ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-17198/2022-117-132 от 07.07.2023 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва

Дело № А40-17198/22-117-132

24 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 24 августа 2023 года.

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Большебратской Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нестеровой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Циноферр» (127411, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.08.2016, ИНН: <***>)

к ФИО1

о взыскании 660 000 руб.

и по встречному исковому заявлению ФИО1 о взыскании с ООО «Торговый дом «Циноферр» 84 408 руб. 08 коп.

при участии до и после перерыва: согласно протоколу,

установил:

ООО «Торговый дом «Циноферр» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании 660 000 руб. в возврат денежных средств, уплаченных по договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС.

ФИО1, в свою очередь, обратился с встречным исковым заявлением о взыскании с ООО «Торговый дом «Циноферр» суммы 84 408 руб. 08 коп., в том числе, 76 190 руб. – задолженность по договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС и 8 218 руб. 08 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 29.09.2021 по 07.07.2023, с последующим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения денежного обязательства, а также расходов по оплате нотариальных услуг в сумме 42 700 руб. (с учетом принятого протокольным определением от 07.07.2023 уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).

Дополнительно, суд отмечает, что изначально ФИО1 обращался в суд как индивидуальный предприниматель, статус которого прекращен 04.05.2023 в связи с принятием им соответствующего решения, нарушения правил соблюдения подсудности не установлено.

Судебное заседание проведено 07.07.2023 после перерыва, объявленного в заседании суда 30.06.2023.

Представители сторон поддержали свои позиции по делу, мотивировав свои доводы и возражения существенными нарушением друг другом обязательств применительно к положениям ст. ст. 702, 715, 720, 779, 781, 782, 1102 ГК РФ и условиям договора.

Суд, рассмотрев исковые требования, исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между ИП «Торговый дом «Циноферр» (заказчик) и ИП ФИО1 (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС, согласно п. 1.1 которого исполнитель обязуется оказать заказчику услуги, поименованные в перечне оказываемых услуг, являющемся неотъемлемой частью договора, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Так, в соответствии с приложением № 1 к договору № 11_1308НС от 13.08.2021 ИП ФИО1 обязался оказать следующий перечень услуг:

1. аналитический блок - анализ продаж за предыдущий период, анализ целевого рынка - в течение 10 календарных дней;

2. стратегическая сессия - подготовка, проведение и формализация стратегической сессии - в течение 5 календарных дней;

3. разработка структуры отдела продаж - разработка основных бизнес-процессов отдела продаж, разработка функциональных обязанностей, разработка штатного расписания и структуры отдела продаж, разработка должностных инструкций - в течение 15 календарных дней;

4. база знаний по продукту - техническая документация по продукту, характеристики, преимущества, выгода в разрезе целевых групп клиентов, работа с возражениями - в течение 20 календарных дней;

5. подбор и обучение персонала отдела продаж - разработка вакансий, проведение собеседований, закрытие вакансий, обучение продукту, обучение продажам - в течение 45 календарных дней;

6. система мотивации - разработка плана продаж на 2021 и 2022 годы, разработка личных планов по менеджерам, включая опережающие показатели, разработка материальной мотивационной схемы, разработка нематериальной мотивации - в течение 15 календарных дней;

7. инструменты отдела продаж - сетевые папки, 1С, CRM, Скрипты, Inspring, IP телефония, презентация с функцией оповещения о прочтении, Telegram, система отчетности и дашборды - в течение 55 календарных дней.

В соответствии с п. 11.2 договора началом работ по договору считается дата зачисления денежных средств (п. 4.2.1.) на корреспондентский счет банка исполнителя.

В силу п. 4.2. договора оплата по договору производится в следующем порядке:

- оплата № 1 - 600 000 руб. в течение трех рабочих дней с момента подписания договора (п. 4.2.1. договора)

- оплата № 2 - 360 000 руб. - в срок до 28.09.2021 (п. 4.2.2. договора);

- остаток - 240 000 руб. в течение 3 (трех) рабочих дней после подписания акта (п. 4.2.3. договора).

Во исполнение названных обязательств 17.08.2021 заказчик в полном объеме оплатил в установленный договором срок аванс в сумме 600 000 руб., что подтверждается платежными поручениями № 309 от 16.08.2021 на сумму 90 000 руб., № 308 от 16.08.2021 на сумму 110 000 руб., № 308 от 16.08.2021 на сумму 85 000 руб., № 307 от 17.08.2021 на сумму 115 000 руб., № 310 от 17.08.2021 на сумму 80 000 руб., № 311 от 17.08.2021 на сумму 120 000 руб. и не оспаривается исполнителем.

