ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-91888/17-118-859 от 25.01.2019 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                          Дело № А40-91888/17-118-859

01 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2019 года

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи  Н.П. Чебурашкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.Г. Гусейхановым

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску АО «ДВЭУК»

к ПАО «ФСК ЕЭС»

3-и лица ПАО «Якутскэнерго», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Транснефть-Восток», Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Федеральная антимонопольная служба

о взыскании неосновательного обогащения в размере 234088305 руб. 04 коп.

при участии

от истца: ФИО1 дов от 01.01.2019

от ответчика: ФИО2 дов от 21.12.2017, Безымянный Д.Ю. дов от 26.05.2017

от ООО «Транснефтьэнерго»: ФИО3 дов от 01.01.2019, ФИО4 дов от 01.01.2019

от ПАО «Якутскэнерго»: ФИО5 дов от 21.01.2019, ФИО6 дов от 23.04.2018

от ООО «Транснефть-Восток»: ФИО7 дов от 21.12.2018

от Федеральной антимонопольной службы: не явился

от Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия): не явился

УСТАНОВИЛ:

АО «ДВЭУК» обратилось с иском о взыскании с ПАО «ФСК ЕЭС» стоимости услуг по передаче электрической энергии потребителю ООО «Транснефть-Восток» (объекты НПС-11 и НПС-15) за период 2014-2016 в размере 234088305 руб. 04 коп.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2017 исковые требования АО «ДВЭУК» удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2017 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.07.2018 решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы со ссылкой на то, что взыскав с ответчика неосновательное обогащение в размере, превышающем 234 миллиона рублей, суды не установили размер денежных средств, полученных ответчиком от деятельности по передаче электроэнергии, не установили противоправности со стороны ответчика при регулировании фактически сложившихся спорных отношений, т.е. не установили обстоятельства, имеющие значение для дела и входящие в предмет доказывания по данному спору.

Дело рассматривается в соответствии с п. 15 ст. 289 АПК РФ, согласно которому в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции должны быть указаны действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, если дело передается на новое рассмотрение. Указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Ответчик предъявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Представители Федеральной антимонопольной службы и Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ. Дело рассмотрено в отсутствие представителей Федеральной антимонопольной службы и Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что предъявленный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в 2014 году ПАО «Якутскэнерго» выполняло функции гарантирующего поставщика и сетевой организации, и совмещало деятельность по продаже электрической энергии с деятельностью по ее передаче по распределительным сетям на территории технологически изолированной электроэнергетической системы в Республике Саха (Якутия).

Оплата услуг по передаче электроэнергии осуществлялась по тарифам, установленным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования тарифов в рамках «котловой» схемы, где потребители рассчитывались с ПАО «Якутскэнерго» («котлодержателем») по единому котловому тарифу, а «котлодержатель» с прочими территориальными сетевыми организациями по индивидуальным тарифам.

В августе 2014 года энергопринимающие устройства нефтеперекачивающих станций (НПС-11 и НПС-15) ООО «Транснефть-Восток» в установленном порядке технологически присоединены к подстанциям ПС 220 кВ «НПС-11» и ПС 220 кВ «НПС-15», принадлежащим федеральной сетевой компании и введенным в эксплуатацию в том же месяце.

При этом, в декабре 2014 года указанные подстанции не числились в Реестре объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную электрическую сеть (ЕНЭС).

ООО «Транснефтьэнерго», как энергосбытовая организация, приобретало электроэнергию у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи от 25.09.2014 № 1 и поставляло ее на НПС-11 и НПС-15.

Между ООО «Транснефтьэнерго», как энергосбытовой компанией, и ПАО «ФСК ЕЭС» заключен договор по оказанию услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011 № 517/П. Дополнительным соглашением от 15.10.2014 № 14, являющимся неотъемлемой частью договора от 01.07.2011 № 517/П, стороны согласовали оказание услуг по передаче электроэнергии до НПС-11 и НПС-15.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2009 № 552-э/2 ответчику утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС на 2010-2014 г.г. Спорные подстанции опосредованно через объекты электросетевого хозяйства АО «ДВЭУК» присоединены к принадлежавшим ПАО «Якутскэнерго» электросетям.

При этом правоотношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии с ПАО «Якутскэнерго» не урегулированы.

Учитывая фактически сложившиеся отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии, истец обратился с настоящим иском к ПАО «ФСК ЕЭС» о взыскании платы за услуги по передаче электроэнергии до НПС-11 и НПС-15 за период 2014-2016 в размере 234088305 руб. 04 коп.

При этом, истцом не приняты во внимание следующие обстоятельства.

ПАО «ФСК ЕЭС» в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Согласно п. 3.1 устава, ПАО «ФСК ЕЭС» создано в целях долгосрочного обеспечения энергетической целостности (безопасности) Российской Федерации, надёжного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей Российской Федерации.

ПАО «ФСК ЕЭС» включено в перечень акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации - Указ Президента Российской Федерации от 04 августа 2004 г. № 1009.

Правоотношения между смежными сетевыми организациями при передаче электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике», Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, устанавливают, что договор на оказание услуг по передаче электрической энергии должен содержать следующее существенное условие - величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения.

Согласно пп «а» п. 41 раздела III Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация.

Территориальной сетевой организацией является - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Владельцем энергопринимающих устройств на НПС-11 и НПС-15, а соответственно и потребителем услуг по передаче электрической энергии является ООО «Транснефть-Восток».

В силу п. 2, 9, 12, 15, 24 ПНД, договор оказания услуг по передаче электрической энергии может быть заключен только с одной сетевой организацией.

П. 2, 10, 24 ПНД установлено, что без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Данная правовая позиция подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49- 3724/2008-120а/21-АК, которым установлено, что услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. Данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии)».

В соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике, услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на законном основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС, услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям оказывает организация по управлению ЕНЭС - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - пункт 2 статьи 7, статьи 8-10 Закона об электроэнергетике, статья 3 Устава.

Критерием определения организации, оказывающей услуги, является характер технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона об электроэнергетике, единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (ЕНЭС) представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. При этом определение ЕНЭС не содержит условие о включении объектов в Реестр ЕНЭС.

Кроме того, Реестр ЕНЭС в соответствии с п. 4 Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2003 № 648, носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от системного оператора и (или) организации по управлению ЕНЭС, либо заявления собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии со ст. 29 Закона об электроэнергетике целями инвестиционной политики государства в сфере развития ЕНЭС являются повышение эффективности электроэнергетики, устранение технологических ограничений перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанциями. В указанных целях государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению ЕНЭС (ПАО «ФСК ЕЭС») в порядке, установленном статьей 10 Закона об электроэнергетике.

