ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-231925/20-120-1557 от 23.12.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

28 декабря 2020 года Дело № А40-231925/20-120-1557

Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2020 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе

судьи Блинниковой И.А.

протокол ведет секретарь судебного заседания Ковтонюк Я.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

заявитель Центральный банк Российской Федерации в лице ГУ Банк России

ответчик: АО «Московская Акционерная Страховая Компания»

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола от 19.11.2020 №ТУ-45-ЮЛ-20-9607/1020-1

с участием:

От заявителя: Цапко Г.С. (удостоверение, диплом, дов. б/н от 03.05.2018)

От ответчика: Нестеренко А.П. (паспорт, диплом, дов. № 1954 (А) от 14.10.2020

УСТАНОВИЛ:

Банк России Банк России по Центральному федеральному округу обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении АО «Московская Акционерная Страховая Компания» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 19.11.2020 №ТУ-45-ЮЛ-20-9607/1020-1.

Заявленные требования мотивированы тем, что ответчиком допущены нарушения страхового законодательства Российской Федерации.

Заявитель требования поддержал.

Ответчик возражал против удовлетворении требований.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частями 1 и 3 ст.23.1. КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.1. КоАП РФ, отнесено к компетенции арбитражного суда.

Как следует из материалов дела, Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе (далее -Управление Службы) проведена проверка сведений, изложенных в обращениях Москвина Александра Петровича (далее - Заявитель) от 25.08.2020 № ОЭ-159052, от 25.08.2020 № ОЭ-159055, от 31.08.2020 № ОЭ-162314, от 02.09.2020 № ОЭ-163928, от 04.09.2020 № ОЭ-165715, от 10.09.2020 № ОЭ- 169022, от 24.09.2020 № ОЭ-176884, от 01.10.2020 № 0-180652, от 07.10.2020 № ОЭ-183495 в отношении АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ» (далее - АО «МАКС», Страховщик).

В обращениях Заявитель указывает, что Страховщик отказывает ему в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа.

19.11.2020 на основании статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подпункта 1.3 пункта 1 Указания Банка России от 27.02.2017 №4300-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» составлен протокол об административном правонарушении №ТУ-45-ЮЛ-20-9607/1020-1 в отношении АО «Московская Акционерная Страховая Компания (далее - Общество, Страховщик).

Судом установлено, что протокол составлен уполномоченными должностными лицами Банка России с соблюдение требований действующего законодательства.

Права Ответчика при составлении Протокола в соответствии с требованиями КоАП РФ соблюдены.

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ), Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся приложением 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее -Правила ОСАГО).

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО), договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО и является публичным.

Законом об ОСАГО установлена обязанность владельцев транспортных средств застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

При этом, Законом об ОСАГО не предусмотрено ограничений для заключения договора ОСАГО (право страховщика отказать в заключении договора ОСАГО) в случае наличия у страхователя нестандартного адреса регистрации по месту жительства.

Исходя из пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отказ страховщика от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.

Согласно пункту 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Законом об ОСАГО.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Законом об ОСАГО.

Таким образом, страховая организация обязана обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа.

В соответствии с пунктом 7 Указания Банка России от 19.09.2014 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У) после осуществления доступа к сайту страховщика в соответствии с Указанием № 4190-У владельцу транспортного средства - физическому лицу предоставляется возможность заполнения заявления о заключении договора (далее - заявление). Заявление должно содержать сведения в объеме, предусмотренном для заявления, составляемого на бумажном носителе, с указанием даты начала срока действия договора, наступающей не ранее чем через три дня после дня направления заявления страховщику, а также сведения об адресе электронной почты, на который будет направлен страховой полис в случае заключения договора.

В соответствии с пунктом 8 Указания № 4190-У после направления владельцем транспортного средства заявления в соответствии с данным Указанием страховщик в срок не более пяти минут регистрирует его в своей информационной системе и направляет в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО (далее - АИС ОСАГО), запрос, необходимый для проверки всех содержащихся в нем сведений.

По результатам автоматизированной обработки запроса, направленного в соответствии с настоящим пунктом, АИС ОСАГО (после обмена информацией между АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системой технического осмотра) направляется страховщику соответствующее подтверждение сведений либо отказ в подтверждении сведений.

