ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-10585/2021 от 01.07.2022 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-10585/2021

город Саранск                                                                               июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года .

Решение в полном объеме изготовлено июля 2022 года .

         Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи                 Кечуткиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емельяновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия (ОГРН 1021300981404, ИНН 1326137309, Республика Мордовия, г.Саранск)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (ОГРН 1021300979490, ИНН 1326135326, Республика Мордовия, г.Саранск),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмет спора, – государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Ледовый дворец" (ОГРН 1071326002879, ИНН 1326201272, Республика Мордовия, г.Саранск),

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №20-23/25-2021 от 23.09.2021,

при участии в заседании: от заявителя: Кореньковой О.Е., представителя, доверенность от 14.02.2022 (сроком действия три года),

от ответчика: Березина Е.Г., представителя, доверенность №09-12-06/20-7944 от 09.08.2021 (сроком действия по 08.08.2024),

от третьего лица: представитель не явился,

установил:

Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия (далее по тексту заявитель, Минспорт Республики Мордовия, Министерство)  обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее по тексту – УФК по Республике Мордовия, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №20-23/25-2021 от 23.09.2021, которым Минспорт Республики Мордовия привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).

Определением суда от 29.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Ледовый дворец" (далее по тексту – ГАУ РМ "Ледовый дворец", третье лицо).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель административного органа в судебном заседании указал на доказанность в действиях Министерства состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), своего представителя в суд не направило, в отзыве на заявление поддержало доводы заявителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица на основании части 5 статьи 156 АПК РФ.

Из материалов дела судом установлено, что по результатам проверки представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" (далее по тексту  контрольное мероприятие), проведенной с 04.02.2020 по 26.03.2020 в Минспорте Республики Мордовия (назначена приказом УФК по Республике Мордовия от 29.01.2021 №41 о/д "О назначении плановой выездной проверки в Министерстве спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия" в соответствии с пунктом 16 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия в финансово-бюджетной сфере на 2021 год), проверенный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, УФК по Республике Мордовия установлено, что в нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 132, подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 15.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", подпункта "б" пункта 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, являющихся приложением №31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302 (далее по тексту – Правила предоставления и распределения субсидий), Перечня основных мероприятий и мероприятий регионального проекта подпрограмм государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта" (мероприятие №1.6 Регионального проекта 1 "Спорт – норма жизни" Подпрограммы "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом"), являющегося приложением №2 к Государственной программе Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.09.2013 №393 (далее по тексту – Государственная программа Республики Мордовия №393), пункта 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 №777-08-2019-102 (далее по тексту – Соглашение №777-08-2019-102), Министерством допущено нецелевое использование средств субсидии, выделенной на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, выразившееся в направлении в 2019 году средств указанной субсидии в размере 25510204 руб. 08 коп. (в том числе за счет средств субсидий, полученных из федерального бюджета в сумме 25000000 руб.; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия – в сумме 510204 руб. 08 коп.) ГАУ РМ "Ледовый дворец", которое не осуществляет спортивную подготовку по хоккею и не является спортивной школой олимпийского резерва по хоккею, что не соответствует цели предоставления субсидии, предусмотренной пунктом 1.2 Соглашения                   №777-08-2019-102.

13.09.2021 и.о. начальника контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы УФК по Республике Мордовия в отношении Минспорта Республики Мордовия составлен протокол об административном правонарушении №24-16/18, в котором сделан вывод о наличии в действиях Министерства состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14         КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя УФК по Республике Мордовия вынесено постановление №20-23/25-2021 от 23.09.2021, которым Минспорт Республики Мордовия привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере                  228217 руб. 50 коп.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований Минспорт Республики Мордовия указывает, что предоставление ГАУ РМ "Ледовый дворец" субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по направлению "совершенствование спортивной подготовки" по хоккею" не противоречит целям и условиям предоставления субсидии, установленным Правилами предоставления и распределения субсидий и Соглашением №777-08-2019-102, поскольку между  ГАУ РМ "Ледовый дворец" и государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия "Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею (далее  по тексту  – ГБУ РМ "СШОР по хоккею") заключен договор безвозмездного пользования имуществом от 01.01.2019, приобретенное оборудование передано в ГБУ РМ "СШОР по хоккею" и используется в целях совершенствования спортивной подготовки по хоккею.

Кроме этого, заявитель ссылается на судебные акты по делу                       №А39-7291/2021, в рамках которого признан недействительным пункт 1 представления УФК по Республике Мордовия от 10.06.2021 №09-12-06/24-5991 в части требования устранения нарушения (нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25510204,00 руб.) путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидии, использованных не по целевому назначению в общей сумме 25000000,00 руб.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Субъектами указанного правонарушения являются должностные лица и юридические лица, являющиеся распорядителями и получателями бюджетных средств.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной, критерии которой относительно юридических лиц определены частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 данной статьи.

