ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва | Дело № А40-45129/18-138-329 |
29 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2019 года
Полный текст решения изготовлен 29 марта 2019 года
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи Ивановой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Цечоевой Л.М.
рассмотрев в судебном заседании дело
по исковому заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному бюджетному учреждению города Москвы «Центральный государственный архив города Москвы» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: Федеральное архивное агентство (Росархив) (ОГРН <***>
ИНН <***>) и Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив экономики» (ОГРН <***> ИНН <***>), МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
об обязании принять документы по личному составу, образованные в деятельности предприятий и организаций НКПС СССР, МПС СССР и МПС России в количестве 700 тысяч единиц
при участии:
согласно протокола
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению «Центральный государственный архив города Москвы» об обязании принять документы по личному составу, образованные в деятельности предприятий и организаций НКПС СССР, МПС СССР и МПС России в количестве 700 тысяч единиц.
Определением Арбитражного суда города Москвы к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное архивное агентство (Росархив) (ОГРН <***> ИНН <***>) и Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив экономики» (ОГРН <***> ИНН <***>), Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Дело слушалось в порядке ст. 123, 165 АПК РФ в отсутствии третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Истец поддерживает требования в полном объеме.
Ответчик по иску возражает.
Суд, рассмотрев исковые требования и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» 26.10.2017 письмом № 158/МОСК НД обратилось в Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центральный государственный архив города Москвы» о принятии на хранение документов по личному составу, образованных в процессе деятельности предприятий и организаций НКПС СССР, МПС СССР и МПС России в количестве 700 тысяч единиц.
13.12.2017 письмом (ответом) № ЦГАМ-01-25/167 в принятии вышеуказанных документов Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Центральный государственный архив города Москвы» было отказано.
По мнению Истца, действия архивного органа по непринятию на хранение документов по личному составу, образованных в процессе деятельности предприятий и организаций НКПС СССР, МПС СССР и МПС России, противоречащими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы ОАО «РЖД».
При этом Истец ссылается на положения Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее- 29-ФЗ) и Постановление правительства РФ № 585 от 18.09.2003, согласно которым путем приватизации имущества организации федерального железнодорожного транспорта был создан единый хозяйствующей субъект -Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», а организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносилось в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в том числе ФГУП "Московская железная дорога" были ликвидированы.
Частью 4 ст. 10 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - ФЗ «Об архивном деле в РФ») установлено, что в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.
Статьей 23 Федерального закона ФЗ "Об архивном деле в РФ" определены обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами.
Согласно пункта 8 данной статьи при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Ввиду вышеизложенного открытое акционерное общество «Российские железные дороги» 26.10.2017 письмом № 158/МОСК НД обратилось в Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центральный государственный архив города Москвы» о принятии на хранение документов по личному составу, образованных в деятельности предприятий и организаций НКПС СССР, МПС СССР и МПС России.
13.12.2017 Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Центральный государственный архив города Москвы» письмом (ответом) № ЦГАМ-01-25/167 в принятии вышеуказанных документов со ссылкой на ч. 6 ст. 23 Об архивном деле в РФ" и правопреемство ОАО «РЖД», согласно Постановления Правительства РФ от 18.09.03 N 585 обязательств от МПС РФ, было отказано.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 «Об архивном деле в РФ" при реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций.
При этом, в случае преобразования государственных и муниципальных организаций с изменением форм собственности имущества этих организаций архивные документы могут быть переданы на временное хранение вновь возникшим организациям-правопреемникам на основании договоров между данными организациями и соответствующими государственными или муниципальными архивами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ под реорганизацией юридического лица понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
ОАО "РЖД" же образовано не путем реорганизации предприятий железнодорожного транспорта согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ, а путем создания нового предприятия в соответствии с 178-ФЗ РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества", N 29-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 18.09.03 N 585 ".
Так, п. 2 ст. 3 N 29-ФЗ и п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.09.03 N 585 установлено, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Устав ОАО "РЖД" также не содержит Положений о реорганизации предприятий федерального железнодорожного транспорта в какой-либо форме.
Таким образом, ОАО "РЖД" является вновь созданным юридическим лицом, что не предусматривает правопреемства в отношениях, прямо не указанных в документах отражающих и регулирующих создание такого юридического лица.