Согласно пункту 10 Указания № 4190-У в случае, если страховщиком в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящего Указания от АИС ОСАГО получен отказ в подтверждении сведений, содержащихся в заявлении, который не основан на информации, предоставленной федеральными органами исполнительной власти и организациями (кроме профессионального объединения страховщиков и страховщиков, являющихся его членами), указанными в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 года № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - постановление Правительства Российской

Федерации № 567), страховщик должен направить на указанный владельцем транспортного средства адрес электронной почты сообщение в виде электронного документа, которое должно содержать, в том числе, указание на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО.

Страховщик одновременно с направлением указанного сообщения должен разместить на сайте страховщика (на сайте (в мобильном приложении) страхового агента (страхового брокера) или сайте профессионального объединения) информацию, содержащуюся в сообщении, а также информацию о необходимости представления владельцем транспортного средства в виде электронных копий или электронных документов через личный кабинет страхователя ОСАГО документов, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГО, подтверждающих сведения, указанные владельцем транспортного средства в заявлении и содержащие информацию, в отношении которой поступил отказ в подтверждении. Владелец транспортного средства должен направить страховщику указанные документы в виде электронных копий или электронных документов путем загрузки соответствующих электронных документов (электронных копий) в личный кабинет страхователя ОСАГО.

Согласно пункту 9 Указания № 4190-У после проведения проверки и получения от АИС ОСАГО подтверждения сведений, содержащихся в заявлении, в соответствии с абзацем вторым пункта 8 Указания № 4190-У либо получения электронных копий или электронных документов в соответствии с абзацами четвертым и шестым пункта 10 Указания № 4190-У страховщик осуществляет следующие действия (в том числе посредством обмена информацией между страховщиком и владельцем транспортного средства -физическим лицом с использованием сайта (мобильного приложения) страхового агента (страхового брокера) или сайта профессионального объединения):

- в срок не более 20 минут направляет владельцу транспортного средства расчет страховой премии и сообщает ему условия договора, обеспечивает на сайте страховщика возможность обмена данными в электронном виде, которые необходимы для осуществления безналичной оплаты (дополнительно может предоставляться информация об оплате наличными деньгами), сообщает срок уплаты страховой премии (в зависимости от выбранного способа оплаты). Указанные действия осуществляются путем отображения сведений в режиме реального времени на сайте страховщика либо на сайте (в мобильном приложении) страхового агента (страхового брокера) или сайте профессионального объединения в случае доступа к сайту страховщика с использованием сайта (мобильного приложения) страхового агента (страхового брокера) или сайта профессионального объединения;

-после уплаты страховой премии в соответствии с правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее -Правила ОСАГО), направляет сведения об уплате страховой премии по договору в АИС ОСАГО, в которой регистрируется договор с присвоением уникального номера и сообщением его страховщику;

-после получения уникального номера, присвоенного АИС ОСАГО договору, формирует в сроки, установленные пунктом 1.11 Правил ОСАГО, страховой полис, направляет его, а также экземпляр заявления и уведомление, , подтверждающее факт заключения договора на основании данного заявления, в виде электронных документов на указанный владельцем транспортного средства адрес электронной почты, размещает их в личном кабинете страхователя ОСАГО.

При этом в соответствии с пунктом 28 Указания № 4190-У страховщик при осуществлении доступа страхователей (владельцев транспортных средств) к разделам сайта страховщика (доступ к которым осуществляется в том числе с использованием сайта (мобильного приложения) страхового агента (страхового брокера) или сайта профессионального объединения), обеспечивающим заключение договоров, обеспечивает осуществление сплошной непрерывной регистрации и хранения в течение одного года следующей информации о действиях страхователей (владельцев транспортных средств), страхового агента, страхового брокера и страховщика, выполняемых с использованием данных сайтов (мобильных приложений) в соответствии с Указанием № 4190-У (далее - сеансовая информация):

-порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении;

-дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия;

-набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении;

-код, соответствующий выполняемому действию;

-идентификационная информация, используемая для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты;

-информация, передаваемая владельцем транспортного средства в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем;

-идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.

