Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-29399/10-144-109
23 июня 2010 года
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2010 года
Арбитражный суд города Москвы
в составе: судьи Папелишвили Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Компания РИФ»
к ответчику: Департаменту земельных ресурсов в г.Москве в лице ТУ ДЗР в ВАО г. Москвы
третье лицо: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
о признании незаконным отказа от 07.12.2009 и обязании заключить договор
с участием: от заявителя – ФИО1 ген. дир-р по прот. от 10.02.09, ФИО2 по дов. от 12.03.10;
от ответчика – ФИО3 по дов. от 29.12.09 № ЗЗ-И-3075/9, ФИО4 по дов. от 25.12.09 № ЗЗ-и-2993/9;
от третьего лица – неявка, уведомлен;
УСТАНОВИЛ: ООО «Компания РИФ» (далее по тексту также – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Территориального Управления Департамента земельных ресурсов г.Москвы в ВАО от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым № 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м, выраженного в письме от 07.12.2009 г. № 33-5Т3-1565/9(0)-1; обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы заключить договор купли-продажи данного земельного участка, а также взыскании с ответчика в пользу заявителя расходов по государственной пошлине в размере 6. 000 рублей.
Заявитель уточнил предмет заявленных требований в признательной части и просит арбитражный суд признать незаконным отказ Территориального Управления Департамента земельных ресурсов г.Москвы в ВАО от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым № 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м, оформленный в виде письма от 08.02.2010 г. № 33-5Т3-131/10-(0)-1.
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, с учетом изменения предмета заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении, со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого отказа ответчика в оформлении земельно-правовых отношений, нарушающего права и законные интересы ООО «Компания РИФ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе как собственника капительных строений, расположенных на спорном земельном участке.
Ответчик представил отзыв и письменные пояснения, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях, со ссылкой на то, что данный земельный участок с кадастровым № 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м, расположенный по адресу: <...> вл.5А, стр.1, 2, согласно заключению Москомархитектуры от 11.06.2010 г. № 001-50-1769/0-1 является природной и озелененной территорией общего пользования, находится на территории объекта природного комплекса и, как следствие, ограничен в использовании.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы не воспользовался предоставленными ему АПК РФ процессуальными правами, отзыв или иную письменную позицию по делу не представил, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, суд рассматривает спор в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Как следует из материалов дела, ООО «Компания РИФ», является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...> и стр. 2., а также пользователем земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м., расположенного под указанными зданиями по тому же адресу, на праве аренды на основании договора аренды от 19.04.2005 г. № М-03-506671 с учетом дополнительного соглашения к нему от 25.12.2007 г. № М-03-506671/1 о переходе прав и обязанностей арендатора, 26.06.2009 г. обратилось в Территориальное Управление Департамента земельных ресурсов г. Москвы по ВАО в службу «одного окна» с заявлением об оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м., расположенного по адресу: <...> и 2 с приложением всех необходимых документов.
Рассмотрев представленные документы Территориальное Управление Департамента земельных ресурсов г. Москвы по ВАО решением, оформленным письмом от 08.02.2010 г. № 33-5Т3-131/10-(0)-1, отказало ООО «Компания РИФ» в оформлении земельно-правовых отношений в отношении спорного участка, ссылаясь на то, что в соответствии с заключением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 24.11.2009 г. № 05-02-7407/9 часть указанного земельного участка (около 80%) расположена в границах объекта природного комплекса № 46-ВАО «Бульвар (проектный) над реабилитируемыми долинами рек Хапиловки и Серебрянки от окружной железной дороги до р. Яузы» (Постановление Правительства Москвы от 19.01.1999 г. № 38), в связи с чем, использование данной территории для эксплуатации складской базы и стоянки автомашин противоречит природоохранному назначению.
Посчитав отказ Территориального Управления Департамента земельных ресурсов г.Москвы в ВАО от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым № 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м, оформленный в виде письма от 08.02.2010 г. № 33-5Т3-131/10-(0)-1, не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ООО «Компания РИФ», как пользователя указанного земельного участка, и собственника находящихся на нем капитальных строений, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем отказа ответчика необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ (далее по тексту также – ЗК РФ) арендатор земельного участка имеет преимущественное право его покупки.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений.
В соответствии с п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.2.2 ст.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса РФ» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
В силу ч.3 ст.28 Федерального закона РФ от 25.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании п.5 ст.58 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Согласно ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст. 27 ЗК РФ, за исключением предусмотренных ст.95 ЗК РФ.
На основании п.2 ст.18 Федерального закона РФ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ» территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.
