Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-2521/2018
20.02.2019
Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2019.
Решение в полном объёме изготовлено 20.02.2019.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, зал 310, дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 2 000 410 рублей 12 копеек
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения, доверенность от 14.01.2019 № 01-00-00/80, удостоверение;
от ответчика – ФИО2, представитель, доверенность от 09.01.2019, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением № 07-02-20/3491 от 05.10.2018 к ответчику, Обществу с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания», о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 2 000 410 рублей 12 копеек.
В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 16, 16.1, 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и указал, что согласно ст. 5 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.
Положение о территории традиционного природопользования местного значения утверждено в соответствии с Федеральными законами от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Целями законодательства в указанной сфере является защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов. Предмет регулирования Закона № 49-ФЗ - территория традиционного природопользования, понятие которой не ограничивается только землёй, земельным участком. Традиционное природопользование неразрывно связано со средой обитания коренных малочисленных народов и является комплексным. На этой территории могут находиться и использоваться все виды земель, другие природные ресурсы и природные комплексы.
Заявитель считает, что в силу положений Закона № 49-ФЗ (глава II «Образование территорий традиционного природопользования», глава III «Правовой режим территорий традиционного природопользования») образование территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения не ставится в зависимость от какого-либо условия, например, категории земель или имущественных прав на земельные участки.
При этом, из положений Закона № 49-ФЗ, с учётом его целей и регулируемых им отношений, не следует, что органы местного самоуправления создают территории традиционного природопользования местного значения на земельных участках, находящихся исключительно в собственности соответствующего муниципального образования.
Отношения, связанные с предоставлением и изъятием земельных участков (как объекта права собственности и иных прав на землю), на территориях традиционного природопользования регулируется гражданским и земельным законодательством, на что прямо указано в статьях 11-13 Закона № 49-ФЗ.
Кроме того, из положений статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ. Согласно статье 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
Согласно п. п. 1.1, 2.1 Положения о территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района, территория традиционного природопользования образована в границах Северо-Эвенского района, за исключением земли категорий, перечисленных в п. 2.1 Положения.
По мнению заявителя, правовой режим территории традиционного природопользования местного значения, расположенной в границах Северо-Эвенского района, с учётом действующего правового регулирования, распространяется на земли лесного фонда, границы которого описаны и картографически отражены в лесоустроительных материалах Магаданской области.
Таким образом, заявитель считает, что Решение № 176 от 28.12.2007 не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными и лесными участками.
Заявитель признает несостоятельной ссылку ответчика на п. 8 ст. 2 Закона № 33-ФЗ, согласно которой особо охраняемые природные территории местного значения создаются на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования, поскольку указанный закон не регулирует отношения в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования.
По мнению заявителя на момент принятия Решения № 176 от 28.12.2007 территория традиционного природопользования местного значения в Северо-Эвенском районе была образована на основании ст. 8 Закона № 49-ФЗ, а не в соответствии с порядком, установленным Законом № 33-ФЗ. Территория традиционного природопользования в Северо-Эвенском районе как особо охраняемая природная территория местного значения не образовывалась, в реестре Магаданской области не значилась. Кроме того, как особо охраняемая природная территория она и не могла быть создана, поскольку в Магаданской области отсутствовал нормативно-правовой акт, определяющий порядок образования особо охраняемой природной территории местного значения.
Таким образом, ответчик, осуществляя производственную деятельность на арендованных землях лесного фонда, осуществляет деятельность в границах территории традиционного природопользования.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, применяются дополнительные коэффициенты.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.
Следовательно, на ответчика возлагается обязанность производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду с применением дополнительного коэффициента 2, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами (территорий традиционного природопользования).
В судебном заседании представитель истца предъявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях № 07-02-20/4273 от 27.11.2018 и № 07-02-20/176 от 21.01.2019, устно пояснил обоснованность заявленных исковых требований.
Ответчик, Общество с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания» заявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным отзыве от 02.11.2018 и письменных пояснениях от 28.12.2018 и 06.02.2019, и указал, что в 2016 году ООО «Омолонская ЗРК» осуществляло свою хозяйственную деятельность в Северо – Эвенском городском округе исключительно в пределах земель лесного фонда, переданных ему на основании договоров аренды лесных участков Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области.
