АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1647/2015
город Саранск июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2015 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Насакиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск", г.Саранск Республики Мордовия
к Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, п.Смольный Ичалковского района Республики Мордовия
о взыскании 1890919 рублей 47 копеек,
а также по иску Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, п.Смольный Ичалковского района Республики Мордовия
к акционерному обществу "Газпром газораспределение Саранск", г.Саранск Республики Мордовия
о взыскании 1027542 рублей 60 копеек,
при участии:
от АО "Газпром газораспределение Саранск": ФИО1, начальника юридического отдела, доверенность №51 от 23.12.2014; ФИО2, юрисконсульта, доверенность №43 от 23.12.2014; ФИО3, начальника отдела капитального строительства и инвестиций, доверенность №25 от 16.07.2015; ФИО4, руководителя проектно-сметной группы, доверенность №26 от 16.07.2015;
от Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: ФИО5, главы администрации; ФИО6, представителя по доверенности №1 от 16.02.2015,
у с т а н о в и л :
акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск" (далее - АО "Газпром газораспределение Саранск", Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту - Администрация) 1890919 рублей 47 копеек, в том числе: 552105 рублей 57 копеек задолженности за работы, выполненные в рамках муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 "Газоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия"; 1338813 рублей 90 копеек неустойки за просрочку оплаты выполненных работ.
Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение установленных пунктом 4.5 муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 сроков Администрация не оплатила произведенные подрядные работы в сумме 552105 рублей 57 копеек, что явилось основанием для начисления подрядчиком неустойки в размере 1338813 рублей 90 копеек за период с 10.01.2015 по 19.03.2015 на основании пункта 11.11 контракта.
Исковое заявление АО "Газпром газораспределение Саранск" принято к производству Арбитражного суда Республики Мордовия, возбуждено дело №А39-1647/2015.
Администрация Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия с предъявленными исковыми требованиями не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве от 19.05.2015 и возражениях.
В свою очередь Администрация Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия обратилась в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Газпром газораспределение Саранск" о взыскании 1027542 рублей 60 копеек, в том числе: 776124 рублей неустойки за нарушение срока окончания работ по муниципальному контракту №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014; 135000 рублей штрафа за выявленные на объекте строительства дефекты; 116418 рублей 60 копеек пеней за нарушение сроков устранения дефектов.
В обоснование заявленных требований Администрация указала на нарушение подрядчиком предусмотренного пунктом 5.1 муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 срока окончания подрядных работ на объекте – 01.11.2014, поскольку фактически работы завершены 10.12.2014, в связи с чем на основании пункта 11.2 контракта заказчиком начислена неустойка в размере 776124 рублей из расчета 1% от стоимости контракта за каждый день просрочки. Кроме того, после завершения работ на объекте заказчик выявил факты некачественного производства отдельных работ (9 дефектов) и, руководствуясь пунктом 11.5 контракта, начислил подрядчику штраф в размере 15000 рублей за каждый выявленный дефект, всего – 135000 рублей (9 х 15000). Поскольку в предоставленный Администрацией срок, АО "Газпром газораспределение Саранск" не устранило выявленные дефекты, заказчик начислил неустойку в сумме 116418 рублей 60 копеек из расчета 1% от стоимости контракта. Претензия №37 от 11.03.2015 Администрации о необходимости выплаты неустоек в исчисленных суммах, а также штрафа в размере 135000 рублей оставлена АО "Газпром газораспределение Саранск" без удовлетворения, что явилось основанием для обращения заказчика в суд.
Исковое заявление Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о взыскании с акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" 1027542 рублей 60 копеек принято к производству Арбитражного суда Республики Мордовия, возбуждено дело №А39-1278/2015.
АО "Газпром газораспределение Саранск" с требованиями Администрации не согласилось по мотивам, изложенным в отзыве на заявление №12/788 от 08.05.2015, дополнениях к отзыву №12/829 от 18.05.2015, №12/1182 от 08.07.2015.
Поскольку по указанным делам основанием спора является муниципальный контракт №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 "Газоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия", участниками спора являются одни и те же лица, дела взаимосвязаны между собой по представленным доказательствам, определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.05.2015 дела №А39-1647/2015 и №А39-1278/2015 объединены в одно производство, делу присвоен №А39-1647/2015.
