именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2016г. | Дело № А40-93767/16-129-799 |
Резолютивная часть решения объявлена – 20 сентября 2016
Решение в полном объеме изготовлено – 27 сентября 2016
Арбитражный суд в составе:
судьи Фатеевой Н.В.
при ведении протокола секретарем с/з Трушниковой О.Н.
с участием:
истца – ФИО1 (дов от 05.09.16 удостов № 50/8073) ФИО2 ( дов. от 05.09.16 паспорт РФ)
От ответчика 1 – не явился, извещен.
От ответчика 2 – не явился, извещен.
От ответчика 3 - не явился, извещен.
От ответчика 4- ФИО3 ( дов от 30.12.14, паспорт РФ)
От ответчика 5 - не явился, извещен.
От ответчика 6– ФИО4 (дов. от 14.10.15, паспорт РФ)
От ответчика 7 - не явился, извещен.
От ответчика 8- ФИО5 (дов от 27.01.16, паспорт РФ)
От ответчика 9- ФИО6 (дов. от 30.08.16, паспорт РФ)
От третьего лица 1 –ФИО7(дов. от 31.03.14, паспорт РФ)
От третьего лица 2 – не явился, извещен.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества «Кавказские игры» (ОГРН: <***>, адрес: 117028, <...> д.9.к.1,оф.204А)
к ответчикам:
1)Правительству Кабардино-Балкарской Республики (360000, <...>)
2)Правительству Карачаево-Черкесской Республики (369000, <...> Дом Правительства)
3)Правительству Республики Дагестан (367005, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, лл. Ленина, Дом Правительства)
4)Правительству Республики Ингушетия (386001, <...>)
5)Правительству Чеченской Республики (364020 <...>)
6)Правительству Республики Северная Осетия – Алания (362038, Республика Северная Осетия - Алания, <...>)
7)Правительству Ставропольского края (355025, <...>)
8)Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы (101000, <...>, с. 4)
9) Министерству по делам Северного Кавказа (121069, <...>)
Третьи лица: 1) МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН <***>, 105064 <...>)
2) МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН <***>, 109074 <...>. СТР.2)
о взыскании компенсации в размере 39400000,00 руб.,
Некоммерческое партнерство содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества «Кавказские игры» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Республики Дагестан, Правительству Республики Ингушетия, Правительству Чеченской Республики, Правительству Республики Северная Осетия – Алания, Правительству Ставропольского края, Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы, Министерству по делам Северного Кавказа (далее - ответчики) о солидарном взыскании компенсации за нарушение исключительного права в размере 39 400 000 руб., обязании ответчиков опубликовать решение суда о допущенном нарушении прав на товарный знак с указанием действительного правообладателя.
Истец явился в судебное заседание, исковые требования поддержал в полном объеме со ссылкой на приведенные обстоятельства и имеющиеся доказательства.
Ответчик 4, ответчик 6, ответчик 8, ответчик 9 в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзывах.
Ответчик 1, ответчик 2, ответчик 3, ответчик 5, ответчик 7 не явились в судебное заседание, извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Третье лицо 1 в судебное заседание явилось.
Третье лицо 2, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилось.
Как следует из искового заявления, Некоммерческое партнерство содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества «Кавказские игры» (далее - истец) является обладателем исключительного права на комбинированный товарный знак со словесным элементом «Кавказские игры», изобразительным элементом - вписанное в окружность стилизованное изображение двух мифологических героев, поддерживающих чашу с огнем, мужчина, изображенный справа от чаши с огнем, одет в кольчугу, на поясе - меч, рука держит лук, мужчина, изображенный слева, одет в греческую тунику, между фигурами мужчин расположено стилизованное изображение шкуры животного, символизирующего золотое руно (далее – Товарный знак).
Товарный знак охраняется на основании свидетельства №442485, зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности 09.08.2011г. с приоритетом от 06.09.2010г. на имя правообладателя в отношении услуг 41-го класса Международной классификации товаров и услуг, в том числе в отношении таких услуг как «организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий» и «организация спортивных состязаний», в частности – аренда спортивных площадок; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов; организация спортивных состязаний; предоставление спортивного оборудования; прокат оборудования стадионов; услуги по написанию сценариев; шоу-программы.
В обоснование заявленных требований истец, ссылаясь на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2015г. по иску Некоммерческого партнерства содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества «Кавказские игры» к Министерству спорта РФ, Министерству культуры РФ о взыскании 15 000 000 руб. по делу №А40-124255/13, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015г., Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2015г., указал, что ответчики совместно с третьими лицами на протяжении 2010г., 2011г., 2012г. принимали участие в организации спортивных и культурных мероприятий под наименованием, совпадающим со словесным обозначением Товарного знака, а именно «Кавказские игры», и с использованием логотипа, защищаемого в качестве изобразительного элемента Товарного знака, принадлежащего истцу. Истец указывает, что ответчиками также было допущено смешение символики проводимых мероприятий с графическим изображением, охраняемым в составе Товарного знака.