В пункте 2 статьи 78.2 БК РФ установлено, что принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных данной статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

         В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Как следует из материалов дела, между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия заключено соглашение от 09.02.2019 № 777-08-2019-102 (далее по тексту – Соглашение №777-08-2019-102) о предоставлении из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Мордовия субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние.

Предметом Соглашения №777-08-2019-102 является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Мордовия субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минспорта России как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 13 7 Р5 52290, вид расходов 521, в рамках федерального проекта "Спорт – норма жизни" подпрограммы "Развитие хоккея в Российской Федерации" государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302.

Пунктом 1.2 Соглашения №777-08-2019-102 (в редакции дополнительного соглашения от 06.06.2019 №777-08-2019-102/1) предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту согласно приложениям №№ 1, 2 и утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.09.2013 № 393 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2020 годы (далее по тексту Государственная программа Республики Мордовия №393).

Приложением №1 "Значения результатов регионального проекта" к Соглашению №777-08-2019-102 результат регионального проекта установлен как "В спортивные школы олимпийского резерва, в том числе по хоккею, поставлено новое спортивное оборудование и инвентарь", значение результата по состоянию на 25.12.2019 установлено в количестве 7 единиц.

Приложением № 2 к Соглашению № 777-08-2019-102 "Перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия" –  объем финансового обеспечения достижения результата регионального проекта по направлению "Совершенствование спортивной подготовки по хоккею" в 2019 году предусмотрен в общей сумме 75945306 руб. 12 коп., в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 74426400 руб. 00 коп. (уровень софинансирования 98%).

Перечнем основных мероприятий и мероприятий регионального проекта подпрограмм государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта» (мероприятие № 1.6 Регионального проекта 1 "Спорт –  норма жизни" Подпрограммы "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом"), являющегося приложением 2 к Государственной программе Республики Мордовия №393, предусмотрено основное мероприятие "Приобретение нового спортивного оборудования и инвентаря для спортивных школ олимпийского резерва в целях приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние".

Согласно приложению 1 к Государственной программе Республики Мордовия №393 "Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта", подпрограмм государственной программы, республиканских целевых программ Республики Мордовия и их значениях" одним из показателей подпрограммы "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом" является доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта.

Приложением 2 к Государственной программе Республики Мордовия №393 "Перечень основных мероприятий и мероприятий регионального проекта подпрограмм государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта" предусмотрены в рамках подпрограммы "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом" мероприятие 1.6 "Приобретение нового спортивного оборудования и инвентаря для спортивных школ олимпийского резерва в целях приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние» и связь указанного мероприятия с показателем Государственной программы Республики Мордовия №393 "Доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта".

От Министерства спорта Российской Федерации субсидия в рамках Соглашения № 777-08-2019-102 поступила в порядке подкрепления счета № 40201 на общую сумму 25000000 руб. 00 коп. с кодом цели 19-Д96, в том числе по платежным поручениям: от 21.08.2019 № 146628 в сумме                                14425742 руб.16 коп.; от 30.08.2019 № 203083 в сумме 1445557 руб. 84 коп.; от 24.09.2019 № 332159 в сумме 9128700 руб. 00 коп.

Приказом Минспорта Республики Мордовия от 09.01.2019 №11 утверждено распределение объема субсидий за счет средств федерального и республиканского бюджетов на реализацию мероприятий регионального проекта "Спорт –  норма жизни" по приобретению спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние на 2019 год, в том числе ГАУ РМ "Ледовый дворец" в сумме 25510204 руб. 08 коп.

В 2019 году между Минспорта Республики Мордовия и ГАУ РМ "Ледовый дворец" в целях исполнения Соглашения №777-08-2019-102 заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели ГАУ РМ "Ледовый дворец" от 19.04.2019 № 1-2019/19-Д96 (далее по тексту – Соглашение №1-2019/19-Д96).

В соответствии с пунктом 1.1. Соглашения № 1-2019/19-Д96 Минспорт Республики Мордовия обязуется предоставить ГАУ РМ "Ледовый дворец" субсидию на иные цели в целях укрепления материально-технической базы ГАУ РМ "Ледовый дворец" и (или) участия в реализации мероприятий, не включенных в государственное задание, в размере 25510204 руб. 08 коп., в том числе: 510204 руб. 08 коп. – средства республиканского бюджета;                  25000000 руб. 00 коп. за счет субсидии из федерального бюджета, а                  ГАУ РМ "Ледовый дворец" обязуется принять субсидию, использовать ее по целевому назначению и обеспечить выполнение условий Соглашения                №1-2019/19-Д96.

