ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-206216/15 от 06.04.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-206216/15-17-1718

06 мая 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 06 мая 2016 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шустовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Финансовая компания "АКЦЕПТ-РК" к Центральному Банку РФ о признании недействительным приказа от 27.08.2015 г. № ОД-2294

при участии представителей: от заявителя: ФИО1 по доверенности от 22.12.2015 г., от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 24.07.2015 № 279,т паспорт, ФИО3 по доверенности от 05.10.2015, удост., ФИО4 по доверенности от 22.12.2015 № 495, удост.

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Финансовая компания "АКЦЕПТ-РК" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Центрального банка Российской Федерации от 27.08.2015 № ОД-2294 об аннулировании лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг ОАО "Финансовая компания "АКЦЕПТ-РК".

Заявление мотивировано отсутствием оснований для принятия оспариваемого приказа и применения исключительной меры воздействия в виде аннулировании лицензии, которая, по мнению заявителя, не адекватна допущенным ОАО "Финансовая компания "АКЦЕПТ-РК" нарушениям.

Центральный банк Российской Федерации в удовлетворении заявления просил отказать по основаниям, указанным в письменных объяснениях в порядке ст.81 АПК РФ, сославшись на то, что оспариваемый приказ принят в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции Банка России; лицензии отозваны обоснованно в связи с неоднократным нарушением ОАО "Финансовая компания "АКЦЕПТ-РК" федеральных законов и нормативных актов Банка России.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Как усматривается из материалов дела, Приказом Банка России от 27.08.2015 № ОД-2294 у ОАО "Финансовая компания "АКЦЕПТ-РК" аннулированы лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг от 02.02.2011 г., от 02.02.2001 г. на осуществление брокерской деятельности и на осуществление дилерской деятельности.

Заявитель, считая приказ Банка России об отзыве лицензий незаконным и необоснованным, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Арбитражным судом проверено и установлено, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 4, 56 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон о Банке России) Центральный банк Российской Федерации уполномочен на осуществление постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

В соответствии со ст. 73 Закона о Банке России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России, и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям.

Пункт 2.1.4 Положения о лицензионных требованиях предусматривает, что к лицензионным требованиям и условиям относится, в том числе, соответствие работников лицензиата квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно п. 5.5 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н (далее - Положение о специалистах) специалисты финансового рынка должны соответствовать, в том числе, следующему требованию к профессиональному опыту:

- для лиц, предусмотренных в п. 1 и 2 приложения № 1 к Положению (руководитель и контролер организации), - отсутствие факта работы в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия и в которой указанное лицо являлось лицом, осуществлявшим руководство текущей деятельностью этой организации, или контролером в период совершения какого-либо из нарушений, повлекших аннулирование лицензии (за исключением случаев аннулирования лицензии на основании заявления самой организации), если с даты аннулирования лицензии прошло менее 3 лет.

В ходе мониторинга открытых источников на предмет выявления информации о генеральном директоре Общества, а также о связанных с Обществом физических и юридических лицах Банком России было установлено, что генеральный директор Общества, ФИО5, одновременно, в период с 07.11.2005 по настоящее время, является генеральным директором в Обществе с ограниченной ответственностью «Агентство Биржевых Инвестиций» (ИНН <***>) (далее - ООО «Агентство Биржевых Инвестиций»).

Указанная информация подтверждена данными единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на 21.07.2015.

В соответствии с приказом ФСФР России от 26.07.2012 № 12-1900/пз-и аннулированы лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами ООО «Агентство Биржевых Инвестиций».

Основанием для издания приказа послужило неоднократное в течение одного года нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Таким образом, единоличный исполнительный орган Общества в лице ФИО5 не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке в части наличия факта работы в должности руководителя организации, осуществляющей деятельности на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия по причине нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Учитывая изложенное, Обществом был нарушен пункт 5.5 Положения о специалистах финансового рынка и пункт 2.1.4 Положения о лицензионных требованиях.

Пунктом 2.1.10 Положения о лицензионных требованиях предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям относится, в том числе, предоставление полной информации о структуре собственности лицензиата на магнитном носителе и в бумажном виде не позднее 15 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом, при этом полная информация о структуре собственности лицензиата с 01.01.2012 направляется в ФСФР России (в Банк России) в виде электронного документа с электронной подписью.

