ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-924/2023 от 03.08.2023 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-924/2023

10 августа 2023 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2023 г.

Решение в полном объёме изготовлено 10 августа 2023 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.В. Кушниренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.А. Кузнецовой

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: город Магадан, проспект Карла Маркса, дом 62 заявление Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ОГРН 1024900960963, ИНН 4900000434)

областному государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования «Учебно-методический Центр по обучению гражданской обороне, защите населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области» (ОГРН 1054900002123, ИНН 4909012240)

о взыскании 11 000 рублей,

при участии:

от заявителя – А.В. Дракшас, главный специалист-эксперт, доверенность от 28.02.2023 № 5566-34/40-23Д, паспорт, диплом;

от ответчика – не явился,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением № 5566-26/49-17/11352 от 06.04.2023 о взыскании с Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический Центр по обучению гражданской обороне, защите населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области» в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сумму финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в размере 11 000 рублей.

В обоснование заявленных требований пенсионный орган указал, что в нарушение Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ответчик в установленный срок не представил сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за август 2021 года, о чем был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам рассмотрения которых в отношении ответчика было вынесено решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, установленной частью 3 статьи 17 настоящего Закона, и впоследствии выставлены требования об уплате финансовых санкций страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанные требования ответчик в установленный срок не исполнил, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Определением суда от 17.04.2023 по настоящему делу заявление Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Указанное определение содержит данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде в режиме ограниченного доступа.

Текст определения размещён на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

О возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), что подтверждается уведомлениями о вручении.

В соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ сторонам был установлен срок для представления доказательств суду и друг другу.

02.05.2023 от истца в суд поступили документы, истребованные определением суда от 17.04.2023.

От ответчика 15.05.2023 в материалы дела поступили возражения без номера без даты, согласно которым ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указывает, что в соответствии с решением ОПФР № 059S19220001119 от 05.07.2022 за нарушения в сфере законодательства Российской Федерации в сфере об индивидуальном персонифицированном учёте в системе обязательного пенсионного страхования к финансовой ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» привлечено ОГБУ ДПО «УМЦ по обучению ГО ЗНТ и ПБ Магаданской области».

Согласно акту проверки ОПФР № 059S18220000931 от 31.05.2022 выявлено нарушение Учреждением срока подачи отчётности по форме СЗВ-М за август месяц 2021 года.

Ответчик считает привлечение Учреждения к ответственности незаконным, необоснованным, поскольку Заявителем нарушены совокупные процессуальные сроки обращения в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) учреждение является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункта 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона №167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах. Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за; исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.

Согласно части 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. п. 1, 5 ст. 100, п. п. 1, 6, 9 ст. 101, п. п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Следовательно, с учётом данных разъяснений, применимых как правовой подход к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального(персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с Учреждениянеуплаченных сумм санкций включает в себя: 3 месяца на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения, 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Ответчик считает, что при решении вопроса о начале течения срока давности привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо руководствоваться правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 14 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений совершено страхователем в срок, установленный законом для представления сведений, поскольку с этого момента страховщик должен был как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.

Из материалов дела следует, что правонарушение Учреждением совершено 16.09.2021: согласно Акту ОПФР № 059S18220000931 от 31.05.2022 срок предоставления отчётности по форме СЗВ-М за август месяц 2021 года - не позднее 16 сентября 2021 года.

Следовательно, основываясь на вышеизложенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, считаем, что именно с 17.09.2021 ОПФР должно было обнаружить совершенное Учреждением правонарушение.

Таким образом, ответчик считает, что ОПФР пропущен пресекательный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с Учреждения штрафных санкций в размере 11 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчётный период.

Также ответчик просит суд при рассмотрении настоящего дела учесть правовую позицию Конституционного Суда РФ (п.5 Постановления №2-П от 19.01.2016), которая заключается в том, что применить выявленные при рассмотрении дела смягчающие обстоятельства и снизить размер взыскиваемого штрафа вправе только суд.

Полагает, что смягчающими обстоятельствами по настоящему делу являются следующие факты:

- отсутствие вины в форме умысла (ст.2.2 КоАП РФ);

-добровольное прекращение противоправного поведения лицом,
совершившим административное правонарушение п.2 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ -
отчёт добровольно сдан страхователем в более поздний срок);

-предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения (п. 5 ч .1 ст. 4.2 КоАП РФ);

-отсутствие вреда бюджету и третьим лицам, который мог быть причинён действиями лица, привлекаемого к административной ответственности (п.6ч.1 ст.4.2 КоАП РФ);

-отсутствие у Учреждения задолженности по страховым взносам;

-отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст.4.3 КоАП РФ).

Кроме того, ответчик просит суд принять во внимание, что нарушение срока сдачи отчётности Учреждением по форме СЗВ-М возникло ввиду стечения обстоятельств: указанный отчёт должен был сформировать и направить в ОПФР по Магаданской области временный сотрудник (внешний совместитель) Т.В. Кравцева , замещающий постоянного сотрудника (М.М. Околовскую) на время убытия последнего в очередной отпуск. Ввиду большой производственной нагрузки временный сотрудник Т.В. Кравцева непредумышленно допустил нарушение срока подачи отчёта Учреждением по форме СЗВ-М за август месяц 2021 года.

