ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-77901/19-51-667 от 23.08.2019 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Москва

Дело № А40-77901/19-51-667

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 августа 2019 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Козленковой О.В., единолично,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкурихиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН <***>)

к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (ОГРН <***>)

о взыскании по государственному контракту № 14411.2049999.19.018 от 14 апреля 2014 года неустойки в размере 12 500 000 руб.,

третье лицо – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 

при участии:

от истца – ФИО1, по дов. № МД-83525/14 от 18 декабря 2018 года;

от ответчика – ФИО2, по дов. № 1145 от 29 декабря 2018 года;

от третьего лица – не явилось, извещено;

У С Т А Н О В И Л:

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (далее – ответчик) о взыскании по государственному контракту № 14411.2049999.19.018 от 14 апреля 2014 года неустойки в размере 12 500 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось.

С учетом своевременного размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, спор рассмотрен в его отсутствие на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 12 «О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ».

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по доводам, изложенным в письменном отзыве, заявил о снижении неустойки.

Рассмотрев заявленные требования, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом, 14 апреля 2014 года между истцом (заказчиком) и ответчиком (исполнителем) был заключен государственный контракт № 14411.2049999.19.018 на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы «Разработка технологии и организация производства венозного клапана» Шифр «3.5-Веноз-2014».

Сроки выполнения НИОКР определены ведомостью исполнения НИОКР (приложение № 2 к государственному контракту).

Цена государственного контракта составила 125 000 000 руб.

Платежными поручениями № 222353 от 19.05.2014, № 561656 от 10.10.2014, № 781683 от 25.12.2014 № 859892 от 16.02.2015, № 292859 от 10.08.2015, № 575894 от 28.12.2015 № 664282 от 19.02.2016, № 807080 от 26.04.2016 истец перечислил ответчику аванс и полностью оплатил работы.

В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии с пунктом 28 государственного контракта исполнитель в порядке и в сроки, установленные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2013 № 1168, направляет в Минобрнауки: а) сведения о начинаемых работах; б) сведения о правообладателях и правах на созданные в процессе выполнения работ результаты интеллектуальной деятельности, способные к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца или имеющие правовую охрану как база данных, топология интегральных микросхем или программа для ЭВМ, а также сведения об изменении состояния их правовой охраны и практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

Требования подпунктов «а, б» пункта 33 государственного контракта не были выполнены исполнителем в порядке и сроки, предусмотренные приказом Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168.

В соответствии с пунктами 1-3 приложения № 1 к приказу Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168 регистрационная карта научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (далее - РК), представляет собой информационный документ о начинаемой научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работе, заполненный организацией-исполнителем НИОКР или главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим финансовое обеспечение НИОКР и выполняющим функции заказчика таких работ, на русском языке.

Условиями государственного контракта указанная обязанность возложена на исполнителя.

Заполнение РК исполнителем производится в личном кабинете исполнителя в онлайн-режиме с помощью программного комплекса, доступ к которому размещен па официальном сайте www.rosrid.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заполнение и направление РК в федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (далее - ФГАНУ ЦИТиС) производится исполнителем в 30-дневный срок с даты начала НИОКР.

Дата начала НИОКР - 14.04.2014. Таким образом, РК должна была быть заполнена не позднее 14.05.2014.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте www.rosrid.ru (https://rosrid.ru/nioktr/3LpK000J_0trl5JGT22cLb00) сведения о начинаемой научно-исследовательской работе были размещены исполнителем 18.08.2014, то есть с существенным нарушение сроков, предусмотренных приказом Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168.

В соответствии с пунктами 1-5 приложения № 4 к приказу Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168 информационная карта результата интеллектуальной деятельности (далее - ИКР) представляет собой информационный документ о созданных в процессе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР) результатах интеллектуальной деятельности (далее - РИД) за счет средств федерального бюджета, способных к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения или имеющих правовую охрану как база данных, топология интегральных микросхем или программа для электронно-вычислительных машин.

ИКР заполняется организацией-исполнителем НИОКР или главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим финансовое обеспечение НИОКР и выполняющим функции заказчика таких работ, на русском языке отдельно по каждому РИД.

Условиями государственного контракта указанная обязанность возложена на исполнителя.

Заполнение ИКР производится в личном кабинете Исполнителя в онлайн-режиме с помощью программного комплекса, доступ к которому размещен на официальном сайте www.rosrid.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заполнение и направление ИКР в ФГАНУ ЦИТиС производится исполнителем в 15-дневный срок с даты получения из Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) зарегистрированной заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение, заявки на государственную регистрацию базы данных, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, патента или свидетельства, выданного Роспатентом.

Если заявку на государственную регистрацию базы данных, топологии интегральных микросхем или программы для электронно-вычислительных машин исполнитель не подавал в Роспатент, то заполнение ИКР производится в 15-дневный срок с даты приемки этапа работы, в котором установлен факт разработки базы данных, топологии интегральных микросхем или программы для электронно-вычислительных машин.

В соответствии с приложением № 2 к акту сдачи-приемки 4-го этапа НИОКР в ходе выполнения работ по 4-му этапу НИОКР был создан результат интеллектуальной деятельности:

- конструкция опытного образца венозного клапана с системой доставки и установки. Вид – секрет производства (ноу-хау), охраняется в режиме коммерческой тайны. Заявка на государственную регистрацию не подавалась;

- технология изготовления опытного образца венозного клапана с системой доставки и установки. Вид – секрет производства (ноу-хау), охраняется в режиме коммерческой тайны. Заявка на государственную регистрацию не подавалась.