Порядок представления отчетности в Банк России, установленный Положением о лицензионных требованиях, изменен не был. Ссылки на отсутствие разъяснений в данной ситуации со стороны регулятора не могут служить основанием для неисполнения установленных требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России данным Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Общество не представило в Банк России информацию о структуре собственности за период со II квартала 2014 года по I квартал 2015 года.

Кроме того, Общество в заявлении подтверждает тот факт, что начиная со II квартала 2014 информацию о структуре собственности в бумажном виде в Банк России не предоставляло.

Таким образом, Общество нарушило пункт 2.1.10 Положения о лицензионных требованиях.

Согласно п. 2.15 Положения о лицензионных требованиях профессиональные участники рынка ценных бумаг до раскрытия информации в соответствии с приказом ФСФР России от 11.02.2010 № 10-7/пз-н обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, утвержденным приказом ФСФР России от 23.10.2008 № 08-41/пз-н, на оптическом носителе и в бумажном виде.

Расчет собственных средств представляется с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным лицом профессионального участника рынка ценных бумаг и заверенным оттиском печати. Сопроводительное письмо должно содержать полное наименование профессионального участника рынка ценных бумаг, ИНН, ОГРН, адрес местонахождения, дату, по состоянию на которую составлен расчет собственных средств, и адрес сайта в сети Интернет, на котором он будет опубликован.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, с 01.01.2012 направляется в виде электронного документа с электронной подписью.

Общество не представило в Банк России расчет собственных средств за период с

30.04.2014 по 31.05.2015.

Банком России также был выявлен факт непредставления Обществом в Банк России расчета собственных средств по состоянию на 28.02.2015, в этой связи в адрес Общества (123007, <...>) было направлено предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 27.05.2015 № Т1-49-10/79436.

Таким образом, Обществом допущено нарушение п. 2.15 Положения о лицензионных требованиях.

В соответствии с п. 1.1 Приказа ФСФР России от 11.02.2010 № 10-7/пз-н «О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет» (далее - Приказ ФСФР России № 10-7/пз-н) профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденном приказом ФСФР России от 23.10.2008 № 08-41/пз-н.

Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.

Банком России в ходе мониторинга раскрытия Обществом обязательной информации на официальном сайте в сети Интернет было выявлено нарушение п. 1.1 Приказа ФСФР России № 10-7/пз-н в части отсутствия информации о расчете размера собственных средств по состоянию на 31.12.2014.

В связи с выявленным нарушением был составлен Акт осмотра сайта Общества от 18.02.2015 № 49-07/48аос, а также в адрес Общества было направлено предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 30.03.2015 №49-10/44727.

В ответ на предписание Общество представило письмо от 17.04.2015 № 1704-П, в котором сообщило о техническом сбое, произошедшем на сайте Общества, и о том, что 24.02.2015 сбой был устранен и информация о расчете собственных средств раскрыта полностью.

В связи с получением указанного письма, Банком России был осуществлен дополнительный мониторинг сайта Общества для подтверждения факта устранения вышеуказанного нарушения, в результате было установлено, что Обществом размещен на сайте файл с наименованием «расчет размера собственных средств Акцепт-РК на 31.12.2014», вместе с тем открыть указанный файл невозможно (на основе общедоступного программного обеспечения файл не открывается).

Согласно п. 1.2 Приказа Приказ ФСФР России № 10-7/пз-н при наличии у профессионального участника рынка ценных бумаг сайта в сети «Интернет», который используется для распространения на постоянной основе сведений, характеризующих деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг, информация о расчете собственных средств раскрывается на указанном сайте, при этом технологические и программные средства обеспечения пользования указанного сайта должны обеспечивать свободный и необременительный доступ пользователей для ознакомления с информацией о расчете собственных средств на основе общедоступного программного обеспечения.

Банком России были выявлены факты нарушения Обществом п. 1.2 Приказа Приказ ФСФР России № 10-7/пз-н в части необеспечения свободного и необременительного доступа пользователей для ознакомления с информацией о расчете собственных средств на сайте в сети Интернет по адресу www.accept.ru.