Определением суда от 13.06.2023 суд перешёл к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

В соответствии со статьей 121 АПК РФ, информация о времени и месте судебного заседания в установленном порядке размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области.

Ответчик не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, о дате и месте проведения которого извещен надлежащим образом, согласно требованиям статей 121- 123 АПК РФ.

К дате судебного заседания от заявителя в материалы дела поступили письменные пояснения № 5566/49-17/26009 от 10.07.2023.

Заявитель в письменных пояснениях от 22.06.2023 № 49-17/23230 и от 10.07.2023 № 5566/49-17/26009, поясняет, относительно довода ответчика изложенных возражениях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений, правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

Пунктом 2 статьи 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователей в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователей представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М в органы Фонда в срок не позднее 15 числа месяца, следующем за отчетным периодом -месяцем.

Ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, установлена ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Порядок привлечения к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, также регулируется статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Решением от 05.07.2022 № 059S19220001119 ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 11000 руб. за непредставление в установленный п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2021 (представлены 29.04.2022).

Финансовые санкции, применяемые к страхователям за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, не являются обязательными платежами на обязательное пенсионное страхование, правоотношения, связанные с уплатой которых, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, ответчик приводит следующие:

- отсутствие вины в форме умысла;

- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение,
вредных последствий;

- отсутствие вреда бюджету и третьим лицам, который мог быть причинён
действиями лица, привлекаемого к административной ответственности;

-отсутствие у Учреждения задолженности по страховым взносам;

-отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность;

-убытие в отпуск основного сотрудника.

Данные обстоятельства не могут быть приняты судом как смягчающие, по следующим основаниям.

Отделение полагает, что такой элемент состава правонарушения как вина (умысел и неосторожность) отражают психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям. Они неприменимы к юридическим лицам, представляющим собой субъект права, лишенный психики.

Такие обстоятельства, как добровольное прекращение противоправного поведения, предотвращение вредных последствий и отсутствие у Учреждения задолженности по страховым взносам, не могут рассматриваться как смягчающие ответственность. Надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законом, считается нормой поведения, и, соответственно, не может считаться обстоятельством, смягчающим ответственность.

Отсутствие вреда бюджету и третьим лицам не может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, так как наличие таких последствий является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, не может являться обстоятельством, смягчающим ответственность. Ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации отсутствие отягчающих обстоятельств не указано в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

Законом определён только крайний срок сдачи сведений, следовательно, страхователь может сдать соответствующие сведения в любой день до 15 числа месяца, следующего за отчетным, и в любое число отчётного месяца. То есть необходимые сведения могли быть сданы сотрудником до его убытия в отпуск. Однако указанные сведения были предоставлены только 29.04.2022 - то есть спустя продолжительное время по истечения срока на их представление (более 8 месяцев), в том числе и спустя продолжительное время после выхода основного сотрудника из отпуска. Таким образом, отделение полагает, что указанное обстоятельство также не может быть учтено в качестве смягчающего.

Согласно письменным пояснениям от № 5566/49-17/26009 от 10.07.2023, заявитель поясняет, что Решением от 05.07.2022 № 059S19220001119 ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 11000 руб. за непредставление в установленный п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2021 (представлены 29.04.2022).

ОСФР по Магаданской области (далее - Отделение) о несвоевременном представлении ответчиком сведений о застрахованных лицах за август 2021 г. стало известно в день их несвоевременного представлении - 29.04.2022.

Согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений (далее - Закон № 27-ФЗ), при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Письмом от 06.05.2022 № 5503/7858 (получено ответчиком 19.05.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80084672400982) ответчик приглашен Отделением для подписания и получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете.

31.05.2022 Отделением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 059S18220000931, который получен лично представителем ответчика 06.06.2022.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (ч. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ) - т.е. по 27.06.2022.

14.06.2022 ответчиком были представлены объяснения от 14.06.2022 № 49/11-298.

В соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона № 27-ФЗ акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту (т.е. по 11.07.2022).

05.07.2022 Отделением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 059S19220001119.

Как следует из ч. 12 ст. 17 Закона № 27-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Из изложенного следует, что решение от 05.07.2022 № 059S19220001119 следовало направить в адрес ответчика не позднее 12.07.2022.

Отделением решение от 05.07.2022 № 059S19220001119 направлено Ответчику 11.07.2022, датой вручения указанного решения считается 18.07.2022.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (ч. 13 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Таким образом, решение от 05.07.2022 № 059S19220001119 вступило в силу 02.08.2022.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 15 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Следовательно, требование об уплате финансовых санкций должно быть направлено ответчику по 16.08.2022.

Во исполнение ч. 15 ст. 17 Закона № 27-ФЗ Отделением требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.08.2022 № 059S01220001426 направлено ответчику 15.08.2022.