Указанная информация подлежит хранению в электронном виде с использованием форматов, указанных в приложении к настоящему Указанию № 4190-У.

Пунктом 5.6 Правил профессиональной деятельности по организации заключения договоров ОСАГО владельцев транспортных средств в виде электронных документов, утверждённых постановлением Президиума Российского Союза Автостраховщиков (далее - РСА) от 26.03.2019, пр. № 18 (далее - Правила профессиональной деятельности), определен перечень кодов действий, выполняемых с использованием интернет-сайта члена РСА.

Данный перечень содержит, в том числе, коды действий: 9 -«Предоставление страхователю полностью заполненного заявления для проверки достоверности», 10 - «Получение от страхователя подтверждения достоверности заявления», И - «Получение от страхователя электронной копии документа», 13 - «Регистрация заявления страхователя в информационной системе члена Союза», 14 - «Отправка членом Союза в АИС ОСАГО запроса на проверку сведений заявления», 15 - «Получение членом Союза ответа от АИС ОСАГО о корректности сведений в заявлении», 18 -«Предоставление страхователю информации о некорректности предоставленных сведений», 21 - «Предоставление страхователю условий договора и сроков оплаты».

В целях проверки полученной информации в адрес Страховщика и РСА были направлены запросы (от 01.09.2020 № С59-9/23664, от 01.09.2020 № С59-9/23665, от 02.09.2020 № С59-9/23884, от 02.09.2020 № С59-9/23885, от 04.09.2020 № С59-9/24228, от 04.09.2020 № С59-9/24230, от 11.09.2020 № С59- 9/25063, от 11.09.2020 № С59-9/25070, от 29.09.2020 № С59-9/26950, от 29.09.2020 № С59-9/26952, от 13.10.2020 № С59-9/28644, от 13.10.2020 № С59-9/28644) с требованием представить в Управление Службы необходимые разъяснения и документы по данным обращениям.

Страховщик в ответах на запросы Управления Службы представил объяснения и сеансовую информацию по действиям, осуществляемым Заявителем в процессе осуществления попыток заключения договора ОСАГО.

Согласно информации Страховщика, представленной в ответ на запросы Управления Службы, в его информационной системе содержатся данные о действиях Заявителя, направленных на заключение договора ОСАГО в электронном виде от 25.08.2020, 30.08.2020, 01.09.2020, 04.09.2020, 10.09.2020, 24.09.2020, 06.10.2020.

Страховщик указал, что 30.08.2020, 04.09.2020, 10.09.2020, 24.09.2020 в сеансовой информации за указанные даты зафиксирован код 102, которым фиксируется прерывание сессии по инициативе страхователя.

Кроме того, во время осуществления Заявителем попытки заключения договора ОСАГО в электронном виде 06.10.2020 им была зафиксирована повышенная нагрузка на сайте, в связи с чем в сеансовой информации зафиксирована ошибка с кодом 100. Данная ошибка не препятствовала заключению договора ОСАГО, сайт Страховщика функционировал в штатном режиме.

Вместе с тем, Страховщик отметил, что причиной незаключения договора ОСАГО послужили некорректные действия при заполнении информации, необходимой для заключения договора ОСАГО. Информационные системы Страховщика фиксировали невозможность внесения Заявителем адреса страхователя как ошибку на стороне страхователя. Анализ сеансовой информации подтверждает фактическое отсутствие ошибок на стороне Страховщика.

Кроме того, Страховщик указал, что 01.09.2020 в период обращения Заявителя к его сайту наблюдалась неработоспособность сервиса авторизации в автоматизированной информационной системе Российского Союза Автостраховщиков (далее - АИС ОСАГО), что подтверждается соответствующими документами.

В ответ на дополнительные запросы Управления Службы Страховщиком была предоставлена информация о том, что им ведется переписка со Службой технической поддержки РСА с целью получения пояснений о том, какие действия предпринять, чтобы адрес Заявителя возможно было ввести в процессе заключения договора ОСАГО в электронном виде без появления ошибки об уровне кода федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС).

