РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
Резолютивная часть решения суда объявлена 09 февраля 2022 года
Полный текст решения суда изготовлен 02 марта 2022 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Якубовой Р.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: ИП ФИО1
к ответчику: Федеральному дорожному агентству
третье лицо: Государственная компания «Российские автомобильные дороги»
о признании недействительным распоряжения от 30.06.2021г. №2415-р
при участии:
От заявителя: не явился, извещен;
От ответчика: ФИО2 паспорт, диплом, дов. от 13.01.21 г.;
От третьего лица: ФИО3 паспорт, диплом, дов. от 09.09.21 г.;
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральному дорожному агентству о признании недействительным распоряжения от 30.06.2021г. №2415-р.
Заявитель в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте проведения судебного заседания по правилам ст.123 АПК РФ. Дело рассмотрено без его участия в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал.
Третье лицо поддержало позицию ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 30.06.2021 № 2415-р «Об установлении публичного сервитута в интересах Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в целях обеспечения строительства автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-12 строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва — Нижний Новгород — Казань» (далее также — Распоряжение), принятым на основании ходатайства Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от 17.06.2021 № 177/х, подлежит установлению публичный сервитут на срок 12 месяцев в интересах Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее также — Государственная компания) в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:15:001318:656, расположенного по адресу: Владимирская область, р-н Муромский, МО Ковардицкое (сельское поселение), примыкающее к с. Ковардицы, в целях обеспечения строительства автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-12 строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва — Нижний Новгород — Казань.
Распоряжением утверждены границы публичного сервитута площадью 34 142 кв. м.
Полагая указанное распоряжение незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 «Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве» (далее - Положение) Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Федеральное дорожное агентство в соответствии с пунктом 5.4.11. Положения, осуществляет предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса.
Согласно положениям части 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса предоставляются на условиях сервитута в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством.
Предоставление земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса осуществляется в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2012 № 137 «Об утверждении административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса» (далее - Административный регламент).
Результатом предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 18 Административного регламента является:
- решение о предоставлении земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса;
- уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года №2101-р утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, разработанный в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В план включены 11 федеральных проектов, из них девять проектов направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры. Реализация Комплексного плана позволит обеспечить развитие транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг» для перевозки грузов, повышение уровня экономической связанности территории России за счёт расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированное обеспечение доступной электроэнергией.
Одним из таких проектов является строительство скоростной автомобильной дороги «Москва - Нижний Новгород - Казань», входящей в состав международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай» (в т.ч. автодороги М-12).
В целях реализации указанного комплексного плана, с учетом имеющихся правовых особенностей, связанных с реализацией проектов транспортной инфраструктуры - 31 июля 2020 года принят Федеральный закон № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 254-ФЗ).
Указанным федеральным законом, в том числе, предусмотрено, что публичные сервитуты для целей строительства, реконструкции объектов инфраструктуры устанавливаются в соответствии с земельным законодательством с учетом особенностей, предусмотренных данным законом.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона № 254-ФЗ публичные сервитуты, наряду со случаями, предусмотренными статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, могут устанавливаться:
для строительства и реконструкции линейных объектов инфраструктуры (за
исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования);
для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, в том
числе:
прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;
размещения на земельном участке информационных щитов, указателей,
предупредительных, межевых и геодезических знаков;
проведения необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений (за исключением случаев, если такие защитные сооружения, защитные лесные насаждения делают невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования) (данный перечень не исчерпывающий).
Таким образом, данной нормой существенно расширен перечень целей установления публичного сервитута, что очевидно сделано законодателем для обеспечения своевременной реализации федеральных проектов.
Автомобильная дорога как линейный объект располагается в границах множества земельных участков и земель, к которым должен быть обеспечен доступ подрядных организаций на стадиях подготовки к строительству и строительства. Невозможно осуществить строительство на земельном участке, если собственник смежного земельного участка препятствует доступу строительной техники на строительную площадку.
