Именем Российской Федерации
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена 03.06.2019г.
Решение изготовлено в полном объеме 04.07.2019г.
Арбитражный суд города Москвы в составе
Судьи Щербаковой И.Э,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кунижевым И.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании по делу по иску - Министерство обороны Российской Федерации (ИНН <***>)
к ответчику ФГУП "ГВСУ № 14" (ИНН <***>)
третье лицо - ФКП УЗКС МО РФ»
о взыскании 4 238 194 059 руб. 99 коп.
от истца – согласно протокола.
от ответчика – согласно протокола.
от третьего лица - неявка, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки за нарушение условий государственного контракта от 19.02.2015 №1517187386802090942000000/ДС-З-41/14-19 в размере 4 238 194 059 руб. 99 коп.
Истец исковые требования поддержал по доводам искового заявления и письменных объяснений.
Ответчик представил объяснения по делу в порядке ст. 81 АПК РФ (отзыв), в судебном заседании требования не признал, указал, что истцом необоснованно начислена неустойка, неверно произведен ее расчет, ходатайствовал о применении ст. 333 ГК РФ.
Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела в порядке ст.ст. 121 -123 АПК РФ, в судебное заседание не явилось, в предыдущее заседание по электронной почте, представило отзыв.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, обозрев представленные по делу документы, суд установил, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее Государственный заказчик, Истец) и ФГУП «ГВСУ № 14» (далее -Генпроектировщик, Ответчик) заключен государственный контракт №1517187386802090942000000/ДС-З-41/14-19 на полный комплекс работ по объекту: "реконструкция аэродрома "Нарьян-Мар", Архангельская область, г. Нарьян- Мар (шифр объекта З-41/14-19) (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 7 997 095 528 руб. (п. 3.1 Контракта).
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик выполняет работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки Проектной документации, разработку Проектной и Рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта «под ключ») (далее - работы).
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ:
1) получение положительного заключения государственной экспертизы
проектной документации (1 этап) - 30 сентября 2015 г.
2) разработка рабочей документации (1 этап) - 31 октября 2015 г.
Однако, 31 октября 2015 г. (суббота) нерабочий день.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. 2 ноября 2015 г.
По состоянию на 31 декабря 2015г указанные работы генподрядчиком не выполнены и государственному заказчику не сданы.
1) Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (получение
положительного заключения государственной экспертизы проектной
документации (1 этап)) с 1 октября 2015 г. по 2 ноября 2015 г. составляет 33 дня.
2) Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (разработка рабочей
документации (1 этап)) с 01 ноября 2015 г. по 30 июня 2017г. составляет 607 дней.
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ:
1) разработка проектной документации (2 этап) - 14 октября 2015 г.;
2) получение положительного заключения государственной экспертизы
проектной документации (2 этап) - 29 ноября 2015 г.;
разработка рабочей документации (2 этап) - 25 декабря 2015 г.
строительно-монтажные работы - 20 июня 2017 г
Выполнение всех обязательств Генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе, передача Генподрядчиком свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта, подтверждается Итоговым актом приемки выполненных работ (п. 13.13 Контракта).
Пунктом 5.2 Контракта установлен срок окончания работ, определенной датой подписания итогового акта приемки выполненных работ - 30 июня 2017 г.
1) Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (разработка проектной
документации (2 этап)) с 15 октября 2015 г. по 26 марта 2017 составляет 527дней.
2) Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (получение
положительного заключения государственной экспертизы проектной
документации (2 этап)) с 1 декабря 2015 г. по 25 декабря 2015 г. составляет 25 дней.
3) строительно-монтажные работы - 20 июня 2017 г., просрочка исполнения
обязательств составляет 10 дней (21 июня 2017- 30 июня 2017).
4) подписание итогового акта приемки выполненных работ -
30 июня 2017 г., просрочка исполнения обязательств составляет 406 дней (01 июля
2017-13 августа 2018).
Согласно пункту 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту
Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены Контракта, уменьшенной на стоимость фактически выполненных работ, что подтверждается подписанным актом о приемке выполненных работ (услуг), за каждый факт просрочки.
Согласно п. 18.4 Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены Контракта, уменьшенной на стоимость фактически выполненных работ, что подтверждается подписанным актом о приемке выполненных работ (услуг), за каждый факт просрочки.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ (1 этап) складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря 2015 г. - 8,25%.
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 8,25% * 33 дня (за период с 1 октября 2015 г. по 2 ноября 2015 г.) = 72 573 641,92руб.
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 8,25% * 59 дней (за период с 3 ноября 2015 г. по 31 декабря 2015 г.) = 129 752 874,94руб. Итого сумма неустойки составляет:
72 573 641,92руб. + 129 752 874,94руб. = 202 326 516,86руб.
2) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(разработкарабочей документации (1 этап)):
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 25 апреля 2016 г. - 11%.
- (7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 11% * 116 дней (за период с 1 января 2016 г. по 25 апреля 2016 г.) = 340 143 129,79руб.
3) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(разработкарабочей документации (1 этап)):
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 13 июня 2016 г. —11%.
- (7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 11% * 49 дней (за период с 1 января 2016 г. по 25 апреля 2016 г.) = 143 681149,65руб.
4) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(разработкарабочей документации (1 этап)):
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 18 сентября 2016 г. - 10,5%.
- (7997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 10,5% * 97 дней (за период с 14 июня 2016 г. по 18 сентября 2016 г.) =271 501 393,18руб.
5) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(разработкарабочей документации (1 этап)):
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря 2016 г. - 10%.
- (7 997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 10% * 104 дня (за период с 19 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016г.) = 277232 644,97руб.
6) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(разработкарабочей документации (1 этап)):
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 26 марта 2017 г. - 10%.