Из представленных в материалы дела документов установлено, что 09.09.2014 между Администрацией Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (заказчик) и АО "Газпром газораспределение Саранск" (подрядчик) заключен контракт №0109300020214000003-0228256-01, в соответствии с условиями которого подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: "Газоснабжение улиц Лесная. Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия" (далее - объект), а заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта №0109300020214000003-0228256-01, приложением №1 к контракту подрядчик обязался завершить все работы согласно календарному графику и сдать в установленном порядке объект, в сроки, установленные пунктом 5.1 контракта, а именно: начало выполнения работ определено сторонами со дня подписания контракта, окончание работ – 01 ноября 2014 года.
Общая стоимость работ, согласно пункту 3.1 контракта, составила 1940310 рублей, включая все затраты подрядчика. Контрактная цена на период действия контракта является твердой и не подлежит изменению, кроме случаев, оговоренных разделом 17 контракта.
Оплату за выполненные и принятые объемы работ заказчик, согласно пунктам 4.2, 4.3 контракта, производит на основании акта формы КС-2 и справки формы КС-3. Заказчик резервирует 10% от стоимости контракта до полного завершения работ по объекту и до момента подписания акта приемки-передачи законченного строительства.
Сторонами муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 в пункте 4.5 предусмотрено, что оплата осуществляется заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания акта приёмки выполненных работ обеими сторонами, с условием отсрочки платежа до 31.12.2014. Оплата по настоящему контракту может быть
осуществлена заказчиком путем выплаты подрядчику суммы фактически выполненных работ в соответствии с условиями настоящего контракта.
Заказчик, согласно пункту 9.1 контракта, назначает своего представителя на объект, который от его имени в период 20-23 числа каждого месяца либо по уведомлению подрядчика (приемка ответственных конструкций и скрытых работ и т.п.) осуществляет промежуточную приемку предъявленных подрядчиком выполненных работ за текущий месяц. Приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с действующими СНиП 3.06.03-85, ВСН 19-89 с составлением соответствующих актов установленной формы КС-2, КС-3, в том числе на электронных носителях, с составлением акта приемки скрытых работ (приложение № 5 к настоящему контракту). До 25 числа каждого месяца подрядчик обязан представить справку по форме КС-3 на принятый объем работ.
В силу пункта 9.5 контракта №0109300020214000003-0228256-01 приемка готового объекта производится в течение 10 рабочих дней со дня получения заказчиком письменного извещения подрядчика о его готовности. По результатам приемки готового объекта составляется акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11). По инициативе подрядчика заказчик создает рабочую комиссию по определению готовности объекта.
Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что в случае нарушения срока окончания работ на объекте, указанного в пункте 5.1.настоящего контракта, подрядчик выплачивает заказчику неустойку (пени), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 1% от стоимости контракта.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1% от стоимости контракта (пункт 11.11 контракта).
В силу пункта 19.8 срок действия контракта: от даты подписания контракта, окончание: до исполнения сторонами обязательств по настоящему контракту.
Во исполнение условий муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 АО "Газпром газораспределение Саранск" выполнило работы по строительству объекта "Газоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия" на сумму 1940310 рублей, что подтверждается актом №1 от 10.12.2014 о приемке выполненных работ (форма КС-2), справкой №1 от 10.12.2014, подписанными представителями сторон согласно условиям пункта 9.1 контракта. В нарушение пункта 4.5 контракта Администрация Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия оплатила выполненные работы частично в сумме 1388100 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями №435 от 19.12.2014, №504 от 23.12.2014, №971 от 24.12.2014.
В адрес заказчика АО "Газпром газораспределение Саранск" направлялись претензии №20 от 20.01.2015 и №137 от 19.03.2015 с предложением оплатить задолженность за выполненные работы в сумме 552210 рублей (1940310 – 1388100), оставленные Администрацией без удовлетворения. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в суд с требованием о взыскании задолженности в размере 552105 рублей 57 копеек.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
При этом, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Заключенный сторонами муниципальный контракт №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 следует квалифицировать как договор строительного подряда.
В силу части 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Оплата выполненных подрядчиком работ, согласно части 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Факты выполнения подрядчиком работ на объекте "Газоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия" стоимостью 1940310 рублей и их частичной оплаты в сумме 1388100 рублей подтверждены представленными в материалы дела доказательствами (двусторонне подписанными: актом №1 от 10.12.2014 о приемке выполненных работ (форма КС-2), справкой №1 от 10.12.2014 (форма КС-3), актом от 26.12.2014 приемки в эксплуатацию законченного строительного объекта, актом от 12.03.2015 (подписанным заказчиком 17.03.2015) приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы, платежными поручениями №435 от 19.12.2014, №504 от 23.12.2014, №971 от 24.12.2014).