Акт № 4 сдачи-приемки 4-го этапа НИОКР подписан заказчиком 22.12.2015.

Срок заполнения ИКР - не позднее 11.01.2016 (ст.ст. 191, 193 ГК РФ).

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте www.rosrid.ru сведения о созданных в процессе выполнения НИОКР результатах интеллектуальной деятельности размещены исполнителем 26.09.2018, то есть, по мнению истца, с существенным нарушение сроков, предусмотренных приказом Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168.

В соответствии с приложением № 2 к акту сдачи-приемки 5-го этапа НИОКР в ходе выполнения работ по 5-му этапу НИОКР был создан результат интеллектуальной деятельности:

- искусственный венозный клапан. Вид – промышленный образец, охраняется в режиме роспатента. Заявление о выдаче патента РФ на промышленный образец подано 09.03.2016.

Акт № 5 сдачи-приемки 5-го этапа НИОКР подписан заказчиком 14.04.2016.

Срок заполнения ИКР - не позднее 29.04.2016.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте www.rosrid.ru сведения о созданных в процессе выполнения НИОКР результатах интеллектуальной деятельности размещены исполнителем 26.09.2018, то есть, по мнению истца, с существенным нарушение сроков, предусмотренных приказом Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168.

В соответствии с пунктом 37 государственного контракта за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного контракта стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями контракта.

В соответствии с пунктом 39 государственного контракта за неисполнение обязательств (отказ от исполнения обязательств) по государственному контракту исполнитель уплачивает заказчику штрафную неустойку в размере 10 % от цены государственного контракта.

Таким образом, истец считает, что задолженность ФГБОУ ВО «КНИТУ» перед Минпромторгом России за неисполнение требований подпунктов «а, б» пункта 28 государственного контракта в порядке и сроки, предусмотренные приказом Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168 составляет 12 500 000 руб.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Частью 9 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ предусмотрено освобождение стороны от уплаты неустойки (штрафа, пени), если она докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В соответствии с абзацем 2 статьи 778 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила статей 763 - 768 ГК РФ.

В силу ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

К срокам выполнения и к цене работ, согласно п. 1 ст. 778 ГК РФ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются соответственно правила статей 708, 709 и 738 ГК РФ.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 1 ст. 65, ч. 2 ст. 9 АПК РФ).

Суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Пунктом 1 приложения № 7 к приказу Минобрнауки России от 21.10.2013 № 116 определены правила подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ (далее - заказчики), соответствия сведений об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение НИОКР.

В соответствии с п. 2 вышеуказанного приложения заказчики для реализации требований настоящего порядка используют личные кабинеты заказчика, созданные в рамках единой государственной информационной системы учета НИОКР.

Организацию личных кабинетов заказчиков осуществляет федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (далее - ФГАНУ ЦИТиС), подведомственное Министерству образования и науки Российской Федерации.

В личном кабинете заказчика процедуры подтверждения сведений выполняются в онлайн-режиме работы с помощью программного комплекса, доступ к которому размещен на официальном сайте www.rosrid.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Ответчик требования подпункта «а» пункта 28 государственного контракта выполнил в полном объеме, что не оспаривается Минобрнауки РФ.

Вместе с тем во исполнение подпункта «б» пункта 28 государственного контракта, третьим лицом были размещены сведения о правообладателях и правах на созданные в процессе выполнения работ результаты интеллектуальной деятельности в личном кабинете исполнителя в онлайн-режиме с помощью программного комплекса, доступ к которому размещен на официальном сайте www.rosrid.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается проведенной в системе rosrid регистрацией.

Более того, исполнитель выполнил в полном объеме в соответствии с пунктом 1 государственного контракта обусловленную техническим заданием научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу «Разработка технологий и организация производства венозного клапана» шифр «З.З-Веноз-2014», что подтверждается подписанными между сторонами актами сдачи-приемки этапов НИОКР по государственному контракту.

Вышеуказанные акты подписаны заказчиком без замечаний, что в полной мере подтверждает факт выполнения ответчиком работ по государственному контракту.

Действующим законодательством установлена презумпция прекращения обязательства его надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 407 ГК РФ стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.

Следовательно, ответчиком исполнены обязательства по государственному контракту в полном объёме и в установленные сроки.

Суд считает, что указанный истцом пункт 39 государственного контракта, предусматривающий ответственность исполнителя за неисполнение обязательств (за отказ от исполнения обязательств) в виде штрафной неустойки в размере 10 процентов от цены государственного контракта, не подлежит применению, поскольку обязательства исполнителя по государственному контракту ответчиком были выполнены в полном объёме.

Положениями государственного контракта не предусмотрена ответственность за просрочку размещения сведений о начинаемой научно-исследовательской работе и сведений о созданных в процессе выполнения НИОКР результатах интеллектуальной деятельности.

Поскольку просрочка заполнения ИКР не является неисполнением обязательств (отказом от исполнения обязательств), то к исполнителю не могут быть применены меры ответственности, предусмотренные пунктом 39 государственного контракта.

В связи с этим, оснований для взыскания с ответчика штрафа в размере 12 500 ООО руб. за неисполнение обязательств по государственному контракту не имеется.

Более того, размещение соответствующих сведений о начинаемой научно-исследовательской работе, сведений о созданных в процессе выполнения НИОКР результатах интеллектуальной деятельности на интернет-сайте www.rosrid.ru необходимо для обеспечения открытости и прозрачности выполнения НИОКР и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

На основании изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 9, 65, 110, 123, 156, 167 — 170 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                   О.В. Козленкова