По мнению Истца, законом или иными правовыми актами на ОАО «РЖД» не было возложено исполнение обязательств по хранению документов по личному составу организаций НКПС СССР, МПС СССР и МПС России.
Таким образом, как указывает Истец, исходя из вышеизложенного и согласно п. 8 ст. 23 ФЗ «Об архивном деле в РФ», вышеуказанные документы должны находиться на хранении в архивной организации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 3, 4 ст.3 Федерального закона от 22.10.2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» документы по личному составу являются документами, отражающими трудовые отношения работника с работодателем и не относятся к документам Архивного фонда города Москвы являющимся составной частью Архивного Фонда Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора.
ГБУ «ЦГА Москвы» с ОАО «РЖД», НКПС СССР, МПС СССР и МПС России соответствующих договоров, предусмотренных указанным федеральным законом, не заключало, что не оспаривается сторонами.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство путей сообщения РФ упразднено (далее - МПС России).
В результате проведения реформы железнодорожного транспорта был принят Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».
Статьей 2 данного закона предусмотрено создание единого хозяйствующего субъекта - ОАО "РЖД".
Пунктом 6 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", в отношении их кредиторов и должников передаются ОАО "РЖД".
В соответствии со статей 4 указанного Закона принято постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 «О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги». Согласно пункту 6 Постановления, Министерство путей сообщения Российской Федерации вносит в уставный капитал ОАО "РЖД" имущество федерального железнодорожного транспорта.
На основании статьи 129 ГК РФ при реорганизации юридического лица объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства.
Поскольку предприятия МПС России были переданы в уставный капитал ОАО "РЖД" как имущественные комплексы, то ОАО «РЖД» является сингулярным правопреемником МПС России в отношении переданных ему документов по личному составу организаций, находящихся в ведении НКПС СССР, МПС СССР и МПС России.
Таким образом, ОАО "РЖД" образовано в результате особого способа приватизации имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта и является сингулярным правопреемником прав и обязанностей предприятий и организаций НКПС СССР, МПС СССР, МПС России в части указанных дел по личному составу.
Архивные документы по личному составу, хранящиеся в объединённом архиве Московской железной дороги образовались в результате деятельности предприятий и организаций НКПС СССР, МПС СССР, МПС России, которые не изменяли профиля своей деятельности, не были ликвидированы после приватизации, срок хранения документов по личному составу не истек. Более того, истцом не доказано, что указанные документы подлежат постоянному хранению.
Положения статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», устанавливает обязанность организации обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов.
В соответствии со ст. ст. 20, 21 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации, граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.
Согласно п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона к полномочиям муниципального образования относится хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов только муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
В Российской Федерации в форме федеральных казенных учреждений созданы и действуют следующие федеральные государственные архивы: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный исторический архив, Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный архив экономики, Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив новейшей истории, Российский государственный военный архив, Российский государственный архив ВоенноМорского Флота, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный архив научно-технической документации, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив фонодокументов, Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что ответственность за состояние дел в этой сфере перед гражданами Российской Федерации - бывшими работниками возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов.
Ни один из упомянутых федеральных государственных архивов не предназначен для хранения документов по личному составу ликвидируемых федеральных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона об архивном деле документы по личному составу – это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.
Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых государственных и муниципальных организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п.
Ссылка истца на положения ч. 8 ст. 23 Закона об архивном деле, регулирующая передачу архивных документов ликвидируемых государственных организаций не может быть принята, поскольку как установлено судом и указано выше организации, входящие в состав НКПС СССР, МПС СССР и МПС России не были ликвидированы и не изменяли профиля своей деятельности после приватизации.
Таким образом, ссылка истца на Определение Верховного Суда Российской Федерации №305-ЭС16-4927 от 03.10.2016 несостоятельно, поскольку предметом спора по указанному делу выступали документы ликвидированного предприятия в результате банкротства.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое ссылается как на основание своих требований и возражений.
В связи вышеизложенным, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Исходя из указанного, судебные расходы на оплату госпошлины подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь ст.ст. 4, 27, 34, 110, 121, 150, 153, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Е.В. Иванова