Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
05 августа 2020 года | Дело № | А40-94710/20-146-704 | ||
Решение по делу принято, и резолютивная часть решения изготовлена 30.07.2020 Мотивированное решение составлено 05.08.2020 | ||||
Арбитражный суд г. Москвы в составе: | ||||
Председательствующего судьи | Яцевой В.А. | |||
рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ дело по заявлению: Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Талисман ДМК» (119180, <...>, эт/пом/ком 1/II/3, ОГРН: <***>, Дата регистрации: 16.12.2016, ИНН: <***>) к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москмостройинвест) (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125009, <...>) о признании незаконным и отмене Постановления от 23.03.2020 № 1 по делу об административном правонарушении № 05-07-20-285-А о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, | ||||
Без вызова сторон | ||||
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Талисман ДМК» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене Постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москмостройинвест) от 23.03.2020 № 1 по делу об административном правонарушении № 05-07-20-285-А о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
Определением от 16.06.2020 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
На основании частей 1, 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом.
Резолютивная часть решения в порядке п. 1 ст. 229 АПК РФ изготовлена 30.07.2020.
В соответствии с п.2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
04.08.2020 в материалы дела в электронном виде от заявителя поступило ходатайство об изготовлении мотивированного текста решения.
В связи с изложенным, суд считает необходимым изготовить мотивированный текст решения.
Лица, участвующие в деле, возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не представили.
От заинтересованного лица в материалы дела поступили копии материалов дела об административном правонарушении и письменный отзыв на заявление, в котором заинтересованное лицо просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, доводы заявления и отзыва на него, исследовав и оценив по правилам ст.71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Постановлением Москомстройинвест от 23.03.2020 №1 по делу об административном правонарушении №05-07-20-285-А ООО «СЗ «Талисман ДМК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19.3. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Посчитав указанное Постановление незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что имеются основания для освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ и ч.2 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Судом установлено, что срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ и ч.2 ст.208 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением обществом не пропущен.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ), постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 №157-ПП «Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства», постановлению Правительства Москвы от 03.07.2012 №317-ПП «Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и Порядку осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории города Москвы».
Москомстройинвест наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ.
Как следует из материалов дела, Тимирязевской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка в отношении ООО «СЗ «Талисман ДМК» по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ при строительстве Объекта «Многофункциональный жилой комплекс с подземной автостоянкой» по адресу: <...>, стр. 1-6 (далее - Объект).
В ходе проверки ООО «СЗ «Талисман ДМК» административным органом установлено следующее (акт проверки № б/н от 25.12.2019).
Деятельность ООО «СЗ «Талисман ДМК» связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Объекта.
ООО «СЗ «Талисман ДМК» осуществляет строительство Объекта на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002030:63, предоставленном ООО «СЗ «Талисман ДМК» по договору аренды земельного участка №М-09-047964 от 02.11.2015 (сроком действия до 13.06.2024). Строительство Объекта ведется на основании разрешения на строительство №77-131000-017518-2018 от 30.06.2018, срок действия до 30.12.2020. Строительство Объекта не завершено.
В ходе проверки установлено, что первый договор участия в долевом строительстве Объекта, расположенного по адресу: <...>, стр. 1-6, зарегистрирован 19.11.2018 (после 01.01.2017) - выдача заключения о соответствии застройщика и проектной декларации положениям законодательства о долевом строительстве в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 №304-Ф3 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» требуется.
Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что ООО «СЗ «Талисман ДМК» в соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ является застройщиком Жилого дома с подземной автостоянкой (кадастровый номер земельного участка 77:09:0002030:63) по адресу: <...>, стр. 1-6.