За 2016 год ответчик представил истцу декларацию (уточненную) о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которой плата составила 2 040 948, 84 руб. Указанная сумма рассчитана без применения дополнительного коэффициента 2 к ставке платы на негативное воздействие на окружающую среду, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», поскольку ООО «Омолонская ЗРК» не осуществляет свою деятельность на территориях и объектах Северо-Эвенскогорайона, находящихся под особой охраной.
При этом, ответчик указал, что согласно ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Согласно п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ земельные участки из состава лесного фонда не подлежат передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - -иными нормативными правовыми актами не допускается.
Таким образом, по мнению ответчика, Закон № 131-ФЗ не включает в число вопросов местного значения вопросы установления какого-либо режима или порядка использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а именно - земель лесного фонда. Какими-либо иными федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации такое право также не предусмотрено.
При этом, земли лесного фонда не указаны в качестве исключения в п. 2.1 Положения, утвержденного Решением Собрания представителей Северо-Эвенского района № 176 от 28.12.2007, именно в связи с тем, что Собрание представителей Северо-Эвенского района не обладает какими-либо полномочиями по установлению режима или порядка использования земель, являющихся федеральной собственностью.
Поэтому положение «О территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района», утвержденное Решением Собрания представителей Северо-Эвенского района № 176 от 28.12.2007 не распространяет свое действие на земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности, на которых осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании заключенных с Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области договоров аренды лесных участков, являющихся федеральной собственностью в соответствии со ст. 17 ЗК РФ и ст. 8 ЛК РФ.
Также ответчик считает, что в нарушение требований ст. 9 Закона 49-ФЗ, согласно которой органами местного самоуправления должны быть утверждены границы территорий традиционного природопользования местного значения, в Решении № 176 от 28.12.2007 отсутствуют положения об установлении конкретных границ создаваемой территории традиционного природопользования.
При этом, содержание Решения № 176 от 28.12.2007 не позволяет сделать вывод о том, что территория традиционного природопользования установлена на территории всего муниципального образования «Северо-Эвенский район».
Отсутствие установленных и утвержденных границ территории традиционного природопользования местного значения не позволяет определить ее размеры и конкретное географическое расположение в пределах территории Северо-Эвенского района, и следовательно, определить, осуществляет ли ответчик производственную деятельность на территории традиционного природопользования.
При указанных обстоятельствах ООО «Омолонская ЗРК» считает, что Решение № 176 от 28.12.2007 не соответствует федеральному законодательству, регулирующему порядок образования особо охраняемых территорий, и в силу ч. 2 ст. 13 АПК РФ не может применяться в настоящем деле в качестве нормативного правового акта, устанавливающего основание для применения повышающего коэффициента 2, установленного Постановлением Правительства РФ № 913 от 13.09.2016 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», в отношении территорий и объектов, расположенных в границах Северо-Эвенского района и находящихся на землях лесного фонда.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях, устно пояснил доводы ООО «Омолонская ЗРК».
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственный Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, заявленные требования признал не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном мнении № 341/115-1 от 04.02.2019, из которого следует, что п.. 5 ст. 97 ЗК РФ установлено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.
В п. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» указано, что особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Департамент считает, что во время издания Решения собрания представителей Северо-Эвенского района «О территориях традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района» от 28.12.2007 № 176, территория традиционного природопользования являлась особо охраняемой природной территорией, и ее образование регулировалось Федеральным законом № 33-ФЗ.
Таким образом, Департамент полагает, что решение Собрания представителей Северо-Эвенского района от 28.12.2007 № 176 принято не в соответствии с действовавшим в тот период времени законодательством.
Одновременно Департамент указал, что ст. 9 Закона № 49-ФЗ установлено, что границы территорий традиционного природопользования местного значения утверждаются органами местного самоуправления.
Между тем, в Решении № 176 от 28.12.2007 отсутствует пункт об утверждении границ, что, по мнению Департамента, делает его практически невыполнимым и при его действующем статусе. Вследствие чего при заключении договоров аренды лесных участков Решение № 176 от 28.12.2007 и Положение Департаментом лесного хозяйства во внимание не принимаются.