- (7997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 10% * 85 дней (за период с 1 января 2017 г. по 26 марта 2017 г.) = 226 584 3 73,29 руб.
7) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(разработкарабочей документации (1 этап)):
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 1 мая 2017 г.-9,75%; Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 18 июня 2017 г.- 9,25%; Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 30 июня 2017 г.- 9%.
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 9,75% * 36 дней (за период с 27 марта 2017 г. по 1 мая 2017 г.) = 93 566 017,68руб.
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 9,25% * 48 дней (за период со 2 мая 2017 г. по 18 июня 2017 г.) = 118 357 013,81 руб.
(7997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 9% * 12 дней (за период с 19 июня 2017 г. по 30 июня 2017 г.) = 28 789 543,90руб.
Итого сумма неустойки составляет:
93 566 017,68руб. + 118 357 013,81 руб. + 28 789 543,90руб. = 240 712 575,39руб.
Итого сумма неустойка по 1 этапу составляет: 1 702 181 783,13 руб.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ (2 этап) складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки.
1) Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (разработка проектной
документации (2 этап)) с 15 октября 2015 г. по 30 ноября 2015 г. составляет 47 дней.
2) Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (получение
положительного заключения государственной экспертизы проектной документации
(2 этап)) с 1 декабря 2015 г. по 25 декабря 2015 г. составляет 25 дней.
3) Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (разработка рабочей
документации (2 этап)) с 26 декабря 2015 г. по 1 марта 2016 г. составляет 67 дней.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря 2015 г. - 8,25%;
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 1 марта 2016 г. -11%.
1) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ (разработка проектной документации (2 этап)):
(7 997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 8,25% * 47 дней (за период с 15 октября 2015 г. по 30 ноября 2015 г.) = 103 362 459,70руб.
2) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(получение положительного заключения государственной экспертизы проектной
документации (2 этап)):
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 8,25% * 25 дней (за период с 1 декабря 2015 г. по 25 декабря 2015 г.) = 54 980 031,76руб.
3) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(разработкарабочей документации (2 этап)):
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 8,25% * 6 дней (за период с 26 декабря 2015 г. по 31 декабря 2015 г.) = 13 195 207,62руб.
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 11% * 61 день (за период
с 1 января 2016 г. по 1 марта 2016 г.) =178 868 369,98 руб.
Итого сумма неустойки составляет:
103 362 459,70руб. + 54 980 031,76руб. + 13 195 207,62 руб. + 178 868 369,98руб. = 350406 069,05руб.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапа работ (разработка проектной документации (2 этап)) складывается из следующих показателей: (цена Контракта — стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки:
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 13 июня 2016 г. -11%.
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 11% * 104 дня (за период
со 2 марта 2016 г. по 13 июня 2016 г.) = 304 955 909,47руб.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапа работ (разработка проектной документации (2 этап)) складывается из следующих показателей: (цена Контракта — стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки:
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 18 сентября 2016 г. —10,5%. (7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 10,5% * 97 дней (за период с 14 июня 2016 г. по 18 сентября 2016 г.) =271 501 393,18руб.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапа работ (разработка проектной документации (2 этап)) складывается из следующих показателей: (цена Контракта — стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки:
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря 2016 г. - 10%. - (7 997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 10% * 104 дня (за период с 19 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016 г.) = 277232 644,97руб.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапа работ (разработка проектной документации (2 этап)) складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки:
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 26 марта 2017 г. — 10%.
2) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(получение положительного заключения государственной экспертизы проектной
документации (2 этап)):
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 8,25% * 25 дней (за период с 1 декабря 2015 г. по 25 декабря 2015 г.) = 54 980 031,76руб.
3) Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ
(разработкарабочей документации (2 этап)):
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 8,25% * 6 дней (за период с 26 декабря 2015 г. по 31 декабря 2015 г.) = 13 195 207,62руб.
(7 997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 11% * 61 день (за период с 1 января 2016 г. по 1 марта 2016 г.) =178 868 369,98 руб.
Итого сумма неустойки составляет:
103 362 459,70руб. + 54 980 031,76руб. + 13 195 207,62руб. + 178 868 369,98руб. = 350406 069,05руб.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапа работ (разработка проектной документации (2 этап)) складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки:
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 13 июня 2016 г. - 11%.
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 77% * 104 дня (за период со 2марта 2016г. по 13 июня 2016г.) = 304 955 909,47руб.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапа работ (разработка проектной документации (2 этап)) складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки:
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 18 сентября 2016 г. - 10,5%. (7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 10,5% * 97 дней (за период с 14 июня 2016 г. по 18 сентября 2016г.) =271 501393,18руб.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапа работ (разработка проектной документации (2 этап)) складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки:
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря 2016 г. —10%. - (7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 10% * 104 дня (за период с 19 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016г.) = 277 232 644,97руб.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапа работ (разработка
проектной документации (2 этап)) складывается из следующих показателей: (цена
Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки
рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней
просрочки: "
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 26 марта 2017 г.- 10%.
-(7997095 528 рауб. -0) * 1/300 *10 % * 85 дней (за период с 01. января 2017 г по 26 марта 2017г)= 226 584 373 рауб. 29 коп.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки:
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 1 мая 2017 г.-9,75%>;
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 18 июня 2017 г.- 9,25%;
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 30 июня 2017 г.- 9%.
1) Размер неустойки по этапу разработка рабочей документации
(2 этап):
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 9,75% * 36 дней (за период с 27 марта 2017 г. по 1 мая 2017 г.) = 93 566 017,68руб.
(7997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 9,25%> * 48 дней (за период со 2 мая 2017 г. по 18 июня 2017 г.) = 118 357 013,81 руб.
(7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 9% * 2 дня (за период с 19 июня 2017 г. по 20 июня 2017 г.) = 4 798 257,32руб.
