ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-80392/2021-148-427 от 22.06.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

Дело № А40-80392/21-148-427

25 июня 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2021 г.

Арбитражный суд в составе судьи Нариманидзе Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Боженовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Аэропорт Емельяново» (663021, Красноярский край, п. Емельяново, аэропорт Красноярск)

К Росавиации  (125167, МОСКВА ГОРОД, ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПРОСПЕКТ, 37, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 28.04.2004, ИНН: <***>, КПП: 771401001)

О признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии в размере 2 356 404 рубля 39 копеек, оформленные письмом от 14.01.2021 № ИСХ-499/13; об обязании принять и возместить недополученные доходы от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов в 2014 году в размере 2 356 404 рубля 39 копеек

при участии:

от истца (заявителя): не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО1 дов 30.12.2021г. (диплом)

УСТАНОВИЛ:

ООО «Аэропорт Емельяново» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росавиации о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии в размере 2 356 404 рубля 39 копеек, оформленные письмом от 14.01.2021 № ИСХ-499/13; об обязании принять и возместить недополученные доходы от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов в 2014 году в размере 2 356 404 рубля 39 копеек.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требования по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

 Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.  Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.

Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу указанных норм и ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.

Как следует из заявления, ООО «Аэропорт Емельяново» в 2014 году оказаны услуги по аэропортовому и наземному обеспечению (взлет-посадка, обеспечение авиационной безопасности, доставка экипажа, обеспечение приема-выпуска, буксировка, и т.п.) воздушных судов принадлежащих военизированным подразделениям Министерства обороны РФ в размере 18 770 039,27 руб.

13.04.2015 Заявитель обратился в Федерального агентства воздушного транспорта РФ (далее - Росавиация) с заявлением о предоставлении субсидий из Федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" оказанных в 2014 году.

Письмом от 05.05.2015 Росавиация отказала в предоставлении субсидии за услуги по авиационному и наземному обслуживанию, оказанных в 2014 году по причине того, что они не подлежат возмещению т.к. не относятся к понятию обеспечения полетов со ссылкой на письмо Минтранса России от 04.03.2015 №01-01-02/829.

В связи с полученным отказом заявитель повторно обратился в Росавиацию с заявлением о предоставлении субсидии на сумму 16 413 634,88 руб., при этом Заявителю была выплачена субсидия на сумму 16 225 394,83 руб., в предоставлении субсидии на сумму 188 240,05 руб. отказано по причине отсутствия лимитов.

Как отмечается заявителем, в связи с необоснованным отказом Росавиации Заявителю до настоящего времени не возмещены услуги по аэропортовому и наземному обслуживания воздушных судов на сумму 2 356 404,39 руб. за 2014 год.

Заявитель неоднократно обращался в Росавиацию (письма от 28.05.2019, от 21.12.2020) с просьбой предоставить субсидию в заявленном в 2015 году размере, но не выплаченной в полном объеме Заявителю.

Росавиацией Заявителю направлен ответ от 14.01.2021 № 499/13 об отказе в предоставлении субсидий на сумму 2 356 404,39 руб. из Федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2017 № 1665 за услуги оказанные в 2014 году по причине отсутствия возможности рассмотреть заявку общества за оказанные услуги в 2014 году, так как недополученные доходы за услуги возмещаются только за прешедствующий текущий финансовый год.

Заявитель считает решение Росавиации в предоставлении субсидий обществу являются неправомерными и противоречащими требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, заявитель обратился с настоящим требованием в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

Правовое регулирование предоставления субсидий юридическим лицам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 2, 3, 78 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 № 1665 и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 7, 9 и 10 Правил предоставления субсидий, право лица на субсидию и корреспондирующая ему обязанность Росавиации её выплатить возникают в случае, соблюдения заявителем всех условий, предусмотренных в специальном нормативном правовом акте - Правилах предоставления субсидий.

Согласно статьям 21 и 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии - это бюджетные ассигнования; один из видов расходов бюджетной системы.

Согласно фактическим обстоятельствам дела ООО «Аэропорт Емельяново» обратилось с письмом к Росавиации от 21.12.2020 № АЕ-20-3827 о предоставлении субсидии из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 № 1665 за услуги, оказанные в 2014 году.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления субсидий, субсидии предоставляются организациям, оказавшим услуги в году, предшествующем текущему финансовому году, то есть в 2020 году выплачиваются субсидии за 2019 год.

На основании вышеизложенного, Росавиация письмом от 14.01.2021 № Исх-499/13 отказала в рассмотрении данной заявки и отказала в предоставлении субсидии.

Отказывая в предоставлении субсидий Аэропорту, Росавиация действовала в соответствии с действующим законодательством, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 № 1800 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 № 1665».

На основании пункта 5.13 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, Росавиация осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на реализацию возложенных на неё функций.

В силу специфики возникающих в бюджетной сфере отношений государственные органы (и Росавиация, в частности) обязана соблюдать разрешительный принцип правового регулирования («разрешено то, что прямо предусмотрено законом»), согласно которому органы государственной власти обязаны действовать и принимать решения в точном соответствии с требованиями, установленными соответствующими нормативными правовыми актами, что является гарантией обеспечения законности во взаимоотношениях между государством и организациями (гражданами).

Росавиация в указанных правоотношениях выступает как федеральный орган исполнительной власти, реализуя предоставленные ей бюджетным законодательством как главному распорядителю средств федерального бюджета полномочия.

16 июля 2018 года было принято Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 32-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.

Пунктом 5 данного Постановления определено, что положения пункта 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не обеспечивается определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за оказанные услуги, в случае исчерпания в конкретном финансовом году доведенных лимитов бюджетных обязательств на возмещение недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг и при отказе уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине.

Во исполнение Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2018, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 № 1800 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1665.

Пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации установлено, что организациям, получившим до 25 января 2019 г. от Федерального агентства воздушного транспорта отказ в предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них по причине недостаточности лимитов бюджетных обязательств, возмещение указанных недополученных доходов осуществляется в 2019 - 2020 годах за счет средств субсидии в порядке, установленном Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 1(2) настоящего постановления.

Пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации установлено, что для возмещения недополученных доходов, указанных в пункте 1(1) настоящего постановления, организация представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о предоставлении субсидии, соответствующее требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 7 Правил, и содержащее реквизиты заявления о предоставлении субсидии, на которое был получен отказ (по причине исчерпания лимитов бюджетных обязательств), а также документы, указанные в подпунктах "г" и "д" пункта 7 Правил.

С заявлением о предоставлении субсидии за услуги, оказанные в 2014 году на сумму 188 240,05 руб., содержащее реквизиты заявления о предоставлении субсидии, на которое был получен отказ (по причине исчерпания лимитов бюджетных обязательств) ООО «Аэропорт Емельянове» в адрес Росавиации не обращалось.

Необходимо отметить, что на основании заявлений, поступивших в Росавиацию в 2015 году о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за 2014 год, ООО «Аэропорт Емельянове» приказами Росавиации от 21.07.2015 № 432, и от 01.09.2015 № 547 была предоставлена в 2015 году субсидия за счет средств федерального бюджета ООО «Аэропорт Емельяново» на возмещение недополученных доходов от предоставления в 2014 году услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов.

На основании вышеизложенного, право ООО «Аэропорт Емельяново» на возмещение недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов в 2014 году в размере 2 356 404, 39 руб. при обращении в Росавиацию в 2020 году не возникло.

           Таким образом, решение об отказе в предоставлении субсидии принято в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 27-29,  64-68, 71, 75,  102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В  удовлетворении заявления   ООО «Аэропорт Емельяново»   отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                              Нариманидзе Н.А.