Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва, Дело № А40-150440/17-158-1228
12 декабря 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2017 г.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего: судьи Худобко И. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шуваевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью Фирма «Аскет» (ИНН – <***>, дата регистрации – 16.08.1993, 117587, <...>)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН <***>, дата регистрации 15.11.1991, 125009, <...>)
третьи лица: ГКУ Дирекции Заказчика Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮЗАО г. Москвы (117393, <...>) и Префектура ЮЗАО г. Москвы (117209, <...>)
о взыскании денежных средств и пени
с участием представителей:
от истца – согласно протокола судебного заседания,
от ответчика – согласно протокола судебного заседания,
от третьего лица Префектура ЮЗАО – согласно протокола судебного заседания
В судебное заседание не явилось третье лицо ГКУ Дирекции Заказчика ЖКХ и благоустройства ЮЗАО г. Москвы.
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании денежных средств и пени с учетом заявления в порядке ст. 49 АПК РФ, 2 082 629, 71 руб., пени в размере 21 681, 22 руб.
В судебное заседание не явилось третье лицо ГКУ Дирекции Заказчика ЖКХ и благоустройства ЮЗАО г. Москвы, возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие не заявило. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, в порядке ст. 123, ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в материалы дела представил отзыв на исковое заявление, в котором возражает против заявленных требований в полном объеме.
Ответчиком заявлено ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения.
От третьего лицо Префектура ЮЗАО в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление.
Суд, рассмотрев исковые требования, исследовав и оценив, по правилам ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО Фирма «Аскет» является Управляющей Компанией, эксплуатирующей и обслуживающей многоквартирные жилые дома по следующим адресам: <...>, Ленинский пр-т, д.83 корп.1, Ленинский пр-т, д.83 корп.2, ул. Профсоюзная, д.25 корп.1, ул. Новочеремушкинская, д.55 корп.2, ул. Гарибальди, д.З и нежилое здание с гаражом-автостоянкой по адресу: Ленинский пр-т, д.83Б (Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 077 000081 от 20.03.2015г.).
В разъяснениях Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 (ред. от 26.02.2009) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», ВАС РФ указал на то, что суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В вышеуказанных жилых домах и нежилом здании находятся нераспределенные жилые и нежилые помещения, а также машиноместа, принадлежащие на праве собственности городу Москвы:
В многоквартирном доме по адресу: ул. Панферова, д.4 согласно п.8.1.1., п. 11.1 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 23.12.2016г., реестровый № 13-003434-5601-0026-00001-02, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются и являются нераспределенными по состоянию на 04.08.2017г. следующие помещения - этаж Пэ2, помещение 1/с.н., комн.1-45, 117, тип "Спец.назначение", общей площадью 1 458,90 кв.м.; тип "Спец.назначение", 42 машиноместа (этаж Пэ2, помещение 1/с.н. машиноместа № 1-42), общей площадью 608,2 кв.м.; 24 машиноместа (этаж Пэ2, помещение I, машиноместа 43-44, 45-46, 47-48, 49-50, 51-52, 53-54, 55-56, 57-58, 59-60, 61-62, 173, 174; этаж Пэ1, помещение И, машиноместо № 176, 175), общей площадью 221,3 кв.м.
По состоянию на 04.08.2017 в собственности города Москвы по адресу: ул. ФИО4, д.4 находятся нераспределенные нежилые помещения и машиноместа, по которым имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за период с 01.04.2017г. - 31.07.2017г. в сумме 454 018 (Четыреста пятьдесят четыре тысячи восемнадцать) руб. 56 коп.
В многоквартирном доме по адресу: ул. ФИО4, д.4 согласно п.5 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, реестровый № 13-003434-5601-0026-00001-02, в собственность Администрации в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы передаются жилые помещения в количестве 294 квартир (№1-30, 33-37, 39-43, 47-300), общей площадью 17174,9 кв.м. Квартира № 143 по вышеназванному адресу была передана по договору социального найма нанимателю ФИО1 19 декабря 2013г. Совместно с нанимателем вселились члены его семьи: ФИО2, ФИО3. Согласно справки №3 (по книге учета свободной площади) квартира №143 по ул. Панферова, д.4 освобождена с 15.11.2016г. В соответствии с выпиской из домовой книги № 1892320 дома №4 по ФИО4 ул. наниматель квартиры ФИО1 умер 21.10.2015г., выписан 29.10.2015г., член семьи нанимателя ФИО2 умерла 17.05.2016г., выписана - 02.08.2016г. а член семьи нанимателя -ФИО3 умер 25.06.2016г., выписан -15.11.2016г. Соответственно, квартира №143 стала свободной, т.к. наниматель и все члены его семьи умерли., последний член семьи нанимателя выписан 15.11.2016г. На основании вышеизложенного, с 15.11.2016г. бремя содержания несет собственник -город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы. ГБУ города Москвы «МФЦ района Ломоносовский» 16.11.2016г. направило в адрес Департамента городского имущества города Москвы форму № 12-0 по свободной площади по адресу: ул. Панферова, д.4, кв.143.