Наличие задолженности в сумме 552105 рублей 57 копеек Администрацией Смольненского сельского поселения по существу не оспаривается. Вместе с тем, возражая относительно взыскания с заказчика задолженности в сумме 552105 рублей 57 копеек, Администрация указала на нарушение подрядчиком условий муниципального контракта о сроке окончания подрядных работ по строительству объекта газоснабжения и наличия оснований для взыскания неустойки в сумме 776124 рублей из расчета 1% от стоимости контракта за каждый день просрочки, указав на предусмотренное пунктом 11.9 спорного соглашения право заказчика уменьшить оплату по контракту на сумму подлежащей взысканию неустойки.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Взимание с подрядчика неустойки в размере 1% от стоимости контракта за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, предусмотрено пунктом 11.2 муниципального контракта.
В пункте 5.2 контракта сторонами согласован срок окончания работ – 01 ноября 2014 года.
В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 9 названного Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что работы по строительству объекта газоснабжения фактически окончены АО "Газпром газораспределение Саранск" 25.12.2014. Указанное обстоятельство подтверждается актом от 26.12.2014 приемки в эксплуатацию законченного строительного объекта, подписанным представителями заказчика и подрядчика, а также отражено в акте от 12.03.2015 приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы, составленного с участием представителей отдела строительства и архитектуры администрации Ичалковского муниципального района и органа Госгортехнадзора России и подписанного заказчиком 17.03.2015.
Факт нарушения подрядчиком срока исполнения обязательства, принятого на себя в рамках муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014, признан АО "Газпром газораспределение" в отзыве №12/788 от 08.05.2015, дополнении к отзывам №12/1182 от 08.07.2015 и считается судом доказанным.
Администрация Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района РМ на основании пункта 11.2 начислила неустойку в сумме 776124 рублей, исходя из расчета 1% от стоимости контракта – 1940310 рублей – за период с 01.11.2014 по 10.12.2014 (40 дней).
Проверив расчет предъявленной к взысканию заказчиком неустойки, суд пришел к выводу о неверном определении Администрацией периода просрочки исполнения подрядчиком обязательства по своевременному окончанию работ. Так, из содержания пункта 11.2 муниципального контракта следует, что неустойка в рассматриваемом случае начисляется, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пунктом 5.1 предусмотрено окончание работ в рамках исполнения контракта 01 ноября 2014 года, в связи с чем просрочка подрядчика вследствие нарушения срока окончания работ наступила лишь 02 ноября 2014 года и, учитывая обозначенную заказчиком дату окончания периода в целях исчисления неустойки согласно пункту 11.2 контракта – 10.12.2014, составила 39 календарных дней. Таким образом, обоснованно предъявленный к взысканию с подрядчика размер неустойки составляет 756720 рублей 90 копеек из расчета 1940310 рублей х 1% х 39 дней. Требование Администрации о взыскании с АО "Газпром газораспределение Саранск" неустойки в сумме 19403 рублей 10 копеек (776124 - 756720,90) удовлетворению не подлежит.
В судебное заседание АО "Газпром газораспределение Саранск" представлено ходатайство о снижении размера предъявленной к взысканию суммы неустойки ввиду ее несоразмерности последствиям нарушения подрядчиком обязательства по выполнению работ в обусловленный спорным контрактом срок (дополнение к отзыву №12/1182 от 08.07.2015).
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд наделен правом уменьшить неустойку, если установит, что подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Снижение неустойки возможно только в одном случае – в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права, причем, явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
Необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам и вызывать крайне негативные макроэкономические последствия. Указанная правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.01.2011 №11680/10 и является обязательной для применения при рассмотрении дел.
При решении вопроса об уменьшении неустойки критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и другие.
При рассмотрении вопроса о снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд исходит из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по договорам кредита), так как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Рассмотрев заявленное АО "Газпром газораспределение Саранск" ходатайство, суд учел значительный размер неустойки (1%), период просрочки исполнения подрядчиком обязательства и пришел к выводу о явной несоразмерности меры ответственности последствиям нарушения обязательства.
Учитывая компенсационный характер штрафной санкции, суд находит справедливой и достаточный сумму неустойки 77600 рублей.
В части взыскания неустойки в размере 698524 рублей (776124 – 77600) требования Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия подлежат отклонению.
В пункте 11.9 муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 стороны условились, что в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения работ по настоящему контракту, а также нарушения качества выполнения работ заказчик вправе уменьшить оплату по контракту на сумму неустойки (пени, штрафа), подлежащей взысканию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Стороны, согласовав в договоре условие о праве заказчика уменьшить сумму, подлежащую оплате заказчиком за выполненные по условиям муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 работы, на сумму штрафной неустойки за нарушение подрядчиком обязательства по своевременному выполнению подрядных работ на объекте, предусмотрели условие о прекращении встречных денежных требований. Данное договорное условие не противоречит требованиям гражданского законодательства.