По результатам проведенной межрайонной прокуратурой проверки информации, размещенной в сети Интернет на сайте: http//наш.дом.рф, (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.01.2020) выявлено, что ООО «СЗ «Талисман ДМК» нарушен порядок размещения в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) на данном сайте информации в отношении Объекта строительства по адресу: <...>, стр. 1-6., а именно допущены нарушения требований ч.5 ст.3, п. 2, 7, 11 ч. 2 ст. 3.1, ч.ч. 3.2, 4 ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 3.1. Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.07.2018 № 175-ФЗ) с 01.10.2018 в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства, в электронном виде должна быть размещена следующая информация:
1)разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ;
2)документы, указанные в пунктах 1, 3, 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, а именно: разрешение на строительство, заключение экспертизы проектной документации, документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок;
3)проектная декларация;
4)заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона;
5)проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ;
6)условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, в случае размещения таких средств на счетах эскроу;
7)документы, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, а именно: аудиторское заключение, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность на ежеквартальной основе за отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть размещена в срок не позднее тридцати календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.
8)фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания);
9)градостроительный план земельного участка;
10)схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
11)документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика;
12)сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
13)извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
14)сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер);
15)иная информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ст.23.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ), ООО «СЗ «Талисман ДМК» обязано размещать в ЕИСЖС информацию, указанную в части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ в редакции Закона №218-ФЗ, а с 01.10.2018 (после истечения 3-х месяцев со дня вступления в силу Закона №175-ФЗ) с учетом положений части 17 ст. 8 Закона № 175-ФЗ информацию, предусмотренную законом № 214-ФЗ в редакции Закона № 175-ФЗ.
В соответствии с ч. 6 ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, неполноту и (или) недостоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ в ред. от 01.07.2018) предусмотрено, что застройщик составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на ежеквартальной основе за следующие промежуточные отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев. Застройщик раскрывает промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее тридцати календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.
Таким образом, срок размещения отчетности ООО «СЗ «Талисман ДМК» за 30.09.2019 начинает проистекать с 01.10.2019 и последний день приходится на 30.10.2019.
Вместе с тем, проверкой административного органа выявлено, что ООО «СЗ «Талисман ДМК» в ЕИСЖС в сети Интернет на сайте: http//наш.дом.рф разместило промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 3 квартал 2019 года - 31.10.2019, то есть с нарушением сроков, что подтверждается скриншотами от 26.12.2019 с сайта http//наш.дом.рф.
Согласно ч. 3.2 ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (в ред. от 01.07.2018 № 175-ФЗ) сведения о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика подлежат размещению застройщиком в ЕИСЖС на ежеквартальной основе одновременно с размещением промежуточной и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
Вместе с тем, проверкой административного органа установлено, что ООО «СЗ «Талисман ДМК» в ЕИСЖС в сети Интернет на сайте: http//наш.дом.рф не разместило документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за 1, 2, 3 кварталы 2019г. (п. 11 ст. 3.1 ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ). Указанные факты, подтверждаются скриншотами от 26.12.2019 с сайта http//наш.дом.рф.
В соответствии с ч.4. ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ изменения, внесенные в сведения и документы, подлежащие раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений.
Проверкой выявлено, что ООО «СЗ «Талисман ДМК» в ЕИСЖС в сети Интернет на сайте: http//наш.дом.рф несвоевременно разместило заключение экспертизы проектной документации от 16.05.2019 № 77-2-1-2-011180-2019.
Указанное заключение экспертизы проектной документации размещено ООО «СЗ «Талисман ДМК» 23.08.2019. Указанный факт, подтверждается скриншотами от 26.12.2019 с сайта http//наш.дом.рф.
Таким образом, административный орган правомерно пришел к выводу о том, что не разместив в единой информационной системе жилищного строительства в установленные законодательством сроки информацию, предусмотренную п. 2,7,11 ч.2 ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ, ООО «СЗ «Талисман ДМК» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, а именно: неразмещение, в соответствии с законодательством РФ, информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщиком, его должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Субъектом правонарушения является лицо, не разместившее в соответствии с законодательством Российской Федерации информацию в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), нарушившее установленный законодательством Российской Федерации порядок, способ, сроки и (или) периодичность размещения информации, либо разместившее информацию не в полном объеме, разместившее заведомо искаженную информацию.
Объективная сторона совершенного правонарушения выражена в нарушении ООО «СЗ «Талисман ДМК» Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ - неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщиком, иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Субъективная сторона (вина) определена следующим.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование отсутствия своей вины ООО «СЗ «Талисман ДМК» указывает, что бухгалтерская отчетность за III квартал 2019 года размещена в ЕИЖС просрочка в 1 рабочий день является незначительной.
