ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-58333/2021-51-415 от 03.09.2021 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Москва

Дело № А40-58333/21-51-415

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 08 сентября 2021 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Козленковой О. В., единолично,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кундузовой В. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН <***>)

к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «МОСКОВСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «КОМПАС» (ОГРН <***>)

о взыскании по государственному контракту № 1420187429421010104001723/ЕП/1/05/Н/2023/2014 от 08 июля 2014 года неустойки в размере 1 133 705 руб. 34 коп.,

при участии:

от истца – ФИО1, по дов. № 207/4/324д от 25 ноября 2020 года;

от ответчика – ФИО2, по дов. № 24 от 11 марта 2021 года;

У С Т А Н О В И Л:

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением, с учетом принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) увеличения размера исковых требований, к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «МОСКОВСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «КОМПАС» (далее - ответчик) о взыскании по государственному контракту № 1420187429421010104001723/ЕП/1/05/Н/2023/2014 от 08 июля 2014 года неустойки в размере 1 133 705 руб. 34 коп.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Рассмотрев заявленные требования, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 08 июля 2014 года на основании Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ) между истцом (государственным заказчиком) и ответчиком (исполнителем, ранее – ОАО «МКБ «КОМПАС») был заключен государственный контракт № 1420187429421010104001723/ЕП/1/05/Н/2023/2014 на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка авиационной локальной дифференциальной подсистемы ГЛОНАСС/GPSдля обеспечения посадки летательных аппаратов военных и специальных потребителей» (шифр темы «Глиссада») для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014 году (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1. контракта исполнитель обязался в установленный контрактом срок выполнить опытно-конструкторскую работу «Разработка авиационной локальной дифференциальной подсистемы ГЛОНАСС/GPSдля обеспечения посадки летательных аппаратов военных и специальных потребителей» (шифр темы «Глиссада») в объеме, соответствующую качеству, результату и иным требованиям, установленными контрактом, и своевременно сдать заказчику ее результаты, а заказчик обязался принять и оплатить их.

В соответствии с пунктом 2.2. контракта срок выполнения работ по этапу 5 ОКР «Участие в государственных испытаниях опытного образца (далее – ОО)» (50 000 000 руб.) – с 26 ноября 2019 года по 31 июля 2020 года; срок выполнения работ по этапу 6 ОКР «Корректировка конструкторской документации по результатам государственных испытаний. Утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного производства» (30 000 000 руб.) – с 01 августа по 25 ноября 2020 года.

В обоснование исковых требований истец указал, что по состоянию на 16 октября 2020 года работы по этапу 5 ОКР, по состоянию на 14 декабря 2020 года работы по этапу 6 ОКР ответчиком не выполнены, в связи с чем истец на основании пункта 8.3. контракта начислил неустойку в общем размере 1 133 705 руб. 34 коп. (по этапу 5 за период с 01.08.2020 по 16.10.2020 – 909 326 руб. 16 коп., по этапу 6 за период с 26.11.2020 по 14.12.2020 – 224 379 руб. 18 коп.).

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 ФЗ № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии с абзацем 2 статьи 778 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила статей 763 - 768 ГК РФ.

В силу ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

К срокам выполнения и к цене работ, согласно ст. 778 ГК РФ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются соответственно правила статей 708, 709 и 738 ГК РФ.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Пунктом 8.3. контракта предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем своих обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пеней). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически выполненных работ, что подтверждается подписанным заказчиком актом сдачи-приемки выполненного этапа ОКР, за каждый день просрочки.

Суд считает, что оснований для начисления неустойки у истца не имелось в связи со следующим.

Частью 9 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ предусмотрено освобождение стороны от уплаты неустойки (штрафа, пени), если она докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока его обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

При выполнении работ по контракту стороны должны руководствоваться требованиями ГОСТ РВ 15.203-2001.

Основными целями этапа государственных испытаний ОО являются оценка его боевых возможностей, проверка и подтверждение соответствия технических и эксплуатационных характеристик опытного образца требованиям ТТЗ.

Государственные испытания ОО организует заказчик (истец). Ответственный за проведение - заказчик (истец) (п. 5.2.1 требований ГОСТ РВ 15.210-2001).

Уведомлением (исх. №3178-50/028 от 25.11.2019) ответчик сообщил о готовности ОО к проведению государственным испытаниям (наземная и летная части).

Согласно п. 5.2.9 ГОСТ РВ 15.210-2001, основанием для начала проведения испытаний служит наличие приказа о проведении испытаний, уведомление о готовности ОО к ГИ, решение заказчика о возможности проведения ГИ.

Для участия ответчика в ГИ истец должен был издать приказ, после которого ответчик должен приступить к выполнению этапа 5 ОКР.