Статья 410 Гражданского кодекса Российской Федерации не требует, чтобы предъявляемое к зачету требование вытекало из того же обязательства или из обязательств одного вида. Встречные требования об уплате неустойки и о взыскании задолженности являются, по существу, денежными, то есть однородными, и при наступлении срока исполнения могут быть прекращены зачетом по правилам статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом уменьшение судом неустойки не препятствует реализации заказчиком предусмотренного контрактом права на прекращение обязательства по оплате в соответствующей части.
Поскольку стороны по обоюдному согласию избрали такой способ прекращения обязательства заказчика по оплате выполненных в рамках муниципального контракта работ, как удержание суммы неустойки в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, требования АО "Газпром газораспределение Саранск" о взыскании с Администрации задолженности в сумме 77600 рублей за выполненные по контракту №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 работы по строительству газопровода удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, требование АО "Газпром газораспределение Саранск" о взыскании с Администрации задолженности в сумме 474505 рублей 57 копеек (552105,57 – 77600) по оплате выполненных подрядчиком работ обоснованно и подлежит удовлетворению.
При этом судом отклоняется довод АО "Газпром газораспределение Саранск" о необходимости освобождения подрядчика от уплаты неустойки за нарушение срока окончания работ по контракту №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 на основании пункта 11.10 контракта и в соответствии со статьей 404 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду задержки выполнения работ по обстоятельствам, возникшим по вине заказчика, а именно: несвоевременное предоставление площадки под строительство объекта и выдача разрешения на строительство, необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию.
Довод подрядчика мотивирован тем, что разрешение №RU13510320-131 на строительство спорного объекта выдано Администрацией только 21.11.2014 (на 73 дня позже срока начала работ в соответствии с пунктом 5.1 контракта). При проведении обследования земельного участка, отведенного для строительства, подрядчиком выявлены лесонасаждения, расположенные в зоне предполагаемой трассы прохождения газопровода по улице Сосновая, что препятствовало выполнению работ, тогда как проектная документация на спорный объект устанавливала, что проектируемая трасса газопровода не размещается на землях лесного фонда, сельскохозяйственных землях, землях особо охраняемых территорий. Соответствующие изменения в проектно-сметную документацию внесены заказчиком лишь в декабре 2014 года (отзыв №12/1788 от 08.05.2015, возражения №12/1282 от 23.07.2015 к отзыву Администрации).
В соответствии с частью 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
При осуществлении строительства объекта подрядчиком, заказчик должен подготовить земельный участок для строительства, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство (часть 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что, действительно, 21.11.2014 Администрацией Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия выдано себе как заказчику разрешение №RU13510320-131 на строительство объекта капитального строительства "Газоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия".
Однако разрешение на строительство не является документом, определяющим объем, содержание работ и иные предъявляемые к ним требования. Отсутствие разрешения на строительство не влияет на установление вины подрядчика в выполнении работ в нарушение сроков их выполнения, поскольку подрядчик, согласно части 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (часть статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод подрядчика о несвоевременном предоставлении площадки под строительство объекта отклоняется судом как необоснованный.
В судебном заседании установлено, что разработка проектно-сметной документации по объекту строительства "Газоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия" осуществлялось открытым акционерным обществом "Мордовгаз" на основании договора №13-9/40-ПР-17 от 22.03.2013 возмездного оказания услуг со сроком окончания выполнения проектно-сметной документации по указанному объекту 30.04.2013. Согласно пункту 2.1.1 названного договора заказчик – Администрация – обязалась предоставить исполнителю исходные данные (съемку, технические условия), необходимые для начала работы.
В целях исполнения принятых на себя в рамках договора №13-9/40-ПР-17 от 22.03.2013 обязательств (пункт 2.1.1 договора) Администрация предоставила АО "Газпром газораспределение Саранск" технический отчет инженерно-геодезических изысканий, выполненных на объекте "Газоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия", выполненный ООО "Региональный научно-исследовательский информационный центр" 15.03.2013. Согласно данных топографической съемки земельного участка, содержащихся в техническом отчете, на участке работ - улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный <...>. Указанное обстоятельство нашло отражение на странице 5 отчета (Общая часть).