Также Застройщик указывает в своих доводах о том, что размещение в ЕИЖС информации о расчете собственных средств и нормативов финансовой устойчивости застройщика за 1,2 и 3 квартал 2019 года не установлено, в связи с тем, что данное требование установлено Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ только для застройщиков, получивших разрешение на строительство после 01.07.2018 года.
В части несвоевременного размещения в ЕИСЖС положительного заключения экспертизы проектной документации, ООО «СЗ «Талисман ДМК» ссылается на то, что размещение самой проектной документации было осуществлено застройщиком 23.08.2019, после внесения соответствующих изменений в разрешение на строительство. Застройщик считает, что до внесения указанных изменений у него не было оснований для опубликования заключения экспертизы с измененными данными в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Таким образом, по мнению застройщика, отсутствует состав административного правонарушения, в связи, с чем производство по делу подлежит прекращению.
Кроме того, ООО «СЗ «Талисман ДМК» полагает, что совершенное им правонарушение является малозначительным, указывает на возможность применения ст.2.9. КоАП РФ.
Вместе с тем, отклоняя указанные доводы заявителя, суд руководствуется следующим.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с ч.1 ст.3.1. Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Частью 2 ст.3.1. Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ установлено, что на официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства, в электронном виде должна быть размещена информация, перечисленная в пунктах 1-15.
Согласно п.7 ч.2 ст.3.1. Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) документы, указанные в п.5 ст.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ застройщик в порядке, определенном ч.2 ст.3.1 настоящего Федерального закона, раскрывает промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее тридцати календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода. Сам факт несвоевременного раскрытия промежуточной бухгалтерской отчетности застройщик признает.
Положения п.7 ч.2 ст.3.1 и ч.5 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ были введены Федеральным законом от 29.07.2017 №218-ФЗ.
Позднее Федеральным законом от 01.07.2018 №175-ФЗ в указанные нормативные правовые акты были внесены изменения.
В соответствии с ч.7 ст.8 Федерального закона от 01.07.2018 №175-ФЗ положения ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 01.07.2018, применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 №218-ФЗ, но с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В частности, согласно ч.17 ст.8 Федерального закона от 01.07.2018 №175-ФЗ до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, способов, сроков и периодичности размещения субъектами информации в единой информационной системе жилищного строительства, обязательное размещение которой предусмотрено федеральными законами, состав такой информации застройщики обязаны размещать информацию, предусмотренную Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ, в указанной системе в порядке, в составе, способами, в сроки и с периодичностью, которые утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Указание на категорию застройщика, в отношении которого распространяется данная норма, а именно: получившего разрешение на строительство до 01.07.2018 или после 01.07.2018. в ч.17 ст.8 Федерального закона от 01.07.2018 №175-ФЗ отсутствует.
Таким образом, при размещении информации в ЕИСЖС, в частности при определении состава раскрываемых сведений и документов, застройщик обязан руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 26.03.2019 №319 «О единой информационной системе жилищного строительства». До вступления его в силу (до 28.05.2019) на застройщиков распространялись требования приказа Минстроя России от 11.05.2018 № 275/пр «Об утверждении Положения о порядке, составе, способах, сроках и периодичности размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Подпункт «и» п.9 Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.03.2019 №319 (далее - Правила), установлено, что застройщик размещает в ЕИСЖС промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за I квартал, первое полугодие и 9 месяцев каждого года, в течение которого был начат и продолжает осуществляться проект строительства, информация о котором раскрыта в составе каждой размещенной в системе проектной декларации. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность размещается не позднее 30 календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода.
Таким образом, ООО «СЗ «Талисман ДМК» обязано раскрывать в ЕИСЖС промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее 30 календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода.