По состоянию на 04.08.2017г. в собственности города Москвы по адресу: ул. ФИО4, д.4 находятся нераспределенное жилое помещение №143, по которому имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за период с 15.11.2016г. - 31.07.2017г. в сумме 24 003 (Двадцать четыре тысячи три) руб. 61 коп.
В многоквартирном доме по адресу: Ленинский пр-т, д.83, корп.1 согласно п.11.2 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 23.12.2016г., реестровый № 13-003434-5601-0026-00001-02, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются следующие нежилые помещения, которые по состоянию на 04.08.2017г. являются нераспределенными: 16 машиномест (этаж Пэ2, помещение I, машиноместа № 227-242), общей площадью 290,2 кв.м.
По состоянию на 04.08.2017г. в собственности города Москвы по адресу: Ленинский пр-т, д.83, корп.1 находятся нераспределенные нежилые помещения и машиноместа, по которым имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за период с 01.04.2017г. - 31.07.2017г. в сумме 61 060 (Шестьдесят одна тысяча шестьдесят) руб. 98 коп.
В многоквартирном доме по адресу: Ленинский пр-т, д.83, корп.2 согласно п.8.1.2 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 23.12.2016г., реестровый № 13-003434-5601-0026-00001-02, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются следующие нежилые помещения, которые по состоянию на 04.08.2017г. являются нераспределенными: этаж Пэ2, помещение 1/с.н., комн.1-8, 12, 25-65, 9, 34, 1, тип "Спец.назначение", общей площадью 1 650,2 кв.м.; тип "Спец.назначение", 46 машиномест (этаж Пэ2, помещение 1/с.н. машиноместа № 1-15, 16-17 (комн.82), 16-17 (комн.83), 18-19 (комн.84), 18-19 (комн.85), 20-21 (комн.86), 20-21 ( комн.87), 22-23 (комн.88), 22-23 (комн.89), 24-25 (комн.90), 24-25 (комн.91), 26-27 (комн.92), 26-27 (комн.93), 28-29 (комн.94), 28-29 (комн.95), 30-31 (комн.96), 30-31 (комн.97), 32-33(комн.98), 32-33 (комн.99), 34-35 (комн.100), 34-35 (комн.101), 36-46), общей площадью 741,7 кв.м.
По состоянию на 04.08.2017г. в собственности города Москвы по адресу: Ленинский пр-т, д.83, корп.2 находятся нераспределенные нежилые помещения и машиноместа, по которым имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за период с 01.04.2017г. - 31.07.2017г. в сумме 503 279 (Пятьсот три тысячи двести семьдесят девять) руб. 67 коп.
В нежилом здании по адресу: Ленинский пр-т, д.83Б согласно п. 11.4 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 23.12.2016г., реестровый № 13-003434-5601-0026-00001-02, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются в том числе 149 машиномест (этаж ПэЗ, помещение I, машиноместа № 1-22, 25-66, 73-144, этаж Пэ2, помещение II, машиноместа № 185-193, 208, 209, 233, 234), общей площадью 1 861,4 кв.м., которые по состоянию на 04.08.2017г. является нераспределенным.
По состоянию на 04.08.2017г. в собственности города Москвы по адресу: Ленинский пр-т, д.83Б находятся нераспределенные машиноместа, по которым имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за период с 01.04.2017г. - 31.07.2017г. в сумме 400 256 (Четыреста тысяч двести пятьдесят шесть) руб. 85 коп.