01.10.2021 заказчиком было перечислено в пользу исполнителя 60 000 руб., что подтверждается платежным поручением № 473.

В силу раздела 3 договора по факту оказания услуг исполнитель предоставляет заказчику отчетные документы по всем этапам работ, указанным в приложении № 1 к настоящему договору (п. 3.1.). В течение 10 рабочих дней после получения всех отчетных документов и акта об оказанных услугах (акт) согласно приложению № 1 заказчик обязан подписать акт и направить один экземпляр исполнителю либо, при наличии недостатков, представить исполнителю мотивированный отказ от его подписания (п. 3.2.) В случае наличия недостатков исполнитель обязуется устранить их в течение 10 дней со дня получения соответствующих претензий заказчика (п. 3.3.). Услуги считаются оказанными с момента подписания сторонами акта (п. 3.4.).

В период с августа 2021 года по 15.10.2021 между сторонами велась переписка в мессенджере WhatsApp и активное взаимодействие по вопросам становления основных задач и их выполнения, по информированию заказчика о размещении на Яндекс.Диск отчетных файлов, подтверждающих факт оказания услуг.

Фактическое оказание услуг по договору оказывалось специалистами ФИО2 и ФИО3 на основании агентского договора от 13.08.2021, с учетом п. 1.2 договора возмездного оказания услуг от 13.08.2021.

Между тем, 01.12.2021 исполнителем по электронной почте получена претензия о нарушении сроков оказания услуг и уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора с требованием о возврате авансового платежа.

В ответном письме от 14.12.2021 исполнитель направил в адрес заказчика отчет о проделанной работе за период с 17.08.2021 по 08.10.2021 и акт выполненных работ по состоянию на 08.10.2021.

Заказчик подписанный акт выполненных работ в адрес исполнителя не вернул, выполненные работы не оплатил.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения сторон по договору в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

В ходе рассмотрения спора по делу, удовлетворив ходатайство ООО «Торговый дом «Циноферр» была проведена судебная экспертиза на предмет определения объема (в %) и стоимости выполненных работ/ оказанных услуг в рамках договора возмездного оказания услуг № 11_1308НС от 13.08.2021, заключенного между ООО «Торговый дом «Циноферр» и ИП ФИО1, проведение которой было поручено эксперту Союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и экспертных исследований «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова» ФИО4.

По результатам оценки выполненных работ, указанных в приложении № 1 к договору возмездного оказания услуг № 11_1308НС от 13.08.2021, эксперт в заключении № 0233/23 от 22.05.2023 пришел к следующим выводам:

1. Аналитический блок:

1.1. Анализ продаж за прошедший период.

1.2. Анализ целевого рынка:

ABC/XYZанализ продаж Циноферр за период с 2019 по 3 квартал 2021 года, в том числе, определен статус клиентов. Определены целевые и нежелательные клиенты, отраженные в Excelфайле, представленном на диске. ABCанализ по обороту контрагентов за период. XYZ анализ на частоте обращений контрагентов и точности прогнозирования изменений в их потребности за период.

Все результаты ABC и XYZ анализов сведены в общую таблицу для сегментации клиентов по разным группам в зависимости от их оборота и частоты обращений. Определены такие группы клиентов как AX, BX, CX, AY, BY, CY, AZ, BZ, CZдля дальнейшего использования данной информации по разработке Стратегии продаж компании.

Выделены приоритетные целевые сегменты среди общего количества контрагентов в зависимости от их вклада в финансовый результат.

Унифицированы и сведены вся информация по клиентам из AmoCRM в Единую клиентскую базу в Excel формате для дальнейшей работы в отделе продаж и разработки Стратегии компании.

Проведен анализ основным причин отказов (возражений) по работе с клиентами. Сведения о полученной информации сведены в отдельную таблицу для дальнейшей обработки возражений.

Представлен список аналитических статей, которые были использованы при изучении рынка специализированных антикоррозийных покрытий.

Проведена выгрузка и обработка клиентов и их сделок из AmoCRM за весь период, включая добавление и заполнение таких реквизитов как сайт, город, отрасль, статус, возражение. Всего 470 клиентов.

Определен целевой рынок АКЗ «Циноферр» и рассчитана его потенциальная емкость на 2022 год в размере 179 850 000 руб.

Определен целевой сегмент с высшим приоритетом для развития – электродегидраторы, включая основной список производителей данного оборудования.

Работы по разделу Аналитический блок выполнены на 100% в полном соответствии с утвержденным приложением к договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС, что подтверждается наличием соответствующих документов и описательной частью в них.

2. Стратегическая сессия:

2.1. Подготовка стратегической сессии.

2.2. Проведение стратегической сессии.