Соответствующие определенным Правительством РФ критериям инвестиционные программы организации по управлению ЕНЭС утверждаются федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу ст. 10 Закона об электроэнергетике организация по управлению ЕНЭС (ПАО «ФСК ЕЭС») осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС. Указанная деятельность включает в себя меры, направленные на устранение технологических ограничений перетока электрической энергии между регионами РФ и развитие пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощности электростанциями. В целях осуществления развития ЕНЭС организация по управлению ЕНЭС разрабатывает схемы и программы развития ЕНЭС на долгосрочный период, утверждаемые в установленном Правительством РФ порядке. Регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению ЕНЭС, в том числе в форме согласования схем и программ развития ЕНЭС на долгосрочный период, планов капитальных вложений и контроля за их исполнением, осуществляется федеральными органами власти.

Законом об электроэнергетике предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства, построенные ПАО «ФСК ЕЭС» в целях развития ЕНЭС, включаются в ЕНЭС еще в процессе строительства при выполнении следующих условий: указанные объекты включены в схему и программу развития ЕНЭС, утвержденную Минэнерго России в порядке, определенном Правительством РФ; контроль за реализацией инвестиционной программы, разработанной в целях реализации схемы и программы развития ЕНЭС, осуществляет Минэнерго России в соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977.

Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» утверждена энергетическая стратегия Российской Федерации, в том числе для Дальневосточного федерального округа. В качестве стратегических целей развития электроэнергетики предусматривается дальнейшее развитие Единой энергетической системы России, в том числе за счет присоединения и объединения изолированных энергосистем.

На втором этапе реализации указанной стратегии предусматривается присоединение Центрального энергорайона Якутии к объединенной энергосистеме востока страны.

На третьем этапе реализации настоящей стратегии предусматривается осуществление масштабного развития электрических сетей, направленное, в том числе, на решение стратегической задачи объединения энергосистем Сибири и Дальнего Востока.

Для решения поставленных в стратегии задач постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 480 (ред. от 28.12.2016) утверждена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Указом Президента РФ от 23.04.1996 № 601 «О Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы» указанной целевой программе присвоен статус президентской.

В качестве приоритетных задач целевая программа предусматривает дальнейшее развитие магистральной электросетевой инфраструктуры, расширение зоны объединенной энергосистемы России, а также присоединение изолированных энергорайонов.

Для реализации поставленных стратегических задач, приказом Минэнерго РФ от 15.07.2010 № 333 утверждена схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2010 - 2016 годы. В приложении № 6.7 к приказу закреплен перечень электросетевых объектов напряжением 220 кВ и выше, строительство и ввод которых осуществляется в объединенной системе Востока. Электрические подстанции, размещаемые ПАО «ФСК ЕЭС» на территории Республики Саха (Якутия), имеют номинальный класс напряжения не менее 220 кВ и соединены с линиями электропередачи обеспечивающими выдачу энергетической мощности в узлы электрической нагрузки с присоединенной трансформаторной мощностью не менее 125 мегавольт-ампер, т.е. соответствуют критериям отнесения к ЕНЭС.

24 февраля 2011 года Президентом Республики Саха (Якутия) и председателем Правления открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» подписано Соглашение о сотрудничестве по вопросам развития Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), которое направлено на повышение надежности электроснабжения потребителей Якутии и обеспечение условий для технологического присоединения к Единой национальной (общероссийской) электрической сети новых электросетевых объектов региона.

10 февраля 2011 года между ОАО «АК «Транснефть» и ПАО «ФСК ЕЭС» заключено генеральное соглашение, в силу п. 1.2 которого ПАО «ФСК ЕЭС» приняло на себя функции единого оператора по энергообеспечению и обслуживанию объектов внешнего электроснабжения трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» и его дочерних и зависимых обществ, относящихся по критериям к объектам Единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденным постановлением Правительства от 26.01.2006 №41 и построенных за счет средств ОАО «ФСК ЕЭС», для обеспечения их надежности и единства управления.

Согласно п. 5 генерального соглашения, в обязательства ПАО «ФСК ЕЭС» входит включение в свою инвестиционную программу затрат на проектирование, строительство и реконструкцию объектов внешнего электроснабжения, относящихся к объектам ЕНЭС, для энергообеспечения объектов магистрального трубопроводного транспорта ОАО «АК «Транснефть» и его дочерних и зависимых обществ, предусмотренных генеральной схемой развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, распоряжениями Правительства РФ, межправительственными соглашениями, находящимися в зоне ответственности ПАО «ФСК ЕЭС» в соответствии с приложением №1 к соглашению.

П. 2 постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» предусмотрено, что схема и программа развития ЕНЭС на долгосрочный период включается в схему и программу развития Единой энергетической системы России.

Объекты электросетевого хозяйства ПС 220 кВ НПС - 11 и ПС 220 кВ НПС -15, с использованием которых осуществляется энергоснабжение НПС 11, НПС-15, включены в схему и программу развития Единой энергетической системы России на 2010 - 2016 годы, утвержденную приказом Минэнерго РФ от 15.07.2010 № 333, построены в соответствии с инвестиционной программой ПАО «ФСК ЕЭС», утвержденной приказом Минэнерго России от 31.10.2012 № 531.

В соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2013 № 889 указанные объекты включены в график проведения плановых проверок хода реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в 2014 году с изменениями, внесенными приказом Минэнерго от 22.01.2014 № 16.

По результатам проведенных проверок не выявлено какого-либо несоответствия критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС, установленных постановлением № 41.

Таким образом, ПАО «ФСК ЕЭС», реализуя задачи энергетической стратегии России на период до 2030 года, федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», будучи связано обязательствами соглашений, планировало, проектировало и строило на территории Республики Саха (Якутия) именно объекты ЕНЭС. В ходе проверок Минэнерго России несоответствия данных объектов критериям ЕНЭС не выявлено. Соответствие критериям отнесения к ЕНЭС сооружаемых ПАО «ФСК ЕЭС» электросетевых объектов (ПС 220 кВ НПС-11 и ПС 220 кВ НПС-15) подтверждалось истцом в письме от 20.02.2013г. №201/1812 и системным оператором в письме от 08.02.2013 №Б14-1-2-19-1427 «О соответствии объектов ЭСХ критериям отнесения к ЕНЭС».

Согласно абз. 2 ст. 7 Закона об электроэнергетике, проектный номинальный класс напряжения, характеристики пропускной способности, реверсивности потоков электрической энергии и иные технологические характеристики объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть утверждаются Правительством Российской Федерации.