В многоквартирном доме по адресу: ул. Профсоюзная, д.25, корп.1 согласно п.8.1 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 13.03.2013г., реестровый № 13-001814-5601-0026-00001-03, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются и являются нераспределенными по состоянию на 04.08.2017г. - 26 машиномест (этаж п4, пом. I -м/м 15, 21, 22, 38, 70, 77; этаж п3 пом.VI - м/м 31, 41, 68, 72, 73, 75, 76, 78, 80, 82; этаж п2, помЛХ - м/м 61, этаж п1, пом.ХШ - м/м 14, 28, 29, 39, 40, 57, 59, 60, 61), общей площадью 507,9 кв.м. Согласно п.6.1.1 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 15.09.2011г., реестровый № 13-001814-5601-0026-00001-03, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передается следующее нежилое помещение, которые по состоянию на 04.08.2017г. являются нераспределенными: 1 этаж, пом.ХХ1, комн.1-7, 9-24, общей площадью 337,6 м2.
Следующие нежилые помещения по адресу: <...> этаж, пом. ХХУ, комн.13-26; 2 этаж, пом.ХХХ1Х, комн.1-13; 2 этаж, пом. XLI, комн. 1-10, пом. XIX, комн.1-4; пом. XL, комн. 1-9; 1 этаж, пом.ХХГ, комн.8, общей площадью 890,3 м2 находятся на праве безвозмездного пользования (ссуды) у РОО «Союз московских композиторов» согласно договору № 16/14БП от 19.09.2014г. При этом, необходимо отметить, что бремя содержания имущества несет собственник имущества, а именно город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы. В настоящее время имеется решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-44546/17-55-363 от 18.05.2017г. (судья Дубовик О.В.) об отказе ООО Фирма «Аскет» в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за услугу «Содержание и ремонт» с пользователя нежилых помещений РОО «Союз московских композиторов». Отказывая ООО Фирма «Аскет» в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался тем, что обязанность содержания общего имущества собственников многоквартирного дома производна от права собственности на помещение и долю в общем имуществе, предусмотренные ст.ст.36, 37, 39 ЖК РФ и не может быть возложена на иное лицо, не являющееся собственником. Таким образом, по вышеуказанным нежилым помещения, пользователем которых является РОО «Союз московских композиторов», оплату за услугу «Содержание и ремонт» обязан вносить собственник нежилых помещений, а именно город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы.
По состоянию на 04.08.2017г. в собственности города Москвы по адресу: ул. Профсоюзная, д.25, корп.1 находятся нераспределенные нежилые помещения и машиноместа, по которым имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за период с 01.01.2017г/01.02.2017г. - 31.07.2017г. в сумме 433 570 (Четыреста тридцать три тысячи пятьсот семьдесят) руб. 86 коп.
6. В многоквартирном доме по адресу: ул. Новочеремушкинская, д.55, корп.2 согласно п.8.1 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 15.03.2013г., реестровый № 13-001814-5601-0026-00001-03, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются следующие нежилые помещения, которые по состоянию на 04.08.2017г. являются нераспределенными: помещение 2 этаж, XXXI (комн.6-8), площадью 36,0 м2 и 34 машиноместа: этаж подвал 1, пом.1 м/м 141, 144а, 1446, 145а, 1456, 148а, I486, 150а,150б, 162а, 1626, 163а, 1636; этаж подвал пом.2 № 38, 41, 42, 78, 81, 82, 125, 126, 127; этаж цоколь, пом.10 № 4а, 46, 6, 8а, 86, 9а, 96, 10а, 106, Па, 116, 16, 25-35, общей площадью 473,8 м2.
По состоянию на 04.08.2017г. в собственности города Москвы по адресу: ул. Новочеремушкинская, д.55, корп.2 находятся нераспределенные нежилые помещения и машиноместа, по которым имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за период с 01.02.2017г. - 31.07.2017г. в сумме 160 196 (Сто шестьдесят тысяч сто девяносто шесть) руб. 43 коп.
В многоквартирном доме по адресу: ул. Гарибальди, д.З согласно п. 11.1 Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 17.09.2007г., реестровый № 13-003434-5601-0026-00001-02АЧР, в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передается в том числе нежилое помещение № III, общей площадью 231,5 кв.м., которое по состоянию на 04.08.2017г. является нераспределенным.
