ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-102617/11 от 02.03.2012 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. МоскваДело №А40-102617/11

06 марта 2012 г. 85-928

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2012 г.

Судья   Белова А.Р. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Денискиной Е.Г., рассмотрев дело по иску Департамента строительства города Москвы   (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107031, Москва г, ФИО1 ул, 16, стр.2, дата государственной регистрации: 03.10.2007 г.) к ООО «Генеральное подрядное строительно-монтажное управление-2» (ООО «ГП СМУ-2»)   (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 125438, <...>, дата государственной регистрации: 24.06.2004 г.) о расторжении   государственного контракта от 15.09.2008 г. № 105559 на выполнение функций заказчика на период проектирования и строительства дошкольного образовательного учреждения на 220 мест по новому проекту с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: Южный административный округ, район Москворечье-Сабурово, Каширское шоссе, вл. 38, корп. 2

В заседании приняли участие: от ответчика:   не явился, извещен

от истца:   ФИО2 – по доверенности от 25.01.2012 г. № ДС-556/12

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 28.02.2012 г. до 02.03.2012 г.

УСТАНОВИЛ:

Департамент строительства города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Генеральное подрядное строительно-монтажное управление-2» (ООО «ГП СМУ-2») о расторжении государственного контракта от 15.09.2008 г. № 105559 на выполнение функций заказчика на период проектирования и строительства дошкольного образовательного учреждения на 220 мест по новому проекту с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: Южный административный округ, район Москворечье-Сабурово, Каширское шоссе, вл. 38, корп. 2.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Арбитражного суда города Москвы http://www.msk.arbitr.ru/ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, в заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, по материалам, представленным истцом, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то, что между Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы, правопреемником которого является истец, и ответчиком заключен государственный контракт № 105559 от 15.09.2008 г. на осуществление функций заказчика на период проектирования и строительства дошкольного образовательного учреждения на 220 мест по новому проекту, с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: Южный административный округ, район Москворечье-Сабурово, Каширское шоссе, вл.38, корп.2.

Истец ссылается на то, что вышеназванный контракт по своей природе является смешанным, включающим элементы договора оказания услуг (гл.39 ГК РФ), агентского договора (гл.52 ГК РФ) и подряда (гл. 37 ГК РФ).

Как указывает истец, ответчик нарушил обязательства, предусмотренные контрактом, в том числе Графиком проектирования и строительства объекта и Графиком производства работ, не передав в установленные контрактом сроки истцу ни проектной документации, ни заключения Мосгосэкспертизы, ни распорядительных документов об утверждении проектов.

Истец ссылается на то, что в связи с невыполнением ответчиком, принятых на себя обязательств, истец утратил интерес в исполнении ответчиком обязательств по контракту и направил в адрес ответчика письмо от 20.07.2011 г. № ДС-6440/11-3 с предложением о расторжении контракта. Однако ответчик предложение истца оставил без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик в отзыве на иск (л.д. 55-56) исковые требования не признал, ссылаясь на то, что выполнение работ ограничено сроком – ноябрь 2008 г. который установлен графиком производства работ (оказания услуг), являющимся приложением № 1 к государственному контракту. Ответчик полагает, что расторжение государственного контракта невозможно за пределами срока самого контракта.

Ответчик также указывает на то, что истцом не представлены доказательства своевременного выполнения встречных обязательств по государственному контракту, по передаче ответчику документов об отводе земельного участка, необходимых согласований и разрешений, в том числе Мосгосстройнадзора на строительство.

Кроме того, ответчик указывает на то, что в декабре 2011 г. им истцу для подписания передано дополнительное соглашение о расторжении государственного контракта. По добровольному соглашению сторон.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца, исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 15.09.2008 г. между Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы, правопреемником которого является истец – Департамент строительства города Москвы (Государственный заказчик) и ответчиком – ООО «Генеральное подрядное строительно-монтажное управление-2» (Заказчик) заключен государственный контракт № 105559 с приложениями к нему (л.д. 11-24).

В соответствии с п. 1.1 контракта, Государственный заказчик поручает Заказчику осуществление функций заказчика с возложением функций по проектированию, на период проектирования и строительства дошкольного образовательного учреждения на 220 мест по новому проекту с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: Южный административный округ, район Москворечье-Сабурово, Каширское шоссе, вл. 38, корп. 2, в соответствии с условиями контракта.

Финансирование проектирования и строительства Объекта осуществляется Московским городским казначейством Департамента финансов города Москвы в пределах лимитов, выделенных Государственному заказчику в соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы на соответствующий год (п. 1.2 контракта).

В соответствии с п. 1.3 контракта, основанием для заключения контракта является Протокол от 27.08.2008 г. № 11-0105559-08-2.

