ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-151470/16 от 01.12.2016 АС города Москвы

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д ГОРОДА М О С К В Ы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-151470/16-76-1345

29 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2016 года

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи Н.П. Чебурашкиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г. Антиповой

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению АО "Универсальная электронная карта"

к ГБУ Амурской области "Центр информационных технологий Амурской области"

о взыскании задолженности в размере 396620 руб. 75 коп., неустойки в размере 39662 руб. 07 коп.

при участии:

от истца – ФИО1 Вю. дов от 15.08.2016, ФИО2 дов от 17.05.2016

от ответчика – не явился

УСТАНОВИЛ  :

АО "Универсальная электронная карта" обратилось с исковым заявлением о взыскании с ГБУ Амурской области "Центр информационных технологий Амурской области" задолженности за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 по договору присоединения от 22.11.2011 №УОС_10/35 о присоединении к Правилам Единой Платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта» в размере 396620,75 руб., неустойки в размере 39662,07 руб. за период с 06.04.2015 по 08.06.2016.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Ответчик предъявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, и представил ходатайство о передаче дела на рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы истца, суд установил, что предъявленный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 1344-р ОАО «Универсальная электронная карта» определено федеральной уполномоченной организацией, реализующей предусмотренные главой 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» функции. Основной функцией АО «УЭК» является организация взаимодействия, в том числе информационно-технологического, всех участников процесса выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт.

Обязанность по организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК в соответствии со статьей 24 Закона № 210-ФЗ закреплена за субъектами Российской Федерации. Функции по непосредственному выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК в соответствии с ч. 3 ст. 24 и ч. 1 ст. 28 Закона № 210-ФЗ возложены на уполномоченные организации субъектов Российской Федерации, определяемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Амурской области в соответствии с Распоряжением Правительства Амурской области от 29.10.2010 № 120-р в качестве УОС определено государственное бюджетное учреждение Амурской области «Центр информационных технологий Амурской области».

В целях реализации УОС Амурской области функций по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК АО «УЭК» предоставляет услуги, предусмотренные Правилами Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта». Порядок, условия и размер оплаты услуг АО «УЭК» определены тарифами ЕПСС УЭК, которые являются неотъемлемой частью Правил ЕПСС УЭК и установлены в силу п. 3 ч. 5 ст. 28 Закона № 210-ФЗ.

Правила Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта» - совокупность документов, определяющих информационно-технологическое взаимодействие субъектов ЕПСС УЭК и условия участия в ЕПСС УЭК, включающие в себя, в том числе: Правила Федеральной уполномоченной организации, перечень и размеров тарифов за обслуживание УЭК в части, не касающейся функционирования электронных банковских приложений, в значении, установленном пунктом 3 части 5 статьи 28 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

С 01 января 2015 г. введены в действия приказом АО «УЭК» от 23.12.2014 № 191 Правила ЕПСС УЭК в редакции 2.2. Данная редакция Правил ЕПСС УЭК, включая тарифы ЕПСС УЭК, согласованы Минэкономразвития России - письмо от 10.12.2014 №30964-ОФ/Д09и.

22 ноября 2011 года между АО «УЭК» и ГБУ «Центр информационных технологий Амурской области» заключен договор №УОС_10/35 о присоединении к Правилам Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта». В соответствии с условиями договора о присоединении отношения сторон регулируются договором о присоединении и Правилами ЕПСС УЭК.

В соответствии с п. 5.1 и 5.2 договора о присоединении, а также в соответствии с п. 1 перечня тарифов, ответчик обязался выплачивать АО «УЭК» плату за услуги в течение 5 рабочих дней со дня выставления счета и акта оказанных услуг/выполненных работ.

Истцом направлялись акты об оказанных услугах и счета на оплату. Согласно положениям тарифов ЕПСС УЭК ответчик обязан в течение 20 рабочих дней подписать акт или направить мотивированный отказ от подписания акта, в противном случае услуги считаются принятыми, а акт оказанных услуг подписан сторонами. Мотивированных отказов от подписания актов оказанных услуг со стороны ответчика не поступало, в связи с чем, акты оказанных услуг считаются подписанными сторонами, а выставленные счета подлежат оплате.

Задолженность ответчика за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 по тарифам «Абонентская плата за ведение и актуализацию информации в информационной системе, организационное и техническое сопровождение Правил ЕПСС УЭК, использование логотипов ЕПСС УЭК и единого дизайна» и «Ведение единого реестра УЭК» составляет 396620,75 руб.

Факт оказания услуг подтверждается выпуском УЭК в Амурской области по данным Фронтальной системы ЕПСС УЭК.

Истец оказывал услуги ответчику в целях обеспечения непрерывного процесса выпуска, выдачи и обслуживания УЭК на территории Амурской области в соответствии с требованиями Закона № 210-ФЗ. Прекращение оказания указанных услуг со стороны АО «УЭК» привело бы к нарушению прав граждан Амурской области на получение УЭК и их обслуживание.

