ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-302/06 от 21.04.2006 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«28» апреля 2006г. Дело № А-38-302-14/95-06 Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   21 апреля 2006г.

Решение в полном объеме изготовлено   28 апреля 2006г.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице   судьи Поповой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи

ФИО1

рассмотрел заявление и приложенные к нему документы

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Марий Эл

к ответчику   Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РМЭ

обисправлении технических ошибок   в сведениях государственного земельного кадастра

третьи лица:   глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, МО «Звениговский район» в лице Администрации Звениговского района, Отдел по управлению муниципальным имуществом МО «Звениговский район», Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Сельскохозяйственная артель (колхоз) «Шимшургинский», Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Республике Марий Эл»

с участием представителей:

от заявителя   - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ – ФИО3, начальник отдела, по доверенности от 18.05.05

от заявителя   - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Марий Эл – ФИО4, по доверенности от 01.11.2005г.

от ответчика  - ФИО5, специалист, по доверенности, ФИО6, главный специалист по доверенности от 03.03.2006 г.

от третьего лица -   главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 – ФИО7, представитель по доверенности от 26.07.2005г.; ФИО8, адвокат по доверенности от 26.07.2005 г., удостоверение № 1 от 29.10.02.,

от третьего лица   - МО «Звениговский район» в лице Администрации Звениговского района – не явилось, извещено по правилам статьи 123 АПК РФ

от третьего лица   - Отдела по управлению муниципальным имуществом МО «Звениговский район» - не явилось, извещено по правилам статьи 123 АПК РФ

от третьего лица -   Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – не явилось, извещено по правилам статьи 123 АПК РФ

от третьего лица   - сельскохозяйственной артели (колхоза) «Шимшургинский» – ФИО9, представитель по доверенности от 06.04.2006г.

от третьего лица -   Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Республике Марий Эл» – ФИО10, ведущий инженер по доверенности от 26.02.2006г., ФИО11, начальник отдела по доверенности от 20.04.06г.

УСТАНОВИЛ:

Заявители, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ (в дальнейшем - Территориальное управление) и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл (в дальнейшем - Росприроднадзор), обратились в арбитражный суд с заявлением к ответчику, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РМЭ (в дальнейшем - Роснедвижимость), об исправлении технических ошибок в сведениях государственного земельного кадастра. Заявители просили обязать Роснедвижимость внести изменения в следующие сведения государственного земельного кадастра:

земельный участок кадастровым номером 12:14:6801003:00001, состоящий из земельных участков:

1. земельный участок площадью 3004,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0005, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 1;

2. земельный участок площадью 3006,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0006, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 2;

3. земельный участок площадью 2999,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0007, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 3;

4. земельный участок площадью 1998,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0008, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 4;

5. земельный участок площадью 4995,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0009, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 5;

6. земельный участок площадью 4995,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0010, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 6;

7. земельный участок площадью 4996,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0011, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 7;

8. земельный участок площадью 4998,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0012, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 8;

9. земельный участок площадью 4999,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0013, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 9;

10. земельный участок площадью 5000 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0014, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 10; относится к категории земель водного фонда вместо категории земель сельскохозяйственного назначения;

земельный участок кадастровым номером 12:14:6801003:00001, состоящий из земельных участков:

1. земельный участок площадью 3004,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0005, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 1;

2. земельный участок площадью 3006,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0006, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 2;

3. земельный участок площадью 2999,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0007, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 3;

4. земельный участок площадью 1998,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0008, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 4;

5. земельный участок площадью 4995,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0009, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 5;

6. земельный участок площадью 4995,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0010, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 6;

7. земельный участок площадью 4996,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0011, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 7;

8. земельный участок площадью 4998,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0012, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 8;

9. земельный участок площадью 4999,0 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0013, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 9;

10. земельный участок площадью 5000 кв.м., кадастровый номер 12:14:0502003:0014, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 20, 0 метрах на юго-восток от деревни Семеновка, участок 10; является земельным участком водоохраной зоны Куйбышевского водохранилища, ширина водоохраной зоны составляет   (с учетом заявления об уточнении требований) 500 метров  , вместо сведений о том, что земельные участки расположены в водоохраной зоне реки Волга.

Заявитель, Территориальное управление, в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему (т.2, л.д.19-23; т.5, л.д.129; т.6 л.д.1- 4, протокол судебного заседания от 14.04.2006 г.).

Заявитель, Росприроднадзор, требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, полностью поддержал правовую позицию Территориального управления (т.2, л.д.19-23).

Заявители обосновали свое требование следующим образом. При осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков по заявлению ФИО2 с целью регистрации ее права собственности на них органом, осуществлявшим государственный кадастровый учет, допущены две технические ошибки: неправильно указана категория земель – вместо категории земель водного фонда указана категория земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в разделе «ограничения, обременения» земельных участков указано, что вся площадь земельных участков расположена в водоохраной зоне реки Волга. Между тем, как следует из постановления Совета Министров Марийской АССР от 02.11.1989 г. № 605 «О водоохраной зоне Куйбышевского водохранилища» и сведений Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, вся площадь указанных земельных участков расположена в водоохраной зоне Куйбышевского водохранилища. Заявители предполагают, что указанные технические ошибки совершены путем ошибочного внесения сведений в кадастровый учет либо при компьютерной верстке при формировании сведений государственного земельного кадастрового учета.

Заявители обратились с заявлением об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастрового учета в защиту права федеральной собственности   на перечисленные земельные участки, так как земли водоохранных зон водных объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, в сведениях государственного кадастрового учета должны быть указаны как земли водного фонда. По мнению заявителей, неправильное указание в сведениях государственного кадастрового учета категории земель позволило осуществить главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 незаконную приватизацию земельных участков (т.2, л.д.19-23; т.5, л.д.129; т.6 л.д.1-4, протокол судебного заседания от 14.04.2006 г.).