Страховщик отметил, что интерфейс его сайта предусматривает введение данных об адресах, не имеющих наименований улиц и нумерации домов. Однако данный адрес не должен противоречить сведениям, содержащимся в ФИАС, так как в процессе заключения договора ОСАГО происходит обмен данными между Страховщиком и РСА.

РСА в ответ на запросы Управления Службы представил информацию о том, что по данным Службы технической поддержки бизнес-систем РСА ошибка, возникающая в процессе заключения Заявителем договора ОСАГО, связана с указанием в заявлении о заключении договора ОСАГО некорректных данных адреса. Для успешного заключения договора ОСАГО необходима детализация адреса до номера дома или строения.

Рассмотрев доводы Страховщика, представленную им сеансовую информацию, в совокупности с материалами, представленными Заявителем установлено следующее.

25.08.2020, 30.08.2020, 01.09.2020, 04.09.2020, 10.09.2020, 24.09.2020, 06.10.2020 Заявителем с использованием официального сайта Страховщика осуществлялись действия, направленные на заключение Договора ОСАГО в виде электронного документа.

В указанные даты Заявителем были поданы полностью заполненные заявления, от Заявителя получены подтверждения достоверности сведений, указанных в заявлениях, указанные заявления зарегистрированы в информационной системе Страховщика (коды действий 9, 10, 13 в представленной сеансовой информации). Вместе с тем, 25.08.2020,30.08.2020, 01.09.2020, 04.09.2020,10.09.2020,24.09.2020, в нарушение пункта 8 Указания № 4190-У Страховщиком не были совершены предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, необходимые для продолжения заключения договора ОСАГО в электронном виде, а именно запросы, необходимые для проверки всех содержащихся в заявлениях сведений в виде электронного документа, не были направлены в АИС ОСАГО.

Доводы Страховщика о несоответствии данных адреса Заявителя данным ФИАС не подтверждаются имеющимися материалами, поскольку сеансовая информация не содержит данных о проведенной АИС ОСАГО проверке сведений, указанных в заявлении, и представлении Заявителю информации о некорректности предоставленных сведений (коды действий 15, 18). Доводы Страховщика о самостоятельном прерывании Заявителем сессии заключения договора ОСАГО не соответствуют представленной заявителем видеозаписи.

В процессе рассмотрения обращений было установлено, что в адресе регистрации Заявителя по месту жительства, указанном в паспорте гражданина Российской Федерации и вводимом им при заполнении соответствующих полей на сайте Страховщика, не содержится названия улицы и номера дома.

Вместе с тем, на сайте ФИАС данный адрес содержится и отображается.

Из видеозаписи, представленной Заявителем в Банк России, следует, что Заявитель в процессе внесения необходимых данных выбирает компоненты адреса из выпадающего списка, предложенного Страховщиком. Заявитель указывает адрес регистрации по месту жительства, который является необходимой составляющей при расчёте страховой премии по договору ОСАГО и который он обязан указать в процессе предоставления данных для заключения договора ОСАГО в электронном виде. Сведения об указанном адресе присутствуют в ФИАС. Вместе с тем, Страховщик указывает на некорректность действий Заявителя при указании адреса регистрации по месту жительства.

АО «МАКС» не представлено документов, подтверждающих, что от АИС ОСАГО была получена информация о некорректности представленных заявителем сведений и документов, а также документов, подтверждающих, что в соответствии с пунктом 10 Указания № 4190-У у Заявителя запрашивались электронные копии или электронные документы, подтверждающие сведения, указанные им в заявлении и содержащие информацию, в отношении которой поступил отказ в подтверждении .

В соответствии с представленной Страховщиком сеансовой информацией 06.10.2020 Заявителем с использованием официального сайта Страховщика также осуществлялись действия, направленные на заключение Договора ОСАГО в виде электронного документа.

В указанную дату Заявителем были поданы полностью заполненные заявления, от Заявителя получены подтверждения достоверности сведений, указанных в заявлениях, указанные заявления зарегистрированы в информационной системе Страховщика (коды действий 9, 10, 13 в представленной сеансовой информации).