Именно в целях исключения подобных сдерживающих факторов, влияющих на сроки строительства, Федеральный закон № 254-ФЗ предусматривает возможность установления публичного сервитута для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, поскольку процедура изъятия недвижимого имущества для государственных нужд в судебном порядке может занять от 1 года до 5 лет.
Суд отмечает, что как при изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, так и при принятии решения об установлении публичного сервитута, действующим законодательством предусмотрен схожий порядок компенсации нарушенного права собственности:
в виде выплаты размера возмещения (рыночная цена и убытки) при изъятии недвижимого имущества для государственных нужд;
в виде платы за публичный сервитут в соответствии со статьей 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, которая также предусматривает компенсацию возникающих в связи с обременением земельного участка публичным сервитутом убытков.
Таким образом, сам по себе факт принятия уполномоченным органом исполнительной власти в отношении одного и того же земельного участка решения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации и решения об установлении публичного сервитута не может свидетельствовать о нарушении действующего законодательства и прав собственника земельного участка, поскольку данные решения приняты для разных целей: первое - для целей размещения линейного объекта, второе - для обеспечения строительства объекта инфраструктуры.
Согласно подпункту 5.4(17) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве», к полномочиям Федерального дорожного агентства отнесено принятие решений об установлении публичных сервитутов в отношении объектов федерального значения, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», предназначенных для
модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в случаях, установленных указанным Федеральным законом, что подтверждает наличие соответствующих полномочий на принятие оспариваемого распоряжения.
ИП ФИО1 обосновывает свои требования предположением о том, что распоряжение от 30.06.2021 № 2415-р вынесено в нарушение подп. 4 п. 1 ст. 39.44 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ), согласно которому в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.
При этом ИП ФИО1 не приводит обоснования того, что принадлежащие ему земельные участки не могут быть использованы в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем одного года ввиду осуществления деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также ввиду вызванных указанной деятельностью ограничений прав на землю - прежде всего, поскольку с даты установления публичного сервитута 30.06.2021 прошло менее одного года.
Заявитель ИП ФИО1 не представил в суд какие-либо доказательства использования рассматриваемых земельных участков в целях иных, чем то указано в Распоряжении от 30.06.2021 № 2415-р.
При этом, использование земельных участков Заявителя не по назначению, определенному Распоряжением Росавтодора от 30.06.2021 № 2415-р, не может свидетельствовать о незаконности такого Распоряжения.
Кроме того, процесс изъятия земельных участков в судебном порядке и размещение автодороги на земельных участках Заявителя может занимать до 3-5 лет, тогда как срок публичного сервитута установлен в 12 месяцев - и по истечении указанного срока такого сервитута владелец данных земельных участков ИП ФИО1 вновь приобретет на них права и полномочия в полном объеме.
Также ст. 39.46 ЗК РФ предусматривает платность такого сервитута как эквивалентное возмещение ограничения прав на земельный участок, кроме того условия соглашения об установлении публичного сервитута (в т. ч. цена) могут быть оспорены владельцем земельных участков согласно п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ.
ИП ФИО1 обосновывает свои требования также тем, что распоряжение от 30.06.2021 № 2415-р об установлении публичного сервитута направлено на обход положений законодательства РФ о порядке изъятия земельных участков с выплатой собственнику изымаемого имущества равноценного возмещения.
Между тем, согласно распоряжению Росавтодора от 07.06.2021 № 2147-р предполагается изъятие у ИП ФИО1 тех же земельных участков с предварительной выплатой собственнику изымаемого имущества равноценного возмещения.
Распоряжения Росавтодора от 07.06.2021 № 2147-р и от 30.06.2021 № 2415-р имеют различную правовую природу и различные цели их вынесения.
Распоряжение от 30.06.2021 № 2415-р вынесено в целях обеспечения строительства автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-12 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижкнй Новгород - Казань» в соответствии с положениями ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 254-ФЗ и подп. 2 ст. 39.37 ЗК РФ (в том числе, но не исключительно, для складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения).
