ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-192497/2020-33-1394 от 18.11.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-192497/20 -33-1394

ноября 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2020 года

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи Ласкиной С.О.

Протокол ведет секретарь судебного заседания Кострова О.Н.

Рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению

Департамент торговли и услуг г. Москвы

к ответчику: ИП ФИО1

третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы  по регулированию алкогольного рынка по ЦФО

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, согласно протоколу об административном правонарушении от 01.09.2020 № 154/БЛ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 удост. №17775 дов. от 19.06.2018г, диплом

от ответчика: извещен, не явился,

от третьего лица: извещен, не явился,

УСТАНОВИЛ:

Департамент торговли и услуг города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИП ФИО1 (далее- Ответчик) с требованием о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 01.09.2020 № 154/БЛ.

В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо, третье лицо, извещённое надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Дело рассмотрено при отсутствии возражений сторон в порядке ст. 137 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Заявитель поддержал заявленные требования.

От третьего лица в материалы дела поступили письменные пояснения.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд считает, что  требование заявлено  обоснованно подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ  при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.ч.1-2 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды гражданских прав, которые могут принадлежать липа определенным участникам оборота совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом понимается в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная алкогольной продукции. Согласно ч. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оборот этилового алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства если иное не установлено статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ:

1)товарно-транспортная накладная;

2)справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной ей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, и   спиртосодержащей   продукции,   производство   которых   осуществляется Российской Федерации,  а также для импортированных этилового спирта, спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной й продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой

5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного), ч. 2 указанной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных в, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ запрещен оборот алкогольной без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, а также оборот ЭПЕШВОГО спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или)  такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования; Таким образом, оборот алкогольной продукции должен сопровождаться документами, предусмотренными п. 1 ст. 10.2 и ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию являются первичными документами бухгалтерского учета, служащими для фиксирования факта совершения хозяйственной операции и осуществления бухгалтерских записей.

Пунктом 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определены сроки хранения организациями первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Указанные сроки устанавливаются в соответствии с правилами организации государственного архивного дела и не могут составлять менее пяти лет.

Статьей 362 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления организаций, с указанием сроков хранения, утверждённого приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 установлено, что первичные документы бухгалтерского учета и приложения к ним. зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием хм бухгалтерских записей, хранятся пять лет.

Таким образом, товаросопроводительные документы на продукцию, поскольку они являются первичными документами бухгалтерского учета, служащими для фиксирования факта совершения хозяйственной операции и осуществления бухгалтерских записей, должны храниться не менее пяти

Согласно ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, влечет наложение на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 171-ФЗ к полномочиям органов государственной субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции   отнесено   осуществление   регионального государственного  контроля    (надзора)    в    области    розничной    продажи    алкогольной ей продукции.

В соответствии  с  постановлением Правительства Москвы от  18  января 2011  г. № 9-ПП «Об утверждении положения о Департаменте торговли и услуг города Москвы» торговли и услуг города Москвы осуществляет функции по предоставлению услуг   в   сфере   оборота   алкогольной   продукции,   а  также   функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 Федерального закона № 171-ФЗ должностные органов,  уполномоченных  на  осуществление  государственного  контроля  в области и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, м законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных    правонарушениях,    рассматривать    дела об  административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований и принимать меры предотвращению нарушений обязательных требований.

Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3  КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, ой и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

На основании обращения были проведены мероприятия по пресечению розничной торговли алкогольной продукцией с нарушением требований, уставленных законодательством. В ходе которых, 06.08.2020 должностными лицами выявлено нарушение требований ст. 10.2, 12 п. 2 ст. 16, ст. 26 Федерального закона №-171-ФЗ, а именно в магазине, расположенном <...>. корп. 2, принадлежащем ИП ФИО1, осуществляется оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов. В целях пресечения административного правонарушения и в связи с невозможностью сохранность алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, на основании 4 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ, должностным лицом Департамента была применена мера производства по делу об административном правонарушении - изъятие, о чем Протокол изъятия № 154/БЛ от 06.08.2020. Протокол был составлен в присутствии

Также была составлена Опись алкогольной продукции к протоколу изъятия вещей на 4 листах (1000 ед. продукции). Изъятая алкогольная продукция, согласно Описи упакована в 40 робок, опечатана и находится по адресу: <...>.

