ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-181979/2021-130-1248 от 16.11.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-181979/21-130-1248

25 ноября 2021 г.

Резолютивная часть решения суда объявлена 16 ноября 2021 г.

Полный текст решения суда изготовлен 25 ноября 2021 г.

Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафиной Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Публичного акционерного общества "Газпром" (197229, Россия, Санкт-Петербург г., муниципальный округ Лахта-Ольгино вн.тер.г., Лахтинский <...>, стр. 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.08.2002, ИНН: <***>) к Министерству энергетики Российской Федерации (109012, Москва город, ФИО1 проезд, дом 7, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2008, ИНН: <***>) о признании незаконными решений №05-2355 от 17.06.2021 и №05-2356 от 17.06.2021,

третье лицо – ООО «Газпром инвест»

при участии представителей

от заявителя: ФИО2 по дов. олт 13.09.2018 г.

от заинтересованного лица: ФИО3 по дов. от 27.08.2020 г.

от третьего лица: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Газпром» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству энергетики Российской Федерации о признании незаконными решений №05-2355 от 17.06.2021 и №05-2356 от 17.06.2021.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения третьего лица о дате, времени и месте проведения судебного заседания по правилам ст.123 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом проверено и установлено, что процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден, с учетом пояснений заявителя о том, когда ему стало известно о факте нарушения его прав.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из заявления, 02.02.2021 ПАО «Газпром» (в лице своего агента - ООО «Газпром инвест», третье лицо) обратилось к Заинтересованному лицу с ходатайствами от 02.02.2021 № 07/014-5100 и № 07/014-5339 об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков для размещения (эксплуатации) принадлежащих Заявителю на праве собственности линейных объектов федерального значения:

«Участок Починки-Ярославль, км 250,1 - км 267,5» в составе проекта «Газопровод Починки - Грязовец» и его неотъемлемых технологических частей;

«Участок Починки-Ярославль, км 446,5 - км 463,4» в составе проекта «Газопровод Починки - Грязовец» и его неотъемлемых технологических частей.

17.06.2021 письмами № 05-2356 и № 05-2355 Заинтересованное лицо в установлении публичного сервитута отказало в связи с тем, что указанные линейные объекты (магистральные газопроводы) в границах некоторых земельных участков имеет пересечения с автодорогами, а в соответствии с частью 19 статьи 23 ЗК РФ, по мнению Заинтересованного лица, публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливается иным органом (Росавтодор).

В указанных оспариваемых письмах от 17.06.2021 Заинтересованное лицо указывает, что «... согласно пункту 19 статьи 23 Земельного кодекса особенности установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Полагая, что данные решения незаконны и нарушают права заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со специальными нормами о публичном сервитуте, устанавливаемом в целях размещения линейных объектов, и принятыми в их исполнение подзаконными нормативными актами, Минэнерго РФ уполномочено принимать решение об установлении такого сервитута на всем протяжении линейного объекта.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 31.03.1998 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в редакции федерального закона № 341-ФЗ) в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ (в редакции федерального закона № 341-ФЗ, далее - ЗК РФ) «Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)» сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ в Земельный кодекс введена глава V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях» (ст.ст. 39.37-39.50 ЗК РФ).

Публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (для размещения инженерных сооружений), (ст. 39.37 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ предусматривает установление сервитута, публичного сервитута в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ.

В соответствии с п. 18 ст. 23 ЗК РФ порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

Нормы ЗК РФ об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, носят специальный характер и имеют приоритет над нормами общего характера о сервитуте или публичном сервитуте.

На основании ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения.

При этом нормы главы V.7 ЗК РФ предусматривают, что в целях, указанных в п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ устанавливается один (единый) публичный сервитут в целях размещения инженерного сооружения федерального значения, который устанавливает один уполномоченный орган государственной власти.