На момент разработки проектно-сметной документации по спорному объекту подрядчик располагал техническим отчетом инженерно-геодезических изысканий, выполненных на объекте "Газоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия", что не оспаривалось АО "Газпром газораспределение Саранск" при рассмотрении дела судом. Кроме того, из пояснений исполнителя по договору №13-9/40-ПР-17 от 22.03.2013 следует, что при разработке проектно-сметной документации осуществлялся выезд на место предполагаемой трассы проектируемого газопровода, таким образом, о наличии лесонасаждений на участке улиц Лесной и Сосновой поселка Смольный, где планировалась трасса строящегося газопровода, исполнитель знал.
Частью 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (часть 2 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что 01.10.2014 Администрация обратилась к АО "Газпром газораспределение Саранск" с письмом №188, в котором указала на нарушение сроков начала производства работ по муниципальному контракту №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014. Однако подрядчик за один день до окончания срока выполнения работ по спорному контракту в письме №28/2041 от 30.10.2014 сообщил заказчику о наличии препятствий для выполнения работ в виде лесонасаждений, расположенных в зоне предполагаемой трассы прохождения газопровода, предложив заключить дополнительное соглашение об уменьшении объемов и стоимости выполняемых работ в связи с необходимостью внесения изменений в проект.
Вместе с тем АО "Газпром газораспределение Саранск" не воспользовалось правами, предоставленными ему законодательством и контрактом: правом на приостановление работы при наличии обстоятельств, создающих невозможность завершения работы в срок (пункт 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации); правом на изменение и расторжение договора при существенном нарушении договора другой стороной или в связи с существенным изменением обстоятельств (статьи 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ответчик также не выполнил обязанность по приостановлению работ при необходимости корректировки технической документации (пункт 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации). При таких обстоятельствах риск возможных неблагоприятных последствий в случае продолжения работы несет подрядчик.
В силу части 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Учитывая то, что о наличии лесонасаждений, расположенных в зоне предполагаемой трассы прохождения газопровода, подрядчик знал уже на стадии подготовки проектно-сметной документации, а также при обследовании земельного участка непосредственно перед началом выполнения работ по муниципальному контракту (что следует из письма №28/2041 от 30.10.2014 подрядчика), заявляя о невозможности исполнения предусмотренных контрактом обязательств в полном объеме вследствие предоставления заказчиком непригодной для строительства строительной площадки, в то время как, действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, полагающейся в подобной ситуации, АО "Газпром газораспределение Саранск" должно было оценить реальную возможность исполнения обязательства в согласованный контрактом срок и, предполагая, что такое надлежащее исполнение затруднительно или невозможно, предупредить об этом муниципального заказчика. Ввиду изложенного, суд не усматривает оснований для применения в рассматриваемой ситуации положений статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подлежит отклонению и довод АО "Газпром газораспределение Саранск" о необоснованном начислении Администрацией неустойки за нарушение срока выполнения работ на объекте, исходя из стоимости контракта, а не от стоимости не исполненных подрядчиком в срок обязательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 4, 5, 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы, а в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства - от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Из содержания указанной нормы следует, что законом установлен только минимальный размер неустойки. Включение в контракт условия о том, что неустойка исчисляется от цены контракта, не противоречит вышеуказанным положениям Закона №44-ФЗ.
При толковании условий договора (пункта 11.2 контракта) в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации и принимая во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, неустойка в договоре определена за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательства от цены всего контракта. Форма соглашения о неустойке (письменная) соблюдена, доказательства внесения изменений в установленном порядке в пункт 11.2 контракта в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в пункте 5.1 муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014 установлены только начальный и конечный сроки окончания подрядных работ, промежуточные сроки выполнения работ не согласованы сторонами, в связи с чем применение меры ответственности в виде начисления неустойки с учетом исполнения подрядчиком своих обязательств по договору в рассматриваемой ситуации не представляется возможным.
Кроме того, при оценке того, являются ли условия договора явно обременительными и нарушают ли существенным образом баланс интересов сторон, судом учтено то, что установление в примененном заказчиком пункте 11.2 контракта размера неустойки 1% от стоимости контракта не создает существенные преимущества для заказчика, поскольку в пункте 11.11 спорного муниципального контракта ответственность заказчика за просрочку исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту установлена также в виде начисления неустойки в размере 1% от стоимости контракта. При обращении в арбитражный суд АО "Газпром газораспределение Саранск" заявило требование о взыскании с Администрации неустойки за нарушение обязательства по оплате выполненных работ, произведя ее расчет от стоимости контакта, а не от суммы задолженности по оплате работ – 552105 рублей 57 копеек, применив при расчете размер неустойки 1%.
Учитывая изложенное, нарушение баланса интересов сторон в рассматриваемой ситуации отсутствует.
