ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-339423/19-114-1277 от 23.11.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва                                                                   Дело № А40-339423/2019-114-1277

Резолютивная часть решения объявлена 23.11.2020

Полный текст решения изготовлен 30.11.2020

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Тевелевой Н.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горевым A.M.,

с использованием средств аудиозаписи,

по иску УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

к ответчику ООО «Российский Союз Молодежи»

о взыскании 12.935.380руб.

при участии:

от ответчика – адвокат Оленич Р.Н. по дов. от 18.03.2020 г. (удостоверение), ФИО1, по дов. от 18.03.2020 г. (паспорт, диплом), ФИО2 по дов. от 18.03.2020 г. (паспорт, диплом);

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о взыскании задолженности по договору о предоставлении некоммерческим неправительственным организациям бюджетных средств на осуществление целевых расходов № УД-454д от 17.04.2015 в размере 12 935 380 руб.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие последнего в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Ответчик в судебном заседании заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Суд, руководствуясь ст. 158 АПК РФ, учитывая отсутствие правовых оснований для отложения судебного заседания, в связи с экономией процессуального времени рассмотрения спора, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания отказал.

Представители ответчика против удовлетворения исковых требований возражали.

Изучив собранные по делу доказательства, заслушав представителей ответчика, суд усматривает основания для удовлетворения исковых требований. При этом суд исходит из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, между Управлением делами Президента Российской Федерации (далее - Управление делами) и Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» (далее - Ответчик, Организация) заключен договор о предоставлении некоммерческим неправительственным организациям бюджетных средств на осуществление целевых расходов от 17.04.2015 № УД-454д (далее - договор).

Договор заключен на основании Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

Управление делами Президента Российской Федерации во исполнение пункта 3 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжения Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина», постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», приказом от 17.04.2015 № 145 утвердило Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, зарегистрированные в Минюсте России 29.04.2015 за № 37051 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 5 распоряжения Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп некоммерческие неправительственные организации были обязаны обеспечить целевое расходование полученных ими субсидий и представить в Управление делами Президента Российской Федерации соответствующие отчеты.

Отношения между Управлением делами и Организацией регулируются нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшим на дату заключения Договора, Правила определяли, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в федеральный бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 12 Порядка при нарушении получателями субсидий условий их предоставления субсидии на основании письменного требования главного распорядителя средств федерального бюджета подлежат возврату в установленном порядке в федеральный бюджет в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

Согласно договору Ответчику предоставлялась субсидия с целью ее использования на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина по следующим направлениям: поддержка проектов молодежных организаций и союзов; поддержка добровольчества и деятельности волонтеров; развитие научно-технического и художественного детского и молодежного творчества; развитие научных разработок молодежи; выявление и поддержка одаренных детей и молодежи; развитие и поддержка массового студенческого спорта (пункты 1.1, 2.1 Договора).

Согласно разделу 2 договора общая сумма субсидии составляла 695 640 000, 00 (шестьсот девяносто пять миллионов шестьсот сорок тысяч) руб. 00 коп. и содержала в себе часть субсидии в размере 29 257 000,00 руб., которая предназначалась для проведения конкурсов, и две части субсидии в общем размере 666 383 000,00 руб., которые предназначались исключительно на предоставление грантов (пункты 2.2, 2.4, 2.5 договора).

Управлением делами субсидия была перечислена Организации платежными поручениями от 12.05.2015 № 117856 на сумму 29 257 000.00 руб., от 20.07.2015 № 258248 на сумму 366 383 000,00 руб., от 10.11.2015 № 453400 на сумму 150 000 000,00 руб. и от 16.12.2015 № 532455 на сумму 150 000 000,00 руб.

В соответствии с пунктом 2.6 договора субсидия должна быть использована и отчеты об использовании субсидии должны быть представлены не позднее 25 декабря 2016 года.

Актом выверки взаиморасчетов между Управлением делами и Организацией по договору № УД-454д от 17.04.2015 по состоянию на 01.01.2018 сторонами договора подтверждается, что на 01.01.2018 за Организацией числится задолженность в сумме 12 935 380,00 рублей.

Акт выверки взаиморасчетов между Управлением делами и Организацией по договору № УД-454д от 17.04.2015 со стороны Организации был подписан председателем ФИО3 и главным бухгалтером ФИО4.

Ответчик, заключая договор, принимал на себя обязательства: использовать полученную из федерального бюджета субсидию исключительно на цели, указанные в пунктах 1.1, 2.1, 2.4 и 2.5 договора, и не позднее срока, указанного в пункте 2.6 договора.

В соответствии с подпунктом 3.2.8 пункта 3.2 Договора Ответчик обязался представлять Управлению делами отчеты о проведении конкурсов (включающие в себя копии протоколов, списки победителей конкурсов с указанием названий проектов и сумм грантов) и отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение конкурсов.