28.03.2016 истцом в адрес ответчика направлена претензия № 05-147 от 28.03.2016 с требованием оплатить задолженность.

Ответчик письмом № 132 от 28.04.2016 сообщил, что не имеет финансовой возможности оплачивать тарифы ЕПСС УЭК.

До настоящего времени задолженность по договору присоединения от 22.11.2011 № УОС_10/35 за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 ответчиком не погашена.

В соответствии с п. 6.4 договора присоединения неустойка за несвоевременную оплату услуг истца составляет 0,1% за каждый день просрочки, но не более 10% от всей суммы задолженности.

Из представленного истцом расчета следует, что сумма неустойки за период с 06.04.2015 по 08.06.2016 составляет 39662,07 руб.

Ответчик в отзыве ссылается на то, что договором присоединения не установлен размер тарифов; дополнительным соглашением № 3 от 22.11. 2013 к договору присоединения пункт 5.1. договора присоединения изложен в следующей редакции: «Участник обязуется оплачивать (работы) услуги, которые выполняются оператором в рамках ЕПСС УЭК, по тарифам, в порядке и в сроки, установленные Правилами ЕПСС УЭК и на основании отдельных гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), заключенных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Оплата работ (услуг), выполненных оператором ЕПСС УЭК, производится участником ЕПСС УЭК на основании актов выполненных работ/оказанных услуг, предусмотренных такими гражданско-правовыми договорами»; в 2015 году от АО «УЭК» не поступало предложений заключить договоры в соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; в 2015 году министерством финансов Амурской области не доведены лимиты бюджетных обязательств (ассигнования) управлению информатизации Амурской области для ГБУ «Центр информационных технологий Амурской области» для обеспечения исполнения своих функций по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК и оплаты тарифов ЕПСС УЭК; отсутствие возможности заключения контракта позднее даты его фактического исполнения положениями Закона №44-ФЗ.

Данные доводы ответчика необоснованны и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Ответчик присоединился в порядке ст. 428 ГК РФ к участию в работе Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта» в качестве Уполномоченной организации субъекта Российской Федерации. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Порядок, условия и размер оплаты услуг оказываемых АО «УЭК», в рамках ЕПСС УЭК, определены тарифами ЕПСС УЭК, которые являются неотъемлемой частью Правил ЕПСС УЭК и установлены в силу п. 3 ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Каждая редакция правил ЕПСС УЭК согласована с Минэкономразвития России. Действующая редакция (редакция 2.2) тарифов ЕПСС УЭК, согласована Минэкономразвития России письмом № 30964/ДО9и от 10.12.2014.

Изменения, предусмотренные дополнительным соглашением № 3 от 22.11. 2013 к договору присоединения и дополняющие пункт 5.1., предусмотрены в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ввели дополнительный альтернативный порядок оплаты тарифов ЕПСС УЭК для бюджетных организаций, осуществляющих закупку товаров, работ, услуг в соответствии с Законом 44-ФЗ.

Таким образом, УОС вправе по своему усмотрению использовать стандартный порядок оплаты, предусмотренный Правилами ЕПСС УЭК, либо осуществлять оплату с учетом требований Законом 44-ФЗ. Обязанность по оплате оказанных услуг АО «УЭК» в рамках ЕПСС УЭК лежит на участниках ЕПСС УЭК. Участник обязан самостоятельно принять решение о способе оплаты, предусмотренном договором, и исполнить обязательство по оплате. Услуги ответчику оказаны в полном объеме, что подтверждается документами, представленными в материалы дела.

АО «УЭК» своевременно извещало ответчика официальными письмами о необходимости заложить денежные средства в бюджет 2015 и 2016 годов.

Кроме того, в соответствии со ст.24 Закона № 210-ФЗ организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законом. Уполномоченным органом государственной власти Амурской области является Управление информатизации Амурской области.

При таких обстоятельствах, в обязанности УОГВС Амурской области входило организовать в соответствии с законом на территории Амурской области деятельность по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, в том числе обеспечить соответствующее финансирование предусмотренного законом проекта. Неисполнение данной обязанности не является основанием для неуплаты тарифов за надлежаще оказанные услуги.

В соответствии с условиями договора о присоединении отношения сторон регулируются договором о присоединении и Правилами ЕПСС УЭК.

Согласно п. 2.10 Правил ФУО споры с участием АО «УЭК» (оператор) подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы (договорная подсудность), в связи с чем, ходатайство ответчика о направлении дела на рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области не подлежит удовлетворению.

Учитывая, что требования истца обоснованны, документально подтверждены, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, по вине которого дело доведено до арбитражного суда.

На основании ст.ст. 309, 310 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст. 65, 106, 110, 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ  :

Взыскать с ГБУ Амурской области "Центр информационных технологий Амурской области" в пользу АО "Универсальная электронная карта" 396620 руб. 75 коп. задолженности, 39662 руб. 07 коп. неустойки и государственную пошлину в размере 11725 руб. 66 коп.

Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.

Судья Н.П. Чебурашкина