Единственным признаком объекта ЕНЭС являются характеристики объектов электросетевого хозяйства, которые определены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети - статья 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети определены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 41.

В силу п. 5 Критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 41, к единой национальной (общероссийской) электрической сети относятся трансформаторные и иные подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт и выше, соединенные с линиями электропередачи.

ПС 220кВ НПС-11, ПС 220 кВ НПС-15 соответствует данным критериям.

Объекты ООО «Транснефть-Восток» НПС-11 и НПС-15 в установленном законом порядке технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства ПАО «ФСК ЕЭС» в рамках исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения от 03.04.013 № 491/19-13/191/ТП-МЗ и от 03.04.2013 № 490/19-13/192/ТП-МЗ, заключенных между ПАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Востокнефтепровод».

При этом высоковольтные линии, соединяющие Нерюнгринскую ГРЭС, ПС 220 кВ «Нижний Куранах», ПС 220 кВ «Олёкминск», ПС 220 кВ «Городская (Ленек)», ПС 220 кВ «Пеледуй», а также сами эти электрические подстанции, включая ПС 220 кВ «НПС-12», ПС 220 кВ «НПС-13», ПС 220 кВ «НПС-14» ПС 220 кВ «НПС-15», ПС 220 кВ «НПС-16», ПС 220 кВ «НПС-18», ПС 220 кВ «НПС-19» приказами Минэнерго РФ от 26.11.2013г. №849, от 05.06.2015г. №343, от 11.03.2016г. №172 и от 08.06.2016г. №516 признаны соответствующими критериям и включены в реестр объектов ЕНЭС.

После осуществления технологического присоединения 15.10.2014 г между ООО «Транснефтьэнерго» и ПАО «ФСК ЕЭС» подписано дополнительное соглашение №14 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети № 517/П от 01.07.2011г.

Ч. 4 ст. 23.1 Закона №35-Ф3 установлено, что государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Потребителем оплачена стоимость технологического присоединения в соответствии с приказом ФСТ России от 25.12.2012г. №914-э «Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети ОАО «ФСК ЕЭС» в виде формулы».

Таким образом, ПАО «ФСК ЕЭС» осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к своим сетям, которые соответствуют критериям ЕНЭС и имеют технологическое присоединение к ЕНЭС, в связи с чем, именно ПАО «ФСК ЕЭС» может оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителю.

Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.03.2013 № 12435/12, право на получение оплаты за оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети имеет та сетевая организация, которая фактически оказывала потребителю эти услуги.

В силу п. 4 ПНД потребителем услуг по передаче электрической энергии могут быть признаны лица, владеющие объектами электроэнергетики.

Как следует из пп «а» п. 41 раздела III ПНД, при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация.

Ст. 3 Закона об электроэнергетике установлено, что объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Объекты АО «ДВЭУК», являющиеся смежными по отношению к объектам ПАО ФСК ЕЭС» ПС 220 кВ НПС-11, ПС 220 кВ НПС-15: ПС 220/35/6 кВ «Олекминск»; ВЛ 220кВ «Сунтар-Олекминск» с ПС 220/35/6 кВ «Олекминск» Отпайка на НПС-14; ВЛ 220 кВ «Городская (Ленек) - Пеледуй»; ВЛ 220 кВ «Городская (Ленек) - НПС-12 - НПС-13 - ПС Олекминск - НПС-14»; ПС 220/10 кВ при НПС-12; ПС 220/10 кВ при НПС-13; ПС 220/110/10 кВ «Пеледуй», по своим характеристикам в спорный период соответствовали критериям отнесения к объектам ЕНЭС, которые установлены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №41, и приказом Минэнерго России от 05.06.2015 №343 включены в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Данные обстоятельства подтверждаются судебными актами по делам о рассмотрении споров, связанных с поставкой электрической энергии на объекты ООО «Транснефтьэнерго» НПС-11, НПС-15, а именно по делу № А40-54847/2015 о рассмотрении спора по иску ПАО «Якутскэнерго» о взыскании задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии на НПС-11,НПС-15 с ООО «Транснефтьэнерго» с участием третьих лиц ООО «Транснефть-Восток», ПАО «ФСК ЕЭС», АО «ДВЭУК», по делу № А40-83196/2015 о рассмотрении спора по иску АО «ДВЭУК» о взыскании убытков в виде упущенной выгоды с ООО «Транснефтьэнерго», ПАО «Якутскэнерго» в размере 86 856 730,42 рублей за период с сентября 2014 по февраль 2015 с участием третьих лиц ПАО «ФСК ЕЭС»; по делу № А58-1045/2015 о рассмотрении спора по иску ПАО «Якутскэнерго» о взыскании задолженности за электроэнергию в сумме 198 003 432,10 рублей с ООО «Транснефтьэнерго» с участием третьих лиц ПАО «ФСК ЕЭС», АО «ДВЭУК», ООО «Транснефть-Восток», ЕКЦ-РЭК Якутии, ФСТ России.

При таких обстоятельствах, в данном случае между ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «ДВЭУК» имеются правоотношения по использованию ПАО «ФСК ЕЭС» объектов электросетевого хозяйства АО «ДВЭУК», а не правоотношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии, которые должны были быть урегулированы не в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а в рамках договора, определяющего порядок использования ПАО «ФСК ЕЭС» объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих АО «ДВЭУК», в связи с чем, отсутствует объект неосновательного обогащения, как пользование ПАО «ФСК ЕЭС» услугами АО «ДВЭУК» по передаче электрической энергии на объекты ООО «Транснефтьэнерго» НПС-11,15 без внесения за это платы.

Таким образом, в данном случае передача электрической энергии по сетям АО «ДВЭУК» в интересах ООО «Транснефтьэнерго» на НПС-11, НПС-15 не свидетельствует о наличии неосновательного обогащения в виде пользования ПАО «ФСК ЕЭС» услугами АО «ДВЭУК» по передаче электрической энергии без внесения за это платы.

Указанная правовая позиция подтверждается определением ВС РФ №304-ЭС16-16267 от 03.04.2017.

Договор, определяющий порядок использования ПАО «ФСК ЕЭС» объектов электросетевого хозяйства, используемых при передаче электрической энергии на объекты ООО «Транснефтьэнерго» НПС-11 и НПС-15, принадлежащих АО «ДВЭУК», между ПАО «ФСК ЕЭС», как организации по управлению ЕНЭС, и АО «ДВЭУК» не заключен.