Установление нескольких публичных сервитутов для эксплуатации одного инженерного сооружения (например, в зависимости от категории земель, вида разрешенного использования или собственника/владельца земельного участка, в отношении которых он устанавливается), а также установление публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения различными органами государственной власти в отношении разных земельных участков, по которым проходит единое инженерное сооружение (линейный объект), законом не предусмотрено.

Иное противоречило бы смыслу норм главы V.7 ЗК РФ, что подтверждается в том числе следующим.

В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона № 341 ФЗ: «Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов» (далее - законопроект), разработан во исполнение абзаца 1, подпункта «а», пункта 1 поручения Президента РФ от 05.12.2016 № Пр-2347ГС, которым предусмотрено внесение в законодательство РФ изменений, направленных на сокращение сроков и снижение стоимости услуг на оформление линейных объектов на условиях публичного сервитута, а также во исполнение 2-го этапа пункта 41, раздела 2 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2012 № 1144-р (далее - план мероприятий), пункта 23, раздела 2 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» утв. Распоряжением Правительством РФ от 29.07.2013 № 1336-р.

Для решения существующих на практике проблем законопроектом предлагается использование иного подхода, предусматривающего возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута, то есть административного решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Законопроектом предполагается перейти к новой разновидности публичного сервитута, обеспечивающего общественно значимую (публичную) деятельность юридического лица, отличительными чертами которого являются установление административным решением на всем протяжении трассы линейного объекта.

Таким образом, законом предусмотрено установление публичного сервитута одним административным решением одного уполномоченного органа на всем протяжении трассы линейного объекта.

В зависимости от целей публичного сервитута, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, Правительством РФ приняты подзаконные акты, определяющие полномочия исполнительных органов государственной власти в сфере установления публичного сервитута.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 № 543 положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 28.05.2008 № 400, дополнено пунктом 4.4.31, в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесено принятие решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.

Указанные полномочия предоставлены Минэнерго России после принятия и во исполнение Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ и не предусматривают положений, исключающих возможность принятия решений в отношении отдельных земель и (или) земельных участков.

Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 01.03.2019 № Д23и-6636 в силу положений главы V.7 ЗК РФ и требований, установленных приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. № 541 «Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения», публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта, в том числе подземных элементов линейного объекта.

Таким образом, из буквального толкования положений ст.ст. 39.37, 39.38, 39.39, 39.40 и принятых в их исполнение подзаконных актов следует, что публичный сервитут для размещения инженерного сооружения устанавливается один в отношении всего сооружения, а решение о его установлении принимается также одним уполномоченным органом государственной власти.

Процедура межведомственного согласования схемы размещения публичного сервитута, устанавливаемого в целях размещения инженерного сооружения, отсутствует, что также свидетельствует о невозможности установления нескольких сервитутов в отношении одного инженерного сооружения (линейного объекта).

Заинтересованное лицо в своих доводах ссылается на п. 19 ст. 23 ЗК РФ, предусматривающий, что особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог устанавливаются Законом № 257-ФЗ, а также на положение о Федеральном дорожном агентстве.

Между тем, п. 19 ст. 23 ЗК РФ был внесен в ЗК РФ также Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».

При этом до вступлении в силу Закона № 341-ФЗ действовала редакция статьи 23 ЗК РФ, пунктом 10 которой предусматривалось, что порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Законом № 257-ФЗ.

В соответствии с указанной ранее действовавшей нормой был издан приказ Минтранса России от 17 октября 2012 г. № 373 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута».

Вместе с тем Законом № 341-ФЗ введен новый подход к установлению публичного сервитута в целях, установленных ст. 39.37 ЗК РФ, внесению сведений о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (далее -ЕГРН) и специальный порядок их установления, предусмотренный главой V.7 ЗК РФ, на что прямо указано в п. 18 статьи 23 ЗК РФ.