Цена контракта и порядок расчетов согласованы сторонами в статье 2, в силу п. 2.1 которой, цена контракта составляет 29 434 883 руб., в том числе НДС-18%, формируется из вознаграждения Заказчика и расходов, возникающих в связи выполнением Заказчиком функций в соответствии с Контрактом, и определяется способом, включающим: расходы на выполнение функций Заказчика и осуществление технического надзора за строительством Объекта (вознаграждение Заказчика) – п. 2.1.1 контракта; стоимость проектных и изыскательских работ (п. 2.1.2 контракта); расходы на согласование проектной документации и получение необходимых решений для осуществления строительства объекта (п. 2.1.3 контракта); расходы по страхованию строительных рисков и ответственности перед третьими лицами до оформления Объекта в собственность города Москвы (п. 2.1.4 контракта); расходы по оформлению земельно-правовых отношений на период проектирования и строительства Объекта (п. 2.1.5 контракта); транспортные и заготовительно-складские расходы (складирование (хранение) оборудования, мебели, инвентаря) – п. 2.1.6 контракта; расходы по организации ввода в эксплуатацию Объекта и передаче на баланс эксплуатирующим организациям (п. 2.1.7 контракта); расходы по оформлению объекта в собственность города Москвы (п. 2.1.8 контракта)

Пунктом 2.4 контракта предусмотрено, что Заказчик до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Государственному заказчику:

- отчет об объемах выполненных и профинансированных работ с отметкой Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) - п. 2.4.1. контракта;

- отчет по форме (ф. 0503127), установленной приказом Министерства финансов РФ 21.01.2005г . № 5н (п. 2.4.2 контракта);

- отчет по форме, установленной Государственным заказчиком, включая электронную версию (п. 2.4.3 контракта).

В силу п. 2.5 контракта, выполненные работы (п.2.1) оформляются Сторонами актом приемки выполненных работ (услуг).

В соответствии с п. 2.6 контракта, фактически выполненные генеральным подрядчиком работы подтверждаются Заказчиком Справками о стоимости выполненных работ и затрат и Актами о приемке выполненных работ по формам, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ».

Государственный заказчик в течение 5 рабочих дней со дня представления Заказчиком отчета об объемах выполненных и профинансированных работ (п. 2.4.1) рассматривает и согласовывает отчет или представляет свои письменные замечания. Датой представления отчета является дата, указанная в отметке Государственного заказчика о приеме отчета.

Порядок оплаты определен сторонами в п. 2.9. контракта.

Срок выполнения работ, согласно п. 3.1 контракта, определяются Графиком проектирования и строительства Объекта (приложение № 1 к контракту).

Согласно приложению № 1 к контракту (л.д. 24), срок работки и утверждения проектно-сметной документации определен с августа 2008 г. по ноябрь 2008 г.; окончательный срок выполнения работ по договору (оказания услуг) – с декабря 2008 г. по декабрь 2009 г.

Права и обязанности государственного заказчика оговорены в статье 4 контракта, права и обязанности Заказчика – в статье 5 контракта, в силу п. 5.1 которой, Заказчик в части выполнения проектно-изыскательских работ обязан:

- В случае необходимости организовать проведение инженерно-технического обследования предполагаемых к сносу строений (п. 5.1.1 контракта);

- Получить разрешение на снос попадающих в зону строительства зданий и сооружений (п. 5.1.2 контракта);

- Обеспечить разработку и представление на утверждение Государственному заказчику задания на проектирование в сроки, установленные Графиком проектирования и строительства Объекта (Приложение № 1) – п. 5.1.3 контракта;

- Заключить договоры на выполнение проектных и изыскательских работ, обеспечить разработку и согласование проектной документации, получить положительное заключение Мосгосэкспертизы, представить в Департамент градостроительства города Москвы согласованный, в т.ч. Государственным заказчиком, проект распоряжения об утверждении проектной документации в сроки, установленные Графиком проектирования и строительства Объекта (Приложение № 1) – п. 5.1.4 контракта;

- Выполнять указания Государственного заказчика, представленные в письменном виде, в том числе о внесении изменений и дополнений в проектную документацию, если они не противоречат условиям контракта, действующему законодательству и нормативным актам Российской Федерации и города Москвы. В случае если по указанию Государственного заказчика требуется выполнение дополнительных работ, Стороны в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ подписывают дополнительное соглашение к Контракту, в котором определяют объем требуемых дополнительных работ и условия их оплаты (п. 5.1.5 контракта);

- Не вносить в проектную документацию без предварительного согласования в письменной форме Государственным заказчиком изменений, оказывающих влияние на общую стоимость и сроки строительства Объекта.(п. 5.1.6 контракта);

- Включать в проектную документацию на строительство Объекта применение импортного оборудования при наличии предварительного письменного согласия Мосгосэкспертизы и письменного согласия Государственного заказчика (п. 5.1.7 контракта);

- В случае письменного поручения Государственного заказчика обеспечить разработку смет по рабочей документации (п. 5.1.8 контракта);

- Если в процессе выполнения работ выясняется неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работ Заказчик обязан приостановить ее, поставив об этом в известность Государственного заказчика письменно с соответствующим обоснованием в 3-дневный срок после приостановления работ. В этом случае, Стороны обязаны в 10-дневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения работ (п. 5.1.9 контракта);

- Обеспечить авторский надзор за строительством Объекта (п. 5.1.10 контракта);

- В установленном порядке передать проектную документацию организации,
 осуществляющей эксплуатацию Объекта (п. 5.1.11 контракта).

Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответчик не выполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в том числе обязательства, указанные п.п. 5.1.3 и 5.1.4 контракта, в установленные Графиком проектирования и строительства Объекта сроки.

Пунктом 9.2 контракта предусмотрены основания, по которым Государственный заказчик имеет право в одностороннем и внесудебном порядке расторгнуть контракт, письменно уведомив об этом Заказчика за 15 календарных дней. В том числе, случае:

- при нарушении сроков проектирования и строительства Объекта более чем на 30 календарных дней, относительно установленных Графиком проектирования и строительства Объекта (Приложение № 1) – п. 9.2.1 контракта;

- при неисполнении и/или ненадлежащем исполнении Заказчиком принятых на себя обязательств, в том числе, не предоставления более 2 раз Государственному заказчику информации и/или однократного предоставления недостоверной информации по выполнению контракта, в порядке, установленном п. 2.4, 5.4.8 Контракта – п. 9.2.2 контракта.

В силу п. 8 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Таким образом, в одностороннем порядке контракт, заключенный между сторонами, не может быть расторгнут.

В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 452 ГК РФ установлено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В силу ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

По правилам ст. 708 ГК РФ существенными условиями договора подряда являются начальный и конечный сроки выполнения работ.

Учитывая нарушение ответчиком сроков выполнения этапов работ по контракту, истец направил в адрес ответчика письмо от 20.07.2011 г. № ДС-6440/11-3 (л.д. 9-10), получение которого ответчик не оспаривает.

Данным письмом истец предложил ответчику расторгнуть вышеназванный контракт.

Как пояснил истец в судебном заседании, от ответчика поступило соглашение о расторжении, в соответствии с п. 3 которого, было указано, что у сторон друг к другу претензий не имеется. В данной редакции истец не согласен был, в связи с чем, направил в адрес ответчика письмо от 19.12.2011 г. № ДС-6440/11-19 (л.д. 58) об исключении п. 3 в соглашении о расторжении контракта и таким образом, без этого пункта соглашения со стороны Департамента строительства города Москвы будет подписано.

Вместе с тем, ответчиком соглашение о расторжении истцу не направлено. Представленная в материалы дела копия проекта соглашения о расторжении (л.д. 59) сторонами не подписано. Как пояснил истец в судебном заседании, соглашение в данной редакции ответчик истцу не направлял.

Таким образом, на момент рассмотрения спора, документов, подтверждающих расторжение указанного государственного контракта, в материалы дела не представлено.

Статье 65 АПК РФ предусмотрено обязанность лиц, участвующих в деле, доказывать основания своих требований и возражений.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (п. 2 ст. 9 АПК РФ).

Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по вышеназванному государственному контракту установлен в судебном заседании, подтвержден материалами дела, ответчиком по существу не оспорен и им не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательств.

Поскольку ответчик не представил доказательств устранения нарушений государственного контракта, равно как и доказательств его надлежащего исполнения, суд считает факт существенного нарушения условий договорагосударственного контракта № 105559 от 15.09.2008 г. доказанным, а требование истца о расторжении данного контракта обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд усматривает соблюдение истцом, установленного ст. 452 ГК РФ досудебного порядка урегулирования спора.

Ссылка ответчика на ст. 190 ГК РФ не может быть принята судом, поскольку сроки начала и окончания работ по государственному контракту определены в приложении № 1 к государственному контракту. Пунктом 9.1 государственного контракта предусмотрено, что контракт вступает в законную силу с момента подписания сторонами, подлежит регистрации в АИС «Единый реестр контрактов и торгов г. Москвы» и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, а основания прекращения обязательств предусмотрены главой 26 ГК РФ.

Также не может быть принят судом довод ответчика о том, что истцом не исполнены встречные обязательства по контракту в части передаче ответчику документов об отводе земельного участка, необходимых согласований и разрешений, в том числе Мосгосстройнадзора на строительство, поскольку данные обязанности истца не предусмотрены вышеназванным государственным контрактом.

Довод ответчика о согласии с расторжением государственного контракта, также отклоняется судом, поскольку соглашение о расторжении государственного контракта, подписанное обеими сторонами в материалы дела не представлено.

При этом суд учитывает, что ответчик в предварительном заседании имел намерение урегулировать спор мирным путем. Однако в судебное заседание не явился, доказательств, подтверждающих обращение к истцу с мирным урегулированием спора, не представил. Как пояснил истец в судебном заседании, ответчик к истцу не обращался.

Суд также учитывает, что заключение мирового соглашения возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика. Поскольку истец, в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 307, 309, 310, 314, 450, 452, 708 ГК РФ, ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 123, 131, 156, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Расторгнуть государственный контракт № 105559 от 15.09.2008 г.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Генеральное подрядное строительно-монтажное управление-2» (ООО «ГП СМУ-2»)  (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 125438, <...>, дата государственной регистрации: 24.06.2004 г.) в доход Федерального бюджета РФ госпошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья: А.Р. Белова

8(495)600-97-63