Ответчик, Роснедвижимость, в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. Заявил о пропуске государственными органами трехмесячного срока на подачу заявления, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, и просил отказать в удовлетворении требований по этой причине. В отзыве и в судебном заседании категорически отрицал наличие технических ошибок при формировании сведений государственного земельного кадастра относительно перечисленных земельных участков и пояснил, что категория земель сельскохозяйственного назначения была определена колхозу «Шимшургинский» на основании постановления главы администрации Звениговского района от 02.12.1999 г. № 328, распоряжения Президента Республики Марий Эл от 01.03.2000 г. № 222-рп «Об утверждении отчета о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и формам собственности по состоянию на 01.01.2000 г.». Земельные участки предоставлены ФИО2 путем выделения в натуре земельной доли из земель колхоза для ведения фермерского хозяйства, годовым земельным отчетом о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и формам собственности, утвержденным главой администрации МО «Звениговский район» от 14.01.2005 г. № 2 земельные участки учтены в составе категории земель сельскохозяйственного назначения. Перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию может быть осуществлен только в соответствии со ст.8 ЗК РФ на основании постановления Правительства Республики Марий Эл. Границы водоохраной зоны в месте расположения земельных участков не установлены, проекты водоохраной зоны не утверждены, раздел кадастровых планов «ограничения, обременения» был заполнен на основании постановлений главы администрации МО «Звениговский район» и справки об обременениях (ограничениях) на земельный участок Волжского межрайкомзема, представленных для проведения кадастрового учета, в которых указано, что вся площадь земельных участков расположена в водоохранной зоне реки Волга. Поэтому техническая ошибка при формировании сведений государственного земельного кадастра не допущена.

Ответчик отметил, что исправление наименования водного объекта может быть произведено по заявлению собственника земельного участка и уполномоченного государственного органа с приложением необходимых документов. Неправильное указание наименования водного объекта не может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц в связи с тем, что водоохранная зона реки Волга и водоохранная зона Куйбышевского водохранилища составляют одинаковую величину – 500 метров, поэтому исправление наименования водного объекта не может быть произведено по правилам части 3 статьи 21 ФЗ «О государственном земельном кадастре» (т.2, л.д.31-32; т.4, л.д.131-133; т.5, л.д.130-131; т.6, л.д.18).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, МО «Звениговский район» в лице Администрации Звениговского района, Отдел по управлению муниципальным имуществом МО «Звениговский район», Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Сельскохозяйственная артель (колхоз) «Шимшургинский», Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Марий Эл.

Третьи лица, МО «Звениговский район» в лице Администрации Звениговского района, Отдел по управлению муниципальным имуществом МО «Звениговский район», Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК спор подлежит разрешению без участия третьих лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Третье лицо, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО12, требования отклонила в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему (т.2, л.д.48-55; т.4, л.д.100-103; т.5, л.д.56-58).

Третье лицо, Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Марий Эл, в отзыве и в судебном заседании требования отклонило в полном объеме, полностью поддержало правовую позицию ответчика (т.5, л.д.42-43).

Третье лицо, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, в отзыве сообщило, что минимальная ширина водоохраной зоны Куйбышевского водохранилища в соответствии с постановлением Совета Министров Марийской АССР от 02.11.1989 г. № 605 «О водоохраной зоне Куйбышевского водохранилища» и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1404 от 23.11.1996 г., составляет 500 метров. Граница ближайшего земельного участка ФИО2 расположена на расстоянии 60 метров от уреза воды, водоохранная зона в месте расположения земельных участков ФИО2 не совпадает с паводкоопасной зоной Куйбышевского водохранилища. Проекта водоохраной зоны Куйбышевского водохранилища не имеется, предоставление в собственность ФИО2 земельных участков не согласовывалось, согласовано строительство 10 жилых домов на указанных земельных участках письмом от 01.06.2005 г. (т.2, л.д.26-27; т.5, л.д.4).

Третье лицо, Отдел по управлению муниципальным имуществом МО «Звениговский район», в отзыве на заявление пояснило, что 10 земельных участков главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, о категории земель и обременениях известно из кадастрового плана земельного участка от 26.08.2002 г. № 10-02-02-170(т.2, л.д.28; т.4, л.д.124).

Третье лицо, Администрация муниципального образования «Звениговский район», в отзыве на заявление пояснило, что 10 земельных участков главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, о категории земель и обременениях известно из кадастрового плана земельного участка от 26.08.2002 г. № 10-02-02-170 (т.2, л.д.30; т.4, л.д.118).

Третье лицо, сельскохозяйственная артель (колхоз) «Шимшургинский», письменный отзыв на заявление не представило, в судебном заседании полностью поддержало позицию главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 Кроме того, представитель колхоза пояснил, что земельные участки, выделенные ФИО2 из общей долевой собственности колхоза, всегда относились к категории земель сельскохозяйственного назначения (естественные сенокосы и культурные пастбища). Земли колхоза были полностью разделены на земельные доли, на сегодняшний день перераспределить долю ФИО2 за счет других земель невозможно, 65 членов колхоза, в том числе ФИО2, выделили земельную долю и зарегистрировали право собственности, на праве долевой собственности в колхозе осталось 785 га пашни и сенокосов, также разделенных на земельные доли (протокол судебного заседания от 14.04.2006).

