
30.01.2019 директору ООО «Худжах» направлено требование о явке (№ 1-1835в-18) в Прокуратуру города Магадана 07.02.2019 в 09 час. 00 мин. для дачи объяснений, составления и вручения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ. Данное требование получено директором общества 31.01.2019, о чем свидетельствует его подпись на требовании.
07.02.2019 прокурором города Магадана на основании материалов проверки вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ООО «Худжах».
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ определено, что использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Порядок привлечения Общества к административной ответственности проверен судом, нарушений не установлено.
Квалификация совершенного обществом правонарушения по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ произведена прокурором верно. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для признания совершенного ООО «Худжах» административного правонарушения малозначительным и применения в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ освобождения общества от административной ответственности судом по настоящему делу не установлено.
Прочих обстоятельств, исключающих возможность привлечения Общества к административной ответственности, не усматривается.
Судом также не установлено оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, финансовое положение, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
С учётом положений статьи 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, отягчающих ответственность Общества, судом не установлено.
Обстоятельством, смягчающим ответственность, суд считает совершение указанного правонарушения впервые.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, суд приходит к выводу о необходимости назначения Обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (низший предел по санкции части 2 статьи 7.24 КоАП РФ).
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В соответствии со статьей 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Требование Прокуратуры города Магадана удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Худжах», зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 19.05.2016, ОГРН <***>, ИНН <***>, с местом нахождения по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
3. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Магаданской области (прокуратура Магаданской области, лицевой счет <***>);
Номер счета получателя платежа: 40101810505070010001
ИНН <***>, БИК 044442001, КПП 490901001, ОКТМО 44701000
код дохода 415 1 16 90010 01 6000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет».
4. Направить копию настоящего решения в подразделение службы судебных приставов по месту регистрации ООО «Худжах» по истечении 60 дней со дня вступления решения в законную силу, в случае непредставления сведений об уплате административного штрафа.
5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в г. Хабаровске в десятидневный срок с даты его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья Е.А. Адаркина