Согласно пп. «н» п.9 Правил и ч.11 п.2 ст. 3.1 Федерального закона застройщик размещает в ЕИСЖС документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика, на ежеквартальной основе одновременно с размещением промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пп. «з» п.9 Правил и ч.2 п.2 ст. 3.1 Федерального закона застройщик размещает в ЕИСЖС заключение экспертизы проектной документации в отношении каждого объекта недвижимости, информация о проекте строительства которого раскрыта в составе каждой размещенной в системе жилищного строительства проектной декларации.
Соответственно, в ЕИЖС должно было быть размещено заключение экспертизы от 16.05.2019 № 77-2-1-2-011180-2019 - 21.05.2020, бухгалтерская отчетность ООО «СЗ «Талисман ДМК» по состоянию на 30.09.2019 и справка о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости за III квартал 2019 года должны быть размещены в ЕИСЖС не позднее 30.10.2019.
Согласно ч.6 ст.3.1. Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ застройщик в соответствии с законодательством РФ несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящей статьей.
Действие административного закона во времени регулируется ст. 1.7. КоАП РФ. в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, ООО «СЗ «Талисман ДМК» имело возможность для соблюдения требований действовавшего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом правомерно установлено в действиях юридического лица ООО «СЗ «Талисман ДМК» событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 13.19.3. КоАП РФ.
В соответствии с п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1. КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2. КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1.КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2. КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При этом вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 №244-0).
Исходя из позиции ВАС РФ, изложенной в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п.8,18.1).
Таким образом, объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.28. и ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в сфере долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.
Данные правонарушения несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщиков, в том числе гражданам - участникам долевого строительства, заключающим указанные договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, причиняют вред общественным отношениям в области эффективного контроля за строительством, создают препятствия в осуществлении контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве, а широкий круг лиц вводится в заблуждение относительно порядка строительства многоквартирных жилых домов.
Такие административные правонарушения посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - сфере долевого строительства.
Это прямо следует из п. 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом ВС РФ 19.07.2017), где четко сказано, что административные правонарушения ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не могут быть признаны малозначительными.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, в материалах дела об административном правонарушении и в материалах арбитражного дела отсутствуют, Обществом не представлены.
В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При этом выявленные нарушения необходимо отнести к категории существенных, так как они посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - в сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов, и нарушают права участников долевого строительства.
С учетом изложенного в действиях юридического лица ООО «СЗ «Талисман ДМК» установлено событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
ООО «СЗ «Талисман ДМК» имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ООО «СЗ «Талисман ДМК» совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Примененный к ООО «СЗ «Талисман ДМК» размер санкции составляет минимальный размер, предусмотренный ч.1 ст.13.19.3 КоАП РФ (50 000 руб.).
Согласно ч. 1 ст.13.19.3 КоАП РФ не размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан -участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Наряду с исследованием вышеуказанных обстоятельств арбитражный суд, согласно положений ст.ст.210,211 АПК РФ, также рассматривает вопрос о соблюдении административным органом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Пленум ВАС РФ в п. 10 Постановления от 02.06.04 №10 разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процедурных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности (ч.2 ст.206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа (ч.2 ст.211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Постановление Тимирязевской межрайонной прокуратуры г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.01.2020 составлено в присутствии представителя ООО «СЗ «Талисман ДМК» по доверенности ФИО1 (от 09.01.2020 №№1,2).
Постановление по делу об административном правонарушении №05-07-20-285-А от 23.03.2020 вынесено с участием представителя ООО «СЗ «Талисман ДМК» (ФИО2 - доверенность от 27.01.2020), а также с участием помощника Тимирязевского межрайонного прокурора г. Москвы (Антонова Е.В. - служебное удостоверение №223971).
ООО «СЗ «Талисман ДМК» уведомлено в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
С целью извещения ООО «СЗ «Талисман ДМК» и его полномочных представителей о дате, времени и месте рассмотрения дела № 05-07-20-285-А об административном правонарушении, определение-вызов от 12.03.2020 № 05-07-20-285-А/1 направлено Москомстройинвестом через ФГУП «Почта России» в адрес:
- 432044, <...> (почтовый идентификатор: 12500944103942). Согласно отчету ФГУП «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12500944103942, определение-вызов № 05-07-20-285-А/1 от 12.03.2020 на дату 17.03.2020 - ожидает адресата в месте вручения.