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд считает заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению в полном объеме по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что государственные органы, действующие от имени РФ в защиту права федеральной собственности, требуют возложения на ответчика обязанности по исправлению технических ошибок в сведениях государственного земельного кадастра, в которых неправильно отражена категория земель – вместо категории земель водного фонда указана категория земель сельскохозяйственного назначения, и неверно учтены ограничения, обременения земельных участков в водоохраной зоне реки Волга. Тем самым по существу заявителями оспаривается решение или действия государственного органа, осуществившего регистрационные записи.

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, рассматриваются арбитражным судом по правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ. При этом в судебном решении может быть указано на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (статья 201 АПК РФ).

Ответчик заявил о пропуске заявителем трехмесячного срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ на оспаривание акта, действия государственного органа, и просил отказать в удовлетворении требований по этой причине. Однако арбитражный суд считает необходимым рассмотреть спор по существу.

Ответчик исчисляет трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд с 09.02.2005 г., даты поступления в адрес государственного органа документов о согласовании выкупа в собственность муниципального образования «Звениговский район» земельных участков, принадлежащих на праве собственности главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 Приведенная дата указана государственным органом в заявлении об исправлении технических ошибок (т.6, л.д.18).

Территориальным управлением заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастрового учета. Заявитель исчисляет трехмесячный срок с 04.07.2005 г., поскольку в управление документы на согласование выкупа земельных участков в муниципальную собственность поступили 09.02.2005 г., а 16.02.2005 г. была создана комиссия по рассмотрению заявления. 04.07.2006 г. комиссией вынесено решение и в тот же день управление обратилось с иском в арбитражный суд об оспаривании права собственности ФИО2 на земельные участки. Учитывая, что решение арбитражного суда по делу № А 38-3483-1/409-05 в законную силу не вступило, производство по апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, заявитель обоснованно ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на предъявление заявления об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастрового учета.

В соответствии с ч. 4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Арбитражным судом установлено, что трехмесячный срок на подачу заявления подлежит исчислению с 04.07.2005 г., срок истек 04.10.2005 г. Учитывая, что в указанный период времени в Арбитражном суде РМЭ рассматривалось дело № А 38-3483-1/409-05, арбитражный суд признает причину пропуска срока уважительной и восстанавливает пропущенный срок подачи заявления.

Заявителем, Росприроднадзором по РМЭ, трехмесячный срок на подачу заявления, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, не пропущен, подлежит исчислению с 01.02.2006, даты поступления к нему заявления Территориального управления (т.6, л.д.21).

Таким образом, отсутствуют процессуальные препятствия для разрешения спора, возражения ответчика отклонены арбитражным судом.

Правовым основанием предъявления требования в арбитражный суд заявители назвали статью 21 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», согласно которой исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в пятидневный срок после их обнаружения (часть 1), исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре (часть 2). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда (часть 3). Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре (часть 4).

Из смысла и содержания приведенных норм права следует, что технические ошибки при ведении земельного кадастра - это такие неточности в записях, содержащихся в документах кадастра, которые хотя и не порождают вредных юридических последствий, но исправление их необходимо ради абсолютной достоверности сведений о подлинных правах на земельный участок. Для исправления таких ошибок (описок) не требуется выполнения сложных процедур и длительного срока, поэтому он ограничен в пункте 2 статьи 21 пятью днями. В любом случае правила статьи 21 указывают не на правовой, а на технический характер ошибок, поскольку неверные сведения в государственном земельном кадастре были указаны в результате ошибок, опечаток, описок, либо неправильного перенесения сведений из представленных на государственный кадастровый учет документов по причине технического характера.

Из материалов дела, объяснений органа, осуществившего кадастровый учет перечисленных земельных участков – ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Марий Эл, органа, которому переданы полномочия по ведению государственного кадастрового учета и полномочия по исправлению технических ошибок - Роснедвижимости по РМЭ, следует, что при ведении государственного кадастрового учета земельных участков по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 технических ошибокдопущено не было.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств того, что при внесении записей в сведения государственного земельного кадастра и составлении кадастровых карт земельных участков были допущены ошибки путем компьютерной верстки, описки, опечатки в материалах дела не имеется. Доводы заявителей о наличии ошибок, допущенных путем компьютерной верстки, либо ошибок при внесении записей в сведения основаны на предположениях и не могут быть положены в основу судебного решения.

Органами, уполномоченными на ведение кадастрового учета, в соответствие со ст.65 АПК РФ доказано, что кадастровый учет был осуществлен в соответствии с нормами ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании представленных заявителем документов, что исключает наличие технических ошибок   при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Согласно ст.19 ФЗ «О государственном земельном кадастре» для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы   на земельные участки и документы о межевании   земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.

Следовательно, государственный кадастровый учет как земельного участка кадастровым номером 12:14:68010003:001, так и 10 земельных участков, образованных путем раздела указанного земельного участка проведен органом, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета в соответствии с нормами ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании представленных документов, и при его проведении технических ошибок допущено не было.

