ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-234505/2020-21-1604 от 19.01.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. МоскваДело № А40-234505/20-21-1604

Резолютивная часть  решения объявлена 19 января 2021 года

Полный текст решения изготовлен 21 января 2021 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Гилаева Д.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Суслиной Л.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Восточного административного округа города Москвы (107014, <...>)

к ИП ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.11.2020 г.)

в судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО2 (удост.)

от ответчика: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Восточного административного округа города Москвы обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от  24.11.2020 г.

Заявление мотивировано тем, что ИП ФИО1 совершено административное правонарушение, выразившееся в использовании объекта нежилого фонда находящегося в  федеральной собственности без надлежаще оформленных документов.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв не представил, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в его отсутствии в порядке ст. 123 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя,  оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует материалов дела и установлено судом, Прокуратурой Восточного административного округа г. Москвы в соответствии с заданием прокуратуры города Москвы проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок использования и распоряжения объектами, находящимися в государственной собственности по адресу: <...> д. ЗА стр.1, стр. 2" и стр. 3.

По результатам проведенной проверки, установлено, что нежилое помещение 2 этажа по плану БТИ № 4 площадью 52,2 кв.м., находится в здании по адресу: <...>.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 26.10.2005 сер. 77АГ № 0092529, выданным Главным управление Федеральной регистрационной службы по Москве нежило здание по адресу: <...> стр. 3 площадью 2429,2 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем сделана регистрационная запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Таким образом, нежилое помещение 2 этажа по плану БТИ № 4 площадью 52,2 кв.м., расположенное в здании по адресу: <...> д. ЗА стр. 3 на основании ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в собственности Российской Федерации и является федеральной собственностью.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу ч. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Государственное имущество может быть закреплено за предприятиями и учреждениями и принадлежать им на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

Государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 214 ГК РФ.

Частью 2 ст. 209 ГК РФ определено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Следовательно, распоряжение государственным недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности (как закрепленным так и не закрепленным за предприятиями и учреждениями) возможно исключительно с согласия собственника в лице уполномоченного органа.

В соответствии со ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

От имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении государственного имущества осуществляют органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, определено, что Росимущество является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные органы исполнительной власти.

В соответствии со п. 2 ст. 7.24 КоАП РФ использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Субъективная сторона данного административного правонарушения, вмененного ответчику, состоит в том, что, заключив договор аренды, общество проигнорировало требования законодательства о необходимости надлежащего оформления документов для правомерного использования арендованного объекта недвижимости, являющегося федеральной собственностью.

Согласно постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества Российской Федерации непосредственно или через свои территориальные органы.

Исходя из требований, приведенных выше нормативных правовых актов недвижимое имущество, находящееся в собственности Российской Федерации может быть предоставлено в пользование третьих лиц только с согласия Росимущества (территориального органа Росимущества).

В силу ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, в отношении государственного имущества, (как закрепленного за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, так и не закрепленного) может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.         

При проведении проверки 17.11.2020 в период времени с 10 ч. 20 мин. по 12 ч. 00 мин. по адресу: <...> д. ЗА стр. 3 установлено, что в нарушение требований закона Индивидуальный предприниматель ФИО1 использует в производственных (административно-хозяйственных) целях нежилое помещение 2 этажа по плану БТИ № 4 площадью 52,2 кв.м. в отсутствие надлежаще оформленных документов (без договора аренды заключение которого согласовано собственником имущества).

Договор аренды между Росимуществом либо его территориальным органом и ИП ФИО1 на аренду указанного выше нежилого помещения не заключался, согласие собственника федерального имущества в лице уполномоченного органа -Федерального агентства по управлению государственным имуществом на его использование на правах аренды не давалось, конкурентные процедуры на право заключения договора аренды федерального объекта недвижимости не проводились.

В качестве основания для использования указанного выше объекта недвижимости представлен договор аренды нежилого помещения от 01.09.2020 года № А6-20, заключенный между ИП ФИО1 и ООО «Информполиграф». Согласие на заключение данного договора аренды и передачу нежилого помещения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами не давалось, также не проводились и конкурсные процедуры на право его заключения.

Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов ИП ФИО1 подтверждается актом проверки от 17.11.2020, фототаблицей, объяснениями и иными материалами.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что при применении ч. 2 статьи 7.24 КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.

Вышеуказанные обстоятельства указывают на наличие в действиях Индивидуального предпринимателя признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации - использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

Вина индивидуального предпринимателя в совершении правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок распоряжения и использования объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, но им не были предприняты для этого все возможные меры.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.24 КоАП РФ, подтверждается материалами проверки.

Суд считает, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было составлено с соблюдением требований ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Доказательств, подтверждающих факт принятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Таким образом, на дату изготовления судебного решения по данному делу, которая в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ считается датой принятия решения, срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в три месяца, не истек.

Принимая во внимание, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ ИП, суд полагает возможным установить меру административной ответственности ИП ФИО1 в виде минимального размера штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, считая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.3, 4.5, 7.24, 25.4, 28.2, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Индивидуального предпринимателя  ФИО1  (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ на основании постановления  о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.11.2020 г.

Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. рублей.

Штраф следует уплатить по следующим реквизитам: Получатель - УФК по  городу Москве  (Прокуратура г.  Москвы, л/с. 04731443380), Банк получателя - главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва, БИК банка получателя – 044525000, Расчетный счет№ 40101810045250010041, КБК – 11601071019000140, ОКТМО-45381000, ИНН получателя – 7705019420, КПП получателя – 770501001.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Оригинал платежного поручения, подтверждающий оплату административного штрафа, с отметкой об исполнении, необходимо представить в Арбитражный суд г. Москвы.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                                       Гилаев Д.А.