Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Москва | Дело № А40-233248/18-51-1902 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2019 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Козленковой О.В., единолично,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой Э.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН <***>)
к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «ЦИКЛОН» (ОГРН <***>)
о взыскании по государственному контракту № 13411.0924800.05.008 от 11 ноября 2013 года неустойки в размере 20 319 930 руб.,
при участии:
от истца – ФИО1, по дов. № МД-83529/14 от 18 декабря 2018 года;
от ответчика – ФИО2, по дов. № 28 от 01 мая 2018 года; ФИО3, по дов. № 45 от 17 сентября 2018 года;
У С Т А Н О В И Л:
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «ЦИКЛОН» (далее – ответчик) о взыскании по государственному контракту № 13411.0924800.05.008 от 11 ноября 2013 года неустойки в размере 20 319 930 руб.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по доводам, изложенным в письменном отзыве, заявил о снижении неустойки.
Рассмотрев заявленные требования, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом, 11 ноября 2013 года между истцом (заказчиком) и ответчиком (исполнителем, ранее – ОАО «ЦНИИ «Циклон») был заключен государственный контракт № 13411.0924800.05.008 на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы «Разработка промышленной технологии производства крупногабаритных сложных оптических систем инфракрасного диапазона с высокостабильными параметрами на базе асферической дифракционной германиевой оптики с просветляющим алмазоподобным покрытием» Шифр «Алмаз».
Сроки выполнения НИОКР определены ведомостью исполнения НИОКР (приложение № 2 к государственному контракту). Сроки выполнения 4 этапа НИОКР (25 000 000 руб.) – 967 дней с даты заключения государственного контракта, то есть до 05.07.2016.
Согласно пункту 10 государственного контракта датой исполнения исполнителем обязательств по государственному контракту считается дата подписания заказчиком акта сдачи-приемки НИОКР или этапа НИОКР.
Согласно пункту 11 государственного контракта за 20 дней до окончания НИОКР (этапа НИОКР) исполнитель обязан в письменной форме уведомить заказчика о готовности НИОКР (этапа НИОКР) к сдаче. Вместе с уведомлением исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки НИОКР (этапа НИОКР) в четырех экземплярах. К акту сдачи-приемки этапа НИОКР (этапа НИОКР) прилагаются отчет о выполнении НИОКР, аннотация, рецензия, протокол заседания научно-технического совета исполнителя о рассмотрении хода выполнения и результатов по конкретной работе и иные результаты работ, и документы, предусмотренные техническим заданием.
На основании пункта 12 государственного контракта заказчик в двадцатидневный срок со дня получения акта сдачи-приемки НИОКР (этапа НИОКР) и отчетных документов, указанных в пункте 11 государственного контракта, обязан направить исполнителю один экземпляр подписанного акта сдачи-приемки или мотивированный отказ от приемки работ.
В обоснование исковых требований истец указал, что 22 июня 2016 года в Минпромторг России поступило от ответчика уведомление исх. № СД/15/УП-511 от 15.06.2016 готовности к сдаче 4 этапа НИОКР.
Письмом исх. № 45493/17 от 21.07.2016 истец направил ответчику протокол заседания научно-координационного совета по вопросам реализации подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - научно-координационный совет) от 14.07.2016 №17-1158, в котором зафиксировано наличие замечаний к представленной для акцепта документации, Минпромторгу России рекомендовано принять работу после устранения замечаний к документации, направленной для акцептации.
Письмом исх. № СД/15/УП-633 от 27.07.2016 исполнитель уведомил заказчика о причинах возникновения задержки с подписанием отчетных документов по 4 этапу НИОКР.
В протоколе расширенного заседания научно-координационного совета от 11.11.2016 №138-ЦС/17 отмечено, что по ряду НИОКР еще не получены патенты, представленная документация не полностью соответствует ГОСТ ЕСТД и ЕСКД, часто отсутствует информация о достижении целевых показателей и индикаторов. Пунктом 7 указанного протокола было принято решение о представлении доработанной документации в срок до 15.11.2016.