Пункт 10 ст. 23 ЗК РФ в прежней редакции исключен, при этом в ст. 23 ЗК РФ внесен п. 18, предусматривающий, что порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса, а также п. 19, в соответствии с которым особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, ст. 23 ЗК РФ более не предусматривает, что порядок установления публичного сервитута, срок, условия осуществления и порядок определения платы в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливается Законом № 257-ФЗ.

Пункт 19 новой редакции ст. 23 ЗК РФ предполагает, что Законом № 257-ФЗ будут предусмотрены какие-либо особенности установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, в том числе с учетом нового подхода к установлению публичного сервитута. Однако, до настоящего времени изменения в Закон № 257-ФЗ не внесены, особенности применительно к установлению публичного сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог не установлены.

Согласно письму Минэкономразвития от 03.09.2019 № Д23и-30058 описание публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, определяется главой V.7 ЗК РФ, а не указанным приказом Минтранса РФ от 17 октября 2012 г. № 373.

Минэнерго РФ вправе устанавливать публичный сервитут на линейные объекты газоснабжения в соответствии с порядком, установленным ст. 23 ЗК РФ, главой V.7 и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами.

Полномочия Росавтодор в сфере установления публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог ограничены только земельными участками в границах полос отвода автодорог и не исключают полномочий Минэнерго РФ устанавливать публичный сервитут в порядке главы V.7 для размещения и эксплуатации линейных объектов (инженерных сооружений) газоснабжения.

Таким образом, Росавтодор не обладает полномочиями принимать решение об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ (п. 18 ст. 23 ЗК РФ) в отношении всех земель и земельных участков, на которых расположены указанные в ст. 39.37 линейные объекты федерального значения, к которым относятся спорные объекты ПАО «Газпром».

Заявитель обратился в уполномоченный орган с надлежащим ходатайством; ходатайство Заявителя по форме и содержанию соответствует нормам ЗК РФ, а также приказам Минэкономразвития РФ, принятым в его развитие, цель установления публичного сервитута обоснована в соответствии со ст. 39.41 ЗК РФ.

Оспариваемые решения Заинтересованного лица противоречат смыслу Закона № 341-ФЗ, не дают реализовать Заявителю право на упрощенное размещение/эксплуатацию линейного объекта.

Учитывая изложенное, у Заинтересованного лица не имелось правовых оснований для принятия оспариваемых Решений.

Ввиду изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

При этом,в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ законность ненормативного правового акта проверяется судом на момент его принятия.

Соответственно, суд оценивает законность оспариваемого решения по изложенным в нём основаниям для отказа.

Иное толкование не соответствовало бы принципу стабильности и определенности административных и иных публичных правоотношений, допуская оспаривание ненормативных актов по основаниям, возникшим после их принятия.

Основания, представленные в отзыве ответчика, оспариваемое решение не содержит.

В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать Минэнерго РФ устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ПАО «Газпром» в установленные законом порядке и сроки

Исходя из изложенного, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие действующему законодательству, признать незаконными решения Министерства энергетики Российской Федерации (109012, Москва город, ФИО1 проезд, дом 7, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2008, ИНН: <***>) №05-2355 от 17.06.2021 и №05-2356 от 17.06.2021.

Обязать Министерство энергетики Российской Федерации (109012, Москва город, ФИО1 проезд, дом 7, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2008, ИНН: <***>) в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Газпром" (197229, Россия, Санкт-Петербург г., муниципальный округ Лахта-Ольгино вн.тер.г., Лахтинский <...>, стр. 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.08.2002, ИНН: <***>) в установленные законом порядке.

Взыскать с Министерства энергетики Российской Федерации (109012, Москва город, ФИО1 проезд, дом 7, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2008, ИНН: <***>) в пользу Публичного акционерного общества "Газпром" (197229, Россия, Санкт-Петербург г., муниципальный округ Лахта-Ольгино вн.тер.г., Лахтинский <...>, стр. 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.08.2002, ИНН: <***>) расходы по уплате государственной пошлины 6 000 (шесть тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М. Кукина