Обращаясь в суд с требованием о взыскании с Администрации задолженности по оплате выполненных АО "Газпром газораспределение Саранск" работ по строительству газопровода, подрядчик начислил неустойку в сумме 1338813 рублей 90 копеек за нарушение заказчиком обязательства по своевременной оплате выполненных работ из расчета 1% от стоимости контракта – 1940310 рублей – за период с 10.01.2015 по 19.03.2015.
Факт нарушения заказчиком предусмотренного в пункте 4.5 контракта срока оплаты выполненных работ - в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания акта приёмки выполненных работ обеими сторонами – подтвержден материалами дела, в связи с чем применение подрядчиком ответственности в виде неустойки правомерно.
Акт приемки выполненных работ о приемке выполненных работ (форма КС-2) подписан сторонами 10.12.2014, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем предъявленный Обществом к взысканию расчет неустойки следует признать неправомерным ввиду следующего.
Пунктом 4.3 спорного контракта предусмотрено, что заказчик резервирует 10% от стоимости контракта до полного завершения работ по объекту и до момента подписания акта приемки-передачи законченного строительства.
Из материалов дела установлено, что акт от 12.03.2015 приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы подписан Администрацией Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в присутствии представителей: Администрации Ичалковского муниципального района, отдела строительства и архитектуры администрации Ичалковского муниципального района, эксплуатационной организации, органа Госгортехнадзора России лишь 17.03.2015. Доказательств обратного в материалы дела АО "Газпром газораспределение Саранск" не представлено.
В связи с этим неустойка за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате выполненных подрядчиком в рамках муниципального контракта работ должна исчисляться в период с 10.01.2015 по 17.03.2015 (67 дней), исходя из стоимости контракта за вычетом суммы, составляющей 10% от стоимости контракта – 194031 рубль, а именно с суммы 1746279 рублей (1940310 – 194031) и составит 1170007 рублей (с учетом округления) из расчета 1746279 х 1% х 67.
Неустойка за период с 18.03.2015 (после подписания акта приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы подписан Администрацией Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия заказчиком и наступления у последнего обязательства по оплате выполненных работ в полном объеме) по 19.03.2015 (2 дня) должна исчисляться от стоимости контракта 1940310 рублей и составит 38806 рублей (с учетом округления) из расчета 1940310 х 1% х 2.
Таким образом, обоснованно предъявленная к взысканию неустойка составила 1208813 рублей (1170007+38806). Неустойка в размере 130000 рублей 90 копеек предъявлена подрядчиком неправомерно.
В судебном заседании Администрация ходатайствовала о снижении неустойки, подлежащей взысканию в связи ненадлежащим исполнением заказчиком обязательства по оплате выполненных работ (письмо от 20.07.2015), мотивировав его несоразмерностью неустойки.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации считает возможным удовлетворить его и находит справедливой и достаточной сумму неустойки 120880 рублей. Судом учтено то обстоятельство, что возможный размер убытков кредитора – неполучение денежных средств в размере 552105 рублей 57 копеек, которые возникли вследствие нарушения обязательства, значительно (почти в 3 раза) ниже начисленной неустойки – 1338813 рублей 90 копеек. При этом, исходя из положений законодательства, неустойка служит средством, обеспечивающим обязательство, а не средством обогащения за счет должника.
Неустойка в сумме 120880 рублей подлежит взысканию с Администрации в пользу АО "Газпром газораспределение Саранск".
В удовлетворении требования о взыскании неустойки в сумме 1217933 рублей 90 копеек (1087933 (1208813-120880) + 130000,90) АО "Газпром газораспределение Саранск" следует отказать.
Доводы Общества о том, что в целях исчисления неустойки за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате выполненных работ следует применять дату подписания акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта "Газоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия" – 26.12.2014, поскольку согласно пункту 9.5 контракта по результатам приемки готового объекта составляется акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11), судом отклоняются как не соответствующие требованиям законодательства.
Из материалов дела установлено, что в целях приемки законченного строительством объекта Распоряжением администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района от 25.12.2014 №47 создана приемочная комиссия в составе Главы Смольненского сельского поселения ФИО5, заместителя Главы ФИО7, заместителя Главы администрации Ичалковского муниципального района ФИО8, начальника отдела строительства и архитектуры по Ичалковскому муниципальному району ФИО9, начальника Ичалковского газового участка ФИО10
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" для защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, а также для обеспечения энергетической эффективности разработан и введен в действие Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный Постановлением Правительства Россйиской Федерации от 29.10.2010 № 870.
В силу пункта 2 указанного регламента его действие распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
Согласно пункту 92 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления приемка сети газораспределения после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ. Приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.