2.3. Формализация стратегической сессии.

В наличии имеется разработанный проект структуры стратегии продаж.

Работы по разделу Стратегическая сессия выполнены на 33% в соответствии с утвержденным приложением к договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС, что подтверждается наличием соответствующих документов.

3. Разработка структуры отдела продаж:

3.1. Разработка основных бизнес-процессов отдела продаж.

3.2. Разработка функциональных обязанностей.

3.3. Разработка структуры отдела продаж.

3.4. Разработка должностных инструкций.

Исполнителем разработаны и описаны основные бизнес-процессы отдела продаж в формате BPMN2.0 (пассивные и активные продажи).

Разработаны функциональные обязанности и должностная инструкция руководителя отдела продаж.

Разработаны функциональные обязанности и должностная инструкция менеджера отдела продаж.

Разработаны структура отдела продаж с ключевыми показателями эффективности по каждому сотруднику.

Разработаны задачи для руководителя отдела продаж на первые 2 недели.

Работы по разделу Разработка структуры отдела продаж выполнены на 100% в соответствии с утвержденным приложением к договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС, что подтверждается наличием соответствующих документов и описательной частью в них. Дополнительно разработаны задачи для руководителя на первые 2 недели работы.

4. Базы знаний по продукту:

4.1. Техническая документация по продукту.

4.2. Характеристики, преимущества, выгода в разрезе целевых групп клиентов.

4.3. Работа с возражениями.

Техническая документация по продукту Циноферр собрана и сохранена в специальных папках для удобства работы сотрудников отдела продаж.

Имеются файлы с описанием характеристик, свойств, преимуществ и выгод продукта Циноферр.

Имеется файл с описанием основных возражений в разрезе различных целевых групп, а также их обработка.

Работы по разделу выполнены на 100% в соответствии с утвержденным приложением к договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС, что подтверждается наличием соответствующих документов и описательной частью в них.

5. Подбор и обучение персонала по продажам:

5.1. Разработка вакансий.

5.2. Проведение собеседований.

5.3. Закрытие вакансий.

5.4. Обучение продукту.

5.5. Обучение продажам.

Разработаны вакансии на следующие должности:

- руководитель отдела продаж;

- менеджер отдела продаж;

- технический специалист отдела продаж.

Имеются отчетные документы по подбору кандидатов и проведении собеседований с заказчиком.

Работы по разделу Подбор и обучение персонала по продажам выполнены на 60% в соответствии с утвержденным приложением к договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС, что подтверждается наличием соответствующих документов и описательной частью в них.

6. Система мотивации:

6.1. Разработка плана продаж на 2021 и 2022 годы.

6.2. Разработка личных планов по менеджерам, включая опережающие показатели.

6.3. Разработка материальной мотивационной схемы.

6.4. Разработка нематериальной мотивации.

Разработан план продаж до конца 2021 года.

Работы по разделу Система мотивации выполнены на 25% в соответствии с утвержденным приложением к договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС, что подтверждается наличием соответствующих документов и описательной частью в них.

7. Инструменты отдела продаж:

7.1. Сетевые папки.

7.2. 1 С.

7.3. СRM.

7.4. Скрипты.

7.5. Ispring.

7.6. IP Телефония.

7.7. Презентация с функцией оповещения о прочтении.

7.8. Telegram.

7.9. Система отчетности и дашборды.

Создана структура сетевых папок, с информацией, необходимой для работы отдела продаж компании заказчика.

Работы по разделу Инструменты отдела продаж выполнены на 11% в соответствии с утвержденным приложением к договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС, что подтверждается наличием соответствующих документов и описательной частью в них.

Общий процент и стоимость выполнения работ по договору возмездного оказания услуг от 13.08.2021 № 11_1308НС, заключенного между ООО «Торговый дом «Циноферр» и ИП ФИО1, составляет 61% или 736 190 руб.

В ходе судебного заседания 30.06.2023 по ходатайству ООО «Торговый дом «Циноферр» был допрошен эксперт Союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и экспертных исследований «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова» ФИО4, подтвердившая выводы, сделанные по результатам экспертного исследования.

Оценив представленные сторонами доказательства: переписку сторон, их объяснения, заключение эксперта, суд приходит к выводу о доказанности факта выполнения работ исполнителем по договору от 13.08.2021 № 11_1308НС на сумму 736190 руб. и, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 450, 702, 708, 709, 711, 715, 720, 723, 737, 753, 779, 781, 782, 1102 ГК РФ, полагает требования ФИО1 о взыскании задолженности в сумме 76 190 руб. как разницы между авансовым платежом и стоимостью фактически выполненных работ обоснованными и подлежащими удовлетворению, признав не подлежащим удовлетворению встречный иск ООО «Торговый дом «Циноферр».