По состоянию на 04.08.2017г. в собственности города Москвы по адресу: ул. Гарибальди, д.З находится нераспределенное нежилое помещение, по которым имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за период с 01.02.2017г. - 31.07.2017г. в сумме 70 246 (Семьдесят тысяч двести сорок шесть) руб. 36 По состоянию на 04.08.2017г. в собственности города Москвы по адресу: ул. ФИО4, д.4, Ленинский пр-т, д.83 корп.1, Ленинский пр-т, д.83 корп.2, Ленинский пр-т, д.83Б, ул. Профсоюзная, д.25, корп.1; ул. Новочеремушкинская, д.55, корп.2; ул. Гарибальди, д.З находятся нераспределенные жилые и нежилые помещения и машиноместа, по которым имеется задолженность по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление за разные периоды в общей сумме 2 106 633 (Два миллиона сто шесть тысяч шестьсот тридцать три) руб. 32 коп.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.06.2012 № 272-ПП «О мерах по совершенствованию содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы или принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, внесении изменений в правовые акты правительства Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы», Префектуры административных округов и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (в части многоквартирных домов, находящихся в управлении подведомственных организаций) осуществляет функции в отношении помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы:
Главного распорядителя бюджетных средств города Москвы, направляемых на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах, находящихся в собственности города Москвы (п. 1.1.2)
Главного распорядителя бюджетных средств города Москвы, направляемых на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) жилых помещений в многоквартирных и жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы (п. 1.1.3).
Пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", установлено, что Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы.
В соответствии с п. 1 раздела 1, п. 6.5, 6.10 раздела 3 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, Департамент выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно п.2.9 Методических рекомендаций по оплате расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы организациям, управляющим многоквартирными домами основанием для оплаты работ и услуг по содержанию, текущему ремонту и коммунальной услуги (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы, является информация, предоставленная Департаментом городского имущества города Москвы.
В соответствии с п.2.10 вышеуказанных Методических рекомендаций префектуры административных округов города Москвы и Департамент ЖКХиБ города Москвы в 10-дневный срок с момента получения от Департамента городского имущества города Москвы информации о нераспределенных помещениях передают ее в ГКУ Дирекции Заказчика ЖКХ и Б ЮЗАО г. Москвы для осуществления расчета суммы бюджетных средств, необходимых для оплаты расходов по содержанию, текущему ремонту и коммунальной услуге (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах, находящихся в собственности города Москвы, а также жилых помещений в многоквартирных и жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы.
Постановление Правительства Москвы от 15.06.2012 № 272-ПП «О мерах по совершенствованию содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы или принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившим силу правовых актов города Москвы», Постановление Правительства Москвы от 08.12.2009г. № 1357-ПП «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы», Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с ЖК РФ» и Методические рекомендации по оплате расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы организациям, управляющим многоквартирными домами, регулируют порядок возмещения расходов по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы, при условии учета данных расходов при формировании бюджета города Москвы. Данные нормативно-правовые акты определяют статус, полномочия, права и обязанности каждого государственного органа, участвующего в процессе возмещении затрат Управляющим Компаниям, при условии запланированных расходов в бюджете г. Москвы на соответствующий год.
В соответствии с п.2.1.4.11 Постановления от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» на ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО возложена функция получателя бюджетных средств, направляемых на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу отопления нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, а также жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах, принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома и (или) жилого дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома и (или) жилого дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, за исключением жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении государственных бюджетных учреждений города Москвы.
Таким образом, законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления денежных средств управляющим организациям на содержание нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, при условии учета данных расходов при формировании бюджета города Москвы на соответствующий год.
При этом, в вышеуказанных нормативно-правовых актах не регламентирована обратная ситуация, при которой расходы на коммунальную услугу (отопление) и содержание нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы не заложены в бюджет г. Москвы на соответствующий год. Как указано выше, согласно методическим рекомендациям именно Департамент городского имущества Москвы обязан предоставить информацию о нераспределенных жилых и нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы. Данной информацией располагает только Департамент городского имущества Москвы, так как жилые и нежилые помещения по акту переданы во владение Департаменту городского имущества Москвы. Также необходимо отметить, что обратная ситуация - не предоставление информации о нераспределенных жилых и нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы данными методическими рекомендациями никоем образом не урегулирована. И действительно, в случае не предоставления информации Департаментом городского имущества Москвы о нераспределенных жилых и нежилых помещениях главному распорядителю Префектуре ЮЗАО Москвы и Департаменту ЖКХиБ Москвы, в свою очередь, главные распорядители бюджетных средств не имеют возможности предоставить информацию получателям бюджетных средств для формирования расчета.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 29.06.2010 №540-ПП «Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы» под нежилым фондом понимается - совокупность принадлежащих городу Москве и не предназначенных для проживания человека следующих недвижимых вещей: зданий, строений, сооружений и нежилых помещений. Объект нежилого фонда - здание, строение, сооружение и нежилых помещений. Объект нежилого фонда - здание, строение, сооружение, в том числе объект инженерного или коммунального назначения, или нежилое помещение, входящее в состав объекта нежилого фонда и/или расположенное в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.6.4 Положения, утвержденного названным постановлением № 540-ПП, Департамент городского имущества города Москвы в сфере управления нежилым фондом осуществляет полномочия собственника (города Москвы) в соответствии с Положением о нем, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением и иными актами законодательства РФ и города Москвы.
