Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-185090/21-121-1026
07 октября 2021г.
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 октября 2021 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
председательствующего - судьи Е. А. Аксёновой
при ведении протокола с/з секретарем с/з – И.М. Березовским
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Банка России (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 10.01.2003, 107016, <...>) в лице ГУ Банка России по ЦФО
к АО "Альфастрахование" (115162, Москва город, Шаболовка улица, дом 31 стр. Б, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.10.2002, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 23.08.2021г. № ТУ-45-ЮЛ-21-4471/1020-1
В судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1 (по дов. от 31.03.2021 № 77АГ6791192, удостоверение),
от ответчика: неявка (изв.),
УСТАНОВИЛ:
Банк России в лице ГУ Банка России по ЦФО обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении АО "Альфастрахование" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
АО "Альфастрахование", извещенное надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru, своего представителя в суд не направило. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав мнение представителя заявителя, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела следует, что в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе (далее -Управление Службы) поступило обращение ФИО2 (далее - Заявитель) на незаконные действия страховой организации АО «Альфастрахование» (вх. от 13.07.2021 № ОЭ-108735).
Согласно информации, указанной в обращении, 09.07.2021 Заявитель на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (далее - РСА) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществлял действия, направленные на заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) в виде электронного документа с АО «Альфастрахование». Однако после оплаты Заявителем страховой премии договор ОСАГО не был направлен на адрес его электронной почты, а также отсутствовал в личном кабинете Заявителя на сайте Страховщика.
В рамках рассмотрения обращения Заявителя Управлением Службы в адрес Страховщика был направлен запрос от 20.07.2021 № С59-10-4-5/17546 о предоставлении информации.
Согласно документам и сведениям, представленным Страховщиком письмом от 03.08.2021 № 626384710, 09.07.2021 между Заявителем и Страховщиком был заключен договор ОСАГО XXX № ********** в виде электронного документа на сайте РСА, страховая премия по договору ОСАГО поступила Страховщику в полном объеме.
09.07.2021 в АО «Альфастрахование» поступила информация из РСА по заключению договора ОСАГО серии XXX № **********, в том числе сведения об адресе страхователя и собственника в виде идентификатора в справочнике ФИАС 8e0d2b9b-e331-4bf5-8580-3819adce7ecl. В связи с тем, что указанный идентификатор ФИАС адреса страхователя и собственника не был распознан автоматически, Страховщику потребовался более длительный период времени для идентификации полученной информации. Идентификация полученных данных была завершена Страховщиком 15.07.2021.
Также Страховщик сообщил, что 15.07.2021 в 13:18 договор ОСАГО серии XXX № ********** и заявление о его заключении были успешно направлены на адрес электронной почты Страхователя olga-01.01@mail.ru, что подтверждается действием с кодом 25 в сеансовой информации, представленной Страховщиком, а также был успешно размещен в личном кабинете Заявителя на сайте Страховщика.
Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что страховой полис серии XXX №********** был направлен Страховщиком Заявителю и размещен в личном кабинете Заявителя на сайте Страховщика за пределами срока, установленного п. 1.11 Правил страхования.
На основании выявленных нарушений главным юрисконсультом отдела административного производства 2 Юридического управления Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в отношении АО "Альфастрахование" составлен протокол от 23.08.2021г. № ТУ-45-ЮЛ-21-4471/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в отсутствие законного представителя АО "Альфастрахование", при наличии сведений о его извещении надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст. 76.1. Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе за страховыми организациями.
Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых данным законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ). В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 40-ФЗ порядок реализации определенных Федеральным законом № 40-ФЗ и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся приложением 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Правила страхования).
В соответствии с п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40-ФЗ страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом № 40-ФЗ.
Согласно п. 9 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У) после уплаты страховой премии в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся приложением 1 к Правилам страхования, страховщик направляет сведения об уплате страховой премии по договору в АИС ОСАГО, в которой регистрируется договор с присвоением уникального номера и сообщением его страховщику.
В соответствии с п. 1.11 Правил страхования незамедлительно после исполнения владельцем транспортного средства обязанности по уплате страховой премии страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», направляется владельцу транспортного средства по указанному им адресу электронной почты, а также посредством размещения в личном кабинете страхователя ОСАГО, предусмотренном Указанием № 4190-У.
П. 1.1. ст. 22 Федерального закона № 40-ФЗ установлено, что страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном п. 7.2. ст. 15 Федерального закона № 40-ФЗ в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем.
Статьей 938 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом № 4015-1. Дополнительные лицензионные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены Федеральным законом № 40-ФЗ, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения связанные с осуществлением, страхового дела.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
В соответствии со ст. 1 Закона № 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
С учетом изложенного действие (бездействие) Страховщика, выразившееся в нарушении срока направления договора ОСАГО в виде электронного документа на указанный Заявителем адрес электронной почты, является нарушением требований п. 9 Указания № 4190-У, п. 1.11 Положения № 431-П и, соответственно, нарушением лицензионных требований, установленных статьей 30 Закона №4015-1.
Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО "Альфастрахование" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению требований страхового законодательства АО "Альфастрахование" не представлено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в связи с чем, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В случае добровольной уплаты суммы административного штрафа заинтересованному лицу и административному органу необходимо представить в Арбитражный суд города Москвы доказательства его добровольной уплаты до истечения установленного КоАП РФ шестидесятидневного срока со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.5, ч.3 ст.14.1, ст.25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, ст. 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Акционерное общество "Альфастрахование" (115162, Москва город, Шаболовка улица, дом 31 стр. Б, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.10.2002, ИНН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Назначить Акционерному обществу "Альфастрахование" наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Реквизиты для зачисления суммы штрафа в бюджет Российской Федерации:
Банк получателя: Операционный департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г. Москва; БИК банка получателя: 024501901;
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Банк России);
Единый казначейский счет: 40102810045370000002;
Казначейский счет: 03100643000000019500;
ИНН: <***>;
КПП: 770201001;
ОКТМО: 45379000;
КБК 99911601141010001140
УИН 0346231204518230821044718
ИП 2007713056834772501001
На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.
Судья Е.А. Аксенова