Порядок проведения государственных испытаний утвержден заказчиком решением от 23.10.2019.

Согласно решению от 23.10.2019, испытания изделий АЛДПС и проведение ГИ ОКР «Глиссада» должны осуществляться на аэродроме АО «ЛИИ им. М.М. Громова» (абз. 1 п. 1 решения от 23.10.2019).

Исполнитель и ПАО «Ил» должны согласовать перечень принимаемой и передаваемой информации между изделиями АЛДПС и аппаратурой приема дифференциальных данных (АПДД), установленной на самолете Ил-76МД-90А, Ил-76МД-М, а также перечень необходимой информации, регистрируемой системой бортовых измерений в процессе испытаний (абз. 2 п. 2 решения от 23.10.2019).

Протоколом № УИВВТ/3-020 от 15.01.2020 (далее - протокол от 15.01.2020) установлено, что по состоянию на дату проведения совещания самолеты Ил-76МД-90А, Ил-76МД-М не готовы для проведения ГИ из-за отсутствия необходимого оборудования. В связи с этим принято решение ПАО «Ил» проработать вопрос снятия штатного оборудования и антенны самолета, о чем проинформировать исполнителя в срок до 31.01.2020 (пункты 1, 2 протокола).

Однако в апреле 2020 ПАО «Ил» уведомило о невозможности выполнения положений протокола совместного совещания от 15.01.2020 со ссылкой на решение № 76-934-0071Р от 05.04.2017 в рамках выполнения ОКР «Кузнецк», «Кузнецк-2» о невыполнении проверки и оценки ФИО3 в процессе проведения ГСИ самолетов Ил-76МД-90А, Ил-76МД-М, а также со ссылкой на то обстоятельство, что не разрешены вопросы, связанные с дополнительным обеспечением испытаний самолетов Ил-76МД-90А, Ил-76МД-М, связанных с выполнением ОКР «Глиссада».

Несмотря на неоднократные уведомления исполнителя о готовности изделия для предъявления на ГИ, решение о порядке проведения ГИ ФИО4 утверждено лишь 15.07.2020, т.е. за две недели до предусмотренного контрактом срока окончания работа по этапу 5.

Приказ главнокомандующего ВКС (сторона истца) № 470-дсп о проведении государственных испытаний опытного образца АЛДПС ГЛОНАСС/GPS издан лишь 03.11.2020 (РК №600-54/248-дсп-220 от 03.11.2020), т.е. за пределами сроков, установленных контрактом для проведения работ по этапу 5. Согласно приказу, государственные испытания должны быть проведены в срок до 15.02.2021, что выходит за пределы срока выполнения этапа 5 ОКР. Утверждая приказ, истец допускал просрочку исполнения обязательств со стороны ответчика.

В соответствии с пунктом 5.7.4 ГОСТ РВ 15.203-2001 головной исполнитель ОКР должен откорректировать по результатам государственных (межведомственных) испытаний РКД, доработать опытный образец изделия ВТ в соответствии с планом-графиком мероприятий.

Корректировка РКД и использование опытного образца возможно только после проведения государственных испытаний (5 этап) согласно решению заказчика (истца).

Согласно требованиям ГОСТ РВ 15.203-2001, выполнение этапа 6 ОКР возможно только после выполнения этапа 5 ОКР.

Этап 5 ОКР просрочен по обстоятельствам, не зависящим от воли исполнителя.

Презумпция привлечения должника к ответственности без вины в договорах на выполнение ОКР исключена.

Встречное предоставление, которое зависит от воли третьего лица и является необходимым условием для завершения этапа 6 ОКР – самостоятельный юридический факт, отсутствие которого влечет негативные последствия для всех сторон спорного контракта.

Выполнение этапа 5 ОКР в установленные контрактом сроки объективно невозможно в связи с отсутствием готовности самолетов и промедлением истца.

Нарушение сроков этапа 6 произошло по обстоятельствам, не зависящим от воли исполнителя. Вина в просрочке выполнения работ по этапу 6 ОКР отсутствует.

Кроме того, этап 6 требует направления истцом решения по корректировке изделия по результатам ГИ. Такое решение истец ответчику не направил.

Ссылка истца на положения статей 716, 719 ГК РФ является необоснованной, поскольку данная статья не применима к спорным правоотношениям. Согласно статье 778 ГК РФ, к срокам выполнения и к цене работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются соответственно правила статей 708, 709 и 738 ГК РФ. К государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила статей 763 - 768 ГК РФ.

Учитывая последовательность выполнения этапов ОКР, суд считает, что просрочка исполнителя отсутствует, поскольку вина исполнителя в нарушении сроков выполнения работ государственным заказчиком не доказана.

Руководствуясь ст. ст. 9, 65, 110, 123, 156, 167 - 170 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                   О. В. Козленкова