ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-147346/2021-92-965 от 15.10.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-147346/21-92-965

17 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения принята путем подписания 15 октября 2021года

Решение в полном объеме изготовлено 17 ноября 2021 года

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Тетериным А.Н.

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»

к ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 28 ПО Г. МОСКВЕ

о признании незаконным постановления от 16.11.2018 № 772820181001066001, действий

по отказу в прекращении исполнения указанного постановления

при участии:

От заявителя –  не явился, извещен;

От ответчика –  ФИО1 доверенность № 06-04/001286 от 18.01.2021, диплом;

ФИО2 дов. от 05.02.2021 №06-04/004895, диплом; ФИО3 дов. от 15.10.2021 №06-04/048540;

УСТАНОВИЛ:

ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России № 28 ПО Г. МОСКВЕ (далее – ответчик, Инспекция) от 16.11.2018 № 772820181001066001 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ.

Заявитель представителя в судебное заседание не направил, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия заявителя в порядке, предусмотренном ч. 3 ст.156 АПК РФ.

Представитель ответчика возражал по доводам отзыва.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Судом проверено и установлено, что срок на обжалование предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем соблюдён.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Как следует из материалов дела, постановлением Инспекции Федеральной налоговой службы России № 28по г. Москве № 772820181001066001 от 16.11.2018 года ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 261 083 243,68 рублей за нарушение требований валютного законодательства, выразившееся в нарушении статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно зачисление ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» на свой счет, открытый в банке ОАО «Зираат Банк Азербайджан» (Республика Азербайджан) денежных средств на сумму 6 208 496 долларов США, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2021 года по делу №А40-308679/2018 Постановление № 772820181001066001 от 16.11.2018 года признано незаконным и отменено в части штрафа, превышающего 130 541 622,00 рубля.

28.06.2021 года ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» ссылаясь на устранение Федеральным законом от 31.07.2020 № 291-ФЗ обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности, а также на то, что на момент вступления в силу данного Федерального закона постановление № 772820181001066001 от 16.11.2018 года о назначении административного наказания не исполнено, полагая, что в соответствии со ст. 1.7, 24.5, 31.7 КоАП РФ имеются основания для прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности, обратилось в ИФНС России № 28 по г. Москве с ходатайством о вынесении Постановления о прекращении исполнения Постановления о назначении административного наказания № 772820181001066001 от 16.11.2018 года.

ИФНС России № 28 по г. Москве Постановлением № 772820181001066001/1 от 01.07.2021 года в удовлетворении данного ходатайства отказала, указав, что основания для применения положений ст. 1.7 КоАП РФ и вынесения постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, вступившего в законную силу, отсутствуют.

Не согласившись с оспариваемым постановлением, полагая действия ИФНС России № 28 по г. Москве по отказу в прекращении исполнения Постановления о назначении административного наказания №772820181001066001 от 16.11.2018 года незаконными, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд считает необходимым указать следующее.

Постановлением от 16.11.2018 № 7728201810001066001 Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции и ему назначен административный штраф в сумме 261.083.243, 68 рубля.

Основанием для привлечения Общества к ответственности за совершение административного правонарушения явилось следующие обстоятельства.

19.04.2017 между ОАО «Зираат Банк Азейрбаджан» (республика Азейрбаджан) и ООО «Проммаш тест» заключен кредитный договор № 02CRED17000012 на предоставление целевой кредитной линии в размере 6 843 745 долларов США.

26.05.2017 Общество зачислило на свой счет № 40165840000688600103, открытый в ОАО «Зираат Банк Азейрбаджан» (республика Азейрбаджан), вышеуказанные денежные средства.      

Поступление денежных средств на сумму 6 208 496 долларов США подтверждается отчетом о движении средств в банке за пределами Российской Федерации за 2 квартал 2017 года от 17.10.2017, Паспортом сделки от 05.06.2017 №17060001/2559/0000/6/1 ведомостью банковского контроля.

В соответствии с пп. «б» п.9 ч.1 ст.1 № 173-ФЗ валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Статьей 12 № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации минуя счета в уполномоченных банках.

Зачисление на счет Общества № 40165840000688600103, открытый в банке ОАО «Зираат Банк Азейрбаджан» (республика Азейрбаджан) денежных средств от 26.05.2017 на сумму 6 208 496 долларов США от нерезидента Республики Азейрбаджан указанным перечнем не предусмотрено.

Денежные средства, которые в силу № 173-ФЗ не могут быть зачислены на счета в зарубежных банках, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках РФ.