Согласно пунктам 2.5.2 и 2.5.3 данного Положения содержание объектов нежилого фонда, не имеющих пользователя, и доли общего имущества пропорционально площади не переданных в пользование нежилых помещений обеспечивает Департамент городского имущества города Москвы. Средства на содержание объектов нежилого фонда, не переданных в пользование, предусматриваются в бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период по заявке Департамента городского имущества города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
При указанных обстоятельствах, город Москва в лице Департамента городского имущества Москвы, приняв по акту жилые и нежилые помещения от застройщика обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и оплачивать коммунальные услуги.
Пунктом 9 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП установлено, что Департамент имущества города Москвы осуществляет полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно в части нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города.
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
В рассматриваемом деле Департамент городского имущества Москвы участвует именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города и, являясь надлежащим представителем ответчика, представляет не интересы собственно Департамента, а интересы субъекта Российской Федерации в указанном споре.
В связи с чем, в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Департамент выступает от имени субъекта Российской Федерации.
Согласно сравнительному анализу степени юридической силы Положения о Департаменте городского имущества города Москвы и Постановления Правительства Москвы от 15.06.2012г. № 272-ПП, можно сделать следующие выводы:
Департамент городского имущества города Москвы и Префектура ЮЗАО города Москвы являются главными распорядителями бюджетных средств города Москвы.
Положение о Департаменте городского имущества города Москвы утверждено Постановлением Правительства Москвы № 99-ПП от 20.02.2013г.
Нормативно-правовой акт, устанавливающий, что Префектура ЮЗАО города Москвы является главным распорядителем бюджетных средств города Москвы, является Постановление Правительства Москвы.
Руководитель Департамента городского имущества города Москвы и Префект ЮЗАО города Москвы назначается Мэром Москвы.
Учредителем Департамента городского имущества города Москвы и Префектуры ЮЗАО города Москвы является Правительство Москвы.
Необходимо обратить внимание на то, что наличие указанной задолженности влечет невозможность ООО Фирма «Аскет» отвечать по своим обязательствам перед ресурсоснабжающими организациями, так как Управляющая Компания является организацией, предоставляющей коммунальные услуги собственникам и осуществляющая свою деятельность на средства, полученные от собственников помещений в многоквартирном доме в качестве обязательных ежемесячных платежей.
Определением Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 № 373-0 установлено, что обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у их пользователя с даты приемки объекта строительства в эксплуатацию. Поскольку ответчику переданы помещения во исполнение инвестиционного контракта, то есть последний владеет помещениями на законном основании, он наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом (как непосредственно, так и с привлечением третьих лиц) в процессе технического обслуживания дома, в связи с чем, ответчик обязан участвовать в содержании общего имущества вне зависимости от регистрации права собственности на переданное имущество и долю в праве общей долевой собственности, а также вне зависимости от выставления или не выставления истцом счетов на оплату.
К исковому заявлению прилагаем расчёт затрат Управляющей Компании по оказанию услуг на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу отопления нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, подлежащих возмещению.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 309 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Обязанность по оплате за жилищно-коммунальные услуги по нераспределенным жилым и нежилым помещениям и машиноместам возникает с даты подписания акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, так как в соответствие с данным документом вышеуказанные жилые и нежилые помещения и машиноместа передаются во владение Департамента городского имущества города Москвы.
Итоговая сумма задолженности по возмещению расходов по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы составляет 2 106 633 (Два миллиона сто шесть тысяч шестьсот тридцать три) руб. 32 коп. за разные периоды в соответствии с расчетами.
Кроме того, как указывалось выше, в соответствии с п.2.9, 2.10 Методических рекомендаций по оплате расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, а также жилых помещений в многоквартирных и жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы организациям, управляющим многоквартирными домами основанием для оплаты является информация, предоставленная Департаментом городского имущества Москвы.