Кроме того, Страховщиком направлены запросы в АИС ОСАГО на проверку сведений заявлений, заявления направлены в РСА (коды действий 14, 36), и от РСА Страховщиком получены ответы о корректности содержащихся в заявлении сведений (код действия 15). При этом столбец «информация, предоставленная страхователем» в сеансовой информации, содержит, в том числе, сведения об адресе регистрации Заявителя.

Вместе с тем, 06.10.2020 в нарушение пункта 9 Указания № 4190-У Страховщиком не осуществлены действия, предусмотренные указанным пунктом Указания, направленные на дальнейшее заключение с заявителем договора ОСАГО, а именно Заявителю не предоставлены условия договора ОСАГО и сроков его оплаты (код действия 21). АО «МАКС» не представлено сведений и документов, подтверждающих запрос Страховщиком у Заявителя в процессе осуществления попыток заключения договора ОСАГО в электронном виде документов с целью подтверждения вводимых данных, в том числе в части адреса регистрации по месту жительства (код действия 25).

При этом у Заявителя отсутствует возможность перехода на следующей шаг и дальнейшего оформления договора ОСАГО на сайте Страховщика.

Страховщиком не предприняты результативные меры, направленные на исправление ситуации. Многочисленные обращения Заявителя свидетельствуют о невозможности реализации им в течение длительного периода права на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа с выбранной страховой организацией, хотя действующее страховое законодательство наделяет его этим правом (пункт 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО).

Страховщиком не приняты своевременные меры на устранение препятствий и обеспечение Заявителю фактической возможности заключить договор ОСАГО на его официальном сайте, в том числе посредством своевременного взаимодействия с РСА.

Статьей 938 ГК РФ установлено, что требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1). Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены Законом об ОСАГО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности.

В тоже время, в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

АО «МАКС» осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС №1427-03 от 18.06.2018.

В соответствии со статьей 1 Закона № 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения между лицами осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен Законом об ОСАГО, Указанием № 4190-У.

При этом в соответствии со статьей 3 Закона об ОСАГО одним из основополагающих принципов обязательного страхования является всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств.

Из совокупного толкования упомянутых норм следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

Являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление страхования, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) АО «МАКС» обязано соблюдать требования страхового законодательства.

Вместе с тем, Страховщиком не были соблюдены лицензионные требования и условия, установленные пунктом 5 статьи 30 Закона № 4015-1, а именно: 25.08.2020, 30.08.2020, 01.09.2020, 04.09.2020, 10.09.2020,24.09.2020, 06.10.2020 при осуществлении Москвиным А.П. на официальном сайте АО «МАКС» действий, направленных на заключение договора ОСАГО в электронном виде Страховщик нарушил требования пунктов 8, 9 Указания № 4190-У, пункта 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО и не обеспечил Заявителю возможность заключить договора ОСАГО в электронном виде.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Объективные обстоятельства, которые не позволили АО «МАКС» исполнить требования законодательства, неисполнение которых влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствовали.

Согласно п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.

Суд также считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ.

Факт совершения Обществом правонарушения выявлен заявителем, о чем прямо указано в протоколе об административном правонарушении.

На день принятия судебного решения срок давности привлечения АО «МАКС» к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истёк, правонарушение совершено 06.10.2020.

В силу положений ст. 4.3 КоАП РФ Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу положений ч. 2 ст. 211 АПК РФ, цель административного наказания состоит в виде предупреждения совершения новых правонарушений. С учетом чего, административное наказание должно быть соразмерно последствиям допущенного нарушения.

В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.1., 4.1, 4.5, ч.3 ст.14.1. КоАП РФ, ст.ст. 64-67, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь АО «Московская Акционерная Страховая Компания» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола от 19.11.2020 №ТУ-45-ЮЛ-20-9607/1020-1 с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб. (тридцать тысяч рублей).

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель – Межрегиональное операционное УФК (Банк России), ИНН 7702235133, КПП 770201001, ОКТМО 45379000, КБК 99911601141010001140, ИП 200770903770501001, БИК 044501002, БАНК ПОЛУЧАТЕЛЯ – ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ Г. МОСКВА 701, Р/С 40101810500000001901, УИН 0346231204518191120096075.

В соответствии с ч. 4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:

И.А. Блинникова