При этом, суд принимает во внимание, что заказчик не опроверг надлежащими доказательствами утверждение эксперта о выполнении работ по договору на 61%. Согласно информационному расчету ООО «Торговый дом «Циноферр» работы в рамках договора выполнены на 50,8185714286%, то есть в пределах статистической погрешности.

Отдельные допущенные устранимые недоработки по разделам Стратегическая сессия, База знаний по продукту, Система мотивации, то есть по тем разделам, по которым справочно есть разногласия в процентном соотношении, возникли в результате отсутствия от заказчика необходимых для продолжения работ действий (собеседования и выбор сотрудников на должности, что подтверждается перепиской сторон в мессенджере WhatsApp), при этом, все задержки в работе определялись пожеланиями и требованиями заказчика, исполнитель не затягивал выполнение работ, динамика работ определялась активностью согласования и принятия отчетных документов.

Отчетные документы, материалы, результаты выполненных работ по каждому из разделов загружались и доступны для заказчика до настоящего времени на сервисе Яндекс.Диск по ссылке: https://yadi.sk/d/VkVY3Bmkm3tYUg, потребительская ценность которых не утрачена.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Факт выполнения ФИО1 работ по спорному договору подтверждается односторонним актом о приемке выполненных работ от 08.10.2021, отказ от подписания которого заказчиком не обоснован, экспертным заключением от 22.05.2023, подтвердившим факт выполнения предусмотренных договором от 13.08.2021 № 11_1308НС работ на 61%.

Заключение эксперта суд признает надлежащим доказательством, поскольку оно является полным, обоснованным, не содержит каких-либо противоречий и не опровергается иными имеющимися в деле доказательствами.

Вызванная в судебное заседание эксперт ФИО4 подтвердила данное ею заключение, ответила на вопросы сторон и суда, указала, что результат выполненной исполнителем работы имеет потребительскую ценность и может быть использован; выявленные недостатки являются несущественными и устранимыми без значительных затрат; замечания заказчика подлежат устранению в ходе приемки им результата работ, с учетом его пожеланий; завершение работ не зависит от действий исполнителя, этому должен способствовать заказчик.

Эксперт обладает достаточной квалификацией, опытом работы, оснований не доверять его выводам у суда не имеется.

По этим же мотивам судом отказано в исключении экспертного заключения от 22.05.2023 из числа доказательств по делу, в вызове специалиста и в назначении повторной экспертизы, о чем в соответствующих ходатайствах просил представитель ООО «Торговый дом «Циноферр».

Поскольку установлено, что работа в большей части выполнена, заказчик обладает результатом данной работы, суд не установил существенных нарушений исполнителем договорных обязательств, повлекших для другой стороны ущерб, в значительный степени лишающий ее того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора, а также наличия на стороне ФИО1 неосновательного обогащения за счет истца.

Поскольку обязанность по оплате оказанных услуг заказчиком до настоящего времени не исполнена, исполнитель начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 218 руб. 08 коп, рассчитав их по п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ.

Расчет составлен за период с 29.09.2021 по 07.07.2023 с учетом правительственного моратория, судом проверен, признан соответствующим договорным условиям.

Право начисления процентов в случае просрочки оплаты предусмотрено ст. 395 ГК РФ.

Требование исполнителя о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического погашения долга не противоречит ст. 395 ГК РФ и п. 48 постановления Пленума ВС РФ № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в связи с чем, также подлежит удовлетворению судом.

Истцом также заявлено требование о взыскании стоимости услуг нотариуса в сумме 42 700 руб.

Положениями ст. 102 - 103 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" предусмотрена возможность обращения к нотариусу с целью обеспечения доказательства.

Поскольку протоколы осмотра доказательств приняты судом в основу выводов по существу спора, включение в стоимость судебных издержек понесенной истцом оплаты нотариальных услуг, вопреки возражениям противной стороны, основано на законе, указанные расходы по смыслу ст. ст. 106, 110 АПК РФ подлежат возмещению заявителю.

Расходы по оплате государственной пошлины по основному и встречному искам распределяются в соответствии со ст. ст. 102, 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167-171, 180-181 АПК РФ, суд

решил:

В иске общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Циноферр» отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Циноферр» в пользу ФИО1 сумму 84 408 руб. 08 коп., в том числе, 76 190 руб. – задолженность и 8 218 руб. 08 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по государственной пошлине в сумме 3 376 руб. и нотариальные расходы в сумме 42 700 руб.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 624 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 30.04.2022.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Е.А. Большебратская