В судебном заседании представитель третьего лица, Государственного Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ, участия не принимал.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 123 и 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выяснив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Омолонская золоторудная компания», зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Магаданской области 19.01.2011, свидетельство № 000357946, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Основным видом деятельности ООО «Омолонская золоторудная компания» является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).
ООО «Омолонская золоторудная компания» имеет лицензии на право пользования недрами, место действия лицензий - территория Северо-Эвенского района Магаданской области.
По материалам дела установлено, что ООО «Омолонская золоторудная компания» представило в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в соответствии с которой плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 2 040 948, 84 руб. Указанная сумма платы внесена ООО «Омолонская золоторудная компания» в установленном порядке.
Однако, сумма платы рассчитана ООО «Омолонская ЗРК» без учета дополнительного коэффициента 2, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», в отношении территорий и объектов, расположенных в границах Северо-Эвенского района и находящихся на землях лесного фонда, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность в размере 2 000 410, 12 руб. по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам проверки полноты и правильности заполнения представленной ООО «Омолонская ЗРК» декларации о плате за 2016 год Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области выявлены ошибки, о чём ООО «Омолонская ЗРК» уведомлено письмом от 14.04.2017 № 06-02-13/1407.
В письме от 03.05.2017 № 874 ООО «Омолонская ЗРК» указало на отсутствие на территории Магаданской области территорий традиционного природопользования, находящихся под особой охраной.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области в адрес ООО «Омолонская ЗРК» письмом от 05.06.2017 № 06-02-08/2050 направлено требование, в котором предложено представить уточнённую декларацию за 2016 год с учётом выявленных ошибок.
В ответ на требование ООО «Омолонская ЗРК» представило пояснения от 15.06.2017 № 1151, согласно которым ответчик до получения разъяснений о территориях традиционного природопользования, образованных в Магаданской области, просил отсрочить исполнение требования.
Письмом от 13.10.2017 № 06-02-08/3861 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области повторно направило в адрес ООО «Омолонская ЗРК» требование о представлении уточнённой декларации за 2016 год.
В ответ на указанное требование ООО «Омолонская ЗРК» письмом от 25.10.2017 № 2090 сообщило о своём несогласии по вопросу применения дополнительного коэффициента 2 при начислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмом от 20.03.2018 № 06-02-08/995 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области направило в адрес ООО «Омолонская ЗРК» требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы. В установленный в требовании срок плата не внесена.
Согласно п. 47 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за платы за негативное воздействие на окружающую среду, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.
В связи с указанными обстоятельствами Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании недополученной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 2 000 410 рублей 12 копеек.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 3 ст. 7 ЗК РФ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Согласно ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 97 ЗК РФ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.
Ст. 48 ЛК РФ предусмотрено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования) - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона № 49-ФЗ правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона № 49-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования для ведения на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов, а также лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущими такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения (ст. 5 Закона № 49-ФЗ).
Образование территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения осуществляется решениями соответственно Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст.ст. 6, 7, 8 Закона № 49-ФЗ).
Границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 9 Закона № 49-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Закона № 49-ФЗ правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Решением Собрания представителей Северо-Эвенского района от 28.12.2007 № 176 утверждено Положение «О территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района».
В соответствии с п. 1.1. Положения указанное положение устанавливает правовой статус земель, отнесенных к территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района.
В соответствии с п. 2.1. Положения территория традиционного природопользования местного значения включает в себя земли всех категорий земель Северо-Эвенского района, за исключением: земель населенных пунктов; земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; земель сельскохозяйственного назначения; земель запаса.
Из содержания п. 2.1. Положения следует, что действие Положения о территории традиционного природопользования местного значения распространяется на земли лесного фонда.
Указанный вывод соответствует положениям ч. 3 ст. 7 ЗК РФ, предусматривающей, что в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель категорий, указанных в ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, в число которых входят земли лесного фонда.
Таким образом, указанные нормы предусматривают возможность формирования территорий традиционного природопользования на землях различных категорий, в т.ч. землях лесного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
В соответствии со ст. 13 Закона № 49-ФЗ пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Согласно указанному перечню местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Магаданской области является Северо-Эвенский городской округ.