2) Размер неустойки по этапу строительно-монтажные работы:
- (7 997 095 528 руб. 0) * 1/300 * 9% * 10 дней (за период с 21 июня 2017 г. по 30 июня 2017 г.) = 23 991 286,58руб.
Итого сумма неустойки составляет: 93 566 017,68руб. + 118 357 013,81 руб. + 4 798257,32 руб. + 23 991 286,58руб. = 240 712 575,39 руб.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту (итоговый акт) складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ х количество дней просрочки:
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 17 сентября 2017 г.- 9%.
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 29 октября 2017 г.- 8,5%.
(7 997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 9% * 79 с 1 июля 2017 г. по 17 сентября 2017 г.) = 189 531164,01 руб.
(7 997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 8,5% с 18 сентября г. по 29 октября 2017 г.) = 95165 436,78руб.
Итого сумма неустойки составляет: 189 531 164,01 руб. + 95 165 436,78руб. = 284 696 600,80руб.
(7997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 8,25% * 49 с 30 октября 2017 г. по 17 декабря 2017 г.) = 107 760 862,24руб.
56 |
(7 997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 7,75% * с 18 декабря 2017 г. по 11 февраля 2018 г.) = 115 691315,31 руб.
(7997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 7,5% * с 12 февраля 2018 г. по 25 марта 2018 г.) = 83 969 503,04 руб.
Итого сумма неустойки составляет:
107 760 862,24руб. + 115 691 315,31 руб. + 83 969 503,04руб. = 307421 680,59руб. Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 13 августа 2018 г. — 7,25%. - (7 997 095 528 руб. - 0) * 1/300 * 7,25%* 141 день (за период с 26марта 2018 г. по 13 августа 2018 г.) =272 501 030,12 руб.
Итого сумма неустойка по 2 этапу составляет: 2 536 012 276, 86руб.
Минобороны России в адрес Ответчика направило претензии от 16.08.2018 г. №212/6/3457, №212/6/3458, №212/6/3461, №212/6/3459, №212/6/3460, №212/6/3455, №212/6/3462, №212/6/3463, №212/6/3464, №212/6/3465, №212/6/3466, №212/6/3467, №212/6/3468, №212/6/3469, №212/6/3470 с требованием уплаты штрафных санкций по Контракту за нарушение сроков исполнения обязательств, оставлены Ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с требованиями по делу.
Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд учитывает следующее.
Согласно пункту 2.1 Контракта по контракту Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик работы по разработке рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта «под ключ») (далее - Работы).
Между Государственным заказчиком и Предприятием заключен государственный контракт от 19.02.2015 № 1517187386802090942000000/ДС-3-41/14-19 на полный комплекс работ по объекту: «Реконструкция аэродрома «Нарьян-Мар», Архангельская область, г. Нарьян-Мар (шифр объекта 3-41/14-19) (далее - Контракт).
В силу п. 2.5 Контракта, Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, за исключением финансовых, ФКП «УЗКС МО РФ» (далее - Заказчик).
Согласно п.3.1 Контракта цена контракта составила 7 997 095 528,00 руб., перечисленный аванс составил 67 419 800,00 руб.
Государственным заказчиком предъявлены исковые требования о взыскании с ФГУП «ГВСУ №14» неустойки за нарушение сроков выполнения работ на сумму 4 238 194 059,99 руб.
Вместе с тем, пунктом 9 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Аналогичная норма была предусмотрена пунктом 11 статьи 9 ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Невозможность исполнения государственного контракта обусловлена следующими причинами, независящими от Ответчика.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-р аэродром «Нарьян-Мар» является аэродромом совместного базирования государственной и гражданской авиации.
Требованиями тактико-технического задания, утвержденного начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 17.12.2014 и условиями государственного контракта, предусматривается реконструкция плитами ПАГ-18 существующей взлетно-посадочной полосы (далее - ИВПП).
Учитывая, что аэродром «Нарьян-Мар» является основным транспортным средством в регионе, с целью недопущения закрытия ИВПП на период проведения строительно-монтажных работ (ориентировочно 3 года) Правительство Ненецкого автономного округа (НАО) и АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» отказались согласовывать схему генерального плана реконструкции аэродрома «Нарьян-Мар» и настаивали на строительстве (в рамках заключенного Минобороны России госконтракта и объемах выделенных лимитов) новой монолитной ИВПП (параллельно существующей).
Несмотря на предлагаемые Минобороны России варианты выполнения работ (циклического двухнедельного закрытия аэродрома, поочередное полное закрытие половины полосы) АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» письмом от 10.08.2016 исх. № 2490 уведомил, что предложения Минобороны России являются для них неприемлемыми и в очередной раз предложил выполнить строительство новой ИВПП за счет средств Минобороны России.
Учитывая сложившуюся ситуацию, которая не позволяет завершить разработку
проектной документации, приступить к закупке строительных материалов и
выполнению строительно-монтажных работ Департаментом строительства Минобороны
России 21.11.2016 принято решение приостановить выполнение строительно-
монтажных работ в рамках государственного контракта
1517187386802090942000000/ДС-3-41/14-19 от 19.02.2015 до отдельного решения
заместителя Министра обороны Российской Федерации.
До принятия окончательного решения по строительству новой или реконструкции существующей ИВПП проектно-изыскательские работы были приостановлены, о чем ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России» уведомляло заказчика письмами от 24.07.2015г. № 43/2028 и от 26.08.2016 № 43/4693.
После доклада 06.09.2016 о сложившейся ситуации заместителю Министра обороны Российской Федерации, 17.10.2016 на служебном совещании под его руководством было принято решение о строительстве новой искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) на месте существующей магистральной рулежной дорожки (МРД).
АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» письмом от 31.01.2017 исх. № 312 согласовало предложенный порядок и последовательность реконструкции аэродрома «Нарьян-Мар».