Ответчик, заключая договор, принял на себя обязательство возвратить субсидию (или ее часть, с предоставлением отчетных документов за использованную часть субсидии) в случае ее неиспользования либо неполного использования в течение 10 рабочих дней с момента подписания конкурсной комиссией протоколов о распределении грантов на расчетный счет по реквизитам, указанным в приложениях № 3.1 и № 3.2 к Договору, но не позднее 25 декабря 2016 года, а также возвратить сумму субсидии в случае использования субсидии не по назначению, указанному в пункте 2.1 Договора (подпункт 3.2.2 пункта 3.2 Договора).

Возврат субсидии (или ее части) осуществляется Организацией в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующего требования Управления делами.

Также Организация обязана была предусмотреть в соответствующих договорах   о   предоставлении   грантов   с   целью   реализации проектов, заключаемых между Организацией и выигравшими конкурс некоммерческими неправительственными организациями, правовые механизмы, обеспечивающие возможность возврата гранта в случае его использования не по целевому назначению (подпункт 3.2.3 пункта 3.2 договора).

Требование об исполнении обязательства по возврату задолженности направлено Организации уведомлением от 28.12.2018 № УДИ-5144 (реестр на корреспонденцию № 136 от 28.12.2018, направлен через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации).

Управление делами, выставляя Организации претензию на сумму 12 935 380,00 рублей руководствовалось бюджетным законодательством Российской Федерации, условиями договора, актом выверки взаиморасчетов по состоянию на 01.01.2018.

Ответчик требование в размере 12 935 380,00 рублей, подлежащих возврату в федеральный бюджет средства субсидии, признал (исх. № 1422 от 01.10.2018), однако от возврата суммы задолженности отказался, ссылаясь на недобросовестные действия грантополучателей, которым Организация как победителям конкурсов выделяла гранты для реализации социально значимых проектов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 ГК РФ). В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В соответствии с пунктом 5 распоряжения Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп некоммерческие неправительственные организации были обязаны обеспечить целевое расходование полученных ими субсидий и представить в Управление делами Президента Российской Федерации соответствующие отчеты.

В соответствии с пунктом 12 Порядка при нарушении получателем субсидий условий их предоставления субсидии на основании письменного требования главного распорядителя средств федерального бюджета подлежат возврату в установленном порядке в федеральный бюджет в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

В соответствии с абзацем первым статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Пункт 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавший на дату заключения Договора, предусматривал обязательное условие предоставления субсидий, подлежащее включению в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, которое выражалось в согласии их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Приняв субсидию на условиях договора, ответчик обязан использовать их по назначению.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в польз) другого ища (кредитора) определенное действие, как то: передан, имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги или т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно части 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Положения части статьи 308 ГК РФ равно относятся как к отношениям, возникшим из Договора между истцом и ответчиком, так и к отношениям, возникшим между Ответчиком и грантополучателями.

Ссылка Ответчика на недобросовестные действия грантополучателя отклоняются судом, поскольку отношения ответчика с грантополучателями регулируются самостоятельными договорами, заключаемыми по результатам конкурсов, с установлением обоюдных прав и обязанностей, в том числе с установлением ответственности грантополучателя по возврату суммы гранта, в связи с чем ответчик не лишен воспользоваться соответствующими способами защиты своих прав.

Действия Ответчика по возврату суммы грантов, неиспользованных либо использованных не по назначению недобросовестными грантополучателями, не снимает с Ответчика обязательств по возврату в федеральный бюджет использованных не по целевому назначению сумм субсидии.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства  должны  исполняться  надлежащим  образом  в   соответствии   с   условиями  обязательства   и требованиями закона,  иных  правовых  актов,  а  при  отсутствии  таких  условий   и  требований  -  в  соответствии с обычаями  делового  оборота  или  иными  обычно  предъявляемыми  требованиями.

Статья   310 ГК РФ  указывает  на то,  что  односторонний  отказ  от  исполнения  обязательства   и  одностороннее   изменение   его  условий  не  допускается.

Задолженность ответчика перед истцом составляет 12 935 380 руб. 00 коп., что подтверждается карточкой Организации за период с 01.01.2015 по 01.12.2019 по счету 1 206 46.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание тот факт, что ответчик свои обязательства возврату в федеральный бюджет субсидии не исполнил, суд считает требования истца о взыскании задолженности в размере 12 935 380 руб. правомерными и подлежащими удовлетворению.

Судебные расходы относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст. ст. 8-12, 307, 309, 310, 421 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 9, 65, 71, 75, 102, 110, 167-171 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ООО «Российский Союз Молодежи» в пользу Управления делами Президента Российской Федерации 12 935 380 руб. задолженности.

Взыскать с ООО «Российский Союз Молодежи» в доход Федерального бюджета госпошлину в размере 87 677 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                Н.П. Тевелева