ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-18028/13 от 11.04.2013 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

18 апреля 2013 года Дело № А40- 18028/2013

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2013 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В., (  шифр судьи 84-170)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению: Законодательного Собрания Пермского края

к ответчику/ заинтересованному лицу: Федеральному агентству лесного хозяйства

о признании недействительным предписания от 19.06.12 № 40,

при участии в судебном заседании:

от заявителя:   ФИО1 (дов. от 25.01.2013 г. № 11/148-13);

от ответчика:   1) ФИО2 (дов. от 18.03.2013 г. № ВМ-03-28/2516), 2) ФИО3 (дов. от 09.01.2013 г. № ВМ-03-28/22),

УСТАНОВИЛ:

Законодательное Собрание Пермского края обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.12 № 40.

Требования мотивированы несоответствием выводов, изложенных в оспариваемом акте, фактическим обстоятельствам.

Представитель ответчика не признал заявленные требования, представил письменный отзыв, в котором сослался на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 5 ст. 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, Руководителем Федерального агентства лесного хозяйства (далее - руководитель Рослесхоза) в адрес Законодательного Собрания направлено предписание от 19.06.2012 № 40 о внесении изменений в статью 7 Закона Пермского края от 29.08.2007 № 106-ПК «О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений» (далее - Закон Пермского края).

Судом установлено, что заявителями был пропущен срок на обращение в суд с указанными требованиями.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

На основании ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

В силу положений статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом.

Как явствует из материалов дела, о предполагаемо нарушенных правах заявителю стало известно не позднее 03.07.12, что не отрицалось заявителем.

С указанными требованиями в суд Собрание обратилось 07.12.12, т.е. со значительным пропуском срока.

Определением Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" установлено, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока в порядке ст. 117 АПК РФ каких-либо объективных и бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока заявитель суду не содержит; ссылка на то, что в июле 2012 года заседания Собрания не проводились, таковым не является.

Суд отмечает, что пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого постановления.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, на основании исследования представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности и взаимосвязи, судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Частями 1 и 2 статьи 7 Закона Пермского края установлено, что к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений относятся:

1. Заготовка древесины при проведении работ по предупреждению и(или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе уборка ветровалов, снеголомов, рубка насаждений, поврежденных лесными пожарами, а также поврежденных в результате воздействия других негативных факторов).

2. Заготовка древесины при рубке лесных насаждений на земельных (лесных) участках, использование которых для обеспечения государственных или муниципальных нужд связано с:

а) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

б) исключена;

в) проведением изыскательских работ, выполняемых за счет средств бюджета.

Судом установлено, что на момент направления оспариваемого предписания Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляло контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Так, согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 года (в ред. от 21 марта 2012 года, действовавшей на момент вынесения предписания Рослесхоза), Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

На основании пункта 3 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое предписание Рослесхоза направлено в соответствии с законодательством, полномочиями, закрепленными за Федеральным агентством лесного хозяйства на момент направления указанного предписания.

Суд также полагает, что оспариваемое предписание Федерального агентства лесного хозяйства от 19 июня 2012 года № 40 о внесении изменений в статью 7 закона Пермского края от 29 августа 2012 года № 106-ПК «О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений» было направлено с целью устранения выявленных нарушений.

Федеральным агентством лесного хозяйства было установлено несоответствие частей 1 и 2 статьи 7 Закона Пермского края положениям федерального законодательства. С целью устранения выявленных нарушений Рослесхозом было направлено оспариваемое предписание с сопроводительным письмом от 25 июня 2012 года № ВМ-03-27/7116.

Предписанием признаны несоответствующими федеральному законодательству отдельные исключительные случаи заготовки древесины, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 7 Закона Пермского края, а именно:

1) заготовка древесины при проведении работ по предупреждению и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе уборка ветровалов, снеголомов, рубка насаждений, поврежденных лесными пожарами, а также поврежденных в результате воздействия других негативных факторов);

2) заготовка древесины при рубке лесных насаждений на земельных (лесных) участках, использование которых для обеспечения государственных или муниципальных нужд связано с: а) выполнением международных обязательств Российской Федерации; в) проведением изыскательских работ, выполняемых за счет средств бюджета.

Установленные Законом Пермского края указанные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений не могут носить исключительный характер по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно части 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 14 марта 2009 года) в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, установленные в законе субъекта Российской Федерации исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений должны соответствовать федеральному законодательству.

Частью 1 статьи 7 Закона Пермского края в качестве исключительного предусмотрен случай заготовки древесины при проведении работ по предупреждению и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе уборка ветровалов, снеголомов, рубка насаждений, поврежденных лесными пожарами, а также поврежденных в результате воздействия других негативных факторов).