В соответствии с п.З Регламента об информационном взаимодействии префектур административных округов города Москвы, Департамента ЖКХ и Б города Москвы с Департаментом ЖП и ЖФ города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы, необходимом для оплаты расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) в отношении нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы, или жилых помещений, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы Департамент городского имущества города Москвы обязан направлять информацию о нераспределенных жилых и нежилых помещениях префектурам АО города Москвы и Департаменту ЖКХ и Б города Москвы.
В соответствии с положениями ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с ч.14 ст. 155 ЖК РФ Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В связи с тем, что имеет место просрочка платежа по оплате за содержание, текущий ремонт и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы, Истец, руководствуясь ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, начислил пени, в размере 21 681 (Двадцать одна тысяча шестьсот восемьдесят один) руб. 22 коп.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, предъявляя требование о взыскании задолженности по возмещению расходов по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственности города Москвы в размере 2 106 633 руб. 32 коп., истец должен доказать как факт образовавшейся задолженности, так и размер заявленных требований.
Ответчик, в свою очередь, при несогласии с иском в соответствии с правилами статьи 65 АПК РФ должен доказать отсутствие указанных обстоятельств, а именно: то, что у ответчика перед истцом отсутствует указанная задолженности, либо, что у истца отсутствуют основания заявлять данные требования в отношении Департамента городского имущества города Москвы.
Поскольку истцом представлены все необходимые документы, подтверждающие факт оказания услуг на указанную сумму (акты и др. документы), а ответчиком не представлено доказательств обратного, то суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 2 106 633 руб. 32 коп., а также неустойки в размере 21 681 руб. 22 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод отзыва ответчика о том, что Департамент городского имущества г. Москвы является надлежащим ответчиком в рамках данных правоотношений, судом отклоняется ввиду следующего.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы ссылается на п.1 ч.1 ст.З Закона г. Москвы от 23.11.2016 № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», которым утверждены ведомственные структуры расходов бюджета города Москвы на соответствующие периоды (приложение №3 законов). В соответствии с вышеназванной ведомственной структурой расходы на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых дома, находящихся в собственности города Москвы возложены на Префектуры административных округов г. Москвы, а в данном случае Префектуру Юго-Западного административного округа города Москвы (код ведомства - 971. целевая статья расходов - 05 Г 0600).
При этом, данная норма не подтверждает, что в действительности Префектуре ЮЗАО были перечислены денежные средства на содержание, текущий ремонт и коммунальные услуги (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах, находящихся в собственности города Москвы, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы по вышеуказанному адресу. Департамент городского имущества Москвы не направил информацию нераспределенных помещениях Префектуре ЮЗАО. Таким образом, денежные средства по данной статье расходов не были заложены и направлены Префектуре ЮЗАО.
Таким образом, именно Департаментом городского имущества города Москвы нарушен предусмотренный законодательством определенный порядок предоставления денежных средств управляющим организациям на содержание и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы.
Довод отзыва ответчика о не доказанности факта оказания услуг поставки тепловой энергии в нежилые помещения, а также довод об отсутствии оснований для начисления пени, судом также отклоняются ввиду следующего.
Заверенные копии документов, подтверждающие понесенные расходы Истца по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных жилых и нежилых помещений, подлежащих передачу в собственность городу Москва (копии договоров с
ресурсоснабжающими организациями, с подрядными организациями, с контрагентами,
акты выполненных работ по вышеназванным договорам), в т.ч. договоры теплоснабжения, платежные документы, выставляемые теплоснабжающей организацией, в также акты приема-передачи тепловой энергии приобщены к материалам дела на судебном заседание 09.11.2017г. посредством ходатайства.
Правилами предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением
правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 не определен четкий порядок направления
потребителю платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг. По
общепринятому правилу, платежные документы направляются по месту нахождения
объекта недвижимости. В действующем законодательстве не предусмотрено, что
квитанции за жилищно-коммунальные услуги исполнителем коммунальных услуг должны направляться по юридическому (фактическому) адресу местонахождения потребителя.
Платежные документы ежемесячно, в установленные законом сроки по машиноместам и нежилым помещениям по адресам: ул. Панферова, д.4, Ленинский пр-т, д.83. корп.1, Ленинский пр-т, д.83, корп.2, Ленинский пр-т, Д.83Б, ул. Новочеремушкинская, д.55. корп.2; ул. Профсоюзная, д.25. корп.2; ул. Гарибальди, д.З передаются посредством поста охраны подземного гаража-автостоянки.
