ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-118710/20-154-874 от 01.12.2020 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                             Дело № А40- 118710/20-154-874

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2020 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Полукарова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Подрезовым А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" (420073, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ГОРОД КАЗАНЬ, УЛИЦА ШУРТЫГИНА, 15, ОГРН: 1021603620323, Дата присвоения ОГРН: 27.09.2002, ИНН: 1660061210)

к Министерству энергетики Российской Федерации (109074, ГОРОД МОСКВА, ПРОЕЗД КИТАЙГОРОДСКИЙ, 7, ОГРН: 1087746777205, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2008, ИНН: 7705847529)

Третьи лица: 1. ПАО «ГАЗПРОМ» (117420, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА НАМЁТКИНА, ДОМ 16, ОГРН: 1027700070518, Дата присвоения ОГРН: 02.08.2002, ИНН: 7736050003); 2. ООО «Газпром Инвест» (196210, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛИЦА СТАРТОВАЯ, ДОМ 6, ЛИТЕР Д).

о признании незаконным и отмене приказа Министерства энергетики Российской Федерации № 342 от 29.04.2020г. г. Москва «Об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и земель в целях эксплуатации неотъемлемых технологических частей объекта газоснабжения федерального значения «Реконструкция газопровода МиннибаевоКазань на участке 220 - 285 км» в части установления публичного сервитута на срок 49 лет для использования земельных участков и земель в целях эксплуатации кабельной линии связи газопровода Миннибаево-Казань на участке км 0 – км 92,3 и линии электропередачи кабельной 0,4 кВ УПОУ МГ Миннибаево-Казань км 92,3 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:000000:276 и 16:33:000000:184, указанных в Перечне к приказу Министерства энергетики Российской Федерации № 342 от 29.04.2020г.

В судебное заседание явились:

Участники, согласно протокола;

УСТАНОВИЛ:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" (далее – Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Министерства энергетики Российской Федерации № 342 от 29.04.2020г. г. Москва «Об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и земель в целях эксплуатации неотъемлемых технологических частей объекта газоснабжения федерального значения «Реконструкция газопровода Миннибаево Казань на участке 220 - 285 км» в части установления публичного сервитута на срок 49 лет для использования земельных участков и земель в целях эксплуатации кабельной линии связи газопровода Миннибаево-Казань на участке км 0 – км 92,3 и линии электропередачи кабельной 0,4 кВ УПОУ МГ Миннибаево-Казань км 92,3 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:000000:276 и 16:33:000000:184, указанных в Перечне к приказу Министерства энергетики Российской Федерации № 342 от 29.04.2020г.

Судом в судебном заседании 25 ноября 2020 был объявлен перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ до 01 декабря 2020.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве со ссылкой правомерность оспариваемого приказа.

Третье лицо (ПАО «ГАЗПРОМ») возражало против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Третье лицо (ООО «Газпром Инвест») в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Согласно поступившим от ООО «Газпром Инвест» письменным пояснениям, оно просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судом проверено соблюдение заявителем срока на обжалование приказа Минэнерго России, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ и установлено, что срок соблюден.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из заявления, 12 мая 2020г. в адрес Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ «Волго-Вятскуправтодор») поступил приказ Министерства энергетики Российской Федерации № 342 от 29.04.2020г. «Об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и земель в целях эксплуатации неотъемлемых технологических частей объекта газоснабжения федерального значения «Реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке 220 - 285 км» (далее - Приказ Минэнерго РФ № 342). В подтверждение даты поступления Приказа Минэнерго РФ № 342 представляем копии почтового конверта с идентификатором № 42897145069476 и Отчет об отслеживании Почты России.

Вышеуказанный Приказ Минэнерго РФ № 342 был направлен в адрес ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в связи с тем, что касается установления публичного сервитута для использования земельных участков и земель в целях эксплуатации неотъемлемых технологических частей объекта газоснабжения федерального значения «Реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке 220 - 285 км» в части земельных участков с кадастровыми номерами 16:33:000000:184 и 16:24:000000:276, являющихся собственностью Российской Федерации и переданных ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в постоянное (бессрочное) пользование, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Приказ Минэнерго РФ № 342 принят на основании ходатайства ПАО «Газпром» от 21.02.2020г. в соответствии со ст. 23 и главой V Земельного кодекса РФ, подпунктом 4.4.31 Положения о Министерстве энергетики РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2008г. № 400 в целях эксплуатации кабельной линии связи газопровода Миннибаево-Казань на участке км 0 - км 92,3 и линии электропередачи кабельной 0,4 кВ УПОУ МГ Миннибаево-Казань км 92,3 (далее - Объект ПАО «Газпром»), входящих в состав объекта газоснабжения федерального значения «Реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке 220 - 285 км».

Учреждение, посчитав приказ Минэнерго незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований Заявитель ссылается на отсутствие полномочий Минэнерго России на издание Приказа № 342, а также на его несоответствие пункту 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федеральному закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257). Также истец указывает, что Приказ № 342 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности как владельца автомобильных дорог и земельных участков с кадастровыми номерами 16:33:000000:184 и 16:24:000000:276 в связи с тем, что приказ устанавливает право ПАО «Газпром» использовать полосы отвода автомобильных дорог на условиях публичного сервитута без заключения договора (соглашения о сервитуте) и решения Росавтодора об установлении публичного сервитута.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд соглашается с доводами Минэнерго РФ и при этом руководствуется следующими обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом.