В целях использования объектов ЕНЭС, принадлежащих иным лицам, и возвращения доходов, получаемых в результате осуществления прав этих лиц, п. 3 ст. 8 Закона об электроэнергетике предусмотрен особый механизм - заключение договора, определяющего порядок использования объектов ЕНЭС.

Законодательно предусмотрен единственный способ возмещения затрат собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС - заключение с ответчиком договора о порядке использования объектов ЕНЭС и получения платы, установленной ФАС России.

С целью оформления отношений между сторонами письмом ПМ-6462 от 02.11.2015 ответчик направлял проект договора использования объектов в адрес истца. После получения ответа с проектом протокола разногласий от 27.11.2015 №ДВЭУК -01-44-4376 в адрес истца 30.12.2015 направлено письмо № АЗ-7886 о несогласии с проектом протокола разногласий. После получения 15.01.2016 оферты договора письмом № АЕ-1087 от 26.02.2016 в адрес истца направлен протокол разногласий. Составленный истцом протокол урегулирования разногласий 25.06.2016 возвращен письмом № АЕ-2962 о невозможности подписания договора в связи с исключением истцом принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов ЕНЭС.

Истец вместо урегулирования отношений между сторонами, путем заключения договора, определяющего порядок использования ответчиком объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих истцу 05.05.2017 г. обратился в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании задолженности за оказание услуг по передаче электрической энергии.

При этом, 08.08.2018 года истец письмом № ДВЭУК -01-28-2913 в адрес ответчика направил новую оферту договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, указанные действия по направлению истцом оферты договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства в 2015г. и 2018г., свидетельствуют о том, что истец понимает свою обязанность по заключению договора использования объектов и его надлежащему исполнению, а требование оплаты услуг по передаче электрической энергии в настоящее время свидетельствует о недобросовестности действий истца.

Согласно п. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Истцом не представлены доказательства приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного приобретения.

ПАО «ФСК ЕЭС» в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В соответствии постановлением ФЭК РФ от 25 июня 2003г. №49-э/2 ПАО «ФСК ЕЭС» относится к субъектам естественных монополий.

В силу естественно-монопольной деятельности ПАО «ФСК ЕЭС» цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС подлежат обязательному государственному регулированию - п.1 ст.424 ГК РФ, ст.4 и 6 ФЗ от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», п.4 ст.23.1, п.1 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике.

Расчеты между ООО           «Транснефтьэнерго» и ПАО «ФСК ЕЭС» за услуги по передаче электрической энергии в спорный период осуществлялись в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети № 517/П от 01.07.2011г. по тарифам, установленным приказом ФСТ России от 29.12.2009 №552-э/2.

Доходы ПАО «ФСК ЕЭС» от деятельности по передаче электрической энергии на объекты ООО «Транснефтьэнерго» НПС-11 и НПС-15 в спорный период составили 24431768,67 руб. Объем оказанных услуг подтверждается интегральными актами учета перетока электрической энергии, представленными в материалы дела.

Тарифы на передачу электрической энергии рассчитываются для ПАО «ФСК ЕЭС» на основании Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных приказом ФСТ РФ от 21.03.2006 №56-Э/1.

Согласно п. 20 Методических указаний от 21.03.2006 №56-Э/1 в состав расходов, которые учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, входят расходы по оплате договоров использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС. Расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии сторонним организациям не входят.

Таким образом, государственное регулирование деятельности ПАО «ФСК ЕЭС» по оказанию услуг по передаче электрической энергии не предусматривает наличие в тарифе расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии территориальным сетевым организациям, в связи с чем, расходы на оплату ПАО «ФСК ЕЭС» услуг по передаче электрической энергии сторонним организациям не могут быть включены в тариф.

Постановления ГКЦ-РЭК Республики Саха (Якутия) от 30.12.2015 №336, от 31.12.2013 №353/1 и от 18.12.2014 №353/1, устанавливающие единые (котловые) тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия), неприменимы в отношениях между ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «ДВЭУК»

В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона №35-Ф3 «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).

В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию - п.1 ст. 424 ГК РФ, ст. 4 и ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», п.4 ст.23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа.

Взаиморасчеты потребителей услуг по передаче электроэнергии с сетевыми организациями основываются на принципах недискриминационного доступа к этим услугам, государственного ценового регулирования этой деятельности, соблюдения баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии - статьи 6, 20, 23 пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике.

Согласно подп. 3 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, единый котловой тариф, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).

П. 4 Основ ценообразования предусмотрено, что установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

В соответствии с п. 79 Основ ценообразования цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети устанавливаются Федеральной антимонопольной службой России.

Единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями в соответствии с п. 63 Основ ценообразования устанавливаются органами регулирования субъектов Российской Федерации.

Расчет тарифа производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20- э/2.

Для территориальных сетевых организаций, находящихся в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, единые (котловые) тарифы устанавливаются отдельно.

При таких обстоятельствах, тарифы могут быть применены исключительно к тем субъектам, в отношении которых они устанавливаются.

Согласно ст. 7-10 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и ст. 4, 8 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики», ответчик не является региональной сетевой организацией. Ответчик обладает особым статусом организации по управлению ЕНЭС и тарифы для ПАО «ФСК ЕЭС» не регулируются «котловой» моделью тарифного регулирования, что подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу А40-106290/2016 от 31.05.2018 года.

Ответчик не является территориальной сетевой организацией, а обладает особым статусом организации по управлению ЕНЭС и оказывает услуги по магистральным электрическим сетям по тарифам, устанавливаемым ФАС России, что также подтверждается вступившими в законную силу постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-5597/2017-ГК от 13.06.2017 г. по делу №А40-54847/2015 , постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу А58-1045/2015 от 19.06.2017, постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу А40-83196/2015 от 28.04.2016 г.

В силу п. 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой ФСТ России. Форма принятия решений органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов утверждена приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э. Приложением 12 к указанной форме определен формат решения органа регулирования субъекта РФ об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Пунктом 2 примечания к данному приложению установлено, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту РФ согласно заключенным договорам.

Таким образом, действующим законодательством в качестве основного источника информации о величинах, необходимых в соответствии с Основами ценообразования для расчета экономически обоснованного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии является договор, заключенный в соответствии с Правилами недискриминаиионного доступа между смежными сетевыми организациями.

Цены на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые по сетям территориальной сетевой организации, устанавливаются на период регулирования исходя из плановых величин, характеризующих затраты на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которыми сетевая организация будет на законном основании владеть и использовать в своей деятельности в регулируемом периоде, и объем перетока электроэнергии через эти объекты.