Таким образом, Отделением процедура привлечения ответчика к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования осуществлена в полном соответствии с Законом № 27-ФЗ.

От ответчика в материалы дела до судебного заседания поступило ходатайство без номера от 25.07.2023 о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал правовую позицию, изложенную в заявлении и возражениях на отзыв ответчика.

Как следует из материалов дела областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический Центр по обучению гражданской обороне, защите населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.01.2005 Управлением Федеральной налоговой службы по Магаданской области ОГРН 1054900002123, ИНН 4909012240, является плательщиком страховых взносов в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ к страхователям относятся юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие приём на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии со статьёй 15 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в установленный срок

сведения о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Заявитель является страхователем, следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ обязан представлять сведения о застрахованных лицах.

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключённые с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Указанные сведения представляются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии со статьёй 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Порядок взыскания финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте предусмотрен статьёй 17 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела, страхователем 29.04.2022 по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается извещением о доставке, представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2021 года, с типом «исходная» в отношении 22 застрахованных лиц.

Отделением, на основании представленных обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2021 года, в отношении ответчика проведена проверка правильности заполнения, полноты порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Проверкой установлено, что страхователь направил по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа за август 2021 года 29.04.2022 исходные сведения по форме СЗВ-М в отношении 22 застрахованных лиц, при этом форма СЗВ-М за август 2021 года должна быть представлена не позднее 15.09.2021.

Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за август 2021 года в отношении 22 застрахованных лиц представлены с нарушением установленного законодательством срока.

По результатам проверки в отношении страхователя составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.05.2022 № 059S18220000931, направленный заявителю по почте.

Рассмотрение материалов проверки проводилось 05.07.2022 в отсутствии представителя страхователя, извещенного надлежащим образом. Страхователь представил возражения по материалам проверки.

По результатам изучения материалов проверки вынесено решение № 059S19220001119 от 05.07.2022 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 11 000 рублей (22 х 500 рублей).

09.08.2022 в адрес страхователя направлено требование от 09.08.2022 № 059S01220001426 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Указанные акты, решения, требования были направлены в адрес ответчика заказными письмами с уведомлениями о вручении (доказательства представлены в материалы дела).

В установленном порядке и сроки решение о привлечении к ответственности Учреждением обжалованы не были, сумма финансовых санкций, в указанный в требовании срок не уплачена, что послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Ответчик на заявление Отделения о взыскании с него суммы финансовой санкции в своих возражениях, указал, что нарушение срока сдачи отчётности Учреждением по форме СЗВ-М возникло ввиду стечения обстоятельств: указанный отчёт должен был сформировать и направить в ОПФР по Магаданской области временный сотрудник (внешний совместитель) Т.В. Кравцева, замещающий постоянного сотрудника (М.М. Околовскую) на время убытия последнего в очередной отпуск. Ввиду большой производственной нагрузки временный сотрудник Т.В. Кравцева непредумышленно допустила нарушение срока подачи отчёта Учреждением по форме СЗВ-М за август месяц 2021 года.

Заслушав пояснения представителя заявителя, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

У сторон отсутствуют разногласия по арифметическому расчёту санкции.

Порядок и сроки привлечения заявителя к ответственности соблюдены.

Однако, заявленные требования о признании решения недействительным в части применения штрафа подлежат удовлетворению в силу возможности применения смягчающих ответственность обстоятельств, указанных заявителем, в силу следующего.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закреплённым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершённого деяния.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15.07.1999, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отражённой им в постановлении № 2-П от 19.01.2016 в силу принципов правовой определённости, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и её неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учёта отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

Из этого же исходил Конституционный Суд РФ, определяя порядок исполнения постановления № 4-П от 25.02.2014, которым были признаны неконституционными положения КоАП РФ, не допускавшие - во взаимосвязи с закреплёнными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний - назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и не позволявшие тем самым учесть надлежащим образом характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в постановлении № 4-П от 25.02.2014, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти,впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, принятие решения об учёте смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкцийдопускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишён возможности снизить размер ранее назначенного штрафа.

Принимая во внимание обстоятельства, указанные страхователем в заявлении, - отсутствие умысла на совершение правонарушения; признание вины; совершение правонарушения впервые; отсутствие негативных последствий для бюджета; отсутствие задолженности по уплате страховых взносов - суд пришёл к выводу о признании указанных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность.

Таким образом, суд с учётом установленных смягчающих обстоятельств, а также исходя из принципа соразмерности и справедливости, предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию финансовой санкции до 5 000 рублей.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.

Стороны освобождены от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 НК РФ.

На основании статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме.

Руководствуясь статьями 167-171, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Частично удовлетворить заявленные требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области.

2.Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический Центр по обучению гражданской обороне, защите населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области» (ОГРН 1054900002123, ИНН 4909012240) в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации финансовые санкции в размере 5 000 рублей.

3.В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

4.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объёме. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба может быть подана в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья А.В. Кушниренко