ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-216878/2021-33-1576 от 01.12.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-216878/21 -33-1576

декабря 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2021года

Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2021 года

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи Ласкиной С.О.

При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску УВД по ЦАО ГУ МВД России по Москве инспектор 2 отделения ОООП майор полиции ФИО1

к ответчику: ООО «СИМПЛ ФУД»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, согласно протоколу об административном правонарушении от 01.10.2021 года № 1319487

при участии в судебном заседании:

согласно протокола

УСТАНОВИЛ:

УВД по ЦАО ГУ МВД России по Москве инспектор 2 отделения ОООП майор полиции ФИО1 (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО «СИМПЛ ФУД» (далее – ответчик, Общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, согласно протоколу об административном правонарушении  от 01.10.2021 года ЦАО № 1319487.

В судебном заседании 24.11.2021г. в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 01.12.2021г.

Ответчик представил отзыв, вину не признал.

В судебное заседание не явился заявитель, извещенный надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Информация о принятии заявления к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда г. Москвы в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела, 24 июля 2021 года в 17 часов 06 минут сотрудниками 2 отделения ОООП УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, в рамках отработки коллективного обращения граждан, в баре, принадлежащем ООО «СИМПЛ ФУД», расположенном по адресу: <...>, выявлен оборот алкогольной продукции, с нарушением требований Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота, алкогольной и спиртсодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

С целью документирования обстоятельств правонарушений организован осмотр помещений и территорий юридического лица, в рамках которого установлено, что по вышеуказанному адресу расположено многоэтажное административное здание, на первом этаже которого расположено предприятие общественного питания - бар «БЕЛКА» ООО «СИМПЛ ФУД».

Перед входом в бар на тротуаре на летней веранде было организовано мероприятие по оказанию услуг общественного питания с реализацией алкогольной продукции. Для этой цели были размещены столики для посетителей.

В рамках проверки, руководствуясь требованиями и нормами законодательства об административных правонарушениях:

- произведена закупа алкогольной продукции - 2 порции виски «Джим Бим» 50 мл., содержанием этилового спирта 40%.

- получены объяснения:

а) у менеджера бара ФИО2, который будучи предупрежденным об ответственности по ст.ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ, подтвердил фак продажи, пояснив, что у предприятия имеется лицензия на право продажи алкогольной продукции;

б) у генерального директора ФИО3, которая будучи предупрежденной об ответственности по ст.ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ, также подтвердила факт продажи алкогольной продукции согласно меню. В, том числе и реализацию алкогольной продукции на улице.

- проведен осмотр, в соответствии со статьей 27.8. КоАП РФ, которым были установлена продажа (обнаружены: кассовое и эквайринговое оборудование, кассовые чеки) алкогольной продукции крепостью свыше 16,5% (виски «Ждим Бим» 40% алк.) на выставленных на улицу столиках для посетителей;

- получены выписки:

а) из ЕГРЮЛ в отношении ООО «СИМПЛ ФУД», официально опубликованная на сайте https://egrul.nalog.ru/.

б) из Государственного сводного реестра лицензий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, согласно которого по указанному адресу имеется лицензия у ООО «СИМПЛ ФУД», на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на 1 этаже, в помещении 15, комнаты 1-10 по адресу: <...>.

Согласно сведений, размещенных в Государственном сводном реестре лицензий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка местом нахождения осуществления лицензируемого вида деятельности являются стационарные помещения, расположенные по адресу, указанном Реестре. Нестационарное помещения, тем более пространства вне стационарных помещений в перечень допустимых для реализации алкогольной продукции не входит.

Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст. 129 ГК РФ) закреплено, что Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

Порядок оборотоспособности алкогольной продукции определен Законом № 171-ФЗ.

Действие Закона № 171-ФЗ распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 1 Закона № 171-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 171 - ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

Частью 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ определено - лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону административного правонарушения, осуществление оборота алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований.

Из подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах.

Подпунктом 2 пункта 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания из нестационарного торгового объекта (в данном случае участок проезжей части с тротуарами, газонами и парковочными карманами) крепостью более 16,5 % готовой продукции.

Таким образом, продажа алкогольной продукции крепостью 16,5% готовой продукции в нестационарном объекте общественного питания, принадлежащем ООО «СИМПЛ ФУД», а равно оборот (розничная продажа) вне специально отведенных для этого мест противоречит нормам действующего законодательства, следовательно 24 июля 2021 года в 17 часов 06 минут ООО «СИМПЛ ФУД», расположенном по адресу: <...> нарушены требования Закона № 171-ФЗ, т.е. ООО «СИМПЛ ФУД» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17. КоАП РФ.

1 октября 2021 года инспектором 2 отделения ОООП УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве майором полиции ФИО1, в служебном помещении ОООП УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве по адресу: <...> составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СИМПЛ ФУД» по части 1 статьи 14.17. Кодекса РФ об АП.

Ввиду изложенного, заявитель обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

В то же время, в силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

ООО «СИМПЛ ФУД» получена лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания - спиртные напитки ДТ № 023766 по адресу: <...> д 15, стр.1, антресоль 1, помещение XV, комнаты 1-4, этаж 1, помещение 15, комнаты 1-10.

Заинтересованное лицо указывает, что, 24.07.2021 года ООО «СИМПЛ ФУД» осуществляло продажу алкогольной продукции более 16,5% готовой продукции, однако оказывало соответствующие услуги в пределах стационарного помещения, то есть согласованного сезонного кафе примыкающего к ресторану.

Кроме того, 19.04.2019 года ООО «СИМПЛ ФУД» было получено уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения сезонных (летних) кафе стационарных предприятиях общественного питания общей площадью 7,7 кв.м.

Схема размещения летнего кафе согласована Префектурой Центрального административного округа г. Москвы от 19 апреля 2019 г. (обращение № 1173535-2019).

Проектом размещения объекта предусмотрено размещение летнего кафе по адресу: <...> д 15, стр.1. В пояснительной записке к   дизайнерскому проекту согласования фасада проекту указано, что летнее кафе расположено по адресу: <...>, т.е. по месту нахождения самого ресторана.

Меню ресторана является публичным договором. В соответствии со ст. 426 ГК РФ В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии с п.9 Правил услуг общественного питания Исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах: перечень услуг и условия их оказания.

Следовательно, реализация алкогольной продукции ООО «СИМПЛ ФУД» производилась в соответствии с имеющейся лицензии по местонахождению ресторана указанному в лицензии и в соответствии с меню ресторана, являющегося публичным договором и суд пришел к выводу, что в действиях ООО «СИМПЛ ФУД» отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным органом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях общества события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Относительно изъятой алкогольной продукции, суд отмечает, что алкогольную продукцию, изъятую согласно протоколу изъятия вещей и документов от  24.07.2021г., необходимо возвратить ООО «СИМПЛ ФУД»(ОГРН <***>).

На основании изложенного, в соответствии с ч. 2 ст.4.2, ст.4.5, ч.3 ст.14.1, ч.1 ст.25.1, ст.28.2 КоАП РФ и руководствуясь ст. ст. 29, 67, 68, 75, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать   УВД ПО ЦАО ГУ МВД РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ в удовлетворении заявления о привлечении ООО «СИМПЛ ФУД»  к  административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.

Возвратить ООО «СИМПЛ ФУД» алкогольную продукцию, изъятую согласно протоколу изъятия вещей и документов от  24.07.2021.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

         Судья:

С.О. Ласкина