В соответствии с ст. 20 № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.25 № 173-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет административную ответственность.

Таким образом, Общество, зачислив 26.05.2017 денежные средства на сумму 6.208.496 долларов США минуя счета в уполномоченных банках РФ, осуществило незаконную валютную операцию, не предусмотренную №173-Ф3, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25КоАПРФ.

Общество обжаловало Постановление от 16.11.2018 № 7728201810001066001 в Арбитражном суде г. Москвы.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2019 Постановление Инспекции ФНС России № 28 по г. Москве от 16.11.2018 № изменено в части назначения административной ответственности в виде штрафа в размере 261.083.243, 68 руб. на предупреждение, в остальной части постановление признано законным и обоснованным.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 Решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2019 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2020 признано незаконным и отменено постановление ИФНС России № 28 по г. Москве от 16.11.2018 №772820181001066001 о назначении ООО «Проммаштест» административного наказания по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в части назначения административного наказания, административный штраф снижен до 100 000 рублей.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2019 оставлено без изменения

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2021 постановление Инспекции от 16.11.2018 № 7728201810001066001 признано незаконным и отменено в части штрафа, превышающего 130 541 622 рубля.

Общество обратилось в Инспекцию с ходатайством о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания от 16.11.2018 № 7728201810001066001.

По итогам рассмотрения указанного ходатайства Инспекцией вынесено постановление от 01.07.2021 № 772820181001066001/1, которым ООО «Проммаштест» отказано в вынесении постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания № 7728201810001066001 от 16.11.2018.

Довод ООО «Проммаштест» о возможности применении положений ч.5.1 ст.12 Закона №173-Ф3 ввиду того, что Республика Азербайджан является членом ЕАЭС и осуществляет автоматический обмен финансовой информацией, отклоняется судом на основании следующего.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 291-ФЗ были внесены изменения в часть 5.1 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В измененной части 5.1 статьи 12 № 291-ФЗ предусмотрено, что на счета резидентов, открытых в банках, расположенных на территории государств, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств (территориях), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, могут быть зачислены денежные средства, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств -членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств (территориях), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, на срок свыше двух лет.

Так, изменения в ч.5.1 ст.12 Закона № 173-ФЗ внесены Федеральным законом от 02.12.2019 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Закон № 398-ФЗ вступил в силу 02.12.2019. Согласно ч.3 ст.3 Закона № 398-ФЗ действие положений ч.5.1 ст.12 Закона № 173-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

В силу абз.2 ч.4 ст.4 Закона № 173-ФЗ акты валютного законодательства Российской   Федерации  и  акты  органов  валютного  регулирования,   отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Обществом незаконная валютная операция осуществлена 26.05.2017, таким образом, положения ч.5.1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ в отношении общества не применимы.

Частью 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении, которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.          

Таким образом, вопреки доводу Общества административная ответственность за административное правонарушение, совершенное им в 2017 году, не была смягчена или отменена, положение общества каким-либо иным образом не было улучшено.

Ссылка Общества на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2020 по делу № А40-8146/2020 не имеет отношения к рассматриваемому делу.

В рамках указанного дела рассматривались иные фактические обстоятельства, в постановлении указано на то, что: «Федеральный закон от 02.08.2019 г. N 265-ФЗ (в редакции от 02.12.2019) "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" дополнил статью 12 Закона N 173-ФЗ частью 5.2, позволяющей физическим лицам - резидентам без ограничений зачислять на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства, получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства - члена ЕАЭС».

ООО «Проммаштест» физическим лицом не является, а рассматриваемые в рамках дела № А40-147346/21-92-965 правоотношения, в части либерализации ограничений, регулируются частью 5.1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, введенной Федеральным законом от 02.12.2019 № 398-ФЗ. При этом в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 398-ФЗ действие положений часть 5.1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о наличии в деянии Заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1  ст. 15.25 КоАП РФ.

Заявителем не представлено достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи, с чем вина Заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

При таких обстоятельствах, в деянии Заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1  ст. 15.25 КоАП РФ.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1  ст.15.25 КоАП РФ, судом установлен, обстоятельств, исключающих в отношении Общества производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5 КоАП РФ) не выявлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что  оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усмотрел, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 15.25, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 104, 123, 156, 163, 167-170, 207-211 АПК РФ

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований по заявлению ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» (ИНН <***>) к  ИФНС России №28 по г. Москве об оспаривании постановления 16.11.2018 № 772820181001066001 по делу об административном правонарушении, действий по отказу в прекращении исполнения указанного постановления.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                             Уточкин И.Н.