Тариф устанавливается по инициативе сетевой организации, при ее непосредственном участии и на основании представляемых ею материалов, что позволяет сетевой организации своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении. Обоснованность экономических величин, предложенных сетевой организацией, проверяется экспертным путем.

Как следует из принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также п. 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний N 20-э/2, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем необходимой валовой выручки (НВВ). При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа.

В соответствии с п. 57 Методических рекомендаций для установления тарифа сетевая организация подает в регулирующий орган определенные сведения, на основании которых рассчитывается тариф и определяется НВВ компании.

Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства. По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.

Данная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда РФ от 08.04.2015 № 307-ЭС14-4622 по делу № А26-6783/2013.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 04.09.2017 №307-ЭС17-5281 по делу №А26-9314/2013, в тарифном решении, представляющем собой по существу план экономической деятельности электросетевого хозяйства региона и включающем как котловой, так и индивидуальные тарифы, устанавливается баланс интересов всех электросетевых организаций, входящих в «котел», а также учитываются все объекты электросетевого хозяйства, которые планируются к использованию сетевыми организациями региона в течение периода регулирования. Разумные ожидания сетевых организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа. Именно эти интересы подлежат судебной защите.

Подлежащие судебной защите разумные ожидания сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, т.е. посредством использования тех объектов электросетевого хозяйства, которые оценены и признаны экономически обоснованными при утверждении тарифа.

Сетевая организация как профессиональный участник рынка электроэнергетики должна соотносить экономические последствия своих действий с правилами взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии, так как свобода ее деятельности ограничена государственным регулированием и не должна нарушать права иных участников котловой модели. Риск наступления неблагоприятных последствий экономических решений сетевой организации должен лежать на этом лице.

Таким образом, и единые (котловые) тарифы, и индивидуальные тарифы применяются только в расчетах территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по распределительным электрическим сетям. ПАО «ФСК ЕЭС» не является территориальной сетевой организацией, обладает особым статусом организации по управлению ЕНЭС и оказывает услуги по магистральным электрическим сетям по тарифам, устанавливаемым ФАС России (данные обстоятельства применительно к объектам НПС- 11 и НПС-15 установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу № А40-54847/15); требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении. В данном случае отсутствовали как договорные отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии между истцом и ответчиком, так и тариф для расчетов. Объемы по объектам НПС-11 и НПС-15 не учитывались при утверждении единых (котловых) тарифов на электроэнергию в спорный период; АО «ДВЭУК» не обращалось в регулирующий орган с заявлением об установлении индивидуального тарифа для расчетов с ПАО «ФСК ЕЭС»; истец не совершил действия, предписанные ст. 7 и ст. 8 Закона об электроэнергетике, а именно, не заключил с ПАО «ФСК ЕЭС» договор о порядке использования объектов ЕНЭС, в связи с чем, последствия хозяйственного решения АО «ДВЭУК» - убытки в виде получения ожидаемой прибыли - относятся к рискам истца.

В спорный период на территории Республики Саха (Якутия) постановлением Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 31.12.2013 № 339 на 2014 год и постановлением РЭК от 18.12.2014 № 353/1 на 2015 года установлен единый (котловой) тариф для расчета между сетевой организацией - «держателем котла» ПАО «Якутскэнерго» и потребителями электрической энергии.

При утверждении единых (котловых) тарифов учитывался НВВ 13 организаций: филиала «Южно-Якутские ЭС» ОАО «ДРСК»; ОАО АК «Якутскэнерго»; ОАО «ДВЭУК»; ЗАО «Нерюнгринские районные электрические сети»; ООО «Энергорайон Чульман»; ООО «Магистраль Беркакит»; ОАО «Аэропорт Якутск»; ОАО «РЖД» филиал «Дальневосточная железная дорога»; ООО СК «Елавэнергострой»; филиал «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнерго»; ЗАО «Учур»; ОАО «Якутская птицефабрика»; ФПК «Аэропорты Севера».

Сетевая организация ПАО «Якутскэнерго», как «держатель котла», должна оплачивать услуги всех иных нижестоящих сетевых организаций по установленным для них индивидуальным тарифам.

В указанных актах отсутствует упоминание о ПАО «ФСК ЕЭС», в том числе в связи с индивидуальными ценами (тарифами) на услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем, данные акты неприменимы в отношениях между АО «ДВЭУК» и ПАО «ФСК ЕЭС».

Таким образом, в связи с отсутствием в установленных постановлениями ГКЦ-РЭК Республики Саха (Якутия) от 30.12.2015 №336, от 31.12.2013 №353/1 и от 18.12.2014 №353/1 тарифах каких-либо расходов на оплату ПАО «ФСК ЕЭС» услуг по передаче электрической энергии, а также в связи с размером полученных доходов от деятельности ПАО «ФСК ЕЭС» по передаче электрической энергии на объекты НПС-11 и НПС-15 в размере 24431768,67 руб., обстоятельства, свидетельствующие о получении (сбережении) ПАО «ФСК ЕЭС» неосновательного обогащения в виде платы за оказание услуг по передаче электрической энергии в размере 234088305 руб. 04 коп., истцом документально не подтверждены.

Применение тарифов, установленных постановлениями ГКЦ - РЭК PC (Я) №336 от 30.12.2015, №353/1 от 18.12.2014 и №399 от 29.12.2016, нарушает права и законные интересы ответчика, поскольку он не входил в перечень предприятий, в отношении которых учитывался НВВ и не участвовал в их установлении. Необходимая валовая выручка ответчика, а также иные необходимые показатели в указанных тарифах не заложены. Данные тарифы установлены для потребителей, к которым ответчик не относится.

Между АО «ДВЭУК» и ПАО «ФСК ЕЭС» отсутствуют соглашения о передаче объемов электрической энергии, отпущенных на НПС - 11.

Согласно п. 135 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"): субъекты электроэнергетики, собственники или иные законные владельцы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, кроме населения, обязаны регулярно проводить на объектах электроэнергетики замеры потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения.

По заданию диспетчерских центров системного оператора субъекты электроэнергетики осуществляют проведение на объектах электроэнергетики следующих замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения: контрольные замеры - 2 раза в год в третью среду июня и третью среду декабря; внеочередные замеры нагрузок по присоединениям и энергопринимающим устройствам, подключенным под действие противоаварийной автоматики и (или) включенным в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) - не чаще чем 1 раз в месяц; иные замеры - не чаще чем 1 раз в квартал.

Сетевые организации также организуют проведение собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств указанных замеров на технологически присоединенных к электрическим сетям данных сетевых организаций объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций и энергопринимающих устройствах потребителей, если договором не предусмотрено, что указанные действия осуществляет сетевая организация.