Откорректированная схема генерального плана письмом от 27.03.2017 исх. № 43/6-466 была направлена на согласование в АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» и в адрес РУЗКС ЗВО.
Согласно письму от 06.04.2017 №19/1211 отдела строительства объектов космических войск РУЗКС ЗВО схема ГП согласована. Однако, согласование откорректированной схемы генплана на бумажном носителе АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» до настоящего времени не представлено.
Кроме того, в связи с переносом ИВПП на новое место возникла необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренные государственным контрактом:
- разработка и утверждение проекта планировки территории;
- демонтаж существующих зданий КДП, котельной на дизельном топливе и радиоцентра, попадающих в пятно застройки вновь проектируемой ИВПП;
- проектирование и строительство нового здания КДП, котельной и радиоцентра;
-проектирование и строительство радиотехнического оборудования (РТО), светосигнального оборудования (ССО), для размещения которого необходимо выполнить засыпку части озера с восточной стороны аэродрома. Максимальная глубина озера 2.5 метра. Выполнить устройство шпунтового ограждения и берегоукрепление. Согласовать проектные решения с Федеральным агентством водных ресурсов;
-пересогласование технических заданий (ТЗ), тактико-технических заданий (ТТЗ), задания на проектирование;
-получение новых технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения;
- пересчет расчета начальной цены (с учетом дополнительных работ) и перезаключение государственного контракта.
Предприятие письмом от 20.06.2018 исх. № 21/07-14407 в Департамент строительства Минобороны России и ФКП «УЗКС МО РФ» сообщило о сложившейся ситуации и просилорассмотреть возможность расторжения государственного контракта на полный комплекс работ по объекту: «Реконструкция аэродрома «Нарьян-Мар», Архангельская область, г. Нарьян-Мар (шифр объекта 3-41/14-19).
Выполнение дальнейших проектно-изыскательских работ приостановлено по следующим причинам:
1. Заказчиком не выданы технические условия на внутриплощадочные сети связи,
технические условия на технологическое присоединение к сетям электроснабжения АО
«Оборонэнерго», к внешним сетям связи, ГОЧС.
Запрос на предоставление ТУ на присоединение к сетям электроснабжения АО «Оборонэнерго» направлен исх. № 43/824 от 20.02.2016, повторно исх. № 21/02-13863 от 05.05.2016.
2. Отсутствует утвержденное Заказчиком задание на выполнение проектно-
изыскательских работ.
3. Границы земельного участка, на котором планируется размещение Объекта, не
установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, право
собственности Российской Федерации на него и право постоянного (бессрочного)
пользования не зарегистрированы, земельный участок не закреплен за заказчиком
строительства. Кроме того, на мент заключения государственного контракта
государственный заказчик строительства не обеспечил установление границ зоны
планируемого размещения объектов капитального строительства (отсутствует
утвержденная схема территориального планирования Российской Федерации в области
обороны и безопасности).
4. Длительное согласование между Минобороны России и Правительством
Ненецкого автономного округа (НАО), АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»
по объемам проводимых работ, в том числе по реконструкции существующей взлетно-
посадочной полосы, строительстве новой, а также по реконструкции здания командно-
диспетчерского пункта.
В соответствии со ст. 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Пунктом 2 статьи 308 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
Пунктом 1 статьи 406 ГК РФ Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Статьей 401 ГК РФ также установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Пунктом 9 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Аналогичная норма была предусмотрена пунктом 11 статьи 9 ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Учитывая изложенное, Заказчиком в нарушение п. 1 ст. 740 ГК РФ не исполнено обязательство по созданию Генподрядчику необходимых условий для выполнения работ и допущена просрочка исполнения встречных обязательств по Контракту, что повлекло невозможность выполнения Генподрядчиком работ в установленные в разделе № 5 Контракта сроки.
Частью 2 ст. 330 ГК РФ установлено, что кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Кроме того, согласно пункту 2.1 Контракта по контракту Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик работы по разработке рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта «под ключ») (далее - Работы).
Пунктом 5.2 Контракта предусмотрены этапы исполнения Контракта:
- 02.05.2015 - инженерные изыскания, обследования,
- 21.06.2015 - разработка проектной документации (1 этап),
- 30.09.2015 - получение ПЗГЭ проектной документации (1 этап),
- 31.10.2015 - разработка рабочей документации (1 этап),
- 16.07.2015 - инженерные изыскания, обследования (2 этап),
14.10.2015 - разработка проектной документации (2 этап),
29.11.2015 - получение ПЗГЭ проектной документации (2 этап),
31.10.2015 - разработка рабочей документации (2 этап),
29.11.2015 - получение ПЗГЭ проектной документации (2 этап),
20.06.2017 - выполнение строительно-монтажных работ (2-й этап),
30.06.2017 - подписание итогового акта приёмки выполненных работ.
В соответствии с п. 1.1.17 Контракта документом, подтверждающим выполнение Генподрядчиком всех обязательств (за исключением гарантийных обязательств), предусмотренных Контрактом, является итоговый акт приемки выполненных работ.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размер одной трехсотой действующей на момент уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на стоимость выполненных работ.
Пунктом 18.3 Контракта определено, что в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размер одной трехсотой действующей на момент уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на стоимость выполненных работ.
Цена Контракта определена в размере 7 997 095 528,00 руб. (п. 3.1 Контракта). Истец начисляет неустойку за нарушение Ответчиком сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом в размере 4 238 194 059,99 руб.
Истцом предъявлено требование о нарушении каждого из этапов производства работ, но неустойка рассчитана исходя не из стоимости конкретного этапа, а от общей стоимости Контракта.