Для проведения государственного кадастрового учета 10 земельных участков, образуемых путем раздела принадлежащего на праве собственности земельного участка кадастровым номером 12:14:68010003:001 главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 была представлена заявка о постановке на государственный кадастровый учет   от 16.06.2004 г. (т.2, л.д. 58), кадастровый план земельного участка номером 12:14:68010003:001 площадью 41 000 кв.м., разделяемого на 10 земельных участков (т.1, л.д.57-59), документы о межевании   10 перечисленных земельных участков – землеустроительные дела по установлению в натуре границ земельных участков ФИО2, расположенных по адресу: РМЭ, Звениговский район, в 20 м. от д. Семеновка по направлению на юго-восток и описание земельных участков  , выполненные ООО «Землемер +»: по земельному участку № 1(т.2, л.д.118- 143)по участку № 2 (т.2, л.д. 144- 151; т.3, л.д.1-19), по участку № 3 (т.3, л.д.20-45), по участку № 4 (т.3, л.д.54-72), по участку № 5 ( т.3, л.д. 73-98), по земельному участку № 6 (т.3, л.д.99-124), по земельному участку № 7 (т.3, л.д. 125-150), по земельному участку № 8 (т.4, л.д. 1-26), по земельному участку № 9 (т.4, л.д.27-53), по земельному участку № 10 (т.4, л.д.54-80), а также правоустанавливающие документы:   постановление главы администрации МО «Звениговский район» от 02.12.2004 г. № 599 «О согласовании целевого использования земельного участка ФИО2» (т.2, л.д.59), постановление главы администрации МО «Звениговский район» № 91 от 16.02.2004 г. (т.2, л.д.62), постановление главы администрации МО «Звениговский район» от 06.05.2002 г. № 168 «О предоставлении земельных долей для организации крестьянских хозяйств на территории колхоза «Шимшургинский» ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО2», действовавшее в период до издания постановления главы администрации МО «Звениговский район» от 02.12.2004 г. № 599 «О согласовании целевого использования земельного участка ФИО2» (т.2, л.д.64), постановление главы администрации МО «Звениговский район» от 14.05.1998 г. № 123 «Об утверждении списков граждан на получение земельной доли в колхозе «Шимшургинский» (т.2, л.д.110, 90-107), выписка из протокола общего собрания рабочих и служащих совхоза «Шимшургинский» от 15.10.1996 г.(т.2, л.д.108-109), журнал регистрации выдачи свидетельства на право собственности на земельную долю в колхозе «Шимшургинский» Звениговского района (т.2, л.д.79-89).

В соответствии с правилами статьи 19 ФЗ « О государственном земельном кадастре » органом, осуществляющим государственный кадастровый учет проведена проверка представленных заявителем документов, установлено, что с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось надлежащее лицо, оснований для приостановления или отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков, приведенных в ст.20 ФЗ « О государственном земельном кадастре » арбитражным судом первой инстанции не установлено.

Кадастровые планы земельных участков выданы заявителю, главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (т.1, л.д.60-89).

Таким образом, отсутствие технических ошибок в сведениях государственного земельного кадастра является безусловным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований в соответствии со статьей 21 ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Более того, из материалов дела также следует, что путем предъявления требования об устранении технических ошибок заявители были намерены решить в свою пользу спор о праве собственности на земельные участки. Однако такой гражданско-правовой спор имеет самостоятельный предмет, состав участников и правовое содержание, поэтому заявление государственного органа подлежит отклонению и в связи с неверным избранием способа защиты.

Так, между заявителем, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ, и третьим лицом, главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2, имеется спор о праве собственности на 10 перечисленных земельных участков. Арбитражным судом первой инстанции Республики Марий Эл рассмотрено дело № А 38-3483-1/409-05 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 о признании недействительным зарегистрированного права собственности на 10 земельных участков. Решением Арбитражного суда первой инстанции от 15.11.2005 г. признано недействительным зарегистрированное 31.07.2004 года Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Марий Эл право собственности ФИО2 на 10 перечисленных земельных участков. Решение арбитражного суда первой инстанции в законную силу не вступило в связи с подачей главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции. Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 06.02.2006г. производство в апелляционной инстанции приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (т.6, л.д. 37-48).

Следовательно, между лицами, участвующими в деле имеется спор о праве, который не может быть решен по правилам нормы части 3 статьи 21 ФЗ «О государственном земельном кадастре» об исправлении технических ошибок.

Из материалов дела следует, что 8 раздел кадастровых планов «категория земель» - земли сельскохозяйственного назначения был заполнен на основании правоустанавливающих документов, представленных в орган государственного кадастрового учета, технических ошибок при заполнении указанного раздела и определения категории земель допущено не было.

Категория земель сельскохозяйственного назначения,   указанная в кадастровом плане земельного участка площадью 41 000 кв.м. и в кадастровых планах 10 земельных участков, образованных путем разделения участка площадью 41 000 кв.м. подтверждается материалами дела.

05.01.1952 г. Звениговским исполнительным комитетом районного Совета депутатов трудящихся сельскохозяйственной артели «Малалла» выдан государственный акт на вечное пользование землей колхозами, которым в бесплатное бессрочное пользование сельскохозяйственной артели «Малалла» передан земельный участок площадью 1571,89 га (т.2, л.д.112-113). К государственному акту приложен план земель, переданных в вечное пользование сельскохозяйственной артели «Малалла» (т.2, л.д.114-115).

Из планов земельных участков, предоставленных главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 и зарегистрированных за ней на праве собственности, плана земель, переданных в вечное пользование сельскохозяйственной артели «Малалла» следует, что площадь земельных участков ФИО2 входила в площадь земельного участка, предоставленного в пользование СХА «Малалла». Указанный вывод подтверждается объяснениями ответчика, третьих лиц: сельскохозяйственной артели (колхоза) «Шимшургинский», ФГУ «Земельная кадастровая палата», главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2

Таким образом, категория земель приведенных земельных участков как категория земель сельскохозяйственного назначения была определена с 05.01.1952 года.

Согласно архивной справке Комитета Республики Марий Эл по делам архивов ГУ «Государственный архив Республики Марий Эл» сельскохозяйственная артель «Малалла» преобразована в колхоз «Победа» (с 1957 по 1962 годы), в дальнейшем в колхоз «Волга» (с 1963 по 1970 годы) (т.5, л.д.147). В дальнейшем на землях сельскохозяйственной артели «Малалла» был образован совхоз «Шимшургинский», решением исполкома Звениговского районного совета депутатов трудящихся Марийской АССР от 20.12.1976 г. утвержден проект внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Шимшургинский» (т.5, л.д.10-11). Согласно проекту все земли, предоставленные совхозу, относились к категории земель сельскохозяйственного назначения  .

