ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-225930/18-11-2058 от 24.09.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

01 октября 2018 г.

Дело № А40-225930/18-11-2058

Резолютивная часть решения объявлена 24.09.2018

Полный текст решения изготовлен  01.10.2018

Судья  Дружинина В. Г. (единолично) 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Т.Ю.,

рассмотрев дело по исковому заявлению АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (119021, <...> СТР 3, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата рег. 18.06.2009)

к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (119019, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата рег. 11.11.1998)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИВОЛЖСКО- УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (620026, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

3-е лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (105005, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>, дата рег. 21.01.2002 г.)

об истребовании имущества

в заседании приняли участие:

от истца:  ФИО1 по доверенности № 943 от 21.09.2018г., паспорт,

от ответчика - 1: ФИО2.Д.В по доверенности № 212/1/198 от 05.10.2017г., удостоверение

от ответчика - 2: не явка, извещен,

от третьих лиц: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

АО «РЭУ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Минобороны России об истребовании котла КВр-0,5 с заводским номером 1505035 стоимостью 320 350 (Триста двадцать тысяч триста пятьдесят) рублей 00 копеек, расположенного в котельной по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, село им. 9 января, военный городок №9, из незаконного владения МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ИНН <***>) и ФГКУ «ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТУИО» МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ИНН <***>) (привлечено к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 11.07.2018 по ходатайству истца) и передаче его собственнику - акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН <***>), с учетом письменного от 17.08.2018 уточнения.

Второй ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения спора в отсутствие полномочных представителей указанных лиц, учитывая, что о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Истец исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, с учетом письменных уточнения и пояснений.

Первый ответчик (Минобороны России) по иску возразил по изложенным в письменном отзыве с объяснениями доводам.

Второй ответчик (ФГКУ «ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТУИО») по иску возразил по изложенным в письменном отзыве доводам.

Третье лицо письменный отзыв не представило, исковые требования документально не оспорило.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, заслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд установил, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №643-р АО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.

Для осуществления поставки тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций между АО «РЭУ» и Минобороны России заключен Государственный контракт №3-ТХ от 01.11.2012 на оказание услуг по поставке тепловой энергии.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 №1074-р Минобороны России обеспечивает в установленном порядке передачу АО «РЭУ» на праве безвозмездного пользования объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.08.2011 №1510 АО «РЭУ» предоставлена в безвозмездное пользование котельная, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, село им. 9 января, военный городок №9 (военная часть №03658), порядковый номер в соответствии с приложением №10482.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2015 по делу №А40-55638/14 АО «РЭУ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника АО «РЭУ» открыто конкурсное производство.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 №1089-р АО «ГУ ЖКХ» определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России закупок работ и услуг, связанных, в том числе с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя.

01.10.2015 приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации №2251 недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ».

Таким образом, как указывает истец, в связи с прекращением обязательств АО «РЭУ» по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций, имущество, переданное АО «РЭУ» в безвозмездное пользование, возвращено Минобороны России.

В целях надлежащего исполнения обязательств по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций силами и за счет АО «РЭУ» в период действия государственного контракта №3-ТХ от 01.11.2012 в вышеуказанную котельную установлен котел КВр-0,5 с заводским номером 1505035, что подтверждается актом ввода оборудования в эксплуатацию.

По мнению истца, собственность АО «РЭУ» на котел КВр-0,5 с заводским номером 1505035 подтверждается счетом на оплату №7 от 09.02.2015, платежным поручением об оплате счета №7 от 09.02.2015, товарно-транспортной накладной №13 от 06.03.2015, а также актом приема-передачи от 06.03.2015.

С учетом представленных в материалы документов и пояснений, истец указывает, что в связи с тем, что 23.05.2018 в ходе судебного заседания Минобороны России представлен акт о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию №ЦВО/ЖКО№5/ЖКС№1/83/1, согласно которому правообладателем учебного корпуса с котельной по адресу: 460532, Оренбургская область, Оренбургский район, Красноуральский сельсовет, <...>, является ФГКУ «Приволжско-Уральского управления имущественных отношений» (ИНН <***>).

Вместе с тем, истец указывает, что в материалы дела не представлены документы-основания для приема-передачи - Приказ Минобороны России от 02.03.2017 №155, а также сведения из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие     государственную регистрацию права оперативного управления ФГКУ «ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТУИО» МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ИНН <***>).

Истец делает вывод, что, таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие право ФГКУ «ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТУИО» МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ИНН <***>) распоряжаться имуществом, в том числе отчуждать его без согласия собственника - Минобороны России.

В обоснование иска истец, в том числе ссылается, что находящийся в незаконном владении МИНОБОРОНЫ РОССИИ и ФГКУ «ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТУИО» МИНОБОРОНЫ РОССИИ» котел КВр-0,5 с заводским номером 1505035 стоимостью 320 350 (Триста двадцать тысяч триста пятьдесят) рублей 00 копеек, расположенный в котельной по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, село им. 9 января, военный городок №9, подлежит возврату истцу (истец не имеет доступа в котельную для демонтажа котла), в связи с чем истцом заявлены исковые требования на основании 209, 212, 213, 301 ГК РФ.

Для удовлетворения виндикационного иска необходимо представление стороной, заявляющей соответствующие требования, достоверных и допустимых доказательств в подтверждение следующих юридически значимых фактов в т.ч. факт незаконного обладания такой вещью ответчиком.

Истцом не представлено доказательств того, что ответчики являются фактическими владельцами спорного имущества.

В силу положений, содержащихся в статьях 125, 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 №155, представленного в материалы дела, создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО.

Согласно п.п.1,2 приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации от 18.01.2017 №171 прекращено право оперативного управления организаций, подведомственных Министерству обороны РФ и являющихся правообладателями и балансодержателями недвижимого имущества, указанного в приложении к приказу (пункт 2693). Закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-Эксплуатационной конторой №21 Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления г.Москвы, на недвижимое имущество, указанное в приложении (перечень недвижимого имущества) к настоящему приказу. 

В приложении к приказу указана (п.2693) спорная котельная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, село им. 9 января, военный городок №9.

Спорная котельная передана на праве оперативного управления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО, которое является юридическим лицом.

Согласно п.5 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России учреждение от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.13 устава основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации)  объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно п.21 устава Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства обороны.

Согласно п.23 устава Учреждение без согласия Собственника имущества не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или   приобретенным   Учреждением  за   счет  средств,   выделенных   ему Министерством обороны на приобретение такою имущества, а также недвижимым имуществом.

Согласно п.25 устава Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных па праве оперативного управления (предоставленных  в безвозмездное пользование) объектов материально-технической   базы,   оборудования   и   инженерных   сетей, обеспечивающих    их    функционирование,    управление    имуществом, находящимся  в  государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Согласно п.26 устава Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое   не   по   назначению   имущество,   закрепленное   за Учреждением и распорядиться им по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.34 устава Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением Собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо цепного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Собственником имущества или приобретенного за счет выделенных Собственником имущества средств, а также недвижимого имущества.

Согласно п.35 устава Министерство обороны Российской Федерации не несет ответственности по обязательствам Учреждения.

Кроме того, согласно Акта осмотра оборудования от 08.08.2018, проведенного в рамках рассмотрения настоящего дела, осмотр производился при участии ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по ЦВО).

Таким образом, Минобороны России и ФГКУ «ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТУИО» МИНОБОРОНЫ РОССИИ» являются ненадлежащими Ответчиками по настоящему делу, исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 4, 49, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 167-171, 180-182 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» в доход Федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                       В. Г. Дружинина