Целью предоставления субсидии согласно пункту 1.2. Соглашения                №1-2019/19-Д96 является: проведение мероприятий, не включенных в государственное задание (в рамках направления, определенного Соглашением №777-08-2019-102, совершенствование спортивной подготовки по хоккею в рамках договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.01.2019 № б/н между ГАУ РМ "Ледовый дворец" и ГБУ РМ "СШОР по хоккею").

Направлениями расходования субсидии является: приобретение спортивно-технологического оборудования (приобретение комплектов хоккейных односторонних бортов (17 шт.) и ворота хоккейные профессиональные с сеткой (34 шт.), приобретение машины для заливки и уборки льда).

Приложением к Соглашению №1-2019/19-Д96 утвержден график перечисления субсидии, где по направлениям использования субсидии: приобретение комплектов хоккейных односторонних бортов (в том числе с защитным экраном) (17 компл.) и ворота хоккейные профессиональные с сеткой (34 шт.) срок предоставления субсидии установлен – по мере предоставления заявки; сумма предоставления субсидии установлена в размере 15920204 руб. 08 коп.;         приобретение машины для заливки и уборки льда срок предоставления субсидии установлен – по мере предоставления заявки; сумма предоставления субсидии установлена в размере 9590000 руб. 00 коп.

Дополнительным соглашением от 07.08.2019 № 1 пункт 1.2. Соглашения №1-2019/19-Д96 был изложен в новой редакции, в соответствии с которой целью предоставления субсидии является: приобретение основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания (в рамках направления, определенного Соглашением № 777-08-2019-102, совершенствование спортивной подготовки по хоккею в рамках договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.01.2019 № б/н между ГАУ РМ "Ледовый дворец" и ГБУ РМ "СШОР по хоккею"). При этом направлениями расходования субсидии определены: приобретение спортивно-технологического оборудования (приобретение комплектов хоккейных односторонних бортов (в том числе и с защитным экраном) (17 компл.), ворота хоккейные профессиональные с сеткой (40 шт.), приобретение машины для заливки и уборки льда, приобретение машины для подрезки льда у борта).

На основании Закона Республики Мордовия от 05.03.2019 № 1-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" справкой-уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2019 год и плановый период 2020-2021 г.г. Минспортом Республики Мордовия предусмотрена для ГАУ РМ "Ледовый дворец" субсидия на приобретение оборудования по кодам бюджетной классификации расходов: разделу 11, подразделу 01 "Физическая культура"; целевой статье 068Р552290 "Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние"; виду расходов 620 "Субсидии автономным учреждениям", с кодом цели 19-Д96 в общей сумме 25510204 руб. 08 коп., в том числе: за счет средств федерального бюджета в сумме 25000000 руб. 00 коп; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в сумме 510204 руб. 08 коп.

Платежными поручениями от 21.08.2019 №147464 на сумму                      14720145 руб. 06 коп.; от 30.08.2019 №204023 на сумму 1475059 руб. 02 коп., от 24.09.2019 №332981 на сумму 9315000 руб. 00 коп. Минспортом Республики Мордовия перечислены ГАУ РМ "Ледовый дворец" перечислена субсидия на совершенствование спортивной подготовки по хоккею в общей сумме   25510204 руб. 08 коп.

В соответствии с пунктом 15.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" под спортивной подготовкой понимается тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

Согласно пункту 2.6 Устава ГАУ РМ "Ледовый дворец", утвержденного приказом Минспорта Республики Мордовия от 17.04.2019 №138 (далее по тексту – Устав ГАУ РМ "Ледовый дворец"), для реализации программ спортивной подготовки по культивируемым в Автономном учреждении олимпийским и неолимпийским видам спорта в Учреждении может быть создано, без образования юридического лица, структурное подразделение "Спортивная школа", осуществляющее реализацию программ спортивной подготовки на этапе начальной подготовки, тренировочном (спортивной специализации) этапе и этапе совершенствования спортивного мастерства, и (или) структурное подразделение "Спортивная школа олимпийского резерва" (сокращенно – СШОР), осуществляющее реализацию программ спортивной подготовки на этапе начальной подготовки, тренировочном (спортивной специализации) этапе, этапе совершенствования спортивного мастерства  и  этапе  высшего  спортивного  мастерства.  Деятельность структурного подразделения регулируется Уставом и соответствующим локальным нормативным актом Учреждения (Положением о структурном подразделении).

Пунктом 2.7 Устава ГАУ РМ "Ледовый дворец" предусмотрено создание на правах структурного подразделения Спортивной школы Олимпийского резерва по шорт-треку (СШОР по шорт-треку).