22.07.1981 г. совхозу «Шимшургинский» Администрацией Звениговского района был выдан государственный акт А-I № 818029 на право постоянного бессрочного и бесплатного пользования 2024 гектарами земли в границах согласно плану землепользования для целей сельскохозяйственного использования   (т.2, л.д.34-35).

12.01.1994 г. совхозу «Шимшургинский» Звениговским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам выдано свидетельство № 123 на право бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 2024 га для целей сельскохозяйственного использования, из которых 1179 га сельскохозяйственные угодья, 1021 га пашня, 27 га многолетних насаждений, 112 га сенокосов,19 га пастбищ, 845 га прочих угодий (т.2, л.д.36).

Как указано в свидетельстве, земельный участок общей площадью 2024 га предоставлен землепользователю на основании постановления главы администрации Звениговского района от 03.08.1992 года № 66.

Из планов земельных участков, предоставленных главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 и зарегистрированных за ней на праве собственности, проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Шимшургинский», объяснений ответчика, третьих лиц: сельскохозяйственной артели (колхоза) «Шимшургинский», ФГУ «Земельная кадастровая палата», главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 следует, что площадь земельных участков ФИО2 входила в площадь земельного участка, предоставленного на праве бессрочного (постоянного) пользования совхозу «Шимшургинский».

Таким образом, категория земель 10 земельных участков как категория земель сельскохозяйственного назначения была определена при использовании этих земель совхозом «Шимшургинский» с 1976 года.

Из материалов дела и объяснений третьего лица, сельскохозяйственной артели (колхоза) «Шимшургинский» следует, что ФИО2 являлась работником совхоза «Шимшургинский», впоследствии членом колхоза, согласно справке колхоза от 22.08.2005 г. земельная доля ФИО2 в размере 41 га, в уставный капитал колхоза не передавалась (т.4, л.д.106-110).

Категория земель сельскохозяйственного назначения   подтверждается также постановлением главы администрации Звениговского района № 166 от 03.08.1992 г. «О перерегистрации землепользователей Звениговского района», постановлением главы администрации Звениговского района «Об утверждении проектов перераспределения земель реорганизуемых хозяйств Звениговского района» № 43 от 22.02.1993 г., проектом перераспределения земель в границах реорганизуемых хозяйств Звениговского района Республики Марий Эл 1993 года, согласно которым все земли, принадлежащие совхозу ( в том числе земли, выделенные впоследствии ФИО2), относились к категории земель сельскохозяйственного назначения (т.5, л.д.80-83; т.4, л.д.135-152).

Протоколом общего собрания рабочих и служащих совхоза «Шимшургинский» от 15.10.1997 г. решено реорганизовать совхоз «Шимшургинский» в колхоз «Шимшургинский», утвержден устав колхоза, избраны исполнительные органы колхоза и утверждены списки граждан на получение в собственность земельных долей в колхозе «Шимшургинский» в количестве 286 человек (т.2, л.д.99-101, т.5, л.д.90-106, 132-146).

В списке граждан на получение в собственность земельных долей в колхозе «Шимшургинский» гражданка ФИО2 указана в строке № 43 (т.2, л.д.101).

11.11.1996 года совхоз «Шимшургинский» был преобразован в сельскохозяйственную артель (колхоз) «Шимшургинский», устав колхоза зарегистрирован Государственной регистрационной палатой РМЭ 11.11.1996 г. за № 13 (т.4, л.д.105, т.5, л.д.26-40, т.2, л.д.111).

20.06.1998 года Звениговским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам на основании постановления главы администрации Звениговского района № 123 от 14.05.1998 г. колхозу «Шимшургинский» было выдано свидетельство № 123 на право общей долевой собственности на землю (т.2 л.д.37).

Согласно свидетельству колхозу «Шимшургинский» в общую собственность передан земельный участок под сельскохозяйственное производство общей площадью 1172 га, в том числе 1172 га сельскохозяйственные угодья, 1015 га пашня, 24 га многолетних насаждений, 112 га сенокосов,19 га пастбищ. Следовательно, колхозу «Шимшургинский» в общую собственность переданы земли сельскохозяйственного назначения  .

Постановлением главы администрации Звениговского района № 123 от 14.05.1998 г. «Об утверждении списков граждан на получение земельной доли в колхозе Шимшургинский» утверждены списки граждан на получение в собственность земельных долей в количестве 286 человек (списки приложены к постановлению) (т.2, л.д.38).

Этим же постановлением установлена средняя земельная доля по колхозу «Шимшургинский» в размере 4,10 га, из них пашня 3,55 га, оставшиеся 2 га сельхозугодий оставлены в резерве колхоза, районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству предписано выдать свидетельства на право собственности на земельные доли гражданам согласно прилагаемому списку.

В списке граждан на получение земельной доли в колхозе «Шимшургинский», являющемся приложением к постановлению главы администрации Звениговского района № 123 от 14.05.1998 г. «Об утверждении списков граждан на получение земельной доли в колхозе Шимшургинский» ФИО2 указана в разделе «пенсионеры» за порядковым номером 179 (т.2, л.д.95).

Согласно журналу регистрации выдачи свидетельств на право собственности на земельную долю в колхозе «Шимшургинский» ФИО2 (запись в журнале за № 79) выдано свидетельство на право собственности на земельную долю серии II - ЕС№ 684387 (т.4, 111, т.2, л.д.86).