При получении от сетевой организации требования о проведении указанных замеров в соответствии с заданием системного оператора смежные сетевые организации и потребители обязаны обеспечить проведение этих замеров на принадлежащих им объектах (устройствах), в том числе обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных лиц сетевой организации к соответствующим объектам электросетевого хозяйства (энергопринимающим устройствам) и возможность временной (на период проведения замера) установки на них средств измерений, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, и (или) провести соответствующие измерения самостоятельно.

Субъекты электроэнергетики предоставляют результаты проведенных ими контрольных и внеочередных замеров (сетевые организации - также результаты организованных ими замеров на объектах смежных сетевых организаций и потребителей) в диспетчерские центры системного оператора в установленном им формате в течение 10 рабочих дней со дня проведения соответствующего замера.

Таким образом, объемы отпуска электроэнергии должны определяться на основании результатов замеров потокораспределения с участием смежных сетевых организаций.

Акты баланса электроэнергии ОАО АК «Якутскэнерго» не являются документами, подтверждающими объем отпуска в сторону НПС-11, НПС-15, т.к. составлены не по результатам замеров с участием ПАО «ФСК ЕЭС» и не могут быть признаны доказательствами, подтверждающими отпуск электрической энергии на НПС-11, НПС-15.

Ответчиком представлен контррасчет по НПС-15, ведомости снятия показаний счетчиков НПС-11 и НПС-15 в подтверждение объемов электрической энергии, согласно которым величины объемов отпуска в сторону НПС-15 отличаются от величин объемов АО «ДВЭУК» за периоды с 01.09.2014 по 31.05.2015 на 5927820 кВтч.

Ссылка истца на акты в качестве доказательств факта оказания услуг по передаче электрической энергии ответчику на бездоговорной основе на акты о бездоговорном оказании услуг, составленные по объектам НПС-11 и НПС-15, несостоятельна, поскольку из содержания актов усматривается, что лицом, осуществляющим бездоговорное потребление услуг, является ПАО «Якутскэнерго», а ответчик поименован в актах как смежная сетевая организация, т.е. представленные истцом документы указывают на иное лицо, потребившее услуги по передаче электрической энергии, а не на ответчика.

Согласно п. 4 ст. 41 Закона об электроэнергетике организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании), в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии.

Ст. 41 Закона об электроэнергетике применяется только в отношении территориальных сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, и субъектов, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках.

В соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС).

ПАО «ФСК ЕЭС» не является территориальной сетевой организацией.

В силу Закона об электроэнергетике ПАО «ФСК ЕЭС» обладает особым статусом и является организацией по управлению ЕНЭС.

Ст. 9 Закона об электроэнергетике установлено, что ПАО «ФСК ЕЭС» оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС.

Судебными актами по делу № А40-54847/15 установлено, что ПАО «ФСК ЕЭС» оказывало услуги по передаче электроэнергии в отношении объектов НПС-11 и НПС-15 с использованием объектов ЕНЭС именно как организация по управлению ЕНЭС, а не как территориальная сетевая организация.

Таким образом, в отношениях с АО «ДВЭУК» по передаче электроэнергии на объекты НПС-11 и НПС-15 ПАО «ФСК ЕЭС» может выступать только в статусе организации по управлению ЕНЭС, а не в качестве территориальной сетевой организации.

Согласно п. 3 ст. 26 Закона об электроэнергетике, правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии определяются в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утверждаемых Правительством РФ.

В соответствии с п. 8 Правил недискриминационного доступа в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежные сетевые организации).

Порядок урегулирования отношений между смежными сетевыми организациями установлен разделом III Правил недискриминационного доступа.

В силу пп «а» п. 41 раздела III Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация.

При таких обстоятельствах, исходя из содержания указанных норм законодательства РФ об электроэнергетике, при исполнении договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ПАО «ФСК ЕЭС» и территориальными сетевыми организациями, в силу особого статуса ПАО «ФСК ЕЭС» потребителем услуг всегда является территориальная сетевая организация, т.е. ситуация, при которой ПАО «ФСК ЕЭС» оплачивает услуги по передаче электрической энергии территориальной сетевой организации (в качестве потребителя соответствующих услуг - сетевой организации), невозможна в силу императивных норм законодательства.

Таким образом, в связи с наличием у ответчика особого статуса, ссылка истца на п. 4 ст. 41 Закона об электроэнергетике, не подлежит применению к спорным отношениям.

Взаиморасчеты смежных сетевых организаций производятся только по ценам (тарифам), установленным регулирующими органами на основании заключенных договоров оказания услуг по передаче электроэнергии.

В соответствии со ст. 4 и 6 Закона об электроэнергетике, п.п. 8, 12, 25, 35 Правил государственного регулирования, п. 6 Правил недискриминационного доступа, до установления тарифа владельцы объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать перетоку через их объекты электроэнергии для потребителя, не вправе требовать за это оплату, не вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии.

В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию - п.1 ст. 424 ГК РФ, ст. 4 и ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», п.4 ст.23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа.

Согласно ст. 4 и ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, пп. 42, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа в их системной взаимосвязи, тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 и Правилами государственного регулирования.

П. 35 Правил государственного регулирования предусмотрено, что тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.

Территориальная сетевая организация является плательщиком за услуги по передаче электрической энергии только в случае принятия соответствующего тарифного решения.

Истец и ответчик в своей деятельности обязаны руководствоваться тарифно-балансовым решением уполномоченных регулирующих органов на соответствующий период регулирования.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на период регулирования исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения, и плановых объемов перетока электроэнергии через эти объекты.

Согласно п. 27 Правил государственного регулирования решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой ФСТ России. Форма принятия решений органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов утверждена приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э. Приложением 12 к указанной форме определен формат решения органа регулирования субъекта РФ об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Пунктом 2 примечания к данному приложению установлено, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту РФ согласно заключенным договорам.

Таким образом, действующим законодательством в качестве основного источника информации о величинах, необходимых в соответствии с Правилами государственного регулирования для расчета экономически обоснованного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии является договор, заключенный в соответствии с Правилами недискриминационного доступа между смежными сетевыми организациями.

Между АО «ДВЭУК» и ПАО «ФСК ЕЭС» отсутствовали договорные отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии, тариф для взаиморасчетов также не установлен регулирующим органом. Объемы потребления электроэнергии по спорным объектам НПС-11 и НПС-15 не учтены при установлении единых (котловых) тарифов, с применением которых истец рассчитал предъявляемую ко взысканию стоимость услуг.