Как следует из искового заявления Министерства обороны Российской Федерации, истец начисляет неустойку за просрочку выполнения различных видов работ, при этом расчеты по всем видам работ производит исходя из общей цены контракта.
Между тем, начисление неустойки на общую сумму договора без учета надлежащего исполнения обязательств противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку создает преимущественные условия кредитору. Превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Расчет неустойки за несвоевременное выполнение работ по одному этапу, исходя из общей стоимости контракта, включающей в себя стоимость других этапов, срок исполнения которых наступает позднее, является незаконным и противоречит компенсационной функции неустойки и принципу юридического равенства сторон.
Как указано в преамбуле контракта Ответчик на основании Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2011 № 1529-р был определен единственным исполнителем размещаемых Минобороны РФ государственных заказов на выполнение работ по проектированию и строительству специальных объектов Минобороны России.
При этом, правовым основанием определения Ответчика единственным исполнителем являлся пункт 17 части 2 статьи 55 действовавшего на момент издания упомянутого распоряжения Федерального закона от 21.07.2005 года № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Толкование норм данного закона и разъяснение их правовой природы дано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 года № 5467/14, в соответствии с которым включение в текст договора условия о возможности начисления неустойки на общую сумму договора, а не на стоимость просроченного обязательства, является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ). Превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Согласно указанному Постановлению закон о размещении заказов являлся комплексным законодательным актом, содержащим нормы как публичного, так и частного права и в основном состоял из норм императивного характера, существенно ограничивающих свободу усмотрения сторон.
Президиум ВАС РФ также указал, что нормами статей 20, 32, 41.1, 46, 53 названного закона был установлен запрет на переговоры между участником размещения заказа и заказчиком, уполномоченным органом, аукционной (конкурсной) комиссией при проведении аукциона (конкурса).
Запрет на переговоры означает, что лицо, подписывающее государственный контракт, лишено возможности выразить собственную волю в отношении порядка начисления неустойки и вынуждено принять это условия путем присоединения к контракту в целом (договор присоединения).
Включая в проект государственного контракта заведомо невыгодное для контрагента условие, от которого победитель размещения заказа не может отказаться, заказчик нарушает закон. Однако победитель размещения заказа, будучи введенным в заблуждение авторитетом заказчика, внешней правомерностью этого требования и невозможностью от него отказаться, мог посчитать себя связанным им и добросовестно действовать вопреки своим интересам.
ВАС РФ указал, что начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Между тем, превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
ВАС РФ признал, что включение в текст контракта условия о возможности начисления неустойки на общую сумму контракта, а не на стоимость просроченного обязательства, является злоупотреблением правом.
Поскольку, как указано выше, Ответчик распоряжением Президента РФ был определен единственным исполнителем строительных работ, у него отсутствовала возможность отказаться от заключения спорного контракта.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 года N 5467/14, начисление неустойки на общую сумму контракта, а не на стоимость просроченного обязательства является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ).
При наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит статье 330 ГК РФ.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Действующее гражданское законодательство допускает исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ), а Контрактом предусмотрено исполнение Работ именно по частям (раздел №5 Контракта).
С учетом изложенного, судебной практикой по делам о рассмотрении споров о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по государственным контрактам выработана правовая позиция о неправомерности расчета неустойки от стоимости всех обязательств (цены контракта) за нарушение сроков исполнения отдельных видов (этапов) государственных контрактов.
В Определении ВС РФ от 20 апреля 2018 г. № 304-ЭС18-3348 указывается, что «при рассмотрении спора суды исходили из того, что начисление неустойки на цену всего контракта является несправедливым, учитывая, что условиями контракта предусмотрено поэтапное выполнение работ, выполнение одновременно всех работ не соответствовало бы предмету контракта.»
В приложении №3 к Контракту стороны установили стоимость этапов выполнению проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ.
Согласно пункту 1.1.32 Контракта под проектно-изыскательскими работами (ПИР) понимаются работы по инженерным изысканиям, разработке проектной и рабочей документации.
Учитывая правовые позиции, выработанные вышеуказанной судебной практикой, неустойка за нарушение этапов по проведению инженерных изысканий, разработке проектной и рабочей документации подлежит расчету от стоимости проектно-изыскательских работ, указанных в приложении №3 к Контракту в размере 163 391 441,00 руб.
Взыскание неустойки за нарушение сроков выполнения строительно-монтажных работ неправомерно, поскольку в ходе реализации Контракта были выявлены обстоятельства, препятствующие его исполнению (невозможность проведения СМР ввиду невозможности при этом работы аэропорта, имеющего статус совместного базирования на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 №1034-р) и государственным заказчиком утверждено решение от 21.11.2016 о приостановке выполнения строительно-монтажных работ по объекту.
Истец не вправе требовать неустойки за несвоевременное подписание Ответчиком итогового акта, поскольку само по себе подписание данного акта не является работой (строительством объекта), за окончание срока выполнения которой пунктом 18.3 Контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки.
Согласно ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст. ст. 330, 331 ГК РФ).
Начисление неустойки за просрочку подписания итогового акта не основано на условиях Контракта и нормах законодательства, поскольку из содержания Контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка.
Кроме того, итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение Генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом, и являющийся основанием для проведения расчета за выполненные работы (п. 1.1.7. Контракта).
Начисление неустойки за несвоевременное подписание итогового акта необоснованно, так как пунктами 18.3 и 18.4 Госконтракта установлена ответственность за несвоевременное выполнение работ. Подписание итогового акта к работам не относится и является лишь основанием для проведения окончательного расчета по контракту в силу его пункта 4.8 Контракта.
Также подписание итогового акта не относится к определенному п. 2.1 Контракта термину «Работы».
Между тем, подписание итогового акта не является обязательством в смысле статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а представляет собой лишь двустороннее подписание документа.