Одновременно следует отметить, что проект строительства М-12 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань» является технологически современным мероприятием, в рамках которого применяются передовые методы строительства, которые, в свою очередь, позволяют минимизировать временное использование земельных участков, граничащих с проектируемой полосой отвода и большинство подготовительных работ осуществлять в пределах земельных участков, необходимых в последующем для размещения автомобильной дороги.
Распоряжение от 07.06.2021 № 2147-р вынесено в целях изъятия земельных участков для размещения на них элементов автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-12 «Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань».
Во исполнение Распоряжения Росавтодора от 07.06.2021 № 2147-р подготовлено и направлено Заявителю ИП ФИО1 соглашение об изъятии земельного участка, от подписания которого последний отказался.
Государственная компания «Российский автомобильные дороги» обратилась в Судогодский районный суд Владимирской области с исковым заявлением о принудительном изъятии вышеуказанных земельных участков с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета. В настоящее время судебное решение не принято.
В соответствии с законодательством РФ решение о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд принимается только при условии предоставления равноценного возмещения за изымаемый объект недвижимости.
Определение размера возмещения является одним из вопросов, исследуемых в рамках указанного судебного процесса.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, установление публичного сервитута не влияет на процесс получения Заявителем компенсации в рамках принудительного изъятия земельного участка.
Распоряжение Росавтодора от 30.06.2021 № 2415-р вынесено законно уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти в пределах полномочий такового согласно ст. 39.43 ЗК РФ.
Полномочия Заинтересованного лица Росавтодора по установлению публичного сервитута обоснованы подп. 1 ст. 39.38 ЗК РФ, согласно которому публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения автомобильных дорог федерального значения.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» установлено, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п. 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, Росавтодор:
принимает решения об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей;
организует в установленном порядке работу по изъятию и предоставлению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Полномочия Росавтодора на принятие решений об установлении публичных сервитутов также установлены Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374.
Таким образом, органом, уполномоченным осуществлять полномочия Российской Федерации по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, на принятие решений об установлении публичных сервитутов в целях строительства и размещения автомобильных дорог федерального значения является Федеральное дорожное агентство.
Распоряжение Росавтодора от 30.06.2021 № 2415-р вынесено на основании обращения законно на то уполномоченного лица и в установленном на то законном порядке согласно статей 39.40,39.41 ЗК РФ.
Лицом, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута - является ГК «Автодор».
Ходатайство об установлении публичного сервитута заявлено в соответствии с п. 3 ст. 39.40 ЗК РФ организацией, являющейся владельцем объекта транспортной инфраструктуры и для целей, указанных в ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 254-ФЗ, а именно для обеспечения строительства автомобильной дороги, в том числе складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения. Содержание ходатайства соответствует требованиям ст. 39.41 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 7 статьи 4 Федерального закона № 254-ФЗ в обоснование необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта инфраструктуры.
В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2017 г. N 884 "Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации", приказом Минтранса России от 6 июля 2012 г. N 199 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (Зарегистрирован в Минюсте России 5 сентября 2012 г. N 25383) и на основании обращения Государственной компании "Российские автомобильные дороги" от 23 октября 2020 г. N 19206-18 - Распоряжением Росавтодора от 27.10.2020 № 3229-р утвержден проект планировки территории объекта "Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань, 3 этап, км 116 - км 224, Владимирская область (от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17Р-2 "Владимир - Гусь-Хрустальный - Тума" до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17К-2 "Муром - М-7 "Волга")".
Таким образом, оспариваемое Распоряжение соответствует требованиям, установленным действующим законодательством РФ, соответствует всем необходимым условиям установления публичного сервитута.
Права и законные интересы ИП ФИО1 дополнительно обеспечены положениями частей 12, 13 ст. 23, ст. 39.48 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ, статьи 41 АПК РФ и согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 127 не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Согласно пункту 2 статьи 10 ГК РФ в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд отказывает такому лицу в защите принадлежащего ему права.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие действующему законодательству РФ, отказать в удовлетворении заявления ИП ФИО1 к Федеральному дорожному агентствуо признании недействительным распоряжения от 30.06.2021г. №2415-р.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Уточкин И.Н.