ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-168729/16 от 02.02.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

24 марта 2017 года Дело № А40-168729/16-60-1539

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2017 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего

Буниной О.П.,

членов суда: единолично, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.С.

В заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1 – представитель, по доверенности от 23.12.2016г. №957; ФИО2 представитель по доверенности от 15.03.2016г. №672;

от заинтересованного лица – ФИО3 – главный специалист-эксперт, по доверенности от 30.12.2016г. №33848/2016;

от третьего лица – Минобороны – ФИО4 – консультант, по доверенности от 11.04.2016 г. № 212/2/488

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда по адресу: <...>, зал 5072 дело по заявлению Акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 119021, Москва, Комсомольский проспект, д.18, стр.3, дата регистрации 18.06.2009г.) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН <***>; ИНН <***>; 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д.15; дата регистрации: 03.11.2009г.)

Третьи лица – ТУ Росимущества в г. Москве; Министерство обороны Российской Федерации

о признании незаконным отказа в государственной регистрации

Установил:

Акционерное общество «РЭУ» обратилось в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве, о признании незаконным отказа от 12.06.2016г. №77/012/004/2016-1692, № 77/012/004/2016-1696 в государственной регистрации права собственности на спорные нежилые помещения – расположенные по адресу: <...> пом.; <...>, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на нежилые помещения - расположенные по адресу : <...>, помещение; <...>, в соответствии со ст. ст. 11,12 ГК РФ.

Определением от 26.09.2016г. судом, по собственной инициативе, к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены – ТУ Росимущество в г. Москве (107139, <...>), Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, 119160, <...>).

Протокольным определением от 08.12.2016г. судом принято заявление заявителя о конкретизации предмета требований, указанием индивидуальных характеристик помещений:

- нежилые помещения, <...>, площадью 932,5 кв.м. (подвал, помещение I комнаты 1-5, помещение II комнаты 1-17, 18б, помещение III комнаты 2-6, помещение IV комнаты 1-24, 1 этаж помещение II комнаты 1-5;

- нежилые помещения, <...>, площадью 48,3 кв.м. (1 этаж: помещение 1 комната 36, помещение 1а комнаты 1-4).

Свои требования заявитель мотивирует тем, что отказ в государственной регистрации права собственности нарушает его права и законные интересы и не соответствует действующему законодательству.

Управление Росреестра по Москве заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, представило материалы регистрационного дела.

Третье лицо - Минобороны России поддержало позицию Управления.

Третье лицо - ТУ Росимущества в г. Москве, извещенное о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в соответствии со ст. 121, 122 АПК РФ.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенного надлежащим образом представителя третьего лица, ТУ Росимущества в г. Москве, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, изучив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам:

Сообщением №77/012/004/2016-1692,1696 от 12.06.2016 Управлением Росреестра по Москве было отказано АО «Ремонтно-эксплуатационное управление» в регистрации права собственности в отношении объектов недвижимого имущества в виде помещений, расположенных по адресам: <...>, а также <...>, по основаниям, предусмотренным ст. 20 ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В обоснование своего отказа, регистрирующий орган указал на непредставление документов, свидетельствующих о наличии ранее возникшего права у реорганизованного лица - ФГУП «РЭУ МО РФ» на вышеуказанные объекты; представленный в Управление Передаточный акт составлен 29.05.2009г., то есть до создания ОАО «РЭУ», доказательствами наличия полномочий ФИО5 как законного представителя ОАО «РЭУ» на момент подписания передаточного акта о приватизации имущественного комплекса от 29.05.2009г. в Управление представлено не было, документов, свидетельствующих о причинах расхождения площадей в Управлении также не имеется, кроме того, согласно сведениям ЕГРП помещения, указанные в передаточном акте как IIа, а также эт.1 ком. II к 1 входя в состав помещений, принадлежащих на праве собственности третьим лицам.

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием к приостановлению в проведении государственной регистрации заявленного права не были устранены в установленный письмом от 31.05.2016г. №77/012/2008/2016-534 срок, управлением было отказано в государственной регистрации заявителю по основаниям, предусмотренным в п.1 ст.20 Закона о регистрации.