Поскольку подписание итогового акта это совместное действие сторон Контракта, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки не правомерно.
Кроме этого, между сторонами заключено дополнительное соглашение к Контракту от 29.12.2017 №3. Согласно п. 1.2 соглашения обязательства по Контракту подлежат исполнению сторонами в срок не позднее 31 декабря 2020 года в рамках государственного оборонного заказа до 2020 года (за исключением гарантийных обязательств).
В силу пункта 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Из пункта 1 статьи 740 ГК РФ следует, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу п. 1.1.31 Контракта результатом работ является Объект, полностью готовый к эксплуатации, на который имеется вся необходимая документация для получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию.
Пунктом 5.2. Контракта предусмотрено, что вышеуказанная цель должна быть достигнута к 20.06.2017.
В соответствии с пунктом 2.5 Контракта, Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, за исключением финансовых, ФКП «УЗКС МО РФ» (далее - Заказчик).
Согласно пункту 7.1.10 Контракта на Заказчика возложена обязанность до начала проектно-изыскательских работ передать Генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ.
Пунктом 7.1.13 Контракта определено, что Заказчик оказывает Генподрядчику содействие в ходе выполнения им Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика, а также решает вопросыпо устранению замечаний, выданных государственными органами при согласовании и экспертизе Документации, устранение которых находится в компетенции Заказчика.
В силу пункта 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Невозможность исполнения государственного контракта обусловлена следующими причинами, независящими от Ответчика.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-р аэродром «Нарьян-Мар» является аэродромом совместного базирования государственной и гражданской авиации.
Требованиями тактико-технического задания, утвержденного начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 17.12.201 и условиями государственного контракта, предусматривается реконструкция плитами ПАГ-18 существующей взлетно-посадочной полосы (далее - ИВПП).
Учитывая, что аэродром «Нарьян-Мар» является основным транспортным средством в регионе, с целью недопущения закрытия ИВПП на период проведения строительно-монтажных работ (ориентировочно 3 года) Правительство Ненецкого автономного округа (НАО) и АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» отказались согласовывать схему генерального плана реконструкции аэродрома «Нарьян-Мар» и настаивали на строительстве (в рамках заключенного Минобороны России госконтракта и объемах выделенных лимитов) новой монолитной ИВПП (параллельно существующей).
Несмотря на предлагаемые Минобороны России варианты выполнения работ (циклического двухнедельного закрытия аэродрома, поочередное полное закрытие половины полосы) АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» письмом от 10.08.2016 исх. № 2490 уведомил, что предложения Минобороны России являются для них неприемлемыми и в очередной раз предложил выполнить строительство новой ИВПП за счет средств Минобороны России.
Учитывая сложившуюся ситуацию, которая не позволяет завершить разработку
проектной документации, приступить к закупке строительных материалов и
выполнению строительно-монтажных работ Департаментом строительства Минобороны
России 21.11.2016 принято решение приостановить выполнение строительно-
монтажных работ в рамках государственного контракта
1517187386802090942000000/ДС-3-41/14-19 от 19.02.2015 до отдельного решения
заместителя Министра обороны Российской Федерации.
До принятия окончательного решения по строительству новой или реконструкции существующей ИВПП проектно-изыскательские работы были приостановлены, о чем ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России» уведомляло заказчика письмами от 24.07.2015г. № 43/2028 и от 26.08.2016 № 43/4693.
После доклада 06.09.2016 о сложившейся ситуации заместителю Министра обороны Российской Федерации, 17.10.2016 на служебном совещании под его руководством было принято решение о строительстве новой искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) на месте существующей магистральной рулежной дорожки (МРД).
Учитывая изложенное, решением государственного заказчика полностью изменен состав работ по государственному контракту относительно главы 23 государственного контракта «Требования к работам».
АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» письмом от 31.01.2017 исх. № 312 согласовало предложенный порядок и последовательность реконструкции аэродрома «Нарьян-Мар».
Откорректированная схема генерального плана письмом от 27.03.2017 исх. № 43/6-466 была направлена на согласование в АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» и в адрес РУЗКС ЗВО.
Согласно письму от 06.04.2017 №49/1211 отдела строительства объектов космических войск РУЗКС ЗВО схема ГП согласована. Однако, согласование откорректированной схемы генплана на бумажном носителе АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» до настоящего времени не представлено.
Кроме того, в связи с переносом ИВПП на новое место возникла необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренные государственным контрактом:
- разработка и утверждение проекта планировки территории;
- демонтаж существующих зданий КДП, котельной на дизельном топливе и радиоцентра, попадающих в пятно застройки вновь проектируемой ИВПП;
- проектирование и строительство нового здания КДП, котельной и радиоцентра;
- проектирование и строительство радиотехнического оборудования (РТО), светосигнального оборудования (ССО), для размещения которого необходимо выполнить засыпку части озера с восточной стороны аэродрома. Максимальная глубина озера 2.5 метра. Выполнить устройство шпунтового ограждения и берегоукрепление. Согласовать проектные решения с Федеральным агентством водных ресурсов;
- пересогласование технических заданий (ТЗ), тактико-технических заданий (ТТЗ), задания на проектирование;
- получение новых технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения;
- пересчет расчета начальной цены (с учетом дополнительных работ) и перезаключение государственного контракта.
Предприятие письмом от 20.06.2018 исх. № 21/07-14407 в Департамент строительства Минобороны России и ФКП «УЗКС МО РФ» сообщило о сложившейся ситуации и просило рассмотреть возможность расторжения государственного контракта на полный комплекс работ по объекту: «Реконструкция аэродрома «Нарьян-Мар», Архангельская область, г. Нарьян-Мар (шифр объекта 3-41/14-19).