Согласно п. 8 Правил регулирования тарифов, установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, а согласно пункту 35 данных Правил тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в связи с чем, сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги, оказанные посредством объектов электросетевого хозяйства, затраты на содержание и эксплуатацию которых учтены при утверждении тарифного решения. Сведения о таких объектах должны содержаться в материалах тарифного дела.

Истец не представил доказательств, подтверждающих наличие принятого в установленном порядке тарифного решения для взаиморасчетов с ПАО «ФСК ЕЭС».

При таких обстоятельствах, у АО «ДВЭУК» в силу императивных норм права отсутствуют законные основания для взыскания с ПАО «ФСК ЕЭС» стоимости услуг по передаче электроэнергии на объекты НПС-11 и НПС-15.

Применение в расчетах за услуги по передаче электроэнергии произвольных величин, не основанных на тарифных решениях, противоречит императивным нормам права и нарушает баланс экономических интересов сетевых организаций, что влечет неосновательное обогащение АО «ДВЭУК».

Истец, считая ПАО «ФСК ЕЭС» территориальной сетевой организацией, рассчитывает стоимость оказанных услуг исходя из единых (котловых) тарифов. При этом, единый (котловой) тариф подлежит применению в расчетах сетевой организации и конечного потребителя электрической энергии.

В данном случае конечным потребителем электрической энергии является ООО «Транснефть-Восток», которому принадлежат объекты НПС-11 и НПС-15.

ПАО «ФСК ЕЭС» является сетевой организацией, а не конечным потребителем.

Недопустимость применения единого (котлового) тарифа в расчетах смежных сетевых организаций установлена Основами ценообразования.

П.п. 3 п. 3 Основ ценообразования предусмотрено, что единый (котловой) тариф представляет собой цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации  предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с п. 42 Правил недискриминационного доступа, пп. 3 п. 3 Основ ценообразования взаиморасчеты между смежными территориальными сетевыми организациями осуществляются на основании индивидуального тарифа.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 N 13881/11,

Индивидуальный тариф для взаиморасчетов между АО «ДВЭУК» и ПАО «ФСК ЕЭС» в спорный период отсутствовал.

В отношении объектов НПС-11 и НПС-15 ПАО «ФСК ЕЭС» выступает не как территориальная сетевая организация, а как организация по управлению ЕНЭС.

Законодательством РФ об электроэнергетике предусмотрен отдельный порядок установления тарифа для ПАО «ФСК ЕЭС» на передачу электроэнергии по ЕНЭС и тарифа для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям.

Согласно п. 2 ст. 24 Закона об электроэнергетике, п. 79 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов - ФАС России по Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 21 марта 2006 г. N 56-Э/1.

Единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями в соответствии с п. 63 Основ ценообразования устанавливаются органами регулирования субъектов Российской Федерации в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20- э/2.

В соответствии с п. 20 Методических указаний от 21.03.2006 №56-Э/1 в состав расходов, которые учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, входят расходы по оплате договоров использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС. Расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии сторонним организациям не входят.

При определении стоимости оказанных услуг в отношении объектов НПС-11 и НПС-15 подлежит применению установленный для ПАО «ФСК ЕЭС» тариф на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС.

Указанный тариф для ПАО «ФСК ЕЭС» установлен в соответствии с Методическими указаниями от 21.03.2006 № 56-э/1, в связи с чем, при его расчете не учтены затраты АО ДВЭУК».

При этом, установленный для ПАО «ФСК ЕЭС» тариф в несколько раз ниже единого (котлового) тарифа, который применяет истец в расчете исковых требований.

Верховный Суд РФ в определении № 301-ЭС17-20066 от 10.01.2018 указал, что подлежащие судебной защите разумные ожидания сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом (то есть посредством использования тех объектов электросетевого хозяйства), которые оценены и признаны экономически обоснованными при утверждении тарифа.

Сетевая организация как профессиональный участник рынка электроэнергетики должна соотносить экономические последствия своих действий с правилами взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии, так как свобода ее деятельности ограничена государственным регулированием и не должна нарушать права иных участников котловой модели. Риск наступления неблагоприятных последствий экономических решений сетевой организации должен лежать на этом лице.

Таким образом, требования истца противоречат нормам о ценообразовании на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые как территориальными сетевыми организациями, так и организацией по управлению ЕНЭС, создают дисбаланс экономических интересов сторон.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона об электроэнергетике если одной из сетевых организаций является организация, по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а другая сетевая организация - территориальной сетевой организацией, владеющей на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, характеристики которых соответствуют критериям отнесения к объектам ЕНЭС, то правоотношения между организациями регулируются договором, определяющим порядок использования организацией по управлению ЕНЭС указанных объектов.

Управление объектами ЕНЭС имеет особую значимость для обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, законодатель предусмотрел специальные нормы, регулирующие отношения организации по управлению ЕНЭС с владельцами объектов ЕНЭС, а также со смежными территориальными сетевыми организациями.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона об электроэнергетике технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют: единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (ЕНЭС); территориальные распределительные сети, то есть иные объекты электросетевого хозяйства, не соответствующие критериям отнесения к ЕНЭС, установленным постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 41.

Объекты ЕНЭС обладают особым статусом в связи с их важностью для обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, в связи с чем, управление указанными объектами возложено на специально созданную организацию - организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, которой является ПАО «ФСК ЕЭС».

В силу п. 2 ст. 7 Закона об электроэнергетике в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров.

Ст. 8 Закона об электроэнергетике установлено, что ограниченные в соответствии со статьей 7 указанного закона права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В целях использования объектов ЕНЭС, принадлежащих иным лицам, и возвращения доходов, получаемых в результате осуществления прав этих лиц, п. 3 ст. 8 Закона об электроэнергетике предусмотрен особый механизм - заключение договора, определяющего порядок использования объектов ЕНЭС.

Разделом III Правил недискриминационного доступа, определяющим порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями, в пункте 37 также предусмотрено, что отношения, связанные с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, регулируются на основании договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона об электроэнергетике установлен порядок определения цены по договору о порядке использования объектов ЕНЭС, по которой ПАО «ФСК ЕЭС» рассчитывается с собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

Плата по договору о порядке использования объектов ЕНЭС согласно п. 5 Перечня существенных условий договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 492, рассчитывается Федеральной антимонопольной службой России исходя из установленного для собственника тарифа на услуги по передаче электрической энергии и соответствующих количественных характеристик услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией с использованием объекта.

Другого механизма возврата денежных средств указанным лицам законодательством не предусмотрено.