Вместе с тем, частью 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях предупреждения лесных пожаров осуществляется противопожарное обустройство лесов. Меры противопожарного обустройства лесов определены частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» и включают мероприятия, предусматривающие рубку лесных насаждений.

Действующим законодательством Российской Федерации регламентирован также порядок проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

В соответствии со статьей 53.6 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.

При проведении данных мероприятий на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Частью 4 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия, включающие вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

В соответствии с Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 года № 523 «Об утверждении методических документов», ветровалы и снеголомы подлежат уборке при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий и указываются в качестве причины (основания) назначения рубки в акте приемки сплошной санитарной рубки при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, а также в иных документах согласно установленным формам. Как самостоятельное мероприятие уборка захламленности проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений деревьев при наличии неликвидной древесины и дров более 90% от общего запаса насаждения.

Таким образом, мероприятия по уборке ветровалов, снеголомов и иных повреждений деревьев отнесены федеральным законодательством к лесохозяйственным мероприятиям, осуществляемым в порядке, установленном статьями 19, 53.7, 55 Лесного кодекса Российской Федерации и подзаконными нормативными правовыми актами, в связи с чем не могут устанавливаться законом субъекта Российской Федерации как исключительные.

Пунктом «а» части 2 статьи 7 Закона Пермского края к исключительному случаю заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений отнесена заготовка древесины при рубке лесных насаждений на земельных (лесных) участках, использование которых для обеспечения государственных или муниципальных нужд связано с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Указанный случай не может быть отнесен к исключительным случаям заготовки древесины для государственных и муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи древесины по следующим основаниям.

Заготовка древесины при рубке лесных насаждений на земельных (лесных) участках, использование которых для обеспечения государственных или муниципальных нужд связано с выполнением международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых располагаются леса, не должна противоречить нормам лесного законодательства в части заготовки древесины и использования лесов, предусмотренным статьями 25, 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

Положения Закона Пермского края не должны противоречить общим принципам использования лесов, согласно которым заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (статья 29 Лесного кодекса Российской Федерации) в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 1 августа 2011 года № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины».

Выполнение международных обязательств Российской Федерации может предусматривать заготовку древесины, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработку месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейных объектов и осуществление иных видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации и урегулированных статьями 29-48 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, формулировка «выполнение международных обязательств Российской Федерации» может включать в себя различные виды использования лесов, предусмотренные статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации и урегулированные соответствующими статьями Лесного кодекса Российской Федерации и подзаконными нормативными правовыми актами.

Указанный пункт не содержит перечня исключительных случаев выполнения международных обязательств Российской Федерации, соответственно может толковаться расширительно и рассматриваться как коррупциогенный фактор, устанавливающий широту дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения согласно пункту «а» части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Пунктом «в» части 2 статьи 7 Закона Пермского края в качестве исключительного предусмотрен случай заготовки древесины при рубке лесных насаждений на земельных (лесных) участках, использование которых для обеспечения государственных или муниципальных нужд связано с проведением изыскательских работ, выполняемых за счет средств бюджета.

На основании статьи 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ» выполнение изыскательских работ может быть признано одним из видов использования лесов.

Так, статьей 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ» предусмотрены особенности использования лесов для осуществления изыскательских работ.

Древесина, полученная в результате проведения изыскательских работ, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации и должна быть реализована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации».

Кроме того, субъект Российской Федерации не уполномочен устанавливать порядок реализации древесины, полученной в результате проведения изыскательских работ на землях лесного фонда.

Таким образом, заготовка древесины при рубке лесных насаждений на земельных (лесных) участках, использование которых для обеспечения государственных или муниципальных нужд связано с проведением изыскательских работ, выполняемых за счет средств бюджета, не может быть отнесена к исключительным случаям заготовки древесины для государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 82 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд полагает, что выводы должностных лиц Управления являются правомерными, а оспариваемое предписание – не противоречащим действующему законодательству.

Кроме того, согласно ч. 4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемых действий незаконными процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, несоответствие оспариваемого акта (действий/бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом (действиями/бездействиями) прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Однако представители заявителя при обращении в суд не пояснили, а судом в ходе рассмотрения дела не было установлено, какие именно нарушения закона были допущены ответчиком, а также какие права и законные интересы заявителя были нарушены.

Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако заявителем доказательств в обоснование приведенных в заявлении доводов представлено не было.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии условий, предусмотренных ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого отказа незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Законодательного Собрания Пермского края о признании недействительным предписания Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.12 г. № 40 о внесении изменений в статью 7 Закона Пермского края от 29.08.207 г. № 106-ПК «О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений» отказать.

Проверено на соответствие Лесному кодексу Российской Федерации.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течении месяца с даты принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья О. В. Сизова