Выполнение дальнейших проектно-изыскательских работ невозможно по следующим причинам:
1. Заказчиком не выданы технические условия на внутриплощадочные сети связи, технические условия на технологическое присоединение к сетям электроснабжения АО «Оборонэнерго», к внешним сетям связи, ГОЧС. (Запросы на предоставление ТУ на присоединение к сетям электроснабжения АО «Оборонэнерго» неоднократно направлялись исх. № 43/824 от 20.02.2016, повторно исх. № 21/02-13863 от 05.05.2016.)
2. Отсутствует утвержденное Заказчиком задание на выполнение проектно-
изыскательских работ.
3.Границы земельного участка, на котором планируется размещение Объекта, не
установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, право
собственности Российской Федерации на него и право постоянного (бессрочного)
пользования не зарегистрированы, земельный участок не закреплен за заказчиком
строительства. Кроме того, на момент заключения государственного контракта
государственный заказчик строительства не обеспечил установление границ зоны
планируемого размещения объектов капитального строительства (отсутствует
утвержденная схема территориального планирования Российской Федерации в области
обороны и безопасности).
4. Длительное согласование между Минобороны России и Правительством Ненецкого автономного округа (НАО), АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» по объемам проводимых работ, в том числе по реконструкции существующей взлетно-посадочной полосы, строительстве новой, а также по реконструкции здания командно-диспетчерского пункта.
Кроме этого, Ответчик обращался за содействием к Заказчику.
Письмом от 30.04.2015 №21/07-13067 Ответчиком запрошены технические и правоустанавливающие документы в отношении объектов недвижимого имущества.
Письмом от 01.04.2015 №21/07-8231 Ответчиком запрошены в СЗТУИО Минобороны России технические и правоустанавливающие документы в отношении объектов недвижимого имущества.
Информация была предоставлена письмом от 03.07.2015 №141/2-8387.
Письмом от 14.06.2015 №1853 Ответчик предупреди Заказчика о невозможности выполнения размещения объектов светосигнального, радиотехнического и метрологического оборудования, предусмотренных техническим заданием, в связи с чем, до разрешения данного вопроса работы по проектированию приостановлены.
Письмом от 24.07.2015 Ответчик сообщил Заказчику о том, что в результате размещения малой рулежной дорожки согласно главе 23 Контракта (п. 1.12) действующий командно-диспетчерский пункт попадает в пятно застройки и подлежит демонтажу. При этом, проектирование и строительство нового КДП не предусмотрено Контрактом. В связи с невозможностью решения данного вопроса работы по проектированию приостановлены.
Письмом от 02.11.2015 №ФКП/3/20838 Заказчиком направлена в адрес Ответчика копия протокола совещания от 26.10.2016, согласно которому Департаменту строительства МО РФ необходимо представить предложения по реконструкции аэродрома «Нарьян-Мар» включая материалы, обосновывающие местоположение новой ВПП.
Письмом от 23.12.2015 №43/4506 Заказчику направлено повторное извещение о невозможности выполнения проектно-изыскательских работ до принятия государственным заказчиком решения по размещению ИВПП.
Письмом от 06.05.2016 №43/2360 Ответчик сообщил о выявлении работ, не предусмотренных ТЗ к Контракту, и необходимости принятия государственным заказчиком решения о их выполнении.
Письмом от 26.08.2016 №43/4693 Ответчик уведомил Заказчика о наличии препятствий для выполнения проектно-изыскательских работ, о которых Заказчик извещался ранее, но решение по которым заказчиком не принято.
Письмом от 30.12.2016 №43/7007 Ответчик еще раз уведомил о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению проектно-изыскательских работ и необходимости содействия Заказчика в их решении.
Письмом от 08.02.2017 государственный заказчик сообщил о необходимости расторжения государственного контракта.
С учетом изложенных обстоятельств, между сторонами заключено дополнительное соглашение к Контракту от 29.12.2017 №3. Согласно п. 1.2 соглашения обязательства по Контракту подлежат исполнению сторонами в срок не позднее 31 декабря 2020 года в рамках государственного оборонного заказа до 2020 года (за исключением гарантийных обязательств).
В соответствии со ст. 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Согласно пункту 2 статьи 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник: не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Статьёй 406 ГК РФ установлено, что Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства... по денежному обязательству должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.03.2011 № 14344/10, пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства только в случае, если должник по зависящим не от него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 59 Постановления от 22.11.2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении», если иное не установлено законом, в случае, когда должник не может исполнить своего обязательства до того, как кредитор совершит действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, применению подлежат положения статей 405, 406 ГК РФ. Правила статьи 328 ГК РФ в таком случае применению не подлежат.
Более того, неисполнение Истцом встречных обязательств повлекло невозможность достижения цели государственного контракта - введенного в эксплуатацию объекта капитального строительства. Таким образом, результат работ по Контракту был недостижим до исполнения Государственным заказчиком обязательства по выдаче разрешения на строительство. В этой связи отсутствует нарушение прав Государственного заказчика по вине Ответчика.
Кроме того, Генподрядчик выполняет исключительно государственные заказы и определен распоряжением Правительства Российской Федерации в качестве единственного подрядчика по строительству объектов специального строительства для нужд Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем взыскание заявленной суммы неустойки может повлечь необратимые негативные последствия для его последующей хозяйственной деятельности и выполнения программы государственного оборонного заказа.
В соответствии со ст. 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Учитывая, что при исполнении Контракта со стороны Заказчика имелись действия, влияющие на сроки выполнения работ, в случае удовлетворения исковых требований Истца, могут быть применены положения ст. 404 ГК РФ об уменьшении размера ответственности.
Вместе с тем, как разъяснено в абзаце первом пункта 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательства» если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон либо кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера неустойки либо действовал недобросовестно, размер ответственности должника может быть уменьшен судом по этим основаниям в соответствии с положениями статьи 404 ГК РФ, что в дальнейшем не исключает применение статьи 333 ГК РФ.