02.05.2002 г. постановлением главы администрации Звениговского района № 168 от 06.05.2002 г. прекращено право пользования земельным участком колхоза «Шимшургинский площадью 16,4 га, из них 14,2 га пашни, из которых 10,1 га за д. Шимшурга в поле № 2 и у д. Семеновка площадью 4,1 га в связи с выделением земельных долей в натуре. Этим же постановлением предоставлены земельные участки в собственность бесплатно в размере земельной доли по 4,1 га, из них 3,55 га пашни для организации крестьянского хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции согласно полученным свидетельствам на право собственности на земельные доли гражданам, в том числе ФИО2, на основании свидетельства № 179 от 13.03.2001 г., у д. Семеновка в кормовом севообороте. ФИО2 предписано провести межевание границ выделяемых земельных участков через ООО «Землемер» и зарегистрировать право собственности в соответствии с действующим законодательством. Указанное постановление действовало в период до принятия постановления главы администрации МО «Звениговский район» от 16.02.2004 г. № 91 «О согласовании выдела в натуре земельного участка ФИО2»  (т.2, л.д.64).

Приведенные документы также подтверждают, что 10 земельных участков относились на момент их представления ФИО2 к категории земель сельскохозяйственного назначения.

21.08.2002 г. ООО «Землемер» составлен и ФГУ «Земельная кадастровая палата по РМЭ» утвержден акт установления и согласования границ земельного участка, предоставленного ФИО2 площадью 41004 кв.м. (т.2, л.д.65).

26.08.2002 г. ООО «Землемер» составлен и ФГУ «Земельная кадастровая палата по РМЭ» утвержден межевой план земельного участка, описаны границы смежных землевладений (смежный землепользователь колхоз «Шимшургинский»). В тот же день утвержден ФГУ «Земельная кадастровая палата по РМЭ» чертеж согласования установленных границ. Землеустроительной организацией составлен каталог координат межевых знаков, произведено вычисление площади земельного участка, составлен каталог координат межевых знаков и вычисление площади обременения под кабель (т.2, л.д.66-69).

26.08.2002 г. ФИО2 выдан кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 12: 14: 68 01 003: 0001 (т.2, л.д.73-76).

В кадастровом плане указано, что весь участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, указаны обременения участка: весь участок имеет особый режим использования земли, расположен в водоохранной зоне реки Волга.

Таким образом, из материалов дела следует, что в кадастровом плане правильно на основании представленных документов указана категория земель сельскохозяйственного назначения, технической ошибки в указании категории земель допущено не было.

В дальнейшем постановлением главы администрации МО «Звениговский район» от 16.02.2004 г. № 91 «О согласовании выдела в натуре земельного участка ФИО2» согласован выдел в натуре земельного участка ФИО2 площадью 41 га, расположенного по адресу: Звениговский район, примерно в 20 м. от д. Семеновка по направлению на юго-восток, для ведения личного подсобного хозяйства из категории земель сельскохозяйственного назначения   с кадастровым номером 12: 14: 68 01 003: 0001. Указано, что земельный участок имеет обременение: особый режим использования земли – водоохранная зона реки Волга, составляющая 500 м. Установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения должен быть использован в соответствии с его целевым назначением без права возведения капитальных строений. В постановлении также указано, что право собственности на земельный участок подлежит регистрации в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Марий Эл. Пунктом 4 постановления признано утратившим силу постановление главы Администрации Звениговского района № 169 от 06.06.2002 г. « О предоставлении земельных долей для организации крестьянских хозяйств на территории колхоза «Шимшургинский» в части предоставления земельного участка ФИО2(т.2, л.д.62).

15.03.2004 г. Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории РМЭ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 41000га, кадастровым номером 12:14:6801003:0001, категория земель сельскохозяйственного назначения  , с существующими ограничениями права – особый режим использования земли- водоохранная зона реки Волга, охранная зона кабеля связи, о чем в ЕГРП 15.03.2004 г. сделана запись регистрации № 12-01/03-2/2004-184, правообладателю выдано свидетельство о государственной регистрации права от 15.03.2004 г (т.2,л.д.77).

Основаниями государственной регистрации права явились: протокол собрания собственников земельных долей по администрации Шимшургинского сельсовета от 23.10.2003 г., согласие собственников земельных долей на выделение земельных участков в натуре, согласие наследников на земельные доли на выделение земельных участков в натуре на земельном участке, переданном в общую долевую собственность в соответствии с постановлением главы администрации Звениговского района № 123 от 14.05.1998 г. площадью 1173,0 га, постановление главы администрации муниципального образования «Звениговский район» от 16.02.2004 г. № 91 «О согласовании выдела в натуре земельного участка ФИО2» (т.2, л.д.77).

10.05.2004 г. землеустроительной организацией ООО «Землемер+» проведено межевание 10 земельных участков, на которые был разделен один участок площадью 41 000 га, сформированы землеустроительные дела по установлению в натуре границ земельных участков ФИО2, расположенных по адресу: РМЭ, Звениговский район, в 20 м. от д. Семеновка по направлению на юго-восток и произведено описание земельных участков: по земельному участку № 1(т.2, л.д.118- 143)по участку № 2 (т.2, л.д. 144- 151; т.3, л.д.1-19), по участку № 3 (т.3, л.д.20-45), по участку № 4 (т.3, л.д.54-72), по участку № 5 ( т.3, л.д. 73-98), по земельному участку № 6 (т.3, л.д.99-124), по земельному участку № 7 (т.3, л.д. 125-150), по земельному участку № 8 (т.4, л.д. 1-26), по земельному участку № 9 (т.4, л.д.27-53), по земельному участку № 10 (т.4, л.д.54-80).

02.12.2004 г. постановлением главы администрации МО «Звениговский район» № 599 ФИО2 согласовано целевое использование земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на 10 земельных участках с соответствующими кадастровыми номерами (т.2, л.д.44-46).