Таким образом, по результатам судебного разбирательства установлено, что Положение «О территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района», утвержденное Решением Собрания представителей Северо-Эвенского района от 28.12.2007 № 176 соответствует Федеральным законам от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными и лесными участками.
Положение «О территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района» соответствует действующему законодательству, регулирующему порядок образования территорий традиционного природопользования и подлежит применению в качестве нормативно-правового акта, устанавливающего правовое основание для применения дополнительного коэффициента 2, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» в отношении территорий традиционного природопользования.
По материалам дела установлено, что ООО «Омолонская золоторудная компания» осуществляет деятельность на территории Северо-Эвенского района.
Для целей осуществления деятельности ООО «Омолонская ЗРК» оформлены договоры аренды земельных и лесных участков, в числе которых договоры аренды лесных участков № 239/08 от 08.12.2008 (месторождение Кубака), № 240/08 от 08.12.2008 (месторождение Биркачан), № 130/14 от 14.07.2014 (месторождение Ороч).
Таким образом, ООО «Омолонская ЗРК» осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района, относящейся к особо охраняемым территориям местного значения.
Поскольку ООО «Омолонская ЗРК» осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на территории Северо-Эвенскогорайона, т.е. на территории традиционного природопользования местного значения коренных малочисленных народов Севера в границах Северо-Эвенского района, находящейся под особой охраной, постольку за 2016 год ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду должны применяться с использованием дополнительного коэффициента 2, установленного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», в отношении территорий и объектов, расположенных в границах Северо-Эвенского района и находящихся на землях лесного фонда.
Ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно ст. 14 Закона № 7-ФЗ одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Ст. 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе № 7-ФЗ.
Согласно п. 13 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 (п. 3 Правил).
Согласно п. 8 Правил плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением № 913, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Согласно п. 11 Правил информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
В соответствии с ч. 3 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, применяются дополнительные коэффициенты.
Согласно п. 2 Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в силу п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400.
Приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 № 546 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, которое осуществляет отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Магаданской области..
В соответствии с п. 4.4 Положения об Управлении к полномочиям Управления относится осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
П. 4.61 Положения об Управлении за Управлением закреплены функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ в установленной сфере деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Рос-природнадзор, на территории Магаданской области - Управление Росприроднадзора по Магаданской области.
Полномочия Управления по предъявлению исков о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены п. 4.56 Положения об Управлении.
Согласно статьям 51 и 57 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ установлено, что администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно статьям 51, 57, 62 БК РФ платежи за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к неналоговым доходам бюджета, следовательно, на них не распространяются нормы Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке. Иные нормативные правовые акты также не предусматривают такой возможности. Следовательно, взыскание данной задолженности осуществляется только в судебном порядке.
Сумма задолженности ответчика по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год составляет 2 000 410, 12 руб., что подтверждается представленными в материалы дела расчетом и подтверждающими документами. соответствующими доказательствами.
Расчёт суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год произведён истцом в соответствии с Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год и Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», соответствует фактическим обстоятельствам дела, судом проверен и признан арифметически и методологически верным.
Со стороны ответчика каких-либо возражений против порядка расчёта суммы задолженности, а также других доказательств, опровергающих расчёт истца, в материалы дела не представлено. Доказательства, подтверждающие внесение ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме за 2016 год на дату судебного заседания не представлены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Участвующие в деле лица в силу статей 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В материалах дела содержится достаточный объём письменных доказательств, представленных истцом, подтверждающих как наличие взыскиваемой задолженности, так и достоверность расчёта.
С учетом представленных по делу доказательств суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые истец ссылается как на основание своих требований.
Указанные доказательства признаются достаточными для удовлетворения заявленных требований.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, сводятся к уточнению их правовых позиций, и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку судом установлены достаточные основания для признания имеющейся у ответчика задолженности.
Расходы по госпошлине в размере 33 002 руб. на основании статьи 110 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета РФ.
На основании статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме.
Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 167-170, 176, 212 - 216 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
1. Требования заявителя, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, удовлетворить.
4. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) в месячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Магаданской области в порядке, установленном АПК РФ.
Судья Е.С. Степанова