- 127247, <...> (почтовый идентификатор: 12500944104215). Согласно отчету ФГУП «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12500944104215, определение-вызов № 05-07-20-285-А/1 от 12.03.2020 на дату 17.03.2020 - получено адресатом.
- 119180, <...>, эт/пом/ком 1 /11/3 (почтовый идентификатор: 12500944103904). Согласно отчету ФГУП «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12500944103904, определение-вызов № 05-07-20-285-А/1 от 12.03.2020 на дату 17.03.2020 - получено адресатом.
С целью извещения ООО «СЗ «Талисман ДМК» и его полномочных представителей о дате, времени месте рассмотрения дела об административном правонарушении №05-07-20-285-А, Москомстройинвестом через ФГУП «Почта России» направлены телеграммы в адрес:
- 432044, <...>. Согласно отчету ФГУП «Почта России», телеграмма от 13.03.2020 № 77-21-0460/20 на дату 16.03.2020 - адресат по извещению за телеграммой не является, не доставлено.
- 127247, <...>. Согласно отчету ФГУП «Почта России», телеграмма от 13.03.2020 № 77-21-0461/20 на дату 16.03.2020 -получена адресатом.
- 119180, <...>, эт/пом/ком 1/II/3. Согласно отчету ФГУП «Почта России», телеграмма от 13.03.2020 № 77-21-0458/20 на дату 13.03.2020 -получена адресатом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Москомстройинвестом были соблюдены требования КоАП РФ в части извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени вынесения постановления об административном правонарушении.
Согласно п.6 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных ст.29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки CMC-извещения адресату).
В соответствии с п.39 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами КоАП РФ» по смыслу п.1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В то же время юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61).
Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения поступающей по его юридическому адресу корреспонденции является риском самого юридического лица, все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности должно нести само юридическое лицо (постановление ФАС СЗАО от 27.06.2012 по делу №А13-568/2011 и др.).
Таким образом, по мнению суда, Москомстройинвестом с целью соблюдения гарантий прав были приняты все необходимые меры для извещения ООО «СЗ «Талисман ДМК».
Процессуальных нарушений при вынесении обжалуемого постановления не допущено, порядок и процедура привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 13.19.3 КоАП РФ Москомстройинвестом соблюдены, обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
В соответствии с положениями ст.4.5. КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости составляет 1 (Один) год со дня совершения административного правонарушения.
Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что ООО «СЗ «Талисман ДМК» привлечено к административной ответственности в пределах срока, предусмотренного ст.4.5. КоАП РФ.
В ЕИЖС должно было быть размещено заключение экспертизы от 16.05.2019 № 77-2-1-2-011180-2019 - 21.05.2020, бухгалтерская отчетность ООО «СЗ «Талисман ДМК» по состоянию на 30.09.2019 и справка о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости за III квартал 2019 года должны быть размещены в ЕИСЖС не позднее 30.10.2019.
ООО «СЗ «Талисман ДМК» в ЕИСЖС в сети Интернет на сайте: http://наш.дом.рф разместило промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 3 квартал 2019 года - 31.10.2019.
Факт совершения правонарушения подтверждается скриншотами от 26.12.2019 с указанного сайта http://наш.дом.рф, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.01.2020 и иными материалами административного дела.
Таким образом, Постановление №1 по делу об административном правонарушении №05-07-20-285-А от 23.03.2020 вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст.4.5. КоАП РФ.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, административным органом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, предусмотренные ч.2 ст.211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Все доводы заявителя судом рассмотрены и отклонены, поскольку суд пришел к выводу о том, что они являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства и норм КоАП РФ, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 1.5, ч. 1 ст. 1.6, 2.1, 4.1, 4.5, ч.1, ст. 13.19.3, 24.5, 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 30.7 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Талисман ДМК» о признании незаконным и отмене постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москмостройинвест) от 23.03.2020 № 1 по делу об административном правонарушении № 05-07-20-285-А о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья В.А. Яцева