31.07.2004 г. Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории РМЭ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на 10 земельных участков кадастровыми номерами :12:14:0502003:0005, 12:14:0502003:0006, 12:14:0502003:0007, 12:14:0502003:0008, 12:14:0502003:0009, 12:14:0502003:0010, 12:14:0502003:0011, 12:14:0502003:0012, 12:14:0502003:0013, 12:14:0502003:0014 категория земель сельскохозяйственного назначения, с существующими ограничениями права – особый режим использования земли - водоохранная зона реки Волга, охранная зона кабеля связи, о чем в ЕГРП сделаны записи регистрации, правообладателю выданы свидетельства о государственной регистрации права от 31.07.2004 г (т.1,л.д.139-148).

Основаниями государственной регистрации права явились: протокол собрания собственников земельных долей по администрации Шимшургинского сельсовета от 23.10.2003 г., согласие собственников земельных долей на выделение земельных участков в натуре, согласие наследников на земельные доли на выделение земельных участков в натуре на земельном участке, переданном в общую долевую собственность в соответствии с постановлением главы администрации Звениговского района № 123 от 14.05.1998 г. площадью 1173,0 га, постановление главы администрации муниципального образования «Звениговский район» от 16.02.2004 г. № 91 «О согласовании выдела в натуре земельного участка ФИО2»

В соответствии с ч.2 ст.8 ЗК РФ категория земель указывается, в том числе в актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков  ; документах государственного земельного кадастра; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.17 ФЗ « О государственном земельном кадастре» сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

Таким образом, из материалов дела следует, что в сведениях государственного земельного кадастра, в том числе в кадастровых планах 12:14:6801003:0001, 12:14:0502003:0005, 12:14:0502003:0006, 12:14:0502003:0007, 12:14:0502003:0008, 12:14:0502003:0009, 12:14:0502003:0010, 12:14:0502003:0011, 12:14:0502003:0012, 12:14:0502003:0013, 12:14:0502003:0014 правильно на основании представленных заявителем документов, в том числе актов органов местного самоуправления, данных о межевании земельных участков, указана категория земель сельскохозяйственного назначения, технической ошибки в указании категории земель допущено не было.

Кроме того, поскольку на день принятия решения арбитражным судом, обладателем права собственности на земельные участки является глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО2, то в соответствии с подп. 4 п.1 ст.8 Земельного Кодекса РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии с ч. 3 ст.8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель водного фонда в установленном законом порядке не осуществлен,   следовательно, у органа, осуществлявшего государственный кадастровый учет, отсутствовали основания для внесения в сведения об индивидуально-определенных земельных участках данных об отнесении участков к категории земель водного фонда.

В рамках настоящего спора арбитражный суд оценивает субъективное гражданское право заявителей на обращение в арбитражный суд за защитой права федеральной собственности с требованием об исправлении технических ошибок в сведениях государственного земельного кадастра.

В соответствии с правилами статей 11, 12, 13 ГК РФ защита нарушенного права допускается способами, соответствующими конкретным нормам гражданского права. Лицо, обращающееся с требованием в защиту права собственности, должно доказать наличие защищаемого с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством, права или интереса.

Заявители не подтвердили надлежащим образом бесспорность права федеральной собственности на земельные участки, что также свидетельствует о необоснованности их требования.

Согласно статье 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами  ; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Заявители обратились в арбитражный суд с требованием в защиту права федеральной собственности на 10 земельных участков, расположенных в водоохранной зоне Куйбышевского водохранилища. В обоснование принадлежности права федеральной собственности на земельные участки, заявители ссылаются на возникновение права федеральной собственности на водоохранные зоны водных объектов в силу федерального закона, а именно статей 1, 7, 9, 10,36 Водного Кодекса РФ, 102 Земельного Кодекса РФ.

Арбитражный суд первой инстанции считает, что право заявителей на обращение в арбитражный суд с требованием об исправлении технических ошибок   в сведениях государственного земельного кадастра относительно приведенных земельных участков, как право органов, уполномоченных обращаться в арбитражный суд за защитой права федеральной собственности, не доказано   в связи со следующим.

Решение Арбитражного суда первой инстанции Республики Марий Эл по делу № А 38-3483-1/409-05 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 о признании недействительным зарегистрированного права собственности на 10 земельных участков в законную силу не вступило, поэтому собственником земельных участков на день вынесения решения арбитражным судом является глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО2

Заявитель связывает право федеральной собственности с отнесением земельных участков к землям водоохранных зон.

В соответствии со ст.102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся, в том числе земли, занятые водными объектами и земли водоохранных зон водных объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных  , природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований  . Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

В соответствии со ст.1 Водного Кодекса РФ водный фонд - совокупность водных объектов   в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. Согласно ст.7 Водного Кодекса поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

Заявители в обоснование права федеральной собственности на приведенные земельные участки указывают, что в месте расположения приведенных земельных участков размер водоохранной зоны совпадает с размером берега  , поэтому земельные участки относятся к землям, сопряженным с водным объектом и относятся к водному объекту в силу ст.7 Водного Кодекса РФ.

Между тем, заявителями не доказано, что земельные участки расположены в пределах берега   водного объекта - Куйбышевского водохранилища.

Законодательное определение берега водного объекта в действующем законодательстве отсутствует.