В протоколе расширенного заседания научно-координационного совета от 01.12.2016 №161-ЦС/17 рекомендовано ответчику устранить замечания Департамента металлургии и материалов Минпромторга России в части, касающейся актов сдачи-приемки и актов инвентаризации НИОКР, в кратчайшие сроки.
05 декабря 2016 года в Минпромторг России поступило заключение руководителя рабочей группы № 3 научно-координационного совета от 05.12.2016 № И-16-20652, в котором сообщается, что замечания, предъявленные к документации по этапу 4 НИОКР, организацией-исполнителем устранены.
15 декабря 2016 года на расширенном заседании научно-координационного совета принята к сведению информация, что по состоянию на 15.12.2016 замечания экспертов по НИОКР устранены в полном объеме (протокол от 15.12.2016 № 165-ЦС/17).
23 декабря 2016 года сторонами подписан акт сдачи-приемки 4 этапа НИОКР по государственному контракту.
Поскольку, по мнению истца, работы по 4 этапу НИОКР были выполнены исполнителем с нарушением срока, установленного государственным контрактом, просрочка составила 171 день (с 15.07.2016 по 23.12.2016), истец на основании пункта 40 государственного контракта начислил неустойку в размере 20 319 930 руб. (118 830 000 руб. (цена государственного контракта) * 171 день * 0,1 %).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 9 названного Закона).
В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
В соответствии с абзацем 2 статьи 778 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила статей 763 - 768 ГК РФ.
В силу ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
К срокам выполнения и к цене работ, согласно п. 1 ст. 778 ГК РФ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются соответственно правила статей 708, 709 и 738 ГК РФ.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В соответствии с пунктом 40 государственного контракта за нарушение исполнителем срока выполнения этапа НИОКР исполнитель уплачивает заказчику неустойку в размере 0,1 % цены государственного контракта за каждый день просрочки.
В силу пункта 1 статьи 777 ГК РФ исполнитель несет ответственность перед заказчиком за нарушение договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 1 ст. 65, ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено судом, 22.06.2016 в адрес экспедиции Минпромторга России от АО «ЦНИИ «Циклон» поступило письмо - уведомление от 15 июня 2016 г. № СД/15/УП-511 о готовности к приемке этапа 4 НИОКР. Одновременно был представлен полный пакет документов в соответствии с требованиями контракта.
Пунктом 12 контракта предусмотрена обязанность заказчика в двадцатидневный срок со дня получения акта сдачи-приемки НИОКР (этапа НИОКР) и отчетных документов, указанных в пункте 11 контракта, направить исполнителю один экземпляр подписанного акта сдачи-приемки или мотивированный отказ от приемки работ (то есть до 12.07.2016).
Мотивированный отказ от приемки работ от заказчика в адрес исполнителя не поступал.
Доказательств направления в адрес ответчика письма исх. № И-16-15733 от 23.09.2016 истец в материалы дела не представил. Кроме того, данное письмо составлено не заказчиком, а организацией – членом рабочей группы.
Протоколом № 5 заседания рабочей группы № 3 научно-координационного совета по вопросам реализации подпрограммы «Развития промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - подпрограммы) от 16.06.2016 утверждено решение рабочей группы о принятии итогового отчета по НИОКР шифр «Алмаз». Документация, предусмотренная к разработке на текущем этапе НИОКР шифр «Алмаз», присутствует в наличии в полном объеме.
20.06.2016 Председателем выездной комиссии начальником отдела развития цветной металлургии и промышленности редких и редкоземельных металлов Департамента металлургии и материалов Минпромторга России ФИО4 утвержден акт оценки результатов выездной комиссии по выполнению НИОКР, которым работа НИОКР признана выполненной в полном объеме в соответствии с требованиями технического задания.
Протоколом № 6 от 23.06.2016 заочного заседания рабочей группы № 3 научно-координационного совета по вопросам реализации подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» утвержден Акт оценки результатов выездной проверки выездной комиссии по выполнению НИОКР шифр «Алмаз», подтверждено выполнение НИОКР.