В соответствии с пунктом 93 названного регламента приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия), в состав которой входят представители: застройщика; строительной организации; проектной организации; эксплуатационной организации; федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации); федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
При необходимости в состав приемочной комиссии могут быть включены представители других заинтересованных организаций (пункт 94 регламента).
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 4.3 спорного контракта, предусматривающего подписание сторонами акта приемки-передачи законченного строительства, обязанность по оплате контракта в полном объеме (включая сумму резервирования по контракту, предусмотренную пунктом 4.3 контракта) наступает у Заказчика при наличии одновременно двух условий: полное завершение работ по объекту и подписание акта приема-передачи законченного строительства.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая вышеприведенные положения законодательства, в целях применения пункта 4.3 контракта моментом подписания акта приемки-передачи законченного строительства следует считать дату подписания акта от 12.03.2015 приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы заказчиком - Администрацией Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района РМ с участием представителей проектной организации, органа Госгортехнадзора России, а именно 17.03.2015.
Доказательств иного в ходе судебного разбирательства сторонами не представлено.
Заявляя требование о взыскании с АО "Газпром газораспределение Саранск" штрафа в сумме 135000 рублей за выявленные заказчиком факты некачественного производства работ на объекте строительства, Администрация, сославшись на пункт 11.5 муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014, указала на выявленные дефекты: не проложена часть газопровода по ул. Заводская протяженностью 202,7 м, не подключены 2 ГРПШ к магистральному газопроводу, не засыпана траншея по ул.Заводская, не установлены дорожные знаки в количестве 409 штук, не установлены путевые сигнальные знаки 420*220мм в количестве 52 штуки, не проведено испытание воздухом и выдержка под давлением до 0,6 МПа построенного газопровода, не восстановлено дорожное полотно по ул. Лесная и ул. Заводская, не установлена ограда из сетки высотой 1,7 м. - 34 п.м. с 2 калитками, не установлены седёлки крановые ПЭ диаметром соединяемых труб 63*32 мм в количестве 60 штук, 110*32 мм в количестве 3 штуки.
В силу статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В силу статьи 11.5 контракта при установлении заказчиком нарушений по качеству работ, выполняемых подрядчиком на объекте строительства и подтвержденных соответствующими документами, подрядчик уплачивает заказчику штраф в размере 15000 рублей, за каждый выявленный заказчиком факт некачественного производства работ на объекте строительства. При этом соответствующими документами являются двусторонний акт заказчика и подрядчика о выявленных нарушениях по качеству работ или предписания контрольно-надзорных органов в области строительства, заключения экспертов.
В подтверждение факта выявленных нарушений 13.02.2015 Администрацией Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района РМ составлен односторонний акт освидетельствования невыполненных работ и работ, произведенных с нарушением проектно-сметной документации, направленный 18.02.2015 в адрес АО "Газпром газораспределение Саранск". В предписании №16 от 16.02.2015 Администрация указала АО "Газпром газораспределение Саранск" на необходимость устранить выявленные дефекты, предоставив со ссылкой на пункт 7.7 контракта 15 дней.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в связи с чем каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, и представить по собственной инициативе документы, которые, по его мнению, как подтверждают его позицию по делу, так и опровергают доводы противной стороны. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент.
В соответствии со статьей 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
Из материалов дела установлено, что в нарушение условий, предусмотренных пунктом 11.5 муниципального контракта №0109300020214000003-0228256-01 от 09.09.2014, двусторонний акт о выявленных нарушениях по качеству работ сторонами контракта не составлялся; заказчик не обращался в контрольно-надзорные органы в области строительства в целях подтверждения выявленных фактов некачественного производства работ на объекте по строительству газопровода, соответствующих экспертиз в целях подтверждения выявленных дефектов не проводил. Указанные обстоятельства не опровергнуты Администрацией в ходе судебного разбирательства.
Акт №1 от 10.12.2014 о приемке выполненных работ (форма КС-2), справка №1 от 10.12.2014 (форма КС-3), а также акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 26.12.2014 подписаны представителем заказчика без замечаний, работы приняты и частично оплачены заказчиком, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. При подписании актов и справок формы КС-2, КС-3 стороны констатировали факт выполнения АО "Газпром газораспределение Саранск" обусловленных контрактом работ в указанном в них объёме и качестве, отсутствие претензий друг к другу.