В ходе контрольного мероприятия административным органом установлено отсутствие программы спортивной подготовки по хоккею в ГАУ РМ "Ледовый дворец".

На основании пункта 3 Порядка использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в своих наименованиях слова "олимпийский" или образованных на его основе слов и словосочетаний, утвержденного приказом Минспорта России от 30.12.2016 №1368, использование в своих наименованиях словосочетания "спортивная школа олимпийского резерва" допускается в случае, если реализация программы спортивной подготовки в организации осуществляется, в том числе, на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

Таким образом, ГАУ РМ "Ледовый дворец" не осуществляет спортивную подготовку по хоккею и не является спортивной школой олимпийского резерва по хоккею.

В разделе 1 "Общая характеристика сферы реализации подпрограммы" подпрограммы "Развитие хоккея в Республике Мордовия" Государственной программы Республики Мордовия №393 указано, что в г.Саранске создано ГБУ РМ "СШОР по хоккею с шайбой", реализующее программу спортивной подготовки по хоккею.

Таким образом, проверяющими УФК по Республике Мордовия установлено отсутствие программы спортивной подготовки по хоккею в ГАУ РМ "Ледовый дворец" и факт перечисления Министерством субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние ГАУ РМ "Ледовый дворец", которое не осуществляет спортивную подготовку по хоккею и не является спортивной школой олимпийского резерва по хоккею.

На оснований вышеизложенного, административный  орган пришел к выводу о том, что в нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 132, подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 15.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации», подпункта "б" пункта 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, являющихся приложением № 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302, пункта 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 № 777-08-2019-102 Минспорта Республики Мордовия допущено нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов.

Суд соглашается с выводами УФК по Республике Мордовия и считает доказанным административным органом факт нецелевого использования Минспортом Республики Мордовия бюджетных средств и наличии в действиях Министерства события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на вступивший в законную силу судебный акт по делу №А39-7291/2021, которым признан недействительным пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 10.06.2021 № 09-12-06/24-5991 в части требования устранения нарушения (нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25510204,00 руб.) путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидии, использованных не по целевому назначению в общей сумме                25000000,00 руб., судом не принимается во внимание поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14    КоАП РФ, является формальным, и нецелевое использование средств считается оконченным правонарушением в момент совершения конкретной расчетно-платежной операции, следовательно, в рассматриваемом случае имеется оконченный состав административного правонарушения, характеризующийся объективной стороной – временем совершения платежной операции.

При этом в рамках дела №А39-7291/2021 судами установлено и не оспаривается заявителем, что платежными поручениями от 21.08.2019 №147464, от 30.08.2019  №204023, от 24.09.2019 №332981 Минспортом Республики Мордовия бюджетные ассигнования на приобретение спортивного оборудования в общей сумме 25510204 руб. 08 коп., в том числе: за счет средств федерального бюджета в сумме 25000000 руб.; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в сумме 510204 руб. 08 коп. перечислены ГАУ РМ "Ледовый дворец", которое не осуществляет спортивную подготовку по хоккею и не является спортивной школой олимпийского резерва по хоккею.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Доказательства того, что заявитель со своей стороны предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в деянии Минспорта Республики Мордовия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

С учетом статей 28.3, 23.7 КоАП РФ, Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703, Порядка осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092, Положения об Управлении Федерального казначейства по Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 №316, протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято уполномоченными должностными лицами УФК по Республике Мордовия.

Существенных нарушений процедуры привлечения Министерства к административной ответственности судом не установлено, заявитель не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.

При составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления соблюдены требования статей 28.2, 28.5, 29.7 и 29.10 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ (2 года), на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.

На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ.

Административным органом установлено обстоятельство, смягчающее ответственность – совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, административным органом не установлено.

Санкцией статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджетной системы Российской Федерации и использованных не по целевому назначению.

Суд считает, что в рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 228217 руб. 50 коп. с учетом смягчающего ответственность обстоятельства согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, административным органом учтены все обстоятельства, влияющие на размер наказания.

Доказательств чрезмерной карательности размера назначенного административного штрафа в материалах дела не имеется.

Оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения.

Кроме того, судом не установлено наличия оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного Министерству административного штрафа на предупреждение.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое постановление №20-23/25-2021 от 23.09.2021 о привлечении Минспорта Республики Мордовия к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку на основании части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 29.06.2022 по 01.07.2022.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении требования Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия о признании незаконным и отмене полностью постановления о назначении административного наказания №20-23/25-2021 от 23.09.2021, которым Министерство спорта и молодежной политики Республики Мордовия (ОГРН 1021300981404, ИНН 1326137309, 430005, Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Коммунистическая, д.33, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.11.2002) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                          И.А. Кечуткина