Заявитель считает отказ Управления Росреестра незаконным, поскольку предоставленные документы заявителем были достаточными для проведения регистрационных действий.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд считает оспариваемый отказ регистрирующего органа, оформленный сообщением 12.06.2016г. №77/012/004/2016-1692, 1696 соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя ввиду следующего:

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 3 части 1 статьи 199 АПК РФ установлено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, в том числе, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ, ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

В силу пункта 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом установлено, что оспариваемое сообщение №77/012/004/2016-1692, 1696  датировано 12.06.2016г.  с настоящим заявлением заявитель обратился в суд 11.08.2016г. посредством телекоммуникационных каналов связи, согласно штампа канцелярии Арбитражного суда г. Москвы, то есть с соблюдением установленного ч.4 ст.198 АПК РФ срока.

В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относится, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о регистрации при представлении документов для регистрации прав на недвижимое имущество Управлением осуществляется правовая экспертиза документов, целью которой является становление юридических фактов, являющихся бесспорным основанием для возникновения, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество. Представленные документы изучаются как на подлинность, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

В соответствии с ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 АПК РФ и п.6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов являются наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода ли прекращения прав па недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Согласно п.1 ст.13 Закона о регистрации обязательным этапом государственной регистрации прав на недвижимое имущество является правовая экспертиза документов. Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, изучаются как па предмет действительности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издании и в месте издания.

В силу п.2 ст.16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

В соответствии с п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на движимое имущество и представляемые па государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

30 марта 2016г. № 77/012/004/2016-1692,1696 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения с кадастровым № 77:09:0003014:5281 расположенные по адресу: Москва, Коптевская, д. 20, корп. 1 и нежилые помещения с кадастровым № 77:04:0004007:13579, расположенные по адресу: <...>

В качестве правоустанавливающих документов для проведения государственной регистрации были представлены Приказ об условиях приватизации №470 от 25.05.2009, Передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса от 29.05.2009, Приложение к приказу № 470 от 25.05.2009.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 25.05.2009 №470 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации» предусмотрена приватизация ФГУП «Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской фации» путем преобразования его в ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление».

Согласно представленному в Управление передаточному акту ФГУП Ремонтно-эксплуатационному управлению Министерства обороны Российской грации», передаются следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения (подвал, помещение № 1 комнаты №№ 1-5; помещ. № II, комнаты №№ 1-17, 186; помещение № III, комнаты №№ 2-6; помещение IV комнаты №№1-24.; 1 этаж, помещение № II, комнаты №№ 1-5) площадью 932,5 кв.м, расположенные по адресу: <...>- я Текстильщиков, 16; нежилые помещения (1 этаж: помещение №1, комната № 36, помещение № 1а, комнаты №№1-4) площадью 48,3 кв.м, расположенные по адресу: <...>.

Вышеуказанный акт утвержден 29.05.2009г. ВРИО начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации ФИО6.

Согласно разъяснениям, указанным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

В силу прямого указания закона (пункт 1 статьи 129 Гражданского Кодекса некой Федерации (далее - ГК РФ)), правопреемство, которое имеет место при реорганизации юридических лиц в форме преобразования, относится к числу универсальных. Это означает, в частности, что к вновь созданному юридическому переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, в числе и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются участниками гражданско-правовых отношений, а также те, которые на момент реорганизации не были выявлены. С учетом изложенного, передаточный акт не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа.

Таким образом, при универсальном правопреемстве значение имеет установление фактов возникновения прав и обязанностей у реорганизованного юридического лица.

Как установлено п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Из статьи 6 Закона о регистрации следует, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. При этом государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации, возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 установлено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию, причем, в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление», созданное в порядке преобразования ФГУП «РЭУ МО РФ», в качестве самостоятельного юридического зарегистрировано 18.06.2009.

Согласно данным ЕГРП вещных прав ФГУП «РЭУ МО РФ» на вышеуказанные объекты не зарегистрировано. Иных документов свидетельствующих о наличии ранее возникшего права, у реорганизованного лица ФГУП «РЭУ МО РФ» на вышеуказанные объекты ни на регистрацию, ни суду не представлено.

