ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-111261/13 от 24.10.2013 АС города Москвы

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва Дело № А40-111261/13

28 октября 2013 г.

Резолютивная часть объявлена 24 октября 2013 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Козлова В.Ф. единолично

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щербаковым В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело (шифр судьи 53-1009) по иску

открытого акционерного общества «Оренбургские авиалинии» (ОГРН <***> ИНН <***> дата г.р. 20.01.2011) к ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***> ИНН <***> дата г.р. 15.01.2003) о взыскании 419 428 руб. 44 коп., третье лицо: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, при участии: от истца – ФИО1 по доверенности от 21.11.2011 № 221, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 11.12.2012 № 01-10-08/92, от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 21.12.2012г. № Д-19-03

установил:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО «Оренбургские авиалинии» с иском к ответчику Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании 419 428 руб. 44 коп. убытков.

В обоснование заявленных требований истец сообщает что принял на работу ФИО4 на должность второго пилота ВС Боинг-737-стажер, заключил с ним договоры на обучение по программе переподготовки пилотов на ВС Боинг 737-300/400/500 от 23.04.2008 № 118-У, на ВС Боинг 737-800 от 19.12.2008 № 436-У, по программе подготовки пилота-инструктора на ВС Боинг 737 от 29.02.2012 № 72-У, во исполнение которых понес затраты на оплату подготовки во ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» в размере 347 000,00 руб., ФГАОУ ДО (ПК) «Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации» в размере 7 140,00 руб., командировочные расходы в сумме 198 358,60 руб., среднюю заработную плату (стипендию) на время обучения в сумме 341 620,00 руб.

По условиям договоров на обучение ФИО4 обязался отработать у истца не менее 5 лет после окончания обучения, однако обещания не сдержал, а при увольнении ранее обещанного срока сообщил, что является ветераном боевых действий (удостоверение от 01.03.2007 БК № 0693215) и сослался на положение пп. 17 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах), согласно которому обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации является мерой социальной поддержки и осуществляется за счет средств работодателя.

Истец указывает, что является коммерческой организацией и не должен нести бремя расходов по реализации Закона о ветеранах.

Ответчик и привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Минтруд России иск не признали.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

21 апреля 2008 г. между ФГУП «Оренбургские авиалинии» и ФИО4 был заключен трудовой договор, согласно которому последний был принят на работу в должности стажера второго пилота ВС Боинг-737.

Согласно заключенному 23 апреля 2008 г. между ФГУП «Оренбургские авиалинии» и ФИО4 договору на обучение № 118-У ФГУП «Оренбургские авиалинии» обязалось обеспечить ФИО4 возможность прохождения курса по программе переподготовки пилотов на ВС Боинг 737-300/400/500 в Центре летной подготовки Санкт-Петербургского государственного университета ГА, а также обеспечить тренажерную подготовку в Центре подготовки авиаперсонала «Люфтганза», а ФИО4 – пройти обучение и после получения документа об окончании учебного заведения проработать в ФГУП «Оренбургские авиалинии» по трудовому договору не менее 5 лет.

Согласно заключенному 19 декабря 2008 г. между ФГУП «Оренбургские авиалинии» и ФИО4 договору на обучение № 436-У работодатель обеспечить последнему возможность прохождение курса по программе переподготовки пилотов на ВС Боинг 737-800 в Центре летной подготовки Санкт-Петербургского государственного университета ГА, а также тренажерную подготовку, а ФИО4 – пройти обучение и после получения документа об окончании учебного заведения проработать в ФГУП «Оренбургские авиалинии» по трудовому договору не менее 5 лет.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 № 1052 ФГУП «Оренбургские авиалинии» с 20 января 2011 г. преобразовано в ОАО «Оренбургские авиалинии».

Согласно заключенному 29 февраля 2012 г. между ОАО «Оренбургские авиалинии» и ФИО4 договору на обучение № 72-У работодатель обязался за счет собственных средств обучить ФИО4 по программе подготовки пилота-инструктора на ВС Боинг 737 в Уральском УТЦ г. Екатеринбурга, а ФИО4 – пройти обучение и после получения документа об окончании учебного заведения проработать в ОАО «Оренбургские авиалинии» по трудовому договору не менее 5 лет.