Из отзыва Верхне-Волжского бассейнового водного управления следует, что граница ближайшего земельного участка ФИО2 расположена на расстоянии 60 метров от уреза воды, водоохранная зона в месте расположения земельных участков ФИО2 не совпадает с паводкоопасной зоной Куйбышевского водохранилища, проекта водоохраной зоны Куйбышевского водохранилища не имеется, межевание границ водоохранной зоны не проведено (т.2., л.д.26-27). В отзыве также указано, что минимальная ширина водоохраной зоны Куйбышевского водохранилища в соответствии постановлением Совета Министров Марийской АССР от 02.11.1989 г. № 605 «О водоохраной зоне Куйбышевского водохранилища» и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденному постановлением Правительства РФ № 1404 от23.11.1996 г. составляет 500 метров (т.2., л.д.26-27).

В соответствии с п.2 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1404 от23.11.1996 г., размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико - географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно - эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

Согласно п.5 Положения границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон, об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах население информируется в установленном порядке. Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон. Закрепление на местности водоохранными знаками установленного образца границ прибрежных защитных полос, определенных проектами водоохранных зон водных объектов (за исключением водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование), производится бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Проект водоохранной зоны Куйбышевского водохранилища   в месте расположения приведенных земельных участков в материалы дела не представлен, по объяснениям заявителей и третьего лица, Верхне-Волжского бассейнового водного управления, такой проект отсутствует.

Документы о межевании границ водоохранной зоны в месте расположения спорных земельных участков в материалы дела также не представлены, кадастровый учет отношении земель водоохранной зоны не проведен. Заявители и ответчик в судебном заседании пояснили, что такие документы отсутствуют.

Следовательно, границы водоохранной зоны в местах расположения приведенных земельных участков не определены, прибрежная защитная полоса водоохранными знаками на местности не закреплена.

Кроме того, в судебном заседании заявители пояснили, что спорные земельные участки в прибрежной защитной полосе не расположены, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 19.04.06 г., выданным Управлением Роснедвижимости по РМЭ, что является дополнительным доказательством, опровергающим доводы заявителей о том, что земельные участки расположены в пределах берега (т.6, л.д.17).

Доказательств того, что спорные земельные участки расположены в пределах берега, либо зоны переработки берегов Куйбышевского водохранилища арбитражному суду первой инстанции не представлено. Следовательно, заявителями не доказано, что земельные участки, принадлежащие ФИО2 на праве собственности, относятся к землям водного объекта – Куйбышевского водохранилища, тем самым не доказано наличие права федеральной собственности на приведенные земельные участки и наличие заинтересованности при подаче заявления об исправлении технических ошибок в сведениях государственного земельного кадастра.

Лица, участвующие в деле, не оспаривают, что земельные участки расположены в пределах земель водоохранной зоны водного объекта, находящегося в федеральной собственности.

Однако в силу закона федеральная собственность установлена на водный объект. Исключительно федеральная собственность на земли водоохранных зон действующим законодательством не установлена.

Согласно ст. 112 ВК РФ земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Статья 20 ЗК РФ также не устанавливает запрет на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне.

Пункт 4 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.

Рассматриваемая категория земельных участков исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота; в настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию. Следовательно, земельное законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне водного объекта.

У заявителей отсутствует право на предъявление требования об исправлении технических ошибок в государственном земельном кадастре по земельным участкам, на которые отсутствуют вещные права. Право федеральной собственности на указанные земельные участки не доказано заявителями.

Заявители обратились с требованием об исправлении технических ошибок в сведениях государственного земельного кадастра и просят обязать ответчика изменить наименование водного объекта, в пределах водоохранной зоны которого расположены земельные участки.

Как следует из постановления Совета Министров Марийской АССР от 02.11.1989 г. № 605 «О водоохраной зоне Куйбышевского водохранилища» и сведений Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов вся площадь указанных земельных участков расположена в водоохраной зоне Куйбышевского водохранилища.

В государственный кадастровый учет относительно приведенных земельных участков внесены сведения о том, что вся площадь всех земельных участков расположена в водоохранной зоне реки Волга.

Из материалов дела следует, что указанные сведения внесены органом, осуществлявшим государственный кадастровый учет на основании постановления главы администрации МО «Звениговский район» № 91 от 16.02.2004 г. «О согласовании выдела в натуре земельного участка ФИО2» (т.2, л.д.62), справки об обременениях (ограничениях) на земельный участок Волжского межрайкомзема (т.1, л.д.138), представленных для проведения кадастрового учета, в которых указано, что вся площадь земельных участков расположена в водоохранной зоне реки Волга, следовательно, техническая ошибка при формировании сведений органом государственного кадастрового учета не допущена. Отсутствие технической ошибки является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей по ч.3 ст.21 ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Кроме того, в сведения кадастрового учета внесено лишь неправильное наименование водного объекта, при котором размер водоохранной зоны не изменился, при этом заявителями не доказано, какие законные интересы правообладателя, главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 или третьих лиц нарушены.

Учитывая, что неправильное указание наименования водного объекта не может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, поскольку водоохранная зона реки Волга и водоохранная зона Куйбышевского водохранилища составляют одинаковую величину – 500 метров, то исправление наименования водного объекта не может быть произведено по правилам части 3 статьи 21 ФЗ «О государственном земельном кадастре». Исправление наименования водного объекта может быть произведено по заявлению собственника земельного участка и (или) уполномоченного государственного органа с приложением необходимых документов.

Порядок внесения изменений в основные документы государственного земельного кадастра установлен Приказами Росземкадастра от 13.06.01 N П/115 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» и от 15.06.01 N П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра», согласно которым внесение изменений в Единый государственный реестр земель и данные земельного баланса производится на основании заявки заинтересованного лица с приложением соответствующих документов.

Из изложенного следует, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Арбитражный суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В соответствии с правилами подп.1 п.1 статьи 333.37 НК РФ государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170,197-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый апелляционный арбитражный суд.

Судья Г.Г. Попова