Таким образом, при отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект за ФГУП «РЭУ МО РФ» заявитель должен доказать, что данное право возникло у его правопредшественника по предусмотренным гражданским законодательством основаниям до вступления в силу Закона о регистрации, вместе с тем данные доказательства не представлены на государственную регистрацию заявленного права.

Представленный в Управление Передаточный акт от 29.05.2009 подписан начальником ФГУП «РЭУ МО РФ» и генеральным директором ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» - ФИО5, а также утвержден Врио начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ - заместителя Министра обороны РФ ФИО6, действующим на основании положения, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.2004 № 405, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.03.2009 № 147 и от 11.05.2009 № 348.

В соответствии с п.4 Приказа №470 от 25.05.2009 «Об условиях приватизации ФГУП «РЭУ МО РФ» до первого общего собрания акционеров 10 «Ремонтно-эксплуатационное управление» генеральным директором назначен ФИО5

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, полученной Управлением в соответствии с п.2 ст.16 Закона о регистрации, датой начала полномочий генерального директора ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» ФИО5 является 18.06.2009, то есть дата создания указанного юридического лица.

Представленный в Управление Передаточный акт составлен 29.05.2009, то есть, до создания ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» и, как указывалось выше, утвержден Врио начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации ФИО6.

Доказательств наличия полномочий ФИО5 как законного представителя ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» на момент подписания Передаточного акта о приватизации имущественного комплекса от 29.05.2009 не представлено.

В соответствии с передаточным актом ФГУП «РЭУ МО РФ» передаются следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения (подвал, помещение № 1 комнаты №№1-5; помещ. II, комнаты №№ 1- 17, 186; помещение № комнаты №№ 2-6; помещение IV комнаты №№1-24.; 1 этаж, помещение № II, ваты №№ 1-5) площадью 932,5 кв.м, расположенные по адресу: <...>- Текстильщиков, 16, а также нежилые помещения (1 этаж: помещение №1, комната I, помещение № 1а, комнаты №№1-4) площадью 48,3 кв.м, расположенные по адресу: <...>.

Однако исходя из заявления № 77/012/004/2016-1692, а так же сведений кадастрового паспорта помещения, площадь объектов недвижимого имущества (подвал, помещение № 1 комнаты №№1-5; помещ. II, комнаты №№ 1- 186; помещение № III, комнаты №№ 2-6; помещение IV комнаты №№1-24.; в, помещение № II, комнаты №№ 1-5) составляет 932,2 кв.м. Документов, свидетельствующих о причинах расхождения площадей в завлении отсутствуют.

Кроме того, согласно сведениям ЕГРП помещения, указанные в передаточном акте как Па, а также эт.1, ком. II к 1 входят в состав помещений, принадлежащих на праве собственности третьим лицам.

Таким образом, проведение государственной регистрации приведет к ущемлению прав третьих лиц.

Также, в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации правоустанавливающие документы, являющиеся основанием для государственной регистрации представляются не менее чем в двух экземплярах - подлинниках, один которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов, однако правоустанавливающие документы в виде Приказа об условиях приватизации №470 от 25.05.2009, Передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса от 29.05.2009, Приложения к приказу № 470 от 25.05.2009 сданы в единственном экземпляре.

Таким образом, вышеуказанная норма действующего законодательства не соблюдена.

При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для проведения государственной регистрации права собственности заявителя, в связи с чем, оснований к признанию отказ Управления, изложенного в сообщении №77/012/004/2016-1692, 1696 от 12.06.2016 г., у суда не имеется.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С учетом изложенного, оснований к удовлетворению заявленных требований у суда не имеется.

Госпошлина распределяется судом в порядке ч. 1 п. 1 ст. 110 АПК РФ.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 10, 12 ГК РФ, Федерального закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст.ст. 8, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 131, 167-171, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Взыскать с Акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 119021, Москва, Комсомольский проспект, д.18, стр.3, дата регистрации 18.06.2009г.) в доход федерального бюджета 3.000 (три тысячи) рублей госпошлины.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Судья О.П. Бунина