При этом, в Департамент городского имущества города Москвы со стороны Истца неоднократно направлялись обращения, извещающие об обязанности оплачивать жилищно-коммунальные услуги за машиноместа и нежилые помещения, переходящие в собственности города Москвы (письмо ООО Фирма «Аскет» исх. № 58-17 от 28.02.2017г., досудебная претензия ООО Фирма «Аскет» исх. № 191-17 от 11.07.2017. ответ ДГИ города Москвы на досудебную претензию исх. № ДГИ-1-58573/17-1 от 16.08.2017г.).
В связи с этим, Департамент городского имущества города Москвы был извещен о обязанности оплачивать жилищно-коммунальные услуги по машиноместам и нежилым помещениям, переходящим в собственность города Москвы. При должной осмотрительности. Ответчик имел возможность оплачивать услуги. При этом, Ответчик в своем ответе на наши обращения указал, что нежилые помещения и машиноместа, находящиеся по вышеуказанным адресам, в бюджетном учете Департамента в составе имущественной казны города Москвы не числятся. Однако, согласно п.6 ч.2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Ответчик ДГИ г. Москвы должен был своевременно передать информацию о наличии нераспределенных машиномест и нежилых помещений, переходящих в собственность городу Москва, непосредственному получателю бюджетных средств - ГКУ Дирекции Заказчика ЖКХ и Б ЮЗАО г. Москвы, с целью заключения последним договора с Истцом о возмещении расходов по содержанию имущества города Москвы. Однако, многочисленные обращения Истца, направленные в адрес Ответчика и информирующие о наличии нераспределенных машиномест и нежилых помещений города Москвы и необходимости нести бремя содержания, были проигнорированы.
Кроме того, направлялись досудебные претензии о наличии задолженности за жилищно-коммунальные услуги, впоследствии Истцом был подан иск о взыскании задолженности в судебном порядке. При этом. Ответчик до настоящего времени не оплатил сумму задолженности. Хотя, во время судебного процесса Ответчик ДГИ г. Москвы имел возможность в добровольном порядке оплатить имеющуюся сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги, но со стороны Ответчика это сделано не было.
При этом суд учитывает, что истцом в судебном заседании 30.11.2017 были представлены документы, подтверждающие направление ответчику копии соответствующих счетов.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления ответчика Департамента городского имущества города Москвы об оставления искового заявления без рассмотрения ввиду следующего.
В приложении 23 к исковому заявлению допущена описка, указана досудебная претензия № 105-17 от 18.04.2017г. Хотя фактически к материалам дела приложена верная досудебная претензия № 191-17 от 11.07.2017г. с копией почтовой квитанции, подтверждающая направление Ответчику 11.07.2017г. В досудебной претензии № 191-17 от 11.07.2017г. указаны исковые требования в размере 2 106 633,32 руб. Кроме того, Ответчик направил в адрес Истца ответ на данную досудебную претензию исх. № ДГИ-1-58573/17-1 от 16.08.2017г.
Ввиду изложенного, суд приходит к выводу, что досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный законодательством, истцом соблюден надлежащим образом, а в связи с чем, ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку документально подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела, а ответчик не представил доказательств, опровергающих доводы истца, тогда как в силу ст. ст. 65, 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается, и которые должны быть подтверждены определенными доказательствами.
В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 12, 307, 309, 249, 210, 395 Гражданского кодека Российской Федерации, ст. ст. 4, 9, 65, 67, 69, 71, 102, 110, 121, 123, ч. 4 ст. 137, 156, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы за счет казны города Москвы в пользу Общества с ограниченной ответственностью Фирма «Аскет» денежные средства в размере 2 082 629 (два миллиона восемьдесят две тысячи шестьсот двадцать девять) рублей 71 (семьдесят одна) копейка, пени в размере 21 681 (двадцать одна тысяча шестьсот восемьдесят один) рубль 22 (двадцать две) копейки, а всего 2 104 310 (два миллиона сто четыре тысячи триста десять) рублей 93 (девяносто три) копейки, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 33 522 (тридцать три тысячи пятьсот двадцать два) рубля.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Фирма «Аскет» из федерального бюджета часть государственной пошлины в размере 120 (сто двадцать) рублей, уплаченной по платежному поручению №1895 от 08.08.2017.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья И. В. Худобко