В соответствии с пунктом 18 Земельного кодекса цели установления публичного сервитута установлены статьей 39.37 Земельного кодекса.

Статья 39.37 Земельного кодекса предусматривает, в том числе, установление публичного сервитута для использования земельных участков в целях размещение линейных объектов системы газоснабжения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения.

В соответствии с пунктом 4.4.31 положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400, к полномочиям Минэнерго России отнесено принятие решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.

Исходя из приведенных выше норм, суд соглашается с Минэнерго России и считает, что Минэнерго России, устанавливая публичный сервитут Приказом № 362, действовало в пределах своих полномочий предоставленных законодательством Российской Федерации.

Графическое описание местоположения границ публичного сервитута подготовлено в соответствии с положением приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 № 541 «Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения» (далее - Приказ № 541).

Ходатайство об установлении публичного сервитута соответствует Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 № 542 «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута» (далее - Приказ № 542).

Согласно пункту 5 статьи 39.43 Земельного кодекса РФ решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.

Полномочия Росавтодора в сфере установления публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог ограничены только земельными участками в границах полос отвода автодорог и не исключают полномочий Минэнерго России устанавливать публичный сервитут в порядке главы V.7 для размещения и эксплуатации линейных объектов (инженерных сооружений) газоснабжения.

Из пункта 4.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что решения об установлении публичных сервитутов принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства в отношении земельных участков только в границах полос отвода автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Основными элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2002 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является, прежде всего, систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

Границы земельных участков с кадастровыми номерами 16:33:000000:184 (единое землепользование), 16:24:000000:276 (единое землепользование) в отношении которых установлен сервитут, на кадастровом квартале не определены, сведений о координатах, характерных точек не имеется, межевание не проведено. Таким образом, определить в каких границах спорные земельные участки являются полосой отвода автомобильных дорог не представляется возможным, так как отсутствуют установленные надлежащим образом границы полосы отвода.

Приказом № 541 утверждены требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута. Графическое описание публичного сервитута, установленного Приказом № 362 выполнено в соответствии с вышеуказанными требованиями. В связи с тем, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:000000:276 и 16:33:000000:184 не скоординированы, изъять из графического описания местоположения границ публичного сервитута не представляется возможным.

Учитывая изложенное, Минэнерго России, устанавливая публичный сервитут Приказом № 362, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему Земельным кодексом, а также Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации. Оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушаются тем, что с ним не заключено соглашение, предусматривающее плату за сервитут, условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог.

Между тем, с соответствии со ст. 39.46 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута, предусматривающее в том числе и размер платы за сервитут, заключается с владельцем земельного участка после принятия решения об установлении сервитута уполномоченным органом.

Соглашение об установлении сервитута в том числе предусматривает размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения; права и обязанности обладателя публичного сервитута при осуществлении публичного сервитута; график и сроки выполнения работ при осуществлении публичного сервитута и прочие условия в соответствии со ст. 39.47 ЗК РФ.

ПАО «Газпром» инициировано проведение оценочных работ. После получения отчетов об оценке в адрес правообладателей земельных участков будут направлены проекты соглашения об осуществлении публичного сервитута.

22.09.2020 исх.№ 07/014-51834 ООО «Газпром инвест» в адрес Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» было направлено письмо «О планируемом заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута». В настоящее время ПАО «Газпром» проводит мероприятия по определению размера платы за публичный сервитут. После завершения вышеуказанных мероприятий, ООО «Газпром инвест» направит проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в адрес Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства».

Кроме того, строительство объектов осуществлялось на основании Технических условий, выданных Заявителем, от 07.02.2011 № 10, № 11 и от 03.02.2012 № 6, которые предусматривают условия размещения Объектов в полосе отвода автомобильных дорог и их эксплуатации.

В соответствии с п.8 ст. 90 ЗК РФ Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников  земельных участков  возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

При этом построенные Спорные объекты являются подземными, что предусмотрено ТУ, в связи с чем ПАО "Газпром" фактического пользования спорными земельными участками не осуществляет.

Необходимость установления публичного сервитута в отношении спорных земельных участков возникла и обусловлена новыми нормами, внесенными ФЗ № 341-ФЗ, и принятыми в его развитие подзаконных актов и разъяснений Минэкономразвития РФ, в соответствии с которыми публичный сервитут устанавливается в отношении всего инженерного сооружения (линейного объекта), а его граница определяется по охранной зоне сооружения.

Таким образом, у Заинтересованного лица имелись правовые основания для издания оспариваемого Приказа и оснований для признания оспариваемого приказа недействительным не имеется.

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, однако отклонены судом, как не подтвержденные доказательствами, основанные на неверном толковании норм права и не свидетельствующие о возможности удовлетворения требований.

При указанных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 150, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" - оставить полностью без удовлетворения.

Проверено на соответствие Действующему законодательству РФ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                  А.В. Полукаров