Учитывая изложенное, Банком России в адрес Общества было направлено два Предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации: от 01.06.2015 № Т1 -49-10/82239 и от 13.07.2015 № Tl -49-10/107526.

Общество не обеспечило возможности ознакомления с информацией о расчете собственных средств на основе общедоступного программного обеспечения за период с 31.05.2014 по 30.09.2014 и с 31.12.2014 по 30.04.2015.

Заявителем не были указаны даты публикации информации о расчете размера собственных средств на официальном сайте Общества в сети «Интернет», что является нарушением пункта 1.3 Приказа ФСФР России № 10-7/пз-н.

Таким образом, Обществом допущено нарушение п. 1.1-1.3 Приказа ФСФР России № 10-7/пз-н.

В соответствии с пунктом 1 Порядка составления и представления отчетности по форме 0420418 «Сведения об осуществлении брокерской, депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами» приложения 1 к Указанию Банка России от 15.01.2015 № 3533-У «О сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Центральный банк Российской Федерации» (далее - Указание № 3533-У) указанный отчет составляется по состоянию на последний календарный день месяца включительно и представляется в Банк России не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

Отчетность была предоставлена 15.06.2015 (что Общество подтверждает в своем заявлении). Вместе с тем, отчетность необходимо было представить до 26.05.2015 включительно. Таким образом, Общество нарушило срок представления отчетности на 19 календарных дней.

Необходимость разъяснений, опубликованных на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» в отношении отчетности по форме 0420415 «Отчет по ценным бумагам» и отчетности по форме 0420417 «Отчет о внебиржевых сделках», вызвана отличным от иных введенных Указанием № 3533-У форм отчетности порядка составления и представления в Банк России (начиная с отчетности по состоянию на 31.07.2015).

Для отчетности по форме 0420418 «Сведения об осуществлении брокерской, депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами» Указанием № 3533-У установлен стандартный порядок составления и представления указанного отчета начиная с даты его вступления в силу (начиная с отчетности по состоянию на 30.04.2015).

Таким образом, Обществом было допущено нарушение п. 1 Порядка составления и представления отчетности по форме 0420418, утвержденного Указанием Банка России от 15.01.2015 № 3533-У.

Согласно п. 2.1.12 Положения о лицензионных требованиях лицензионным требованием и условием является, в том числе, обеспечение получения лицензиатом почтовых отправлений по адресу (месту нахождения) лицензиата.

В нарушение данного пункта Обществом не было обеспечено получение 3-х предписаний, направленных по адресу Общества, указанному в ЕГРЮЛ (123007, <...>), а именно: от 27.05.2015 № Т1-49-10/79436; от 01.06.2015 № Т1-49-10/82239; от 13.07.2015 № Т1 -49-10/107526.

Согласно п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Учитывая изложенное, направленные Банком России предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации считаются полученными, но неисполненными Обществом.

Вопросы в части урегулирования документооборота между Обществом и Почтовой службой не входят в компетенцию Банка России.

Следовательно, Обществом допущено нарушение п. 2.1.12 Положения о лицензионных требованиях.

С учетом изложенного, решение Банка России не противоречит законодательству, поскольку принято в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и соответствует целям осуществления надзора Банком России, установленным Законом о рынке ценных бумаг и Законом о Центральном банке Российской Федерации.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения судом заявления о признании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт должен противоречить закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы обратившегося лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку оспариваемое решение Банка России от 23.07.2015 вынесено в рамках полномочий, предоставленных Банку России Федеральным законом о Банке России и соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и целям осуществления надзора Банком России, то не может нарушать права и законные интересы заявителя.

В соответствии с п.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п. 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ издан Банком России в рамках предоставленной компетенции, является обоснованным и соответствуют действующему законодательству.

В силу статьи 65 АПК РФ заявитель также должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений, что сделано не было.

Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения требований, заявленных ОАО "Финансовая компания "АКЦЕНПТ-РК".

В соответствии ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167- 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления ОАО "Финансовая компания "АКЦЕПТ-РК" о признании недействительным приказа Центрального банка Российской Федерации от 27.08.2015 № ОД-2294 об аннулировании лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг ОАО "Финансовая компания "АКЦЕПТ-РК".

Проверено на соответствие Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральному закону от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральному закону от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ: А.Б. Полякова