Тем самым, должностными лицами Департамента было обнаружено достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ - оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Согласно абз. 6 подл. 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной – продукции, содержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их датирования.

Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствии, извещенного надлежащим образом, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами Российской Федерации административная ответственность, но данным лицом не были приняты все от него меры по их соблюдению. Данная позиция отражена в Постановлении «г 02.06.2004 № 10 Пленума ВАС РФ.

Объективной стороной административного  правонарушения,    предусмотренного ч. 2 статьи 14.16 КоАП РФ, является оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, этилового законодательством о государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

При этом индивидуальный предприниматель не представил в Департамент доказательств, подтверждающих  отсутствие  возможности  воздержаться  от  осуществления  деятельности с нарушением требований законодательства.

МРУ РАР ПО ЦФО является главным администратором доходов бюджета, осуществляющим полномочия по администрированию денежных взысканий (штрафов), постановления о наложении которых вынесены судьями федеральных судов, согласно письму Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 16.04.2020 № 6128/05-03, в силу чего последнее, по смыслу ст. ст. 48. 49 Федерального закона от 2.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскателем - стороной исполнительного производства, в пользу и в интересах которой выдаче исполнительный документ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Административным органом представлены доказательства наличия события вменяемого административного правонарушения в действиях ответчика, факт административного правонарушения  подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязанность доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пункт 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02 июня 2004 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее -Постановление Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004) разъясняет, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Судом установлено, что предприниматель имел возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не принял необходимых мер.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии вины ИП ФИО1 во вменяемом ей правонарушении, в связи с чем доказано наличие состава административного правонарушения в действиях заинтересованного лица.

Срок привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения не истек.

Процедура привлечения ответчика к административной ответственности административным органом соблюдена.

Ответчиком не приведены обстоятельства, неопровержимо свидетельствующие о незаконности административным органом полученных сведений и ошибочности выводов административного органа.

Согласно статье 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1). К подведомственности арбитражных судов отнесены экономические споры и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2).

Из смысла данных процессуальных норм следует, что определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав и предмет спора (экономический характер требования).

Частью 3 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что суды рассматривают в порядке административного      судопроизводства,      возникающие      из      административных правоотношений и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью 1 статьи 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 и КоАП РФ.

Перечень составов административных правонарушений, которые рассматриваются арбитражным судом, приведен в части 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

Таким образом, арбитражному суду подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, которые возбуждены в отношении индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела по правонарушениям, предусмотренным указанными в ней статьями Кодекса, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в том числе утратившими данный статус после совершения административного правонарушения.

На момент совершения административного правонарушения (06.08.2020)  ФИО1 обладал статусом индивидуального предпринимателя, то есть правонарушение было совершенно индивидуальным предпринимателем, в связи с чем данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В данном случае, установлено наличие события правонарушения, наличие вины лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 1.5, 2.1, 4.5, 25.1, 26.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 29, 67, 68, 75, 167 - 170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в сумме 10 000 руб. (десять  тысяч рублей).

Изъять алкогольную и спиртосодержащую продукцию в соответствии с протоколом  от 06.08.2020г. № 154/БЛ и направить ее  на уничтожение в установленном законом порядке.

   Реквизиты для перечисления штрафа: ИНН: <***>, КПП: 770301001, ОГРН: <***>, ОКАТО: 45286575000, ОКТМО: 45382000, ПОЛУЧАТЕЛЬ: УФК по г. Москве (МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу л/с <***>) Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО БИК: 044525000 р/с: <***> КБК: 16011601331010000140 УИН: 16000000000000414036.

Оригинал квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд города Москвы.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.О. Ласкина