Не представив в установленный контрактом срок мотивированного отказа от приемки работ, истец подписал акт № 4 сдачи-приемки этапа 4 НИОКР «Разработка промышленной технологии производства крупногабаритных сложных оптических систем инфракрасного диапазона с высокостабильными параметрами на базе асферической дифракционной германиевой оптики с просветляющим алмазоподобным покрытием» по государственному контракту был подписан со стороны Минпромторга России только 23.12.2016.
Таким образом, именно истец, несмотря на своевременное и обоснованное уведомление со стороны АО «ЦНИИ «Циклон» о готовности к приемке этапа 4 НИОКР не принял надлежащих и своевременных мер по подписанию акта сдачи-приемки этапа № 4 в срок, указанный в государственном контракте.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что просрочка исполнения обязательств по контракту со стороны АО «ЦНИИ «Циклон» произошла в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком своих договорных обязательств.
Согласно п. 1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Таким образом, должник не может быть привлечен к ответственности за просрочку исполнения, обусловленную просрочкой самого кредитора.
Неустойка как способ обеспечения обязательства призвана компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Более того, начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, при таких условиях, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательства, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Довод истца о нарушении сроков выполнения работ мотивируется тем, что акт сдачи-приемки 4 этапа НИОКР был подписан им лишь 23.12.2016, то есть по истечению 171 дня с момента завершения срока выполнения 4 этапа НИОКР.
Однако указанное обстоятельство само по себе не может свидетельствовать о просрочке выполнения работ.
Выявленные недостатки связаны с замечаниями к оформлению отчетной документации, а не к отсутствию выполнения тех или иных НИОКР.
Со стороны АО «ЦНИИ «Циклон» акт сдачи-приемки НИОКР был подписан своевременно. Со стороны Минпромторга России был подписан только 23.12.2016, таким образом, заказчик необоснованно уклонялся от подписания акта сдачи-приемки 4 этапа НИОКР.
После передачи ответчиком акта сдачи-приемки этапа работ истцу ответчик уже никак не мог повлиять на подписание истцом акта сдачи-приемки НИОКР.
Представив в установленный срок (22.06.2016) уведомление о готовности к сдаче 4 этапа НИОКР и акт сдачи-приемки данного этапа НИОКР с приложениями, АО «ЦНИИ «Циклон» свою обязанность по сдаче результата НИОКР в предусмотренный государственным контрактом срок исполнило.
Надлежащим доказательством выполнения работ по 4 этапу НИОКР также являются: акт оценки результатов выездной комиссии по выполнению НИОКР от 20.06.2016 и протокол № 6 от 23.06.2016 заочного заседания рабочей группы № 3 научно-координационного совета по вопросам реализации подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов».
Поэтому довод истца о подписании и регистрации им акта сдачи-приемки 4 этапа НИОКР лишь 23.12.2016 сам по себе основанием для привлечения АО «ЦНИИ «Циклон» к ответственности являться не может.
Сдвиг сроков приемки работ по контракту произошел не по вине АО «ЦНИИ «Циклон» и согласно части 2 статьи 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства и у истца отсутствуют какие-либо основания для взыскания с ответчика неустойки в заявленной по иску сумме.
При этом суд отклоняет довод ответчика о наличии у истца обязанности по списанию начисленной неустойки, поскольку постановление Правительства Российской Федерации № 190 от 14 марта 2016 года принято во исполнение Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ. При этом, спорный контракт регулируется положениями Федерального закона № ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», где условия по списанию неустойки при сложившихся обстоятельствах отсутствуют (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2016 года по делу № А40-14781/2016).
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), списание начисленной неустойки осуществляется в случае завершения в полном объеме обязательств, предусмотренных контрактом. В данном случае выполнение части работ было отнесено контрактом на 2017 год.
Руководствуясь ст.ст. 9, 65, 110, 123, 156, 167-170 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: О.В. Козленкова