При этом, вышеуказанные доводы о необходимости применения ст. 333 ГК РФ или 404 ГК РФ не свидетельствуют о согласии Ответчика с требованиями Истца о взыскании с него суммы неустойки. Данные доводы приведены Ответчиком в качестве доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в случае удовлетворения или частичного удовлетворения судом исковых требований Государственного заказчика.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2016 №727 «Об упразднении Федерального агентства специального строительства» было упразднено Федеральное агентство специального строительства, в ведении которого находилось ФГУП «ГВСУ № 14» (ранее до переименования - ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России»). Функции упраздняемого Федерального агентства специального строительства были переданы Министерству обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 2017 г. № 396 Предприятие реорганизовано в форме присоединения к нему пяти предприятий: ФГУП «ГВСУ № 1», ФГУП «ГВСУ № 2», ФГУП «ГВСУ № 3», ФГУП «ГВСУ № 11», ФГУП «ГВСУ № 16». Согласно действующему законодательству Российской Федерации Предприятие является правопреемником присоединенных к нему федеральных государственных унитарных предприятий.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества ФГУП» установлено, что в отношении предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, и предприятий, находящихся в ведении Федерального агентства моржого и речного транспорта (за которыми закреплено в хозяйственном ведении имущество, расположенное в границах морских портов), полномочия осуществляются
Министерством обороны Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и Федеральным агентством морского и речного транспорта соответственно.
В соответствии с положениями Устава ФГУП «Главное военно-строительное управление № 14» Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
ФГУП «ГВСУ №14» является ведущим стратегическим предприятием Минобороны России, выполняет исключительно государственные заказы. Распоряжением Правительства от 31.12.2016 №2931-р Ответчик включен в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства.
Пунктом 1 ст. 113 ГК РФ установлено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней
собственником имущество. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п.5 указанной статьи).
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.2 ст.113 ГК РФ).
Однако стоит отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества ФГУП» Министерство обороны Российской Федерации является собственником имущества Ответчика.
Минобороны России, как собственник имущества, в силу ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»:
- определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор.
Кроме того, приказом Министра обороны РФ от 06.06.2017г. № 379 «О Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» образована Комиссия Министерства обороны Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации в полномочия которой входит:
а) осуществление согласований совершения предприятиями крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований. переводом долга, осуществлением заимствований.
б) осуществление согласований совершения предприятиями сделок, в которых
имеется заинтересованность руководителя предприятия;
в) осуществление согласований предприятиям сделок, связанных с
распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных
обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
г) подготовку предложений по вопросам, связанным с производственной и
финансово-хозяйственной деятельностью предприятий;
д) выработку и согласование предложений по развитию военно-строительного
комплекса Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно подпункту а пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В силу ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Минобороны России, как собственник имущества,осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Министерство обороны Российской Федерации обладает широким спектром полномочий по отношению к Предприятию: от кадровых решений и утверждения показателей плана финансово-хозяйственной деятельности до согласования отдельных сделок и финансовой отчетности.
Статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению деятельности унитарных предприятий в организационно-распорядительном порядке, обладает доминирующим положением в отношениях со своими подведомственными предприятиями.
Кроме того, в соответствии со ст.17 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-
ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 42
Бюджетного кодекса РФ Министерство обороны наделено правом распоряжаться
перечислением прибыли Предприятия в бюджет Российской Федерации вне
граждане! о-правовых (договорных) отношений. т
Учитывая вышеизложенное, действия Министерства обороны как государственного заказчика по взысканию со своего подведомственного предприятия неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по государственному контракту влекут причинение ущерба имуществу ФГУП «ГВСУ № 14» и противоречат целям и задачам, возложенным на Минобороны как на собственника имущества Ответчика.
Ответчик ведет свою деятельность исключительно в рамках исполнения государственных контрактов по выполнению государственного оборонного заказа. Данные государственные контракты подлежат реализации с проведением расчетов через отдельные банковские счета.
В случае удовлетворения арбитражным судом исковых требований Минобороны России и в последующем предъявления исполнительных листов к принудительному исполнению, будет осуществляться списание денежных средств с отдельных счетов Предприятия. Согласно ст. 8.4. Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ разрешенной операцией по отдельному счету является исполнение исполнительных документов, связанных со взысканием денежных средств в доход Российской Федерации.
Следовательно, взыскание неустойки будет обращено на те денежные средства, которые выделены Министерством обороны Российской Федерации для выполнения Предприятием работ, предусмотренных государственными контрактами.
В связи с чем, взыскание заявленной суммы неустойки может повлечь необратимые негативные последствия для его последующей хозяйственной деятельности и невозможности выполнения программы государственного оборонного заказа.
Согласно ч. 2 ст. 10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, арбитражный суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Кроме этого, согласно ст. 404 ГК РФ если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков,
причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Вместе с тем, Минобороны России наделено полномочиями по контролю и управлению деятельностью Ответчика в организационно-распорядительном порядке.
Истец, с учетом величины просрочки исполнения обязательства, не предпринимал действенных мер по устранению причин способствующих допущению нарушения.
Таким образом, нарушение сроков выполнения работ вызвано, в том числе, отсутствием разумных мер со стороны Истца как собственника имущества по недопущению такого нарушения, что является основанием для применения положений ст. 404 ГК РФ.
На основании изложенного, по совокупности заявленных сторонами доводов и возражений, основываясь на всестороннем изучении представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для начисления и взыскания неустойки, а также удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 328, 330, 333, 401, 404, 405, 406, 431, 516, 702, 711, 717, 740, 746, 753 ГК РФ, ст. ст. 65, 102, 110, 121-123, 156, 167-171, 180, 319 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.Э. Щербакова