Статус ПАО «ФСК ЕЭС» как организации по управлению ЕНЭС, в том числе при оказании услуг по передаче электроэнергии на объекты НПС-11 и НПС-15, не оспаривается лицами, участвующими в данном деле.

Кроме того, судебными актами по делам № А40-54847/15 и № А40-83196/15 установлено, что ПАО «ФСК ЕЭС» оказывало услуги по передаче электроэнергии на спорные объекты НПС-11 и НПС-15 по ЕНЭС как организация по управлению ЕНЭС.

Таким образом, и в отношениях с АО «ДВЭУК» по оказанию услуг по передаче электроэнергии на спорные объекты НПС-11 и НПС-15 ПАО «ФСК ЕЭС» может выступать только в статусе организации по управлению ЕНЭС, а не в качестве территориальной сетевой организации.

Объекты электросетевого хозяйства АО «ДВЭУК» по своему целевому предназначению являются объектами ЕНЭС, а АО «ДВЭУК» - владельцем объектов ЕНЭС.

Указанные объекты созданы АО «ДВЭУК» в рамках реализации схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2010-2016 гг. и соответствуют критериям отнесения к объектам ЕНЭС, установленным постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 41 "О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети".

Подтверждением соответствия объектов АО «ДВЭУК» критериям отнесения к ЕНЭС является приказ Минэнерго России от 05.06.2015 № 343 о включении указанных объектов в Реестр объектов ЕНЭС.

По информации, размещенной на официальном сайте АО «ДВЭУК», целью проектов по строительству указанных электросетевых объектов являлось расширение зоны централизованного электроснабжения и присоединение Олекминского района к сетям ОАО АК «Якутскэнерго», а в дальнейшем и к единой национальной сети России.

При этом, указанные объекты, несмотря на их соответствие критериям отнесения к объектам ЕНЭС, исключены из Реестра объектов ЕНЭС по заявлению АО «ДВЭУК» в отсутствие установленных Правительством РФ оснований.

Поскольку объекты АО «ДВЭУК», через которые осуществляется переток электроэнергии на НПС-11 и НПО-15, соответствуют критериям отнесения к объектам ЕНЭС, отношения АО «ДВЭУК» и ПАО «ФСК ЕЭС» регулируются ст. 7, ст. 8 Закона об электроэнергетике, пп. «б» п. 41, п. 37 Правил недискриминационного доступа.

Абз. 2 п. 3 ст. 8 Закона об электроэнергетике установлено, что заключение такого договора является обязательным для собственника или иного законного владельца объектов ЕНЭС, в связи с чем, в заключении договора, определяющего порядок использования объектов ЕНЭС, в первую очередь заинтересован собственник (иной законный владелец) указанных объектов.

Бездействие АО «ДВЭУК» по урегулированию отношений с ответчиком в соответствии со ст. 7 и ст. 8 Закона об электроэнергетике, привело к тому, что истцом как собственником указанных объектов электросетевого хозяйства, понесены расходы по содержанию своего имущества без возможности получения какого-либо дохода.

Попытка АО «ДВЭУК» переложить экономические последствия своего недобросовестного поведения на ПАО «ФСК ЕЭС» является злоупотреблением правом, поскольку законные основания требовать от ПАО «ФСК ЕЭС» оплаты услуг, которые АО «ДВЭУК» в силу вышеизложенных норм закона не имело прав оказывать, отсутствуют.

Законодательство РФ об электроэнергетике исключает возможность получения владельцем объектов ЕНЭС оплаты от ПАО «ФСК ЕЭС» за оказанные услуги, т.к. согласно пп. «б» п. 41 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между организацией по управлению ЕНЭС и иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, потребителями услуг являются эти иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

Таким образом, законодательно предусмотрен единственный способ возмещения затрат собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС - заключение с ПАО «ФСК ЕЭС» договора о порядке использования объектов ЕНЭС и получение платы, установленной ФАС России.

Истец, указывая на сложившуюся схему передачи электроэнергии в отношении объектов НПС-11 и НПС-15: Каскад Вилюйских ГЭС-1, 2 - ПАО «Якутскэнерго» - АО «ДВЭУК» - ПАО «ФСК ЕЭС» - ООО «Транснефть-Восток», не представил доказательства наличия технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства истца к объектам ответчика.

Согласно п. 34 Правил недискриминационного доступа услуга по передаче электроэнергии предоставляется в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.

В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа факт технологического присоединения подтверждается документами о технологическом присоединении.

В отсутствие подтверждающих документов технологическое присоединение не презюмируется.

Кроме того, истцом не представлены доказательства совершения в заявленный период организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей на объекты НПС-11 и НПС-15 в соответствии с требованиями технических регламентов.

Представленные истцом акты баланса электроэнергии не являются такими доказательствами, поскольку не относятся к спорным правоотношениям, составлены между истцом и ПАО «Якутскэнерго», и составляются в соответствии с п. 187 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442, для определения фактических потерь электрической энергии, подлежащих покупке владельцами объектов ЕНЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.

Ст. 1109 ГК РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства.

Деятельность по передаче электроэнергии регулируется императивными нормами законодательства РФ об электроэнергетике.

Стоимость услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному ценовому регулированию. Произвольное применение цен в расчетах за услуги по передаче электроэнергии не допускается.

Взаиморасчеты между смежными сетевыми организациями производятся на основании индивидуальных тарифов, установленных регулирующими органами.

В силу Закона об электроэнергетике ПАО «ФСК ЕЭС» обладает особым статусом - организации по управлению ЕНЭС и оказывает услуги по передаче электроэнергии на НПС-11 и НПС-15 по магистральным сетям.

Статус ПАО «ФСК ЕЭС» как организации по управлению ЕНЭС в спорных правоотношениях подтвержден вступившими в законную силу судебными актами по делу № А40-54847/15.

Порядок взаимодействия ПАО «ФСК ЕЭС» с иными сетевыми организациями и владельцами объектов ЕНЭС установлен Законом об электроэнергетике и Правилами недискриминационного доступа.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания неосновательного обогащения не имеется, поскольку действующим законодательством, регулирующим деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, не предусмотрена возможность компенсации затрат владельцам сетей при осуществлении передачи электрической энергии в отсутствие соответствующего тарифа и договора.

Таким образом, учитывая, что требования истца не обоснованны, документально не подтверждены, исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании ст.ст. 1102 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст. 65, 110, 111, 123, 156, 167-171 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать АО «ДВЭУК» во взыскании с ПАО «ФСК ЕЭС» неосновательного обогащения в размере 234088305 руб. 04 коп.

Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.

Судья                                                                                     Н.П. Чебурашкина