Учитывая, что правообладатель не давал своего согласия на использование указанного комбинированного обозначения при организации и проведении фестиваля «Кавказские игры», не получал какого-либо вознаграждения за использование Товарного знака, не заключал лицензионных соглашений или договоров об отчуждении исключительных прав, а также отсутствие оснований для бездоговорного или безвозмездного использования ответчиками Товарного знака, истец ссылается на нарушение ответчиками при проведении комплекса спортивных и культурно-просветительских мероприятий в 2010-2012гг. с использованием для их индивидуализации обозначения «Кавказские игры», исключительного права истца на использование Товарного знака, в связи с чем ответчики должны нести ответственность на основании статей 1229, 1252, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно ст. 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1484 Гражданского кодекса исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ, услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, которые вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно пункту 1 статьи 1229 другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей, лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2016г. №305-ЭС16-2802 были отменены решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2015г., Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015г., Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2015г. по делу №А40-124255/13, на которые ссылается истец в обоснование своих требований и которые послужили основанием для подачи истцом искового заявления по настоящему делу к другим ответчикам.
При этом Верховный Суд указал следующее.
«Из материалов дела следует, что еще до регистрации товарного знака истец ввел в гражданский оборот обозначение, сходное до степени смешения со спорным товарным знаком, в целях индивидуализации спортивных состязаний, культурно-зрелищных мероприятий.
При этом генеральный директор истца ФИО8 указывал, в том числе в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации, на факты неоднократного обращения в последующий период в различные компетентные государственные органы Российской Федерации с целью получения государственной поддержки при организации мероприятия «Кавказские игры», символом которого являлось обозначение, сходное до степени смешения с позднее зарегистрированным им товарным знаком.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 11.11.2013 (оставлено в силе апелляционным определением Московского городского суда от 16.05.2014), установлено, что разработанный ФИО8 сценарий проведения фестиваля «Кавказские игры» был официально представлен им на публичное обсуждение в 2006 году для целей разработки Положения о фестивале, что повлекло за собой включение фестиваля в план мероприятий по реализации стратегии экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, куда фестиваль «Кавказские игры» включен как мероприятие, направленное на укрепление общегражданской идентичности, межнациональных отношений и содействия этнокультурному развитию народов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1098-р утвержден организационный комитет по подготовке и проведению ежегодного фестиваля «Кавказские игры» и состав указанного организационного комитета.
В соответствии с пунктом 74 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2014 № 260, организационные комитеты образуются с целью проведения мероприятий общегосударственного значения и решения, принимаемые координационными органами, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 данного распоряжения Минспорттуризм России (в настоящее время Минспорт России) осуществляет организационно- техническое обеспечение деятельности организационного комитета.
В соответствии с разделом II Положения о фестивале «Кавказские игры» - «Организаторы фестиваля» за 2010, 2011, 2012 годы общее руководство по подготовке фестиваля осуществляется организационным комитетом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1098-р.
25.08.2010 генеральный директор истца ФИО8, который в силу пункта 3.8 Устава представляет интересы без доверенности, участвовал в заседании организационного комитета по подготовке и проведению ежегодного фестиваля «Кавказские игры», в результате которого комитетом утвержден план, положение о фестивале, а также логотип эмблемы фестиваля, тождественный изображению, которое в последующем истец зарегистрировал в качестве товарного знака (заявка на регистрацию от 06.09.2010).
Согласно пункту 1 статьи 1264 Гражданского кодекса разработчик проекта официального документа, символа, знака вправе обнародовать такой проект, что фактически осуществил директор истца, обращаясь в государственные органы за поддержкой организации проведения фестиваля, представляя документы об обозначении, участвуя в мероприятиях по утверждению официальных документов фестиваля, в том числе его символа (логотипа).
Согласно пункту 2 статьи 1264 Гражданского кодекса согласие разработчика проекта официального документа, символа или знака для использования государственным органом в целях подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака не требуется, если проект обнародован разработчиком для использования этим органом или организацией.
Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ символика физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия - флаг, логотип, гимн, девиз организатора физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, официальное наименование физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и обозначения, связанные с таким организатором, образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения при упоминании с наименованиями соответствующих видов спорта и (или) указанных мероприятий; зарегистрированные в качестве товарных знаков такого организатора обозначения; охраняемые в качестве промышленных образцов и (или) объектов авторских прав такого организатора талисманы указанных мероприятий, плакаты, опознавательная символика, предметы дизайна указанных мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований; охраняемые в качестве объектов авторских прав такого организатора произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав такого организатора, содержащие обозначения, которые предназначены для индивидуализации указанных мероприятий; любые иные обозначения и объекты, разработанные организатором мероприятия для официального использования на указанных мероприятиях и принадлежащие ему.