Расходы работодателя на обучение ФИО4 составили 347 000,00 руб. на оплату образовательных услуг ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», 7 140,00 руб. на оплату образовательных услуг ФГАОУ ДО (ПК) «Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации», командировочные расходы в сумме 198 358,60 руб., расходы на выплату средней заработной платы (стипендии) на время обучения в сумме 341 620,00 руб., что подтверждается договорами от 01.01.2008 № 95/ДО-08, от 20.01.2011 № Г-006, счетами, платежными поручениями, отчетными финансовыми документами.

Приказом работодателя от 03.08.2012 № 315-Л ФИО4 освобожден от занимаемой должности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса по инициативе работника.

При производстве расчета ФИО4, предъявив удостоверение от 01.03.2007 БК № 0693215, поставил работодателя в известность, что является ветераном боевых действий, и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах, согласно которому обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации осуществляется за счет средств работодателя.

19 октября 2012 г. истец направил в адрес ответчика требование о возмещении убытков, оставленное без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Работодатель имеет право заключать с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, который является дополнительным к трудовому договору (ст. 198 Трудового кодекса).

Одним из условий ученического договора может быть обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре (ст. 199 Трудового кодекса).

По условиям п. 2.4.6 договоров на обучение ФИО4 обязался проработать после получения документа об окончании учебного заведения не менее 5 лет.

В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 Трудового кодекса).

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством (ч. 2 ст. 207 Трудового кодекса).

При увольнении срок отработки ФИО4 после окончания обучения по договору от 23.04.2008 № 118-У составил 49 месяцев, по договору от 19.12.2008 № 436-У составил 43 месяца, по договору от 29.02.2012 № 72-У составил 4 месяца. По состоянию на день увольнения затраты работодателя на обучение, исчисленные истцом по правилам ст. 249 Трудового кодекса, составили 419 428,44 руб.

В то же время согласно пп. 17 п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование является мерой социальной поддержки и предоставляется ветеранам боевых действий за счет средств работодателя.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, установленные в т.ч. ст. 16 названного закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 15.05.2013 по делу № 2-1188/2013 ОАО «Оренбургские авиалинии» отказано в удовлетворении иска к ФИО4 о взыскании денежных средств в виде стоимости обучения в размере 419 428,44 руб. Суд указал, что условия договоров на обучение и ст. 207, 249 Трудового кодекса, обязывающие ФИО4 возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, противоречат положениям пп. 17 п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах и не подлежат применению.

Утрата имущества лица, чье право нарушено, а также расходы, которое лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, в силу ст. 15 Гражданского кодекса являются его убытками. Расходы работодателя на обучение ФИО4 в невозмещенной части составляют убытки истца.

На обращение истца в Минфин России о возмещении убытков получен ответ Минтруда России от 28.12.2012 № 12-5/3839, в котором последний сообщил, что выплата работодателям компенсации затраченных средств на обучение работников из числа ветеранов боевых действий на курсах переподготовки и повышения квалификации Законом о ветеранах не предусмотрена.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Мера социальной поддержки, установленная пп. 17 п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах, согласно ст. 16 названного закона отнесена к расходным обязательствам Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, требования о взыскании убытков в размере невозмещенных расходов по предоставлению меры социальной поддержки, установленной федеральным законом, предъявленные к Российской Федерации в лице финансового органа, подлежат удовлетворению на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса за счет казны Российской Федерации.

Судебные расходы согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

На основании ст.ст. 4, 27, 49, 65, 71, 75, 121, 123, 102, 110, 123, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск открытого акционерного общества «Оренбургские авиалинии» (ОГРН <***> ИНН <***> дата г.р. 20.01.2011) к ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***> ИНН <***> дата г.р. 15.01.2003) о взыскании 419 428 руб. 44 коп. удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 419 428 (четыреста девятнадцать тысяч четыреста двадцать восемь) руб. 44 коп. убытков, 11 388 (одиннадцать тысяч триста восемьдесят восемь) руб. 57 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Козлов В.Ф.