При этом суд отмечает, что Администрация Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, заявляя о некачественном выполнении подрядчиком отдельных видов работ на объекте, не обосновала невозможность установления указанных заказчиком дефектов при принятии выполненных работ по их окончании. В судебном заседании установлено и не опровергнуто материалами дела, что названные заказчиком дефекты (не проложена часть газопровода по ул. Заводская протяженностью 202,7 м, не подключены 2 ГРПШ к магистральному газопроводу, не засыпана траншея по ул.Заводская, не установлены дорожные знаки в количестве 409 штук, не установлены путевые сигнальные знаки 420*220мм в количестве 52 штуки, не проведено испытание воздухом и выдержка под давлением до 0,6 МПа построенного газопровода, не восстановлено дорожное полотно по ул. Лесная и ул. Заводская, не установлена ограда из сетки высотой 1,7 м. - 34 п.м. с 2 калитками, не установлены седёлки крановые ПЭ диаметром соединяемых труб 63*32 мм в количестве 60 штук, 110*32 мм в количестве 3 штуки) могли быть установлены при обычном способе их приёмки.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями статей 702, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что Администрация Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района РМ, не доказала факт ненадлежащего исполнения ответчиком условий спорного муниципального контракта и наличия указанных заказчиком 9 дефектов. В связи с изложенным, основания для применения к подрядчику предусмотренной пунктом 11.5 муниципального контракта ответственности в виде штрафа в сумме 15000 рублей за каждый выявленный заказчиком дефект на объекте отсутствуют. В удовлетворении требования о взыскании штрафа в сумме 135000 рублей (9 х 15000 рублей) заказчику следует отказать.
Поскольку факты нарушения подрядчиком качества работ, выполняемых на объекте строительства, не нашли подтверждения в судебном заседании, предусмотренная пунктом 11.5 спорного контракта неустойка за нарушение установленных заказчиков сроков для устранения подрядчиком дефектов, выявленных на объекте, предъявленная к взысканию Администрацией в размере 116418 рублей 60 копеек, исходя из расчета 1% от стоимости контракта за каждый день просрочки исполнения обязательства по устранению дефектов (с 06.03.2015 по 11.03.2015), взысканию не подлежит.
В удовлетворении требования о взыскании с АО "Газпром газораспределение Саранск" неустойки в сумме 116418 рублей 60 копеек за нарушение сроков устранения дефектов Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района РМ следует отказать.
При обращении в арбитражный суд АО "Газпром газораспределение Саранск" уплатило государственную пошлину в сумме 31909 рублей 19 копеек на основании платежных поручений №1528 от 12.03.2015, №1935 от 24.03.2015.
В силу пункта 6 стати 52 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Учитывая указанное положение законодательства, при заявленной Обществом цене иска – 1890919 рублей 47 копеек – подлежала уплате государственная пошлина в сумме 31909 рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 19 копеек, излишне уплаченная по платежному поручению №1935 от 24.03.2015, подлежит возврату АО "Газпром газораспределение Саранск" из федерального бюджета. Платежное поручение №1935 от 24.03.2015 подлежит оставлению в материалах дела, поскольку по нему уплачена часть государственной пошлины, которая возврату не подлежит.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При рассмотрении материалов дела судом установлено, что размер обоснованно заявленных АО "Газпром газораспределение Саранск" требований составил 1683318 рублей 57 копеек, в том числе задолженность за выполненные работы – 474505 рублей 57 копеек, неустойка за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате выполненных на объекте работ – 1208813 рублей.
Таким образом, учитывая положения пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 28405 рублей 76 копеек, понесенных в связи с рассмотрением судом обоснованно заявленных АО "Газпром газораспределение Саранск" требований, подлежат отнесению на Администрацию Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и взыскиваются в пользу Общества.
Судебные расходы в сумме 3503 рублей 24 копеек (31909 – 28405,76) подлежат отнесению на АО "Газпром газораспределение Саранск".
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16.07.2015 до 23.07.2015.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
взыскать с Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: Республика Мордовия, Ичалковский район, п.Смольный) в пользу акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: Республики Мордовия, г.Саранск) задолженность в сумме 474505 рублей 57 копеек, неустойку в сумме 120880 рублей, всего – 595385 рублей 57 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 28405 рублей 76 копеек.
Отказать акционерному обществу "Газпром газораспределение Саранск" в удовлетворении остальной части иска.
Отнести на акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3503 рублей 24 копеек.
Возвратить акционерному обществу "Газпром газораспределение Саранск" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: Республики Мордовия, г.Саранск) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 19 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению №1935 от 24.03.2015. Платежное поручение №1935 от 24.03.2015 оставить в материалах дела, поскольку по нему уплачена часть государственной пошлины, которая возврату не подлежит.
Отказать Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.Н. Насакина