ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-16657/14 от 07.04.2014 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-16657/14

07 апреля 2014 г.

Арбитражный суд в составе:

судьи Аксеновой Е.А. (единолично) (шифр судьи 121-146)

рассмотрев в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ, дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области

к заинтересованному лицу – ФГУП «Почта России»

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1. КоАП РФ по мотиву нарушения ФГУП «Почта России» требований, предусмотренных лицензией.

Определением от 13.02.2014г. заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 4 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на осуществление ответчиком почтовых услуг с нарушением условий п. 5 лицензии № 108074, а именно - на несоблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо отзыв на заявление не представило.

Изучив материалы дела, суд считает, заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и ст. 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с п. 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005г. № 87, к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, договор об оказании услуг почтовой связи, заключаемый с физическими лицами, является публичным договором. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи" оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно пп. «а», «в» п. 47 раздела V «Права и обязанности операторов почтовой связи» Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. № 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления почтовые отправления в установленные сроки и обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

По результатам рассмотрения обращения гр. ФИО1 должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в отношении ФГУП «Почта России» была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой было установлено, что международное почтовое отправление - заказной мелкий пакет № RA376943325RU 28ю.08.2013г. принято в отделении почтовой связи Иркутск 664025 в 16-51 с адресом отправления США.

30.08.2013г. МПО покинуло сортировочный центр Иркутск МСЦ. 02.09.2013г. МПО поступило в место международного обмена Владивосток PI-2; 03.09.2013г. в ММО Владивосток PI-2 проведена операция экспорт МПО в США, но статус «Покинуло место международного обмена» - отсутствует, и на 17.12.2013г. (дата отправки гр. ФИО1 обращения) МПО адресату не вручено; 15.10.2013г. отправителем ФИО1 подано заявление на розыск МПО в месте приема Иркутск 664025.

29.11.2013г. спустя 45 дней заявление на розыск работниками контрольно-справочной группы Иркутского почтамта было направлено в департамент претензионной работы по МПО ГЦМПП- филиал ФГУП «Почта России».

Претензии по розыску МПО принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ и международными договорами РФ (требования ст.ст. 37 ФЗ №176-ФЗ «О почтовой связи» и п.п. «б» пункта 55 правил оказания услуг почтовой связи).

На основании письма Иркутского почтамта, установлено, что 13.01.2014г. заявление ФИО1 о розыске МПО не рассмотрено и письменный ответ о результатах розыска МПО в ее адрес в срок установленный законодательством РФ в течение 2 месяцев ФГУП «Почта России» не направлен, что является нарушением требований ст. 37 ФЗ №176-ФЗ «О почтовой связи и п.п. «б» пункта 55 правил оказания услуг почтовой связи

По выявленному факту государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в соответствии с полномочиями, предусмотренными ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ в отношении ФГУП «Почта России» по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 23.01.2014г. № 019-Пр

Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Судом проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в порядке ст. 28.2 КоАП РФ с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и является надлежащим доказательством наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

Тот факт, что при пересылке международного почтового отправления заказного мелкого пакета № RA376943325RU на территории Российской Федерации ФГУП «Почта России» нарушило требования п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 16, ст.37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 47, п.п. «б» п. 55 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, а, следовательно, лицензионные требования и условия, подтверждается материалами дела, в том числе, пересылочными документами.

Согласно п. 7 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через 60 дней со дня регистрации.

В силу п. 14 условий ФГУП «Почта России» обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.

В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Фактическое выявление признаков административного правонарушения является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, независимо от повода проверки и порядка ее проведения.

В данном случае административное правонарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, составленном в связи непосредственным обнаружением правонарушения должностными лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, и подтверждено другими представленными в дело доказательствами, соответствующими требованиям ч.ч 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.

Суд также считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, так как при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП «Почта России» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок привлечения ответчика к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения не истек.

Осуществляя услуги по пересылке почтовых отправлений, ответчик находится с отправителями в правоотношениях, на которые распространяется требование Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В рассматриваемом случае ФГУП "Почта России", не предпринявшее достаточных мер, направленных на недопущение нарушения требований, установленных нормативно-правовыми актами, посягало на права и законные интересы конкретного потребителя, чем нарушало законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 6971/10 по делу N А60-40489/2009-С6.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 основанием для отказа в привлечении ФГУП "Почта России" к административной правонарушении, заявителем не допущено и судом не установлено.

Таким образом, имеются все необходимые условия для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении ФГУП "Почта России" публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством и ненадлежащей организации заявителем публично значимой деятельности в области почтового дела.

Часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом того, что на момент рассмотрения настоящего дела ответчик ранее уже привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, а п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ повторное совершение правонарушения отнесено к числу обстоятельств, отягчающих административную ответственность, арбитражный суд считает возможным назначить штраф в размере 35000 рублей, считая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64-67, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ФГУП «Почта России» (131000, <...>, ОГРН <***> от 13.02.2003, ИНН <***>) и наложить административный штраф в размере 35000 (тридцать пять тысяч) рублей 00 коп.

Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: УФК по Иркутской обл.,

ИНН получателя платежа: 3808108956; КБК 096 1 16 90010 01 6000 140;

№ Счета получателя платежа: 401 018 109 000000 1 0001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской обл.; БИК: 042520001; КПП: 380801001; ОКАТО: 25401000000

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Е. А. Аксенова