Согласно п.2 ст.95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Таким образом, приведенные нормы действующего земельного законодательства допускают включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих юридическим лицам на праве собственности.
Согласно ст.51 Закона города Москвы от 25.06.2008 г. № 28 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ГОРОДА МОСКВЫ» к озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся, в том числе озелененные территории ограниченного использования.
Согласно ст.97 ЗК РФ на землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, приведенные нормы действующего земельного законодательства допускают включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих юридическим лицам на праве собственности.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м., расположенного по адресу: <...>, следует, что разрешенное использование данного земельного участка сводится к эксплуатации складской базы и стоянки автомашин, преобразуемой с территории Попова проезда.
Таким образом, деятельность ООО «Компания РИФ» по использованию спорного земельного участка для эксплуатации складской базы и стоянки автомашин не противоречит функциональному назначению спорного земельного участка и не противоречит действующему природоохранному законодательству допускающему владение юридическими лицами землями с особым правовым режимом использования земель, ограничивающим или запрещающим виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
В настоящем случае согласно ПЕРЕЧНЮ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА Г. МОСКВЫ (КРОМЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА), утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 г. № 38 «О ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА С ИХ ОПИСАНИЕМ И ЗАКРЕПЛЕНИЕМ АКТАМИ КРАСНЫХ ЛИНИЙ» Бульвар (проектный) над реабилитируемыми долинами рек Хапиловки и Серебрянки от Окружной железной дороги до р. Яузы является территорией Природного комплекса Москвы.
Между тем суд указывает, что доказательств изменения вида разрешенного использования, а также доказательств того, что спорный земельный участок находится именно в границах природного комплекса «Бульвар (проектный) над реабилитируемыми долинами рек Хапиловки и Серебрянки от Окружной железной дороги до р. Яузы» ответчиком суду не представлено.
Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, а в соответствии с п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления, исполнительный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган осуществляет подготовку проекта договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора».
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 г. № 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно п. 2.2 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы Департамент земельных ресурсов города Москвы в целях выполнения возложенных на него задач в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании п.2.2.26 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме «одного окна», утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 г. № 168-ПП, определен порядок организации работы Департамента по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов.
В силу п.2.1 указанного Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме «одного окна» заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы «одного окна» Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа, а также необходимый комплект документов.
Как указывалось выше, 26.06.2009 г. вх. № 33-5Т3-1074/9-(0)-0 заявитель обращался в Территориальное Управление Департамента земельных ресурсов г. Москвы по ВАО в службу «одного окна» с заявлением об оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м., расположенного по адресу: <...> и 2 с приложением всех необходимых документов.
Таким образом, с учетом изложенного, а также отсутствия объективных оснований для отказа заявителю в оформлении договора купли-продажи спорного земельного участка судом установлен и не опровергнут ответчиком, тот факт, что ответчиком был представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для оформления земельно-правовых отношений в режиме «одного окна».
Таким образом, оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы вопреки доводам ответчика, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, как собственника строений, расположенных на спорном земельном участке.
Согласно ст.71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ответчиком в силу ст.65 АПК РФ не представлены доказательства того, что оспариваемое решение, оформленное письмом от 08.02.2010 г. № 33-5Т3-131/10-(0)-1, об отказе в оформлении земельно-правовых отношений на участок с кадастровым № 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м, расположенный по адресу: <...> вл.5А, стр.1, 2, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы именно заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, у суда имеются основания для признания его недействительным.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ст.110 АПК РФ, с учетом положений ч.1ст.333.37 НК РФ и п.1 ст.53 АПК РФ, в связи с тем, что ответчик освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, суд возвращает ООО «Компания РИФ» из федерального бюджета уплаченную по настоящему заявлению государственную пошлину.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону РФ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ», Федеральному закону РФ от 25.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» признать незаконным отказ Территориального Управления Департамента земельных ресурсов г.Москвы в ВАО от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым № 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м, оформленный в виде письма от 08.02.2010 г. № 33-5Т3-131/10-(0)-1.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с ООО «Компания РИФ» договор купли-продажи земельного участка с кадастровым № 77:03:0003016:87 площадью 7.139 кв.м, расположенного по адресу: <...> вл.5А, стр.1, 2, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Возвратить ООО «Компания РИФ» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6.000 рублей 00 копеек, уплаченную по платежным поручениям от 01.03.2010 г. № 122 и от 04.03.2010 г. № 153.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд и двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
С. Папелишвили
1460_612354
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, <...>
http://www.msk.arbitr.ru