Таким образом, изображение, тождественное изображению, впоследствии зарегистрированному истцом в качестве товарного знака, было доведено до всеобщего сведения (введено в гражданский оборот), обнародовано в целях использования в качестве официального символа (логотипа) мероприятия, проводимого при государственном (публичном) участии, генеральным директором истца до регистрации товарного знака, он же участвовал в утверждении изображения (согласовании) в качестве официального символа фестиваля.
При таких обстоятельствах регистрация товарного знака впоследствии истцом под руководством указанного генерального директора, а равно и заявление исковых требований, основанных на такой регистрации, является незаконным и недобросовестным поведением и не может быть признано заслуживающим судебной защиты (статья 10 Гражданского кодекса). Поведение истца по последующей регистрации товарного знака и предъявлению основанного на такой недобросовестной регистрации искового требования направлено на причинение вреда иным лицам и публичному порядку Российской Федерации (что не свидетельствует об умалении иных прав истца и его генерального директора), поскольку после получения государственной поддержки, инициированной самим директором истца, фестиваль «Кавказские игры» приобрел статус общественно значимого мероприятия, проведение которых осуществляется при повышенном контроле со стороны общества».
Суд также учитывает, что в силу п. 2 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ организаторам физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия принадлежат исключительные права на использование наименования такого мероприятия и его символики. Права на размещение рекламы товаров, работ и услуг в месте проведения физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия принадлежат исключительно организаторам такого мероприятия.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ права на логотип фестиваля «Кавказские игры» принадлежат исключительно Организационному комитету.
Согласно указанному Определению Верховного Суда РФ в удовлетворении требований истца о запрете использовать словесное обозначение, сходное до степени смешения с комбинированным товарным знаком по свидетельству Российской Федерации № 442485, и взыскании 15 000 000 рублей компенсации с Минспорта России и Минкультуры России, было отказано.
В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2016г. №305-ЭС16-2802 установлен факт незаконной регистрации Товарного знака истцом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд учитывает следующее.
Истец, привлекая Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Минкавказ России) в качестве ответчика, указывает на то, что Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2015 по делу А40-124255/13 (110-570), оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по тому же делу и Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2015 установлено, что Ответчики по настоящему делу совместно с третьими лицами на протяжении 2010-2012 годов принимали участие в организации спортивных и культурных мероприятий под наименованием «Кавказские игры» с использованием символики и логотипа, защищаемых в качестве изобразительного элемента товарного знака.
Однако Минкавказ России в указанных делах в качестве какой-либо стороны к участию привлечен не был.
Кроме того, Минкавказ России в течении 2010-2012 годов не мог принимать участие в организации спортивных и культурных мероприятий под наименованием «Кавказские игры», поскольку указанный федеральный орган исполнительной власти создан 12.05.2014г. указом Президента Российской Федерации № 321 «О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа».
Таким образом, довод истца о том, что Минкавказ России принимал участие в организации спортивных и культурных мероприятий под наименованием «Кавказские игры» с использованием символики и логотипа, является несостоятельным, а привлечение его в качестве ответчика по настоящему делу необоснованным.
Ответчиками также было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В обоснование указанного довода ответчики указывают, что истец должен был знать о предполагаемом нарушении его прав уже в 2010-2011гг., поскольку проведение Фестиваля «Кавказские игры» широко освещалось средствами массовой информации, между тем исковое заявление было подано истцом лишь в апреле 2016г.
Судом признаны необоснованными доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности на основании следующего.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ч. 1 ст. 200 ГК РФ).
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком.
Истец пояснил, что о том, что нарушения исключительного права истца на Товарный знак были допущены ответчиками, истец узнал 05.11.2014г. при рассмотрении дела №А40-124255/13 в Суде по интеллектуальным правам.
Суд учитывает, что решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2014г. по делу №А40-124255/13 в удовлетворении требований истца к Министерству спорта РФ, Министерству культуры РФ о взыскании 15 000 000 руб. было отказано. Таким образом, в рамках настоящего дела для определения начала течения срока исковой давности правовое значение имеют судебные акты, которыми указанное решение суда от 04.04.2014г. было отменено, а именно: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014г., Постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.11.2014г. Сама по себе открытость информации о порядке проведения и регионах-участниках Фестиваля «Кавказские игры» не свидетельствует о том, что истец знал о предполагаемом нарушении своего права.
При таких обстоятельствах исковое заявление предъявлено в пределах установленного законом срока исковой давности.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца в соответствии со ст.ст. 101, 102, 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 156, 167-170, 176, 180-182 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества «Кавказские игры» в удовлетворении иска о взыскании с ответчиков компенсации за нарушение прав на товарный знак в размере 39400000,00 руб.
Взыскать с Некоммерческого партнерства содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества « Кавказские игры» (ОГРН: <***>, адрес: 117028, <...> д.9.к.1,оф.204А) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 